Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха ведет широкую культурно-просветительскую деятельность. В его залах читаются лекции о жизни и творчестве семьи Рерихов, учении Живой Этики. Тематику лекций составляют также актуальные вопросы науки, искусства, педагогики, культуры. Среди лекций, прочитанных в течение 1994 – 2005 гг., можно перечислить следующие.
Цикл лекций, прочитанных Л.В.Шапошниковой в 1994-1996 гг.:
- апрель 1994 г. Основные особенности космической эволюции человечества.
- апрель 1994 г. Исторический процесс в свете энергетического мировоззрения Живой Этики.
- октябрь 1994 г. Энергетическая роль учительства в духовно-культурной эволюции человечества.
- ноябрь 1994 г. Энергетическая суть Культуры и её роль в космической эволюции человечества.
- январь 1995 г. Эволюционная роль Центрально-Азиатской экспедиции.
- февраль 1995 г. Роль Живой Этики в становлении научного мировоззрения.
- март 1996 г. Великие законы Космоса.
- апрель 1996 г. Героизм и его эволюционное значение.
- ноябрь 1996 г. Эволюционное учение Живой Этики.
- декабрь 1996 г. Новое мышление и Россия.
1997
Цикл лекций «Мировая культура и Учение Живой Этики».
Прочитано 10 лекций. Лекторы Буданов В.Г., Крашкина Л.И., Мокий В.С., Московский А.В.
1998
Цикл лекций со слайдпрограммой о семье Рерихов, подготовленный и прочитанный Мурашкиной Т.
Цикл «Гуманная педагогика и Живая Этика». «Ноосферное образование: проблемы перспективы».
Лектор Маслова Н.В. (Действительный член РАЕН, директор института холодинамики).
1999
Цикл лекций: «Вершины мировой культуры и творчество семьи Рерихов» (прочитано 19 лекций, лектор Баркова А.Л.):
- Мифологическое мышление.
- Картина мира и ее отражение в художественном произведении.
- Мифологическая символика цветов и картины Рерихов.
- Русское язычество и его отражение в творчестве Н.К.Рериха.
- Мир карело-финской «Калевалы». Серия картин Н.К.Рериха « Героика».
- Скифский звериный стиль в исследованиях Ю.Н.Рериха.
- Возникновение буддизма. Эстетические принципы раннего и классического буддийского искусства Индии. Книга Е.И.Рерих «Основы буддизма».
- Эпос «Рамаяна»: литература и искусство.
- Индуизм: религия, архитектура, скульптура (2 лекции).
- Основы мышления Дальнего Востока.
- Пантеон тибетского буддизма. Символика тханки Шамбалы (2 лекции).
- Культура средневековой Европы: общий обзор.
- Мир скандинавской мифологии: боги «Старшей Эдды»
- От «Эдды» к «Песни о Нибелунгах»: эволюция основного эпического сказания германских народов.
- Исландские саги - уникальный исторический и литературный памятник.
- Средневековая рыцарская поэзия.
- Король Артур и рыцари Круглого Стола: история цикла рыцарских романов.
- Святой Грааль: священный образ на протяжении столетий.
- Легенда о любви сильнее смерти - роман о Тристане и Изольде.
2000
Цикл лекций «Вершины мировой культуры и творчество семьи Рерихов» (прочитано 9 лекций, лектор Баркова А.Л.):
- Картины сотворения мира в мифологии народов земли.
- Священный Огонь: от мифологии к науке.
- Творящий Звук: магия Слова и Музыки в культуре человечества.
- Богиня-Мать - от глубокой древности до современного сознания.
- Бог Земли: от чудовища к мудрому судие.
- Бессмертная Возлюбленная: образ женщины-вдохновительницы сквозь века и культуры.
- Герой на все времена (часть 1). Архаика: Гэсер-хан.
- Герой на все времена (часть 2). Классика: русские былины.
- Возрождение мифологического мышления на рубеже тысячелетий.
Цикл «Сергий Радонежский» (Косоруков А.А., канд. филолог. наук):
- Исторические источники.
- Сергий Радонежский в мирской жизни до монашества.
- Заветы Сергия Радонежского.
Цикл «Художественное творчество Рерихов и мировая художественная культура» (Маточкин Е.П., канд. искусствоведения):
- Леонардо да Винчи и Николай Рерих: художественные параллели.
- Каменный век в творчестве Н.К.Рериха. Пермский звериный стиль в творчестве Н.К.Рериха.
- Тема варягов в творчестве Н.К.Рериха.
- Древний Китай в творчестве Н.К.Рериха.
Цикл «Эволюция сложной целостной системы в свете синергетики и Учения Живой Этики» (Калинина Н.М., докт. технич. наук):
- Формирование и свойства сложной нелинейной системы.
- Особенности развития сложного целого. Эволюционная спираль.
- Выход в суперсистему через взаимопонимание, сотрудничество, кооперацию.
Лавренова О.А., канд. геогр. наук:
- Маньчжурская экспедиция Н.К.Рериха.
Амонашвили Ш.А., академик РАО:
- Мысль и воспитание мысли.
Стрельцова Г.Я., докт. философ. наук:
- Метафизика сердца у Паскаля и в русской культуре.
Книжник Т.О., главный редактор публикаторского отдела МЦР:
- Эпистолярное наследие Е.И.Рерих.
Фролов В.В., докт философ. наук:
- О защите имени и наследия Рерихов.
2002
Кинолекторий «Семья Рерихов» (ведущий Баркова А.Л., канд. филолог. наук):
Зелинский А.Н., канд. ист. наук, директор Центра ноосферной защиты имени Н.Д.Зелинского:
- Воспоминания о Ю.Н.Рерихе с демонстрацией фрагментов из фильма Л.Тележко «Старший сын».
Фролов В.В., докт. философ. наук:
- В защиту имени и наследия Рерихов с демонстрацией фильма Л.Тележко «Щит сердца».
Лавренова О.А., канд. геогр. наук:
- Н.К.Рерих – художник и мыслитель с демонстрацией фильма Р. Сергиенко «Николай Рерих»;
- С.Н.Рерих – основатель Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха с демонстрацией фильма Л.Тележко «Младший сын».
Амонашвили Ш.А., академик РАО:
- Лекторий «Психология и педагогика развития детей».
- Улыбка моя, где ты? (Опыт художественного прочтения педагогического текста).
Андреева А.:
- Музыкально-литературные композиции по творчеству Д.Андреева.
- Даниил Андреев и Рахманинов, Павел Домбровский (фортепьяно).
Янковская Л.В., композитор, педагог, член Союза композиторов РФ:
- Музыкальная культура как фактор эволюции сознания.
- Огонь в форме звуков.
- На шаг впереди себя.
- Гармония жизни в органных произведениях Баха.
Крашкина Л.И., канд. философ. наук:
- Проблема человека в учении Живой Этики.
Акимова В.Г., главный методист муниципального научно-методического Центра образования г.Пензы:
- Студия музыкальной светоживописи как средство формирования гуманного мировоззрения.
Стрельцова Г.Я., докт. философ. наук:
- Проблемы свободы в современном и русском экзистенциализме (Ж.-П.Сартр, Н.Бердяев, Ф.Достоевский, Д.Андреев).
ДьяченкоА.И., астроном, сотрудник МЦР:
- Космический фриз в Музее имени Н.К.Рериха.
ГерасимоваИ.А., докт. философ. наук:
- Учение о человеке в исихазме.
Шевченко Н.А., театровед, педагог, актриса:
- Традиционный театр Востока.
- Традиционный театр Индии (Катхакали).
- Традиционный театр Японии (Но, Кабуки, Бунраку). Трактат «Предание о цветке стиля» Дзеами Мотокие.
- Традиционный китайский театр (Пекинская опера). Трактат «Зеркало просветленного духа» или «Истоки грушевого сада» Хуан Фань-чо.
Баркова А.Л.:
- Тибетский буддизм в непереведенных трудах Ю.Н.Рериха.
Черноземова Е.Н., докт. филолог. наук:
- Метафизическая поэзия как способ выражения Несказуемого.
- Проблема творящего слова в поэме Дж.Мильтона «Потерянный рай».
Стеценко А.В., помощник Генерального директора Музея имени Н.К.Рериха:
- Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха. Факты и домыслы.
2003
Цикл «Вопросы жизни и творчества Рерихов».
Лавренова О.А.:
- «Новая Страна» и кооператив в Маньчжурии.
- Философия пространства в творчестве Н.К.Рериха и С.Н.Рериха.
- С.Н.Рерих – художник и мыслитель.
- Ю.Н.Рерих – вехи жизни и творчества.
Степанова Н.Н., руководитель отдела развития МЦР:
- Петербургский период в жизни и творчестве Н.К.Рериха.
- Рерихи в Центрально-Азиатской экспедиции.
Стеценко А.В.:
- Центрально-Азиатская экспедиция: факты и домыслы.
Разводовская А.С., сотрудник отдела развития МЦР:
- Жизнь семьи Рерихов в долине Кулу.
Цикл «Вершины мировой культуры и творчество семьи Рерихов».
Черноземова Е.Н.:
- Основы мирочувствования современного человека.
Яковлева Е.Г., канд. мед. наук:
- Русские философы-космисты о космической эволюции человечества.
Баркова А.Л.:
- Древнейшее из этических учений. Классическое наследие буддизма.
Стрельцова Г.Я.:
- Метафизика сердца в миропонимании Паскаля и в русской культуре.
Цикл «Актуальные проблемы педагогики»:
Мелик-Пашаев А.А., академик РАО:
- Одаренные дети. Проблемы, пути решения.
Амонашвили Ш.А.:
- Мысль и воспитание мысли.
- Гуманная педагогика как наука.
Черноземова Е.Н.:
- Слово как способ познания и преобразования мира.
2004
Цикл «Художественное творчество Н.К.Рериха. Рассказ об одной картине» (Баркова А.Л.):
- «Земля Славянская» - образ Родины в творчестве Н.К.Рериха.
- Декорации к «Весне Священной» и «Князю Игорю» - сочетание научной археологии и искусства.
- «Книга Жизни» - образ Гималаев в творчестве Рериха.
- «Матерь Мира» - роль этого образа в философии Рерихов.
- «Нагарджуна» - творчество семьи Рерихов и буддийская философия.
Баркова А.Л.:
- Ригведа - величайший памятник индийской литературы и культуры.
- Махабхарата – героика и философия.
- Основные принципы мировоззрения буддийского Востока.
- Китайская живопись и поэзия – путь от чиновника к отшельнику.
- Китайский буддизм и народные верования.
- Древнейшие богатыри русских былин.
- Слово о полку Игореве.
Лавренова О.А.:
- Философия пейзажа в творчестве Н.К.Рериха.
Черноземова Е.Н.:
- О новых формах работы со словом.
Цикл: «Русский космизм в судьбах и лицах».
Аксенов Г.Н., канд. геогр. наук:
- В.И.Вернадский – общественный деятель и ученый. Фильм «Закон Вернадского» (режиссер Р.П.Сергиенко).
Ягодинский В.Н., канд. мед. наук:
- А.Чижевский – поэт, художник, изобретатель, мыслитель.
Флоренский П.В., докт. геолого-минералогич. наук:
- П.А.Флоренский – человек и философ.
Тимошенкова Е.А., директор дома-музея К.Э.Циолковского в Калуге:
- К.Э.Циолковский – гражданин Вселенной.
Кинолекторий (ведущий Баркова А.Л.):
- «Возвращение». Режиссер Тележко Л.
- «Младший Сын». Режиссер Тележко Л.
- «Старший Сын». Режиссер Тележко Л.
Цикл « Е.И.Рерих. «Основы буддизма» (Баркова А.Л.):
- Личность Будды в творчестве семьи Рерихов.
- Этическое и нравственное учение Будды.
- Философия буддизма и учение «Агни Йога».
- Буддийское искусство и творчество семьи Рерихов.
2005
Цикл лекций по антологии гуманной педагогики.
Зуев Д.Д., докт. пед.наук, член-корр. РАО:
- Антология гуманной педагогики – чаша педагогической мудрости. Обзор.
Баркова А.Л.:
- Личность педагога.
Бух Е.Ш., педагог:
- Человековедение по Лесгафту.
Лекция-концерт, посвященный А.Л.Чижевскому. Подготовили учащиеся и педагоги отдела астрономии Дворца детского (юношеского) творчества под руководством Н.В.Дмитриевой и И.А.Грызловой.
Зевельский Ю.В., засл. учитель России, директор московской школы:
- Искания выдающегося русского педагога К.Н.Вентцеля.