На обложке первого выпуска сборника «Живая Этика и наука» – фрагмент картины Н.К.Рериха «Держательница Мира»: на фоне гор прекрасная женщина, бережно держащая шкатулку, в которой хранится частица легендарного камня Чинтамани – дара далекого созвездия Орион; этот дар олицетворяет Красоту, Знание, Любовь. Картина посвящена выдающемуся философу XX века Елене Ивановне Рерих, которая в сотрудничестве с Великими Учителями Востока участвовала в создании грандиозной научно-философской системы, получившей название «Живая Этика».
Выход в свет сборника подтверждает, насколько быстро развивается научно-философская мысль человечества, несмотря на огромные трудности и препятствия, возникающие на пути этого процесса. Еще несколько десятилетий тому назад учение Живой Этики находилось в России под запретом и было недоступно для исследователей. Эти книги с большим риском перепечатывались, перефотографировались и тайком передавались из рук в руки, за это можно было поплатиться карьерой, работой, свободой. Но пришли иные времена. И сейчас мы становимся свидетелями того, как идеи Живой Этики неуклонно входят в научный оборот. Необходимость правильного осмысления всеобъемлющей философской системы Живой Этики приобретает сегодня особенно важное значение.
Отрадно, что в настоящее время наука подходит к осмыслению процесса формирования нового космического мышления, и сборник «Живая Этика и наука» является значимой вехой на этом нелегком пути. Знакомясь с книгой, испытываешь радость – и от разнообразия интересно подобранных материалов, и от высокого научного уровня статей, и от качественного полиграфического оформления.
«Живая Этика и наука» – серьезное научное издание. В книге содержатся статьи, опубликованные ранее в сборниках Российской академии наук и в научных изданиях университетов, среди которых Государственный Уральский университет, Государственный Томский университет, Государственный Саратовский университет, Государственный Башкирский университет, Белорусский государственный университет.
В работах, представленных в сборнике «Живая Этика и наука», отражены вопросы формирования нового космического мышления и его методологии, основные особенности космической эволюции, рассмотрено действие космических законов, показано созвучие философии Живой Этики с русской философской мыслью Серебряного века.
Настоящим камертоном книги стали статьи основоположника научной школы современного рериховедения – Людмилы Васильевны Шапошниковой: «Неизбежность Живой Этики», «Космическое мышление и новая система познания», «Этическая философия космической эволюции», «Философия Космической Реальности», «Синтез действенного блага», «Рерих как мыслитель и историк культуры». В работе «Неизбежность Живой Этики» она убедительно доказывает, что в наши дни эта философская система вызывает большой интерес в научном мире. Крупнейшие ученые современности, такие как академики РАН А.Л.Яншин, А.П.Окладников, Е.М.Примаков, В.Н.Большаков, член-корреспондент РАН С.П.Курдюмов, принимали участие в конференциях, посвященных наследию семьи Рерихов. Значимой вехой на тернистом пути познания стала состоявшаяся в
2003 году в МЦР Международная научно-общественная конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». Резолюция конференции четко определила место учения Живой Этики в эволюционном плане: «Особое место в формировании нового мышления занимает Живая Этика – философия Космической Реальности, которая была создана группой мыслителей Востока в сотрудничестве с Е.И. и Н.К. Рерихами. В ней содержатся основы новой теории познания и его методология»[1].
Научному осмыслению идей Живой Этики способствовали и другие ежегодные научно-общественные международные конференции, проходящие в МЦР, а также деятельность созданного в 2004 году Объединенного научного центра проблем космического мышления. Но введение в научный оборот учения Живой Этики как основы нового культурно-исторического мышления человечества сопровождается целым рядом драматических моментов борьбы со старым мышлением. Среди них: клевета в СМИ в адрес семьи Рерихов, нападки со стороны РПЦ и дьякона А.Кураева, неоднократные попытки госчиновников уничтожить общественный Музей имени Н.К.Рериха.
К сожалению, имеют место и факты недобросовестного подхода некоторых ученых к изучению наследия семьи Рерихов. Защищаются диссертации, в которых положения Живой Этики упрощаются, излагаются предвзято, а клевета на Рерихов приобретает онаученный вид[2].
Л.В.Шапошникова пишет: «Всем нам хорошо известно, что ничто новое, передовое и содействующее эволюции человечества не входило в жизнь без драматической борьбы со старым, подчас сопровождавшейся личными трагедиями подвижников нового.
XX век был свидетелем многих таких событий. Тогда, как и теперь, в противостоянии сошлись Свет и тьма, новое и старое, знание и невежество. И от нас самих зависит результат этого противостояния»[3].
В статье «Космическое мышление и новая система познания» перед читателем разворачивается грандиозная панорама исторического процесса, в ходе которого развивается мышление человечества. Мифологический его вид сменяется религиозным, затем научным, и, наконец, наступает время мышления космического. В конце XIX – начале XX века в России началась Духовная революция, которая привела к явлению Серебряного века в литературе, искусстве и философии. Учение Живой Этики, созвучное философии Серебряного века и идеям таких гениальных ученых, как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, стало основой нового – космического – мышления. Живая Этика опирается на законы космической эволюции и как новая система познания построена на синтезе научного и вненаучного знания. В своей статье Людмила Васильевна формулирует основные методологические положения Живой Этики. Это помогает увидеть все то новое, что учение внесло в философскую мысль XX века.
В работе «Этическая философия космической эволюции» автор доказывает, что учение Живой Этики есть закономерное проявление космической эволюции. Это эволюционный импульс, идущий от Учителей человечества, который направлен на решение важнейшей культурно-исторической задачи – формирование целостного и одухотворенного взгляда на мироздание. Огромную эволюционную роль в становлении космического мышления сыграла деятельность Е.И. и Н.К. Рерихов, которые в сотрудничестве с Учителями Востока принимали участие в создании Живой Этики.
Статья «Философия Космической Реальности» рассматривает появление философии Живой Этики в культурно-историческом контексте XX века. Одной из важнейших особенностей этого времени стало совпадение в России во времени и пространстве духовной и социальной революций и их последующее драматическое противостояние. Л.В.Шапошникова показывает исторический процесс как космическое явление. Она рассматривает категорию двойственности мироздания (в самом широком смысле этого слова) как один из важнейших методологических принципов нового мышления и определяет синтез как «магистральное направление космической эволюции человечества»[4].
В статье «Синтез действенного блага» Л.В.Шапошникова, анализируя труды Н.К.Рериха и работы философа Н.А.Бердяева, исследует такие понятия, как Культура и цивилизация, с точки зрения взаимодействия духа и материи. Людмила Васильевна определяет Культуру как ведущее начало в эволюционном процессе, характеризует ее как «самоорганизующуюся систему духа»[5]. Работа Л.В.Шапошниковой помогает осмыслить современный кризис человечества как следствие нарушения людьми космических законов и понять, что именно в приоритете Культуры лежит выход из создавшейся ситуации.
Материал «Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры» передает образ великого художника, крупного ученого, оригинального мыслителя, путешественника и общественного деятеля планетарного масштаба. Значение его деятельности не было осмыслено до конца ни большинством его современников, ни потомками. Людмиле Васильевне, лично знавшей последнего из семьи Рерихов – Святослава Николаевича, который выбрал ее своим доверенным лицом, удалось донести до читателя величие личности Н.К.Рериха, показать эволюционное значение всех его начинаний.
Нельзя не отметить, что и философские, и исторические труды Л.В.Шапошниковой очень поэтичны и представляют пример духовного синтеза и высокой Культуры.
Статьи других ученых, вошедшие в сборник «Живая Этика и наука», также охватывают широкий круг вопросов, связанных с изучением Живой Этики как новой системы познания.
Л.М.Гиндилис и В.В.Фролов в своей работе «Философия Живой Этики и ее толкователи. Рериховское движение в России» рассматривают процесс духовного кризиса XX века и пути его преодоления. Полемизируя с оппонентами, искажающими положения Живой Этики, они доказывают, что учение является не религиозной, а научно-философской системой и именно науке отводит ведущую роль в познании. Авторы анализируют основные положения философии Живой Этики, в числе которых – многомерность бытия и его энергетическая основа; единство духа и материи; труд как важнейшее средство совершенствования человека; Община, Культура, Красота и Любовь как столпы эволюции и др.
Г.Б.Святохина в статьях «Живая Этика – актуальное учение современности», «“Будем всегда стремиться к Прекрасному!” Живая Этика о значении Духовности и Красоты в жизни человеческого общества», «Вопросы методологии познания в учении Живой Этики – философии Космической Реальности», «Ключевые принципы образования в космическом мировоззрении» размышляет о проблемах современной философии, ее оторванности от духовности и сосредоточении на приземленном. Автор убеждена, что философы уделяют недостаточно внимания идеям русского космизма, которые созвучны трудам Е.П.Блаватской и семьи Рерихов. Живая Этика, полагает Г.Б.Святохина, помогает сформировать у человека целостное восприятие мира. Ведущую роль в этом процессе играет утончение и одухотворение сознания человека.
Ю.В.Никулина в работе «Живая Этика: проблема ее статуса в современной культуре» обращает внимание на то, что философия Живой Этики пронизана духом творчества новой реальности. При этом важнейшим фактором космиче-ской эволюции человечества является Культура. «В наше сложное время идеи Живой Этики, а также культурно-просветительская деятельность ее последователей, – отмечает автор, – могут послужить нравственной опорой для многих людей». Кроме того «великий гуманизм, заложенный в рериховской философии, выраженной прежде всего в учении Живой Этики, может стать краеугольным камнем в деле духовного возрождения человечества»[6].
В.Э.Жигота в статье «Концепция творчества в философии Живой Этики: синтез восточной и западной традиций трансцендентализма» подходит к Живой Этике как философии жизнетворчества. В.Э.Жигота делает вывод об исключительной значимости учения Живой Этики для дальнейшей эволюции человечества на основании синтеза культурных традиций Запада и Востока.
М.А.Можейко в работе «От “этики кодекса” к “этике творчества”: трансформация нравственного сознания в современной культуре» показывает, что современная культура, отказываясь от традиционной «этики кодекса», требует этики особого типа – «этики творчества», рассматривающей поступок человека как результат сознательного внутреннего усилия. Культура постмодерна, формируя потребность в «этике творчества», тем не менее оказывается неспособной сформировать нравственные системы подобного типа. Это порождает новую тенденцию, которую автор называет «ренессансом метафизики», включающую и проблемы духовного совершенствования. Классическим примером такой нравственной системы может служить философия Рерихов. С одной стороны, эта система ориентирована на общечеловеческие ценности, а с другой – она, бесспорно, представляет этику творчества.
А.В.Иванов в своей работе «Феномен сознания и перспективы его изучения с позиций Живой Этики» рассматривает критерии развитого сознания: открытость, то есть свободу от предрассудков и эгоизма; всесторонность развития познавательных способностей; развитость самосознания; наличие в сознании глубинного нравственного стержня. Автор подчеркивает, что в процессе расширения сознания ведущую энергетическую роль играет сердце.
В ряде статей сборника исследуется роль метанаучного знания в дальнейшем развитии человечества.
Л.М.Гиндилис («Наука на рубеже веков: вызовы и проблемы») ставит проблему развития науки и ее статуса в современном мире. Автор рассматривает положение науки в России и дальнейшие пути ее преобразования. Огромную роль в этом процессе, по его мнению, играет метанаучное знание. На пути своего дальнейшего развития наука не может «ограничиваться изучением “косной” материи и “живого вещества” в форме биологических объектов из той же материи...». В будущем наука должна включить «в круг научных интересов также психические и духовные явления, исследование мысли, сознания, души, психической энергии, проблемы бессмертия, смысла жизни, нравственные проблемы, которые прежде относились к сфере религии. Но это не означает возврат к религии»[7].
Статья Е.Н.Князевой и С.П.Курдюмова «Синергетическая парадигма. Основные понятия в контексте истории и культуры» посвящена синергетике как новой научной парадигме, закладывающей основы нелинейного стиля мышления. Авторы находят созвучные мотивы в синергетике и в учении Живой Этики, что дает им возможность с нетрадиционных позиций подойти к понятиям огня и хаоса, диалектике потенциального и актуализированного, проблемам эволюции мира и т. п.
Н.М.Головина («Наука об излучениях биологических объектов») раскрывает историю открытий в области биологических излучений начиная с 1812 года, когда вышла в свет работа Гете «Теория цветов», в которой сообщалось о свечении вокруг растений, видимом некоторыми людьми, – и заканчивая опытами 1981 года, когда П.Е.Ерасов получил снимки ауры внутренних органов человека. «Эффект Кирлиан», фиксирующий излучения живых объектов, как показывает автор, содержит научное подтверждение положений Живой Этики.
Исследование мирового философского контекста формирования учения Живой Этики позволяет обнаружить созвучие ее идей философии Н.А.Бердяева и научным взглядам В.И.Вернадского.
Космизм миропонимания Н.К.Рериха и В.И.Вернадского, как показывает в своей работе Т.П.Сергеева («Космизм в творчестве Н.К.Рериха и В.И.Вернадского»), нагляднее всего проявился в их концепциях исторического процесса, который они характеризуют как явление космического порядка.
В.В.Фролов в своей работе «Николай Константинович Рерих – ученик и Учитель» выявляет роль выдающихся деятелей культуры, у которых учился Н.К.Рерих, в становлении его личности. Прежде всего это выдающийся художник А.И.Куинджи. Определяющей в жизни Рерихов становится встреча с Великими Учителями Востока, водительство которых прошло через всю последующую жизнь этой выдающейся семьи. Именно Закон Учительства позволяет человечеству восходить по ступеням космической эволюции, доказывает автор статьи.
Одним из наиболее плодотворных направлений применения Живой Этики является образование, и прежде всего школьное. Идеи космизма, по мнению Ш.А.Амонашвили («Идеи космизма в педагогическом сознании»), все активнее проникают в педагогику. Это находит выражение в признании педагогами приоритета вечных вопросов – о существовании Высшего Мира и стремлении человека взаимодействовать с Ним, о вечности жизни, бессмертии человека, о мысли как реальной творящей силе.
Подходя с этих позиций к преподаванию истории, можно, как считает в своей работе Е.В.Шнайдштейн («Преподавание истории с позиций Живой Этики»), «расставить те недостающие в нынешних учебниках истории ориентиры и вехи, которые позволяют не только ее “очеловечить”, но и проследить бесконечную смену форм проявления духа в материи, совершенствования человеческой индивидуальности, проследить духовную эволюцию человечества»[8].
О.А.Уроженко в статье «Размышление о культуре внутренней жизни: Вера, Надежда, Любовь как деятельность в пространстве Беспредельности» рассматривает тему постижения Беспредельности через фундаментальные нравственные законы, через чувства – Веру, Надежду, Любовь: «став родовыми качествами человечества, чутко, бережно, с незаметным постоянством ведут они свое великое дело осмысления жизни, восстановления, реабилитации души в условиях “истерзанного мира”»[9].
Надо отметить, что наследие Рерихов являет собой синтез науки, искусства, философии. Оно едино и представляется в виде кристалла высокой Культуры, сияющего разными гранями. Поэтому для правильного и глубокого понимания рериховского наследия ученому важно иметь высокий уровень внутренней культуры, развитое чувство прекрасного, обладать способностью синтетического подхода к явлениям жизни. Авторы работ, опубликованных в сборнике, наделены этими качествами, и в своих трудах им удалось отразить гармонию и целостность учения Живой Этики. Е.И.Рерих писала: «Без красоты не может быть и живых устоев всего бытия. Живая Этика может быть живой лишь для того, в ком и слово о прекрасном всегда живет. Сперва в словах, а затем в немолчном биении сердца живет прекрасная правда...»[10]
В России в 60-х годах XX века началось освоение космического пространства. Наша страна удивила мир, исполнив многовековую мечту человечества о полете в Космос. Но Реальный Космос включает в себя также и миры других измерений, иного состояния материи. В философском наследии Рерихов говорится о том, что гармонии внутреннего мира человека и Вселенной взаимосвязаны, а этика человека обусловлена законами Космоса. Интереснейший процесс, связанный с научным исследованием положений учения Живой Этики, характеризует осмысление и освоение современной наукой именно реального Космоса.
Представляемый сборник – первый в предполагаемой серии. Он стал своеобразным магнитом, собрав на своих страницах ученых, которые увлеченно работают на пути познания в русле Живой Этики. Впереди – дальнейшие издания, которые станут новыми ступеньками лестницы, ведущей к формированию мышления человечества.
Напутствием ученым, работающим на этом нелегком пути, звучат слова Л.В. Шапошниковой: «Пусть знание, мужество и приверженность к истинно новому, несмотря ни на что, ведут нас вперед, туда, где раскрываются светлые перспективы человеческой мысли и Беспредельности»[11].
Примечания
1. Живая Этика и наука. М.: МЦР. 2008. С. 6.
2. Наиболее яркими примерами такого явления стали диссертации В.А.Росова «Русско-американские экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию (1920-е и 1930-е годы)» и Н.Е.Самохиной «Философское учение Агни Йоги: Космос, Человек, Сознание».
3. Живая Этика и наука. С. 11.
4. Там же. С. 76.
5. Там же. С. 83
6. Там же. С. 202.
7. Там же. С. 367.
8. Там же. С. 519 – 520.
9. Там же. С. 476.
10. Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003. С. 76.
11. Живая Этика и наука. С. 13.