В.В.Фролов. Великое путешествие

Вехи

Новое космическое мышление нашло воплощение в трудах многих выдающихся российских и зарубежных ученых. Наиболее плодоносным в этом отношении оказался двадцатый век. Космические идеи В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, П.А.Флоренского, учение Живой Этики Рерихов стали распространяться в обществе. Сегодня новое мышление начинает входить в науку, образование, культуру.
Важную роль в формировании космического мышления играет научная и общественная деятельность известного ученого-индолога, первого вице-президента МЦР, генерального директора Музея имени Н.К.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. Ее философские труды посвящены творческому наследию Рерихов.
Рубежной вехой в жизни Л.В.Шапошниковой стала встреча в 1968 году со Святославом Николаевичем Рерихом. С этого момента главным в творчестве Людмилы Васильевны становится изучение культурного наследия Рерихов, а мировоззренческой основой всех ее работ – философия Живой Этики. «В том, что Живая Этика, – пишет Л.В.Шапошникова, – представляет собой новую, синтетическую систему познания, вобравшую в себя реалии Космоса и отличающуюся от традиционных систем познания, вряд ли можно сомневаться. Название самой философии – Живая Этика – связывает земное и небесное, человека и Космос. Именно в ней мы находим новый подход к исследованию Мироздания, новую его модель. Можно определить Живую Этику как философию космической реальности, включающую в себя систему познания и практику действия»[1]. Ученым проведено масштабное исследование творческого пути семьи Рерихов, которое реализовано в трилогии «Великое путешествие», других книгах и статьях Людмилы Васильевны.
Итак, «Великое путешествие», книга первая – «Мастер»[2].
Обычно книги о выдающихся личностях и их творчестве начинаются с биографии. В «Мастере» – все по-другому. За «Прологом», необычный сюжет которого вводит нас в духовное пространство Великого путешествия, следует глава «Город». «Победа Города над Блокадой, – пишет Л.В.Шапошникова, – самая трагическая в Войне, является и самой значительной в ней. Это была победа безоружного человеческого Духа над вооруженным врагом. В гибельной тьме блокадных ночей, в нечеловеческих страданиях голода, под разрывами снарядов замерзающие и умирающие Люди доказали, что нет на планете ничего сильнее Духа и Культуры. В голодном полусне-полузабытьи Город почти бессознательно грезил о будущей Культурной Планете без оружия»[3]. Этот духовный стержень Город нес в себе с момента своего основания. И Рерих от рождения унаследовал его, пронеся через всю жизнь. Иными словами, Н.К.Рерих был плоть от плоти Города, «Человек и Город как бы обусловливали друг друга»[4]. «Ибо если Город всегда нес в себе Мастера, то и Мастер через всю жизнь пронес в себе этот Город»[5], – отмечает Л.В.Шапошникова.
О начале жизни Н.К.Рериха говорит Документ № 1 – свидетельство о рождении, удостоверяющее, что Николай Константинович родился 27 сентября 1874 года в г. Санкт-Петербурге, а крещен был 16 октября того же года в Андреевском соборе.
Его талантливость проявилась рано. Дипломная работа Рериха «Восстал род на род. Гонец» (1897) в Академии художеств была приобретена П.М.Третьяковым, а посвященные старине картины «Сходятся старцы», «Поход (Старая Русь)», «Заморские гости», «Зловещие» и другие, несмотря на неоднозначное отношение критики, по праву заняли свое достойное место в ряду художественных достижений своего времени.
Объясняя притягательность картин Н.К.Рериха, автор не только не отходит от избранной им в начале книги методологии исследования жизни и творчества Рериха, основой которой является учение Живой Этики, но и убеждает читателя в необходимости именно такого подхода к пониманию личности Николая Константиновича, обладавшего удивительным даром ощущать поток Времени и отбирать в этом потоке нужное для своего творчества. Это, казалось бы, чудесное качество Рериха автор книги, вслед за самим Мастером, называет «историческим настроением». Главное здесь – взаимодействие Времени и Культуры, что придает полотнам Рериха своеобразную неповторимость: их отличает единство знания и искусства, где одно переходит в другое. В сущности, в книге дается ответ на один очень важный и непростой вопрос: что же такое творчество Н.К.Рериха – наука или искусство? – Это «наука, ставшая искусством, и искусство, перешедшее в науку»[6], – отвечает на него Людмила Васильевна.
Творчество Мастера, напитанное всем самым высоким и совершенным из пространства Культуры, имеет глубокие исторические корни. Огромное влияние на Н.К.Рериха оказал духовный подвиг Преподобного Сергия Радонежского. Для всего русского народа Сергий остается духовным Наставником и Учителем. Его идеи не мог не воспринять и Н.К.Рерих, который, расписывая церковные храмы и создавая полотна по мотивам русской истории, как бы продолжил нравственные традиции, заложенные Преподобным. Об этом проникновенно и сердечно написана не одна страница книги[7].
Большим авторитетом для Н.К.Рериха была его жена, Елена Ивановна Рерих, в девичестве Шапошникова. С ней Николай Константинович познакомился в 1899 году, а в 1901 году Елена Ивановна стала его женой. Весь свой жизненный путь Рерихи пройдут вместе, духовно и творчески дополняя и обогащая друг друга. Е.И.Рерих, возвестившая миру о новом, космическом мировоззрении в книгах Живой Этики, станет духовным водителем всех творческих начинаний Н.К.Рериха, а Николай Константинович будет чутко прислушиваться к советам своей «другини» и воплощать ее идеи в своем творчестве. В книге приводятся вдохновенные слова Н.К.Рериха о Е.И.Рерих: «Сорок лет, – пишет Н.К.Рерих, – немалый срок. В таком дальнем плавании могут быть извне встречены многие бури и грозы. Дружно мы проходили всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: “Елене, жене моей, другине, спутнице”, вдохновительнице. Каждое из этих понятий было испытано в огнях жизни. И в Питере, и в Скандинавии, и в Англии, и в Америке, и по всей Азии мы трудились, учились, расширяли сознание. Творили вместе, и недаром давно сказано, что произведения должны бы носить два имени – женское и мужское»[8].
В культурном подвижничестве Рерихов самое живое и активное участие принимали их сыновья – Юрий Николаевич, выдающийся ученый-востоковед, и Святослав Николаевич, художник с мировым именем и оригинальный философ. Таким образом, семья Рерихов представляла собой единое целое и жила постоянной и непоколебимой устремленностью к Культуре, Знанию и творчеству во имя Общего Блага.
С годами Н.К.Рериха все больше захватывал Восток. «Заманчив Великий Индийский путь»[9]. – писал Николай Константинович. Влечение к Индии у Н.К.Рериха было очень глубоким. Он все больше интересовался культурными особенностями развития России и Индии, искал в древних культурах этих стран общие моменты. Особенно властный и неотвратимый зов Индии Рерих почувствовал в 1913 году после встречи в Париже с крупным востоковедом и археологом В.В.Голубевым, показывавшим в столице Франции привезенную из Индии коллекцию. Но устремлениям Н.К.Рериха не суждено было сбыться так быстро, как ему того хотелось.
В 1916 году Н.К.Рерих перенес тяжелое воспаление легких и врачи порекомендовали ему сменить сырой петербуржский климат на более благоприятный. Так Николай Константинович вместе с семьей оказался в финском городе Сердоболь, а чуть позже – на берегу Ладожского озера. Климат Финляндии был благоприятен для Рериха. Предполагалось, что после выздоровления, которое не заставило себя ждать, Николай Константинович возвратится в Санкт-Петербург. Но этого не произошло, так как в 1918 году Финляндия отделилась от России и через некоторое время граница оказалась закрытой. Так начался новый и очень важный период в жизни Рериха.
Жизнь Рерихов на берегу Ладоги внешне протекала тихо и размеренно. В то же время в сознание Николая Константиновича все более входило предчувствие каких-то значительных перемен, в ожидании которых протекал каждый день его жизни. Но Рерих не просто ждал, он много и усиленно работал. Это состояние напряженного творчества, его результаты хорошо описаны Л.В.Шапошниковой. За легендарными аллегорическими образами художественных и поэтических произведений Рериха автору книги удалось увидеть иную реальность.
Картины, написанные в тот период, отражают духовное состояние Рериха – чаяние грядущих перемен: «Ждущая», «Ждут», «Вечное ожидание», «Ожидают на причале». Переживаниями и размышлениями наполнены и стихи Н.К.Рериха 1911 – 1922 годов, собранные в циклах «Знаки», «Вестник», «Мальчику».
Шапошникова смогла донести до читателя и напряженную атмосферу ожидания перемен, и глубинные мотивы выбора Мастером жизненного пути, важной вехой которого стало грандиозное путешествие по Центральной Азии. «Сделав свой выбор, – пишет Л.В.Шапошникова, – он не пожертвовал Россией, а пожертвовал собой ради России. Ради нее он трудился в далекой Индии, достигнув того, чего не удавалось никому до него. Потом, когда многое изменится, его имя назовут среди тех, кто был пионером советско-индийского культурного сотрудничества. Однако его деяние в этой далекой стране было много глубже и значительнее того, что мы называем культурным сотрудничеством. Деяние носило планетарный характер»[10].
Рерихи уехали из Финляндии в 1919 году. Однако до приезда в Индию и экспедиции в Центральную Азию оставалось еще несколько лет. В этот период состоялись выставки картин Н.К.Рериха в Стокгольме, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, других городах. Важным событием, непосредственно предшествовавшим его путешествию на Восток, стала встреча в Лондоне с Р.Тагором.
Долгожданный отъезд в Индию наступил 17 ноября 1923 года, когда пароход «Македония», выйдя из марсельского порта, взял курс на Бомбей. В жизни Н.К.Рериха начался новый этап.

Меч мужества

Основные вехи жизни Н.К.Рериха, ее событийная сторона рассматривается Л.В.Шапошниковой в неразрывном единстве с ее глубинными, духовными пластами. Этот подход реализуется автором книги и при исследовании «индийского периода» жизненного пути Н.К.Рериха. Автор вводит читателя в духовное пространство Индии через ее историю и культуру. Особое место здесь, с точки зрения Людмилы Васильевны, занимает эпоха правления императора Акбара. Индийская культура в эту эпоху переживает небывалый подъем, определяющим моментом которого был органичный синтез индусской и мусульманской культурных традиций. Вдохновитель этого процесса – Акбар – создал духовный орден, объединявший его единомышленников и называвшийся Братством. Братство Акбара напоминало Н.К.Рериху монастырскую общину Сергия, который также стремился утвердить первостепенное значение духовных основ жизни народа. Благодаря автору книги мы попадаем в неповторимый духовный мир Индии, о котором Н.К.Рерих, оказавшийся в стране своей мечты, проникновенно напишет:
«И сердце Индии отзывчиво там, где оно почует взаимность. Никакие слова и уверения не сравняются с великим знанием сердца. Зато и неизменен приговор сердца. Оно знает, где настоящее добро, под любою поверхностью сердце определит сущность»[11].
По приезде в Индию в жизни Рерихов произошло знаменательное событие. В придорожном храме Дарджилинга они встретились с Учителем, который, надо полагать, и определил задачи будущей Центрально-Азиатской экспедиции. Об Учителях Н.К.Рерих знал давно, ибо с ними он уже встречался. В Индии их называли Великими Душами, или Махатмами. Они слыли мудрецами, просветителями, наставниками. Рерих как никто другой понимал значение Учительства в эволюции человечества, ибо он был постоянно связан с Учителями и все свои подвижнические деяния осуществлял под их водительством. Тема Учительства, проходящая через все творчество Н.К.Рериха, через всю его жизнь, очень органично и убедительно раскрыта Л.В.Шапошниковой.
По существу, эта тема звучит во всей книге, где Николай Константинович предстает перед читателем и как талантливый ученик, почитающий и любящий своих учителей, и как Учитель, для которого главным было воспитание у ученика творческого мышления и качества труда.
Именно водительство Учителей помогло Рерихам выполнить их эволюционно-культурную миссию – показать человечеству пути к более высокой, эволюционной ступени развития. Их духовный подвиг, яркой гранью которого является Центрально-Азиатская экспедиция, останется в истории навечно.
Подготовка экспедиции – главное дело жизни Н.К.Рериха в этот период. Задачи экспедиции были многообразны. «Кроме художественных задач, – писал Николай Константинович, – в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне»[12]. Исследуя древнейшие культуры Азии (Индии, Китая, Сибири, Алтая, Монголии, Тибета), Рерих искал общие моменты, объединявшие различные культуры, интересовался проблемами культурного взаимодействия народов.
В июне 1926 года Рерихи совершили поездку в Москву и встретились с наркомами Г.В.Чичериным и А.В.Луначарским, которые проявили большой интерес к экспедиции. Летом того же года Рерихи приехали на Алтай и пошли в глубь Азии, где им пришлось преодолевать встававшие на их пути немалые препятствия.
Одно из них ждало экспедицию на нагорье Чантанг, где они в начале зимы 1927 года на 5 долгих месяцев были задержаны тибетскими властями, за которыми стояли их английские «друзья». «Они (Рерихи. – В.Ф.) должны были погибнуть, – пишет Л.В.Шапошникова. Должны были замерзнуть (столбик термометра доходил до минус 600С. – Прим. авт.). Но не случилось ни того, ни другого. Сила духа оказалась сильнее стихии и зла. Она опрокинула чьи-то расчеты»[13]. Для экспедиции это была критическая ситуация. Но Рерихи благодаря непоколебимости своего духа выстояли и спасли экспедицию. Еще не однажды «крепость духа» Рерихов будет спасать их и их творческие планы. И эта мысль о примате духа в жизни и творчестве наших выдающихся соотечественников последовательно и убедительно проводится в книге Л.В.Шапошниковой.
В 1928 году Рерихи покинули нагорье Чантанг и двинулись в Нагчу (Тибет).
Все четыре года следования экспедиции по просторам Центральной Азии недруги Рерихов пытались мешать им. Как выяснилось впоследствии, задержка экспедиции на плато Чантанг, поставившая под вопрос ее дальнейшее осуществление, была инициирована английской разведкой. Надо сказать, что деятельностью Рерихов интересовались спецслужбы разных стран. В то же время в 30-е годы прошлого века враги Рерихов распространяли слухи, будто Н.К.Рерих связан с различными разведками мира; особенно этим отличались харбинская и американская пресса. Подобное измышление оказалось настолько живучим, что и сегодня еще во многих изданиях далеко не лучшего сорта Н.К.Рерих предстает агентом спецслужб.
На самом же деле все обстоит иначе. Английская, японская, советская разведки и даже Русский монархический союз не только «опекали» Н.К.Рериха, но порой активно противодействовали ему в осуществлении его культурных проектов. Сам же Николай Константинович, как и другие члены его семьи, никогда не был связан ни с одной из разведок мира, ибо смыслом его жизни было созидание культурных ценностей и их защита.
Осуществление научно-культурных задач экспедиции было делом отнюдь не простым, ибо требовало особых духовных талантов, особого подхода как к самой экспедиции, так и к осмыслению ее научных результатов. И такой подход Рерихом был найден. «Это, – отмечает Л.В.Шапошникова, – мысль о великом единстве человека, планеты и космоса. Она появится в работах современных философов много позже. Человек, планета, космос – три основных уровня мироздания – были тесно между собой связаны. Занимаясь проблемами культурно-исторической эволюции человечества, Николай Константинович Рерих рассматривал их только во взаимодействии с двумя другими уровнями. Этот подход открывал новые и интересные аспекты в исследовании научного материала Центрально-Азиатской экспедиции»[14].
Самые интересные в научном отношении находки принес Рерихам Тибет. Именно здесь Николай Константинович стал размышлять о генезисе «звериного стиля» кочевников, следы которого он находил в другом стиле – романском. Этот стиль, впитавший художественное творчество ранних племён готов, кельтов и других, возник на европейском континенте в Х–ХII веках. У Рериха в связи с этим рождается идея единого источника художественного творчества индоевропейских народов. «Из одного колодца почерпнута романская химера, звериный орнамент Алтая и зверьки Китайского Туркестана и Китая. – пишет Н.К.Рерих. – Сибирские пути народов далеко вынесли одинаковый смысл украшений»[15].
Передвигаясь по территориям стран Центральной Азии, Николай Константинович все больше задумывался о культурном и историческом значении Востока в эволюционном развитии человечества. В процессе философских размышлений и научных изысканий у него складывались представления, которые в корне отличались от европоцентристской парадигмы культуры, господствовавшей среди большинства ученых. В значительной мере благодаря этой парадигме мир был разделен на Европу – Запад, стоящий, согласно распространенным представлениям, во главе «прогрессивного развития человечества», – и Восток, «отсталые» народы которого, согласно такому пониманию истории, обрекались на исчезновение и забвение.
Рерих смотрел на историю человечества по-другому. Ему были дороги идеи объединения Востока и Запада, в процессе которого важнейшую роль может сыграть Россия. Источником же культурного развития народов Рерих считал Восток. Именно с Востока на Запад, с его точки зрения, шла древнейшая миграция народов. «Соприкосновение с народами Востока, – писал Н.К.Рерих, – явилось одним из важнейших импульсов средневековья. Оно вызвало во всех областях неожиданное пробуждение. Это был первый расцвет, первый ренессанс»[16].
Автор книги, будучи знатоком творчества Н.К.Рериха, как бы обобщает его философские изыскания, касающиеся исторических путей развития человечества. «Не разъединение, а объединение, – пишет Людмила Васильевна. – Не противостояние, а гармоническое слияние во имя дальнейшего продвижения человеческой культуры. И Рерих, ученый и художник, в своем творчестве показал Восток не как обломок прошлого, а как целый живой организм, функционирующий и действующий в качестве неотъемлемой части мировой культуры и мировой истории. За Востоком стояло будущее, и над ним сиял “вдохновенный иероглиф” наступающей Новой Эры»[17].
Мы уже отмечали, что в книге раскрыты не столько событийная сторона жизни Н.К.Рериха, сколько ее духовное содержание, уходящее своими корнями к иной реальности, проявление которой Мастер находит в Шамбале. Следуя методологии Живой Этики, он изображает ее не только как географическую область в Гималаях, но и как сакральное место обитания общины духовных Учителей и как пространство, в котором благодаря Учителям соединяются мир земной и мир иных измерений материи.
Надо сказать, что эта часть книги, как и все другие ее разделы, прекрасно иллюстрирована репродукциями картин Н.К.Рериха, посвященных Шамбале, другим легендарным сюжетам, затронутым в творчестве Николая Константиновича. Сами эти иллюстрации составляют органическую часть повествования, ибо в соответствии с философией Мастера язык художественных образов в единстве с языком естественным и научным выступает прекрасным средством выражения космического миропонимания. Эта уникальная особенность творчества Н.К.Рериха, обусловленная философией Живой Этики, синтетически осмыслена и убедительно раскрыта Л.В.Шапошниковой.
Реализуемый Людмилой Васильевной исследовательский подход к жизни и творчеству Рериха – прекрасный пример конкретно-исторического применения и развития методологии Живой Этики. Неоценимую помощь в этом Л.В.Шапошниковой, безусловно, оказало то обстоятельство, что в 80-е годы двадцатого века она в одиночку прошла маршрут Центрально-Азиатской экспедиции – за исключением Китая. На маршруте ей пришлось преодолевать те же горные перевалы и другие препятствия, которыми изобиловал путь Рерихов по Тибету, созерцать те же красоты природы, которые открывались взорам Рерихов; Людмила Васильевна впитала в себя тонкую энергетику культурного пространства Центрально-Азиатской экспедиции.
Грандиозная экспедиция Рерихов подходила к концу. Начинались обработка и осмысление ее научных результатов. С этой целью Рерихи создают международный научный центр – Институт Гималайских исследований «Урусвати», что означает «Свет Утренней Звезды». Институт представлял собой научный центр нового типа, в котором проводились комплексные исследования человека. В его работе сочетались как методы традиционные для древней Азии, так и подходы новой науки, которым еще предстояло сформироваться как метод. Работу института отличала большая динамичность его сотрудников: исследователи, жившие в Кулу, регулярно выезжали в различные научные экспедиции; с институтом сотрудничали многие зарубежные учёные.
Н.К.Рерих в течение всей жизни оказывался в сложных обстоятельствах и тем не менее осуществлял масштабные культурные проекты. Благодаря писательскому дару Л.В.Шапошниковой перед читательским взором предстает величественная фигура Мастера с его неиссякаемой энергией творчества и глубоким осознанием личной ответственности за его результаты. Эти качества личности Н.К.Рериха помогли ему в сложных условиях надвигающегося военного конфликта между Японией и СССР осуществить вместе со старшим сыном Юрием очень важную по своим научно-культурным задачам Маньчжурскую экспедицию (1934–1935); ее стратегические замыслы совпадали с идеей Центрально-Азиатской экспедиции. Результаты экспедиции и их осмысление позволили Н.К.Рериху сделать важные научные обобщения, суть которых – идея первостепенной роли Культуры в эволюции человечества. Эта идея вскоре материализовалась в его поистине планетарном проекте – Пакте о защите культурных ценностей. Незадолго до начала Второй мировой войны Николай Константинович, как бы предчувствуя грядущие человечеству испытания, ударил в набат, призывая сохранять и защищать Культуру. В то время, когда политики готовились к войне, Рерих призывал к миру, утверждая в своем Пакте (Пакт Рериха), эмблемой которого стало Знамя Мира, идею защиты культурных ценностей. Л.В.Шапошникова, видя в этой идее Н.К.Рериха один из важнейших принципов его миропонимания и творчества, дает широкую панораму формирования идеи Пакта, процесса его подписания представителями разных стран и его культурного значения для эволюционного развития человечества.
Одним из самых сильных сердечных устремлений Николая Константиновича, бесспорно, была любовь к России. Он, надолго оставивший Родину, никогда о ней не забывал. «Если человек любит Родину, – писал Н.К.Рерих, – он в любом месте земного шара приложит в действии все свои достижения. Никто и ничто не воспрепятствует выразить на деле то, чем полно сердце. Будь благословенен час, когда расцветут все полезные травы. Русскому народу не страшны испытания, претворятся они в достижения»[18].
В годы Великой Отечественной войны Рерих неизменно высказывался в поддержку Красной Армии, роль которой в этой великой битве сил Света с силами тьмы он считал главной.
Не случайно Мастер, создавая свои картины («Ангел последний», «Победа», «Партизаны» и другие), как бы ставил вехи на победоносном пути Красной Армии по полям великих сражений. Николай Константинович не только был патриотом России в годину великих испытаний, он стремился вернуться на Родину после войны и передать России творческое наследие свое и своей семьи. Как только окончилась война, он сразу же начал хлопотать о переезде в Советский Союз. «...Покуда есть сила, – писал Н.К.Рерих, – хотелось бы приложить ее на пользу родной земле»[19].
Но его мечте не суждено было осуществиться. Разрешение властей на въезд в СССР так и не пришло, а 13 декабря 1947 года он ушел из жизни. Николай Константинович умирал с мыслью о Родине, оставив посвященный ей Завет: «Собственности у меня нет. Картины и авторские права принадлежат Елене Ивановне, Юрию и Святославу. Но вот что завещаю всем, всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество. Чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Пусть познавание чужих стран лишь приведет к Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам. Русскому народу, всем народам, которые с ним, даны дары необычные. Сокровища азийские доверены этим многим народам для дружного преуспеяния. Доверены и пространства, полные всяких богатств. Даны дарования ко всем областям искусства и знания. Дана мысль об общем благе. Дано познание труда и бесстрашная устремленность к обновлению жизни. Народы поют и способны к украшению жизни. Где нарождается красота, там придет и расцвет всех трудовых достижений. В мирном труде познается и мир всего мира. В мире идет строительство и светлое будущее. А где постройка идет, там все идет. Полюбите Родину всеми силами – и она вас возлюбит. Мы любовью к Родине богаты. Шире дорогу! Идет строитель! Идет народ русский!»[20]
Переворачивая последнюю страницу книги Л.В.Шапошниковой, начинаешь понимать, что главное в описании Великого путешествия Мастера – это возможность соприкосновения с духовным подвигом Н.К.Рериха и его семьи. Соприкосновение с «Державой Рериха» в высшей степени поучительно для духовного совершенствования человека. И не только потому, что пространство книги приоткрывает неисчерпаемый по своему духовному богатству мир Н.К.Рериха, – книга позволяет осмыслить духовное величие жизни и творчества нашего выдающегося соотечественника. В этом уникальность книги «Мастер».
И еще об одном, очень важном. Книга «Мастер» вселяет надежду на лучшее будущее человечества в сердца тех, кто, вслед за Н.К.Рерихом и прошедшим по маршруту Мастера автором книги, встает на путь духовного совершенствования – путь нелегкий, но для человека единственно возможный.

Держава Рерихов

Касаясь многогранного творчества Л.В.Шапошниковой, нельзя не сказать несколько слов о двухтомнике «Держава Рерихов», выпущенном МЦР в 2006 году к 80-летию со дня рождения и к 50-летию ее творческой деятельности. В этом двухтомнике собраны статьи Людмилы Васильевны за последние 10 лет, выражающие особенности ее творчества.
Это прежде всего работы о Рерихах, где Л.В.Шапошникова дает ответ на главный вопрос, возникающий у всех, кто серьезно задумывается над их творчеством: что сделали Рерихи, чего они достигли? – Сделали Рерихи для человечества неоценимо много. Они совершили несколько кардинально важных шагов, подготовивших переход человечества на новую эволюционную ступень. Е.И.Рерих под руководством Учителей в Огненном Опыте, по существу явившемся научным экспериментом, осуществила переход к более высокой энергетике. Ассимилируя в процессе трудной и мучительной работы новые космические энергии, Е.И.Рерих способствовала развитию энергетики земного человечества.
Под водительством Учителей Н.К.Рерих вместе с Еленой Ивановной и сыном Юрием осуществил грандиозную Центрально-Азиатскую экспедицию, целью которой явилось исследование особенностей культурного развития народов Центральной Азии. Для обобщения и изучения результатов экспедиции в 1928 году Рерихи создали в долине Кулу Институт «Урусвати», в котором стали сотрудничать выдающиеся ученые из разных стран мира. Н.К.Рерих выдвинул идею Пакта в защиту культурных ценностей и его эмблему Знамя Мира. Чем больше проходит времени, тем ярче высвечивается культурно-историческое значение Пакта Рериха и Знамени Мира, символизирующих ведущую роль культурных ценностей в жизни человечества, необходимость их утверждения и защиты от варварства.
Но главное эволюционное действие Рерихов состоит в том, что Николай Константинович и Елена Ивановна под руководством Учителей оформили и передали человечеству учение Живой Этики, раскрывающее закономерности его космической эволюции. Можно сказать, что статьи о Живой Этике представляют собой мировоззренческое ядро всего двухтомника «Держава Рерихов». Поскольку «Живая Этика» – основа космического миропонимания семьи Рерихов и самого автора двухтомника. В таком контексте становится понятной не только проблематика собственно учения Живой Этики, – в нем раскрывается новая система познания космической реальности, объединившая эмпирический и вненаучный способы познания, понимание синтеза как магистрального направления космической эволюции человечества, самосовершенствования человека как космического существа, человеческой истории как природно-космического процесса и многое другое.
В свете философии космической реальности Живой Этики проявляются истинные очертания и сущность любого вопроса, связанного с изучением, популяризацией и защитой наследия Рерихов. Поэтому Л.В.Шапошникова не устает повторять, что методология Живой Этики имеет основополагающее значение для осмысления проблем космической эволюции природы, человека и человечества. В ее статьях убедительно показано, что учение Живой Этики возникло как синтез Восточной мудрости, русской культуры Серебряного века и Западной науки.
Это учение, принесенное нам Рерихами, имеет своих подвижников и последователей. О них проникновенно и сердечно повествует Людмила Васильевна на страницах второго тома. В их числе автор называет венгерского исследователя Чома де Кереша, посвятившего жизнь разработке тибетского словаря, эстонского хранителя архива о Н.К.Рерихе П.Ф.Беликова, написавшего прекрасную работу о нем, гениального русского философа В.С.Соловьева, показавшего непростой путь духовного преображения человека, выдающегося хирурга Пирогова, оставившего нам в своем дневнике бесценные свидетельства полета своего творческого воображения, в пространстве которого ученый ставил так актуальные сегодня проблемы формирования космического миропонимания. И наконец, почти наш современник государственный деятель Болгарии, подвижник культуры, намного опередивший свое время, Людмила Живкова. В своих рассказах об этих подвижниках Людмила Васильевна находит такие ракурсы, которые позволяют ей раскрыть личность и уникальную роль каждого из них в этом сложнейшем процессе.
Второй том «Державы Рерихов» открывается статьями, посвященными полной драматизма истории создания по инициативе С.Н.Рериха Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Л.В.Шапошникова в этой истории – главное после Святослава Николаевича Рериха действующее лицо. Поэтому ее рассказ о Музее – это рассказ самого активного участника событий.
Идея общественного Музея имени Н.К.Рериха была разработана С.Н.Рерихом и по его инициативе блестяще реализована в России Л.В.Шапошниковой. Основой Музея стало наследие Рерихов, переданное Святославом Николаевичем нашей стране, где государство не только никогда не выделяло никаких финансовых средств на создание Музея, но, напротив – в лице минкультуры попыталось отобрать у МЦР музейное здание. Как же в таких условиях все-таки удалось сохранить наследие семьи Рерихов и создать общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха?
Людмила Васильевна показывает, что это стало возможным только благодаря народной финансовой поддержке и прежде всего – меценатской помощи семьи Булочников – Бориса Ильича, являющегося председателем правления Мастер-Банка, его жены – Надежды Михайловны, их сыновей – Игоря и Александра, а также поддержке мэра Москвы Ю.М.Лужкова, инициировавшего решение Московского правительства о передаче здания усадьбы Лопухиных в долгосрочную аренду МЦР. Благодаря такой поддержке Музей имени Н.К.Рериха встал на ноги; в 1997 году состоялось его окончательное открытие в усадьбе Лопухиных. Музей открылся несмотря на правительственное Постановление 1993 г. за № 1121 «О государственном Музее Н.К.Рериха», согласно которому у общественного Музея имени Н.К. Рериха усадьба Лопухиных изымалась и передавалась Музею Востока. В этом разделе двухтомника Л.В. Шапошникова на конкретных фактах не только показывает, как развивались события, но и, будучи главным действующим лицом борьбы за Музей и наследие семьи Рерихов, раскрывает весь ее накал и драматизм, позиции сторонников Музея и его недругов.
Итак, Музей имени Н.К.Рериха стал реальностью и за годы своего существования превратился в многофункциональный научно-культурный центр мирового уровня.
Однако вокруг наследия семьи Рерихов и Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха (МЦР) не утихают драматические события. Кампания, которая ведется против них представителями Русской Православной Церкви, некоторыми журналистами и писателями, перешла все границы. В ход идут самые различные средства – от псевдонаучных, извращенных трактовок жизни и творчества Рерихов до неприкрытой лжи и случаев сжигания их книг в церковных дворах. Противники Рерихов не оставляют попыток чернить и унижать наше национальное культурное достояние.
Об этическом и правовом беспределе, сложившемся вокруг наследия Рерихов и МЦР, не раз писали известные деятели науки и культуры, журналисты центральных изданий, представители рериховских культурных организаций. Были и тревожные обращения общественности к верховной власти: наследию Рерихов грозит уничтожение! К сожалению, эти обращения не возымели действия, остались без ответа...
Кампания клеветы, развернутая вокруг наследия Рерихов и МЦР, акции, направленные на разрушение Центра-Музея имени Н.К.Рериха и захват наследия Рерихов, – все это мешает работе МЦР по формированию космического миропонимания, помогающего человеку понять закономерности развития Мироздания, свою собственную природу и продвигаться к более высокой эволюционной ступени. Но именно космическому миропониманию посвящены многие страницы книги, а также другие труды Л.В.Шапошниковой. Так, в одной из статей Людмила Васильевна рассказывает о выдающемся представителе космизма в искусстве ХХ века Н.Чюрлёнисе (1875–1911). Автор тонко и в то же время убедительно вводит читателя в мир Красоты гениального литовского художника и музыканта. Рассматривая его творчество, она выявляет в нем те же интуиции, которые впоследствии позволили Рерихам сформировать строгую концепцию космического понимания бытия.
Одно из достоинств юбилейного двухтомника – выявление конкретно-исторических обстоятельств формирования нового мышления. «Красота рукотворная» – так называется раздел второго тома, где автор демонстрирует созвучие космических мотивов художественного творчества Рерихов и современных художников-космистов, чьи картины уже не один год экспонируются в залах Музея имени Н.К.Рериха. Можно долго перечислять их имена, и каждое займет достойное место в этом ряду. Их творчество – отблеск иных миров. Художники, о которых идет речь, как отмечает Л.В.Шапошникова, вслед за Рерихами выражают в картинах Красоту инобытия, так необходимую людям для их «малых путешествий» в вечном потоке времени.
Воплощение и подтверждение истинности такого понимания Красоты мы находим в авторском описании прекрасной Венеции и венецианского карнавала, в котором как бы слились все краски, формы и звуки, олицетворяющие Красоту иных миров. Так ярко и проникновенно, как это удается сделать Л.В.Шапошниковой, может рассказывать о карнавале в Венеции только очевидец событий, способный чувствовать его нездешнюю Красоту.
Жизненные подвиги семьи Рерихов пронизаны высочайшей духовностью, источником которой является учение Живой Этики. И это чувствует сердце каждого, кто, устремляясь к Красоте и Знанию, соприкасается с творчеством уникальной семьи. Подвиги эти совершены Рерихами уже достаточно давно. Но значение их благодаря своему духовному смыслу с течением времени не только сохраняется, но и усиливается, а в будущем возрастет многократно. Духовные откровения семьи Рерихов как бы связывают прошлое, настоящее и будущее. «Прошлое…, – рассуждает Людмила Васильевна, – оно бывает разное. Чем определяется его значимость? Чем измерить смысл прошлого деяния? Думаю, не ошибусь, если скажу, что смысл и значимость прошлого заключены в его связи с настоящим и будущим. В той неразрывной связи, которая по-иному заставляет нас осмысливать наше настоящее и яснее видеть будущее»[21]. В осуществлении этой связи творчества Рерихов с настоящим и будущим бесспорная роль принадлежит Л.В.Шапошниковой, которая всей своей жизнью свидетельствует о плодоносном духе Живой Этики, о высоком значении деяний Рерихов и нравственных заветах великой семьи.
Людмила Васильевна, посвятившая полжизни изучению наследия Рерихов, утверждению их идей и осуществлению заветов, черпает силы и вдохновение не только в творчестве Рерихов, но и в их исследовательской деятельности. Пройдя маршрутом их Центрально-Азиатской экспедиции, Л.В.Шапошникова приобрела неоценимый духовный опыт для понимания творческого пути семьи Рерихов. Осмысливая жизненный путь и творчество Мастера, Людмила Васильевна как никто другой видит, каких нечеловеческих усилий стоило Рерихам осуществление экспедиции, и как никто может оценить ее эволюционно-культурное значение. О своем путешествии по маршруту Мастера Л.В.Шапошникова проникновенно и с неподдельным юмором повествует в двухтомнике «Держава Рерихов»[22]. Обобщая свои впечатления об Алтайском отрезке экспедиционного маршрута, Людмила Васильевна пишет: «Алтайский маршрут Центрально-Азиатской экспедиции был завершен в лето 1976 года. У меня не возникло тогда сомнений в правильности сделанного. Алтай открыл передо мной целый мир, который был частью того, чем занимался и над чем работал Рерих. Я считала, что все те проблемы, о которых он писал в своих экспедиционных дневниках, имеют перспективу, они только начало того исследования, которое нужно продолжать»[23]. Этот вывод автора книги находит свое подтверждение в исследованиях выдающихся ученых. «В 1976 году, – рассказывает Людмила Васильевна, – в Новосибирске проходила конференция “Рериховские чтения”, на которой выступил академик А.Н.Окладников и другие известные археологи. В своих выступлениях они доказали, что изыскания Рерихов в области археологии Сибири и Алтая и их исследования в вопросе о переселении народов не потеряли своего значения. И поэтому академик Окладников, говоря о Н.К.Рерихе, отметил: “Мы идем за ним”»[24].
В последние десятилетия идеи Рерихов находят множество последователей в Рериховском движении, проблемам которого во 2-м томе посвящяется целый раздел. Л.В.Шапошникова проводит здесь глубокий культурологический анализ этого движения, раскрывая его роль в современном общественном развитии, в борьбе Света с тьмой. «Рериховское движение, – пишет она, – есть неотъемлемая часть жизни нашей страны, несущее в себе все особенности ее жизни. И поэтому его история есть борьба добра со злом, Света с тьмой. Также надо понять, что эта борьба идет не где-то, в каком-то внешнем пространстве, она проходит в самом движении и грозится развалить его. Мы сейчас наблюдаем своеобразную нравственную поляризацию сил в движении: с одной стороны – самопожертвование, истинная духовность, ум и сердце, устремление к добру и мужество; этот сильный энергетический полюс включает в себя, к сожалению, меньшинство рериховцев. С другой стороны, мы видим и нередко на себе ощущаем – невежество, амбициозность, трусость, гипертрофированную самость и низкий уровень сознания, следствием чего и являются вышеперечисленные качества. Между этими полюсами в последнее время сформировалось явление, имя которому – толпа. Толпа и есть то ненадежное объединение равнодушных и пассивных, о которых писал Бруно Ясенский. Толпа эта все время колеблется от одного полюса к другому, подобно темной болотной воде, нанося немалый вред своей неустойчивостью, прежде всего, полюсу добра и мужества. И если мы в самом ближайшем будущем не осознаем этой реальной расстановки сил в Рериховском движении, то окажемся свидетелями нравственного разложения движения, а затем и его гибели»[25]. Однако, потенциал Рериховского движения еще далеко не исчерпан. Об этом говорят статьи последователей идей Рерихов о творчестве Людмилы Васильевны, помещенные в заключительном разделе второго тома.
Творческие достижения Л.В.Шапошниковой отмечены многочисленными дипломами, медалями и почетными званиями, сведения о которых читатель найдет в Приложении к двухтомнику. Там же помещены библиография трудов Людмилы Васильевны, насчитывающая около 400 работ, более 20 из которых – книги, а также список публикаций о Л.В.Шапошниковой.
Содержание двухтомника свидетельствует, что нашим современником является выдающийся ученый, философ и общественный деятель, своими трудами внесший и продолжающий вносить огромный вклад в разработку, защиту и популяризацию творческого наследия Рерихов, одухотворенного идеями нового космического мышления.

Примечания

1. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Кн. 1. М.: МЦР, 2003. С. 5–165.
2. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 1. Мастер. 2-е изд., испр. и доп. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2006. 624 с.: ил.
3. Там же. С. 15.
4. Там же. С. 27.
5. Там же.
6. Там же. С. 48.
7. См.: Шапошникова Л.В. Мастер.
8. Рерих Н.К. Листы дневника. М.: МЦР, 1995. Т. 2. С. 460.
9. Рерих Н.К. Зажигайте сердца. М., 1975. С. 60.
10. Шапошникова Л.В. Мастер. С. 137.
11. Там же. С. 196.
12. Рерих Н.К. Цветы Мории; Пути Благословения; Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 159–160.
13. Шапошникова Л.В. Мастер. С. 282.
14. Там же. С. 319–320.
15. Рерих Н. Алтай – Гималаи: Путевой дневник / Предисл. К.Брэгдона. Рига: Виеда, 1992. С. 68 – 69.
16. Рерих Н.К. Восток – Запад. М.: МЦР, 1994. С. 99.
17. Шапошникова Л.В. Мастер. С. 363.
18. Там же. С. 569.
19. Рерих Н.К. Листы дневника. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1996. Т. 3. С. 103.
20. Шапошникова Л.В. Мастер. С. 606.
21. Шапошникова Л.В. По пути Рериха //Шапошникова Л.В. Держава Рерихов: Сб. ст. В 2-х т. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2006. Т.2. С. 191–192.
22. Шапошникова Л.В. Великое путешествие, Кн. 2. «По маршруту Мастера».
23. Шапошникова Л.В. Держава Рерихов. Т. 2. С. 191–192.
24. Там же. С. 192.
25 Там же. С. 409–410.