V. Лекторий МЦР

Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха ведет широкую культурно-просветительскую деятельность. В его залах читаются лекции о жизни и творчестве семьи Рерихов, учении Живой Этики. Тематику лекций составляют также актуальные вопросы науки, искусства, педагогики, культуры. Среди лекций, прочитанных в течение 1994 – 2005 гг., можно перечислить следующие.

Цикл лекций, прочитанных Л.В.Шапошниковой в 1994-1996 гг.:
- апрель 1994 г.
Основные особенности космической эволюции человечества.

- апрель 1994 г. Исторический процесс в свете энергетического мировоззрения Живой Этики.

- октябрь 1994 г. Энергетическая роль учительства в духовно-культурной эволюции человечества.

- ноябрь 1994 г. Энергетическая суть Культуры и её роль в космической эволюции человечества.

- январь 1995 г. Эволюционная роль Центрально-Азиатской экспедиции.

- февраль 1995 г. Роль Живой Этики в становлении научного мировоззрения.

- март 1996 г. Великие законы Космоса.

- апрель 1996 г. Героизм и его эволюционное значение.

- ноябрь 1996 г. Эволюционное учение Живой Этики.

- декабрь 1996 г. Новое мышление и Россия.

1997

Цикл лекций «Мировая культура и Учение Живой Этики».

Прочитано 10 лекций. Лекторы Буданов В.Г., Крашкина Л.И., Мокий В.С., Московский А.В.

1998

Цикл лекций со слайдпрограммой о семье Рерихов, подготовленный и прочитанный Мурашкиной Т.

Цикл «Гуманная педагогика и Живая Этика». «Ноосферное образование: проблемы перспективы».

Лектор Маслова Н.В. (Действительный член РАЕН, директор института холодинамики).

1999

Цикл лекций: «Вершины мировой культуры и творчество семьи Рерихов» (прочитано 19 лекций, лектор Баркова А.Л.):

- Мифологическое мышление.

- Картина мира и ее отражение в художественном произведении.

- Мифологическая символика цветов и картины Рерихов.

- Русское язычество и его отражение в творчестве Н.К.Рериха.

- Мир карело-финской «Калевалы». Серия картин Н.К.Рериха « Героика».

- Скифский звериный стиль в исследованиях Ю.Н.Рериха.

- Возникновение буддизма. Эстетические принципы раннего и классического буддийского искусства Индии. Книга Е.И.Рерих «Основы буддизма».

- Эпос «Рамаяна»: литература и искусство.

- Индуизм: религия, архитектура, скульптура (2 лекции).

- Основы мышления Дальнего Востока.

- Пантеон тибетского буддизма. Символика тханки Шамбалы (2 лекции).

- Культура средневековой Европы: общий обзор.

- Мир скандинавской мифологии: боги «Старшей Эдды»

- От «Эдды» к «Песни о Нибелунгах»: эволюция основного эпического сказания германских народов.

- Исландские саги - уникальный исторический и литературный памятник.

- Средневековая рыцарская поэзия.

- Король Артур и рыцари Круглого Стола: история цикла рыцарских романов.

- Святой Грааль: священный образ на протяжении столетий.

- Легенда о любви сильнее смерти - роман о Тристане и Изольде.

2000

Цикл лекций «Вершины мировой культуры и творчество семьи Рерихов» (прочитано 9 лекций, лектор Баркова А.Л.):

- Картины сотворения мира в мифологии народов земли.

- Священный Огонь: от мифологии к науке.

- Творящий Звук: магия Слова и Музыки в культуре человечества.

- Богиня-Мать - от глубокой древности до современного сознания.

- Бог Земли: от чудовища к мудрому судие.

- Бессмертная Возлюбленная: образ женщины-вдохновительницы сквозь века и культуры.

- Герой на все времена (часть 1). Архаика: Гэсер-хан.

- Герой на все времена (часть 2). Классика: русские былины.

- Возрождение мифологического мышления на рубеже тысячелетий.

Цикл «Сергий Радонежский» (Косоруков А.А., канд. филолог. наук):

- Исторические источники.

- Сергий Радонежский в мирской жизни до монашества.

- Заветы Сергия Радонежского.

Цикл «Художественное творчество Рерихов и мировая художественная культура» (Маточкин Е.П., канд. искусствоведения):

- Леонардо да Винчи и Николай Рерих: художественные параллели.

- Каменный век в творчестве Н.К.Рериха. Пермский звериный стиль в творчестве Н.К.Рериха.

- Тема варягов в творчестве Н.К.Рериха.

- Древний Китай в творчестве Н.К.Рериха.

Цикл «Эволюция сложной целостной системы в свете синергетики и Учения Живой Этики» (Калинина Н.М., докт. технич. наук):

- Формирование и свойства сложной нелинейной системы.

- Особенности развития сложного целого. Эволюционная спираль.

- Выход в суперсистему через взаимопонимание, сотрудничество, кооперацию.

Лавренова О.А., канд. геогр. наук:
- Маньчжурская экспедиция Н.К.Рериха.

Амонашвили Ш.А., академик РАО:
- Мысль и воспитание мысли.

Стрельцова Г.Я., докт. философ. наук:
- Метафизика сердца у Паскаля и в русской культуре.

Книжник Т.О., главный редактор публикаторского отдела МЦР:
- Эпистолярное наследие Е.И.Рерих.

Фролов В.В., докт философ. наук:
- О защите имени и наследия Рерихов.

2002

Кинолекторий «Семья Рерихов» (ведущий Баркова А.Л., канд. филолог. наук):

Зелинский А.Н., канд. ист. наук, директор Центра ноосферной защиты имени Н.Д.Зелинского:
- Воспоминания о Ю.Н.Рерихе с демонстрацией фрагментов из фильма Л.Тележко «Старший сын».

Фролов В.В., докт. философ. наук:
- В защиту имени и наследия Рерихов с демонстрацией фильма Л.Тележко «Щит сердца».

Лавренова О.А., канд. геогр. наук:
- Н.К.Рерих – художник и мыслитель с демонстрацией фильма Р. Сергиенко «Николай Рерих»;

- С.Н.Рерих – основатель Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха с демонстрацией фильма Л.Тележко «Младший сын».

Амонашвили Ш.А., академик РАО:
- Лекторий «Психология и педагогика развития детей».

- Улыбка моя, где ты? (Опыт художественного прочтения педагогического текста).

Андреева А.:
- Музыкально-литературные композиции по творчеству Д.Андреева.

- Даниил Андреев и Рахманинов, Павел Домбровский (фортепьяно).

Янковская Л.В., композитор, педагог, член Союза композиторов РФ:
- Музыкальная культура как фактор эволюции сознания.

- Огонь в форме звуков.

- На шаг впереди себя.

- Гармония жизни в органных произведениях Баха.

Крашкина Л.И., канд. философ. наук:
- Проблема человека в учении Живой Этики.

Акимова В.Г., главный методист муниципального научно-методического Центра образования г.Пензы:
- Студия музыкальной светоживописи как средство формирования гуманного мировоззрения.

Стрельцова Г.Я., докт. философ. наук:
- Проблемы свободы в современном и русском экзистенциализме (Ж.-П.Сартр, Н.Бердяев, Ф.Достоевский, Д.Андреев).

ДьяченкоА.И., астроном, сотрудник МЦР:
- Космический фриз в Музее имени Н.К.Рериха.

ГерасимоваИ.А., докт. философ. наук:
- Учение о человеке в исихазме.

Шевченко Н.А., театровед, педагог, актриса:
- Традиционный театр Востока.

- Традиционный театр Индии (Катхакали).

- Традиционный театр Японии (Но, Кабуки, Бунраку). Трактат «Предание о цветке стиля» Дзеами Мотокие.

- Традиционный китайский театр (Пекинская опера). Трактат «Зеркало просветленного духа» или «Истоки грушевого сада» Хуан Фань-чо.

Баркова А.Л.:
- Тибетский буддизм в непереведенных трудах Ю.Н.Рериха.

Черноземова Е.Н., докт. филолог. наук:
- Метафизическая поэзия как способ выражения Несказуемого.

- Проблема творящего слова в поэме Дж.Мильтона «Потерянный рай».

Стеценко А.В., помощник Генерального директора Музея имени Н.К.Рериха:
- Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха. Факты и домыслы.

2003

Цикл «Вопросы жизни и творчества Рерихов».

Лавренова О.А.:
- «Новая Страна» и кооператив в Маньчжурии.

- Философия пространства в творчестве Н.К.Рериха и С.Н.Рериха.

- С.Н.Рерих – художник и мыслитель.

- Ю.Н.Рерих – вехи жизни и творчества.

Степанова Н.Н., руководитель отдела развития МЦР:
- Петербургский период в жизни и творчестве Н.К.Рериха.

- Рерихи в Центрально-Азиатской экспедиции.

Стеценко А.В.:
- Центрально-Азиатская экспедиция: факты и домыслы.

Разводовская А.С., сотрудник отдела развития МЦР:
- Жизнь семьи Рерихов в долине Кулу.

Цикл «Вершины мировой культуры и творчество семьи Рерихов».

Черноземова Е.Н.:

- Основы мирочувствования современного человека.

Яковлева Е.Г., канд. мед. наук:
- Русские философы-космисты о космической эволюции человечества.

Баркова А.Л.:
- Древнейшее из этических учений. Классическое наследие буддизма.

Стрельцова Г.Я.:
- Метафизика сердца в миропонимании Паскаля и в русской культуре.

Цикл «Актуальные проблемы педагогики»:

Мелик-Пашаев А.А., академик РАО:
- Одаренные дети. Проблемы, пути решения.

Амонашвили Ш.А.:
- Мысль и воспитание мысли.

- Гуманная педагогика как наука.

Черноземова Е.Н.:
- Слово как способ познания и преобразования мира.

2004

Цикл «Художественное творчество Н.К.Рериха. Рассказ об одной картине» (Баркова А.Л.):

- «Земля Славянская» - образ Родины в творчестве Н.К.Рериха.

- Декорации к «Весне Священной» и «Князю Игорю» - сочетание научной археологии и искусства.

- «Книга Жизни» - образ Гималаев в творчестве Рериха.

- «Матерь Мира» - роль этого образа в философии Рерихов.

- «Нагарджуна» - творчество семьи Рерихов и буддийская философия.

Баркова А.Л.:
- Ригведа - величайший памятник индийской литературы и культуры.

- Махабхарата – героика и философия.

- Основные принципы мировоззрения буддийского Востока.

- Китайская живопись и поэзия – путь от чиновника к отшельнику.

- Китайский буддизм и народные верования.

- Древнейшие богатыри русских былин.

- Слово о полку Игореве.

Лавренова О.А.:
- Философия пейзажа в творчестве Н.К.Рериха.

Черноземова Е.Н.:
- О новых формах работы со словом.

Цикл: «Русский космизм в судьбах и лицах».

Аксенов Г.Н., канд. геогр. наук:
- В.И.Вернадский – общественный деятель и ученый. Фильм «Закон Вернадского» (режиссер Р.П.Сергиенко).

Ягодинский В.Н., канд. мед. наук:

- А.Чижевский – поэт, художник, изобретатель, мыслитель.

Флоренский П.В., докт. геолого-минералогич. наук:

- П.А.Флоренский – человек и философ.

Тимошенкова Е.А., директор дома-музея К.Э.Циолковского в Калуге:
- К.Э.Циолковский – гражданин Вселенной.

Кинолекторий (ведущий Баркова А.Л.):

- «Возвращение». Режиссер Тележко Л.

- «Младший Сын». Режиссер Тележко Л.

- «Старший Сын». Режиссер Тележко Л.

Цикл « Е.И.Рерих. «Основы буддизма» (Баркова А.Л.):

- Личность Будды в творчестве семьи Рерихов.

- Этическое и нравственное учение Будды.

- Философия буддизма и учение «Агни Йога».

- Буддийское искусство и творчество семьи Рерихов.

2005

Цикл лекций по антологии гуманной педагогики.

Зуев Д.Д., докт. пед.наук, член-корр. РАО:
- Антология гуманной педагогики – чаша педагогической мудрости. Обзор.

Баркова А.Л.:
- Личность педагога.

Бух Е.Ш., педагог:
- Человековедение по Лесгафту.

Лекция-концерт, посвященный А.Л.Чижевскому. Подготовили учащиеся и педагоги отдела астрономии Дворца детского (юношеского) творчества под руководством Н.В.Дмитриевой и И.А.Грызловой.

Зевельский Ю.В., засл. учитель России, директор московской школы:
- Искания выдающегося русского педагога К.Н.Вентцеля.