В основе содержания книги «Музей и его директор» – история создания уникального общественно-культурного центра. «Культура защищает историческое достоинство народа»[1], – писал Николай Рерих. Члены его великой семьи – величайшие гуманисты, уникальные художники, философы и миссионеры – самоотверженно любили Родину и верили в ее великое будущее. Они оставили нам в наследство огромный энергетический потенциал, помогающий сохранять мир и ценить прекрасное. Прогрессивные идеи, однажды родившись, не исчезают. Они, обретая последователей, набирают силу, кристаллизуются, их мощная энергетика требует созидательного действия. Битва за Культуру, за сохранение творческого наследия и духовных достижений – вот поле, где совершаются современные подвиги и трудятся герои наших дней.
В самом центре Москвы, на территории бывшей усадьбы Лопухиных, бережно восстановленной из руин, сегодня находится Центр-Музей имени Н.К.Рериха. Этот Музей – своего рода исключение. Здесь все носит исключительный характер: общественный статус музея – исключение; оригинальная концепция экспозиции напрямую связана с утверждением гуманных идей нового сознания, тематический спектр научно-исследовательских работ поднимает проблемы исключительной значимости. Само существование музея – без государственной поддержки и при полном отсутствии бюджетного финансирования, вопреки всем попыткам рейдерских захватов, вопреки инквизиторским попыткам церковных фанатиков девальвировать и дискредитировать просветительский характер работы по сохранению наследия, – это тоже беспрецедентный случай торжества созидательной мысли, воплощенной в действие. Двадцать лет жизни первого столь масштабного общественного Центра-Музея есть вполне состоявшийся исторический факт.
С момента принятия решения о создании Музея его бессменным директором, идеологом и организатором многосторонней деятельности является Людмила Васильевна Шапошникова. Она – доверенное лицо Святослава Николаевича Рериха, человек, сумевший творчески реализовать идеи семьи Рерихов и создать в России уникальное культурное пространство в форме Международного Центра Рерихов и Музея имени Н.К.Рериха.
И это – центральная тема книги. По мнению В.В.Фролова, затронутые в ней аспекты имеют определяющее значение для истории становления общественно-культурной организации и деятельности его директора. Прежде всего, это тема сотрудничества Л.В.Шапошниковой с С.Н.Рерихом. Это как бы камертон, на который настроена основная сюжетная линия повествования. Определяющее и объединяющее значение для творчества Рерихов и Л.В.Шапошниковой имеют идеи философской системы космической реальности; именно этот аспект придает книге «Музей и его директор» целостность и мировоззренческую определенность.
Первая глава начинается, как сказал во время презентации книги редактор публикаторского отдела МЦР П.Ф.Волков, – с предыстории Музея, с предыстории самой Людмилы Васильевны как его директора: «Забегая немного вперед, скажу, что трудно, наверное, невозможно найти другой такой пример, чтобы человек был так тесно, так предопределенно, избранно и бесповоротно связан судьбою уже с самых ранних дней с делом всей последующей жизни, с делом своей души, своего сердца, ума, рук. Прочитав книгу, вы убедитесь, что это так. В этом я вижу один из главных – глубинных – смыслов книги.
Судите сами: родилась в доме известного путешественника, исследователя Центральной Азии, Монголии и Тибета Г.Н.Потанина. Символично? Фамилия новорожденной девочки – Шапошникова. Зная, что произошло с ней в будущем, я совсем не уверен, что это было простое совпадение. Среди предков – князья Трубецкие: исторические деятели, философы, люди масштабные, незаурядные. После школы – МГУ, почему-то восточное отделение, совершенно не популярное в 40-е годы. И уже тогда, – как оказалось, на всю жизнь, – интерес именно к Индии. После вуза несколько лет преподавания в alma-mater, а затем стажировка в Хайдарабадском университете. Последнее – прямое движение к уже ясно осознанной цели: стать безупречным специалистом-индологом. Конечно, не каждому из молодых востоковедов выпадает такое счастье. Снова избранность судьбы?
Дальше: жизнь среди малоизвестных, первобытных народностей Индостана. Восхищение этой страной, ее культурой, людьми. И наконец, знакомство, а затем дружба со Святославом Николаевичем, последним из великой семьи Рерихов. Счастливое стечение обстоятельств? И да, и нет. Мне видится в этом снова нечто предопределенное. И фраза, сказанная Святославом Рерихом при встрече: “Входите, я Вас ждал”, – воспринимается не только как обычное приветствие хозяина гостю, а в куда более глубоком, чуть ли не мистическом смысле. Едва ли не с этого мгновения Рерихи, их жизнь, творчество и созданная ими философия космической реальности – Живая Этика – входят в ее сознание и занимают главенствующее, доминирующее место в ее душе и мыслях.
И вся ее последующая жизнь подчиняется теперь этому подвижническому служению, а точнее – призванию».
Встрече Людмилы Васильевны со Святославом Николаевичем предшествовало знакомство с населением и обычаями Индии. Это показано через прекрасные, наполненные живым интересом исследователя-этнографа книги Л.В.Шапошниковой, посвятившей много времени изучению культуры древних индийских племен. Позже эта тема еще мощнее зазвучит в трилогии «Великое путешествие».
Особо выделяется тема Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, по маршруту которой (за исключением ее китайского отрезка) спустя пятьдесят лет в одиночку отважно прошла Л.В.Шапошникова. Единственным ее «оружием» в многомесячном путешествии по баснословно отдаленным в то время от цивилизации местам был фотоаппарат, а защитой – знание языков, искренний интерес и уважение к людям, их обычаям. Это путешествие позволило ей лучше ощутить и понять значение культурной миссии Рерихов на нашей планете.
Результатом путешествия Л.В.Шапошниковой стала захватывающая панорама фото и литературных образов многотысячелетней истории национальных культур, осознание грандиозности открытий, совершенных Рерихами в 20-е годы XX века.
В том, что Л.В.Шапошникова первой прошла по пути великого Мастера, от Алтая до Гималаев, есть и особый судьбоносный смысл. Это деяние во многом предрекло то будущее, которое спустя десять лет стало главным делом ее жизни – быть хранителем наследия Рерихов и продолжателем идей Живой Этики. Завершение экспедиции стало началом нового этапа ее жизненного пути, началом серьезнейшего испытания на прочность силы духа, верности обретенным идеям и мужества идти до конца.
Далее в книге постепенно набирает силу сюжетная линия зарождения и становления Музея. Николай Константинович и Елена Ивановна мечтали о том, чтобы их труды, осуществленные во имя светлого будущего, обрели постоянное пристанище в России. Святослав Николаевич решает, а точнее – решается передать наследие родителей в Россию. Доверенное лицо – Людмила Васильевна. Условия: создание общественного музея, и именно в том месте, которое он сам выбрал – центр Москвы, бывшая усадьба Лопухиных, вернее, ее развалины.
В книге описано, с каким превеликим трудом Людмиле Васильевне удалось перевезти подготовленное ею наследие в целостности и сохранности в Москву. «Ответственность нельзя дать, ее можно только взять» – это про Шапошникову. И она, ни минуты не колеблясь, взяла на свои плечи всю невероятную, огромную ответственность за исполнение воли старших Рерихов и самого Святослава Николаевича. «О знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют…» – писал Б.Л.Пастернак. Может быть, Людмила Васильевна тоже не предполагала тогда в полной мере, каких тяжких трудов, какой напряженной, постоянной, многолетней работы, какой стойкости и душевных сил потребует от нее это решение. «А если бы и предсказал ей какой-нибудь “пророк”, на какую судьбу себя обрекла, – как справедливо отметил в своем выступлении П.Ф.Волков, – она решения своего не изменила бы. И медлить с Музеем было нельзя!» С этого момента зарождается Директор. Музея еще нет, есть только мечта и цель, и обещание, данное Святославу Рериху, но есть уже человек, готовый положить за будущий музей свою душу – Людмила Васильевна Шапошникова. А это уже немало.
Концепция С.Н.Рериха, изложенная в его знаменитом открытом письме «Медлить нельзя!» стала основой и долгосрочной программой гуманистической деятельности Центра-Музея и его директора. Людмила Васильевна Шапошникова, выполняя завещание С.Н.Рериха, противостояла любым попыткам фальсифицировать идею Центра-Музея как народного достояния, как общественного духовно-научного центра, пропагандирующего идеи защиты Культуры, гуманизма и нового космического мышления.
Отдельным и очень важным направлением ее работы, о котором особо сказано в главе «Испытание на прочность», стала защита идей философского учения о мироздании, месте и роли человека в ходе космической эволюции от любых попыток низвести и дискредитировалась идеи Живой Этики и культурно-просветительскую деятельность Международного Центра Рерихов, а также и против самой идеи.
«Враги благого дела, а их, как оказывается, всегда легион – тупые и алчные чиновники, судейские крючки, всякие набатчиковы, черномырдины, швыдкие и прочие – пытаются погубить младенца – Музей еще до рождения, затем – задушить в колыбели, изничтожить саму рериховскую идею общественного статуса нового учреждения культуры, любыми способами вырвать у доверенного лица бесценное наследие Великих. – Это опять из речи П.Ф.Волкова. – Словом, шла борьба не на жизнь, а на смерть. Покой Людмиле Васильевне только снился.
И она победила. На данном, начальном, этапе, как, впрочем, и во всех последующих боях с «превосходящими силами противника» – а их будет еще ой как много!.. Сколько раз рождаемый Центр-Музей оказывался на краю гибели. И всегда находился выход, или вовремя являлась чья-то помощь и поддержка».
Вот характерный пример из книги Н.Г.Войченко: с развалом СССР прекратилось финансирование начавшегося восстановления усадьбы Лопухиных. Это грозило не только крахом реставрации, но и возможной потерей самой усадьбы. Тогда на будущем музея можно было бы поставить крест. Но Людмила Васильевна и в этой отчаянной ситуации не пала духом. Автор приводит ее слова: «Я стояла посреди двора, смотрела на руины, а в кармане не было ни копейки. Но нужно было что-то с этим делать.
И я решила обратиться к России». Это обращение возымело поразительный успех. На банковский счет МЦР люди и организации стали вносить свою добровольную лепту. Поддержку строителям и реставраторам оказали многочисленные друзья создаваемого Музея имени Н.К.Рериха из Москвы и других городов и регионов России, а также из других стран. Полномасштабная реставрация шла уже исключительно за счет благотворителей, без всякой государственной поддержки. Мы, сегодняшние посетители и сотрудники Музея, должны быть им всем безмерно благодарны – и безымянным благотворителям, и тем, имена которых известны. А особенно тем, кто взял на себя основную тяжесть затрат, как это сделал замечательный современный меценат Б.И.Булочник вместе со своей семьей.
Хорошее дело всегда находит отклик в сердцах россиян.
Пришло время, и в нескольких реставрированных комнатах открылся небольшой музей. Экспозиция расширялась вслед за продвижением восстановительных работ на усадьбе. Вглядитесь в фотографии издания: что было и что стало. Впечатляющее сопоставление!
На торжественном «полномасштабном» открытии Музея в 1997 году Людмила Васильевна произнесла знаменательные слова: «… Лишь объединенными усилиями совершается большое действие, и только в таком действии, в таком труде возникает чудо сотрудничества… Работа над созданием общественного Музея имени Н.К. Рериха привлекла все здоровые силы рериховского движения. Без тех, кто откликнулся на наш зов и приехал помогать, мы не смогли бы сделать то, что мы сделали. Среди наших помощников были настоящие бескорыстные подвижники. Теперь мы знаем наших действительных сотрудников, а их оказалось не так уж мало!» Словно в подтверждение этих слов благодаря творческой энергии его директора Л.В.Шапошниковой постепенно сложилась в Музее община сотрудников-единомышленников, которые вершат соборно нужное общее дело.
Отдельного внимания заслуживает художественно-полиграфическое исполнение книги «Музей и его директор». Об оформлении книги П.Ф.Волков сказал так: «Когда я вижу красивую и добротно изданную книгу, я, как редактор и старый книголюб, испытываю особое удовольствие, а если книга оказывается к тому же содержательной и правдивой, то моё удовольствие переходит в радость…»
О.А.Уроженко в статье «Визуальные образы книги Н.Г.Войченко “Музей и его директор”» особое внимание уделила видеоряду: «То, что мы называем иллюстрациями, не является здесь ни приложением, ни самостоятельным альбомом. Это особый визуальный текст, углубляющий написанное, усиливающий документальный характер повествования, а главное – вводящий утраченный было древний метод изучения соответствий и аналогий».
В закомпонованных фотосериях А.В.Клюева, А.А.Прохорычева, Д.Ю.Дюковой выделяются различные подходы к снимаемой натуре. Прежде всего, эти фотографии – своеобразная протокольная фиксация событий. Очень выразителен раздел, связанный с уникальным восстановлением полуразрушенной усадьбы Лопухиных, где размещается Центр-Музей. Отдельно представлен цикл документальных фотографий, освещающих повседневную жизнь отделов рукописей, публикаторского, передвижных выставок и выставок художников-космистов, развития музея, изобразительного и мемориально-вещевого фонда, Международного центра гуманной педагогики, творческой мастерской молодых ученых, – фотографии, освещающие дни труда, борьбы и побед Центра-Музея.
Нельзя не отметить фотосерию «Дети нового сознания». Здесь нет технических трюков или композиционных новаций. Представлены простые традиционные фотопортреты: дети говорят, слушают, думают. Но каждый – это образ, это личность и, несмотря на юный возраст, каждый – это духовная биография.
Кульминацией визуального решения книги являются фотосессии, связанные с образом генерального директора Центра-Музея Людмилой Васильевной Шапошниковой.
На детских снимках – простое, чистое, как будто ничем не примечательное лицо. Иное дело фотографии студенческих лет. Здесь сквозь «телесную материю» отчетливо ясно проявляются два важнейших ее качества, две грани духа. Прежде всего, поразительная способность к глубокой внутренней сосредоточенности. Снимок в библиотеке МГУ, сделанный фотографом специально для университетской многотиражки, не имеет ни малейшего следа постановочности. Эта девушка с косой, сдержанная, искренняя, полная скрытого достоинства, полностью погруженная в работу над книгой. О другой грани свидетельствует открытая, заразительная улыбка, – от всего сердца! Отблески ее лежат на лицах друзей («В археологической экспедиции, Хорезм», «На раскопках в Хорезме»).
Эти же черты сохранили фотографии, сделанные в ранние годы пребывания Людмилы Васильевны в Индии. Серьезное, удивительно одухотворенное лицо на снимке с индийскими студентами и тут же рядом – распахнутая, обезоруживающая своей широтой и искренностью, улыбка… И вновь все шесть человек, стоящие, сидящие рядом с Людмилой Васильевной, оказываются в плену этого всплеска духа.
Снимок «Среди племени Тода» – свидетельство глубокого исторического родства, родства сквозь времена и этапы развития человечества, родства по вертикали вечных духовных ценностей, преемственности, по человеческому достоинству, по естественности, свободе и всей полноте взятой на себя ответственности. Изображены вожди племени и Людмила Васильевна. Как равная среди равных, как своя среди своих!
Особое место занимает фотография Людмилы Васильевны, сделанная С.Н.Рерихом на празднике в долине Кулу. Это – прозрение пути героя, портрет ее Судьбы. Композиция снимка корреспондирует с картиной Святослава Николаевича, изображающей Дуссеру в Кулу.
В качестве необычного, «косвенного», портрета Людмилы Васильевны может быть понят снимок, сделанный ею самой и запечатлевший Святослава Николаевича. «На кого так ласково, нежно, тепло и бережно смотрит этот Махатма?! Чьей души касается «зрительное осязание» Этого Взгляда?! Перед кем Его Дух смог, не опасаясь, открыть столь потаенные сокровища Луча своего Сердца?! Фотопортрет Святослава Николаевича работы Людмилы Васильевны – уникальный документ, неопровержимое свидетельство резонанса вибраций Сердца Махатмы и нашей героической современницы, среди разломов XX века реализовавшей Его замысел по созданию Центра-Музея Рерихов в Москве», – пишет О.А.Уроженко.
Знаменателен портрет Л.В.Шапошниковой в главе «Русские начали, русские и должны продолжить». Остался в юности открытый, «в тридцать два зуба», смех. Свет и сила всеобнимающей улыбки сквозит сейчас через цифровые коды фотоизображения. Черно-белый фотопортрет, открывающий третью часть книги: «Труды и дни Музея имени Н.К.Рериха», – полон скрытой экспрессии. Достоинство, незыблемое равновесие, внутренняя углубленность, обращенность вовне скупого минималистского жеста цементируют не только пространство самого снимка, но и выходят за его границы, к нам, в пространство зрительского восприятия.
Наконец, две знаковые фотографии: открывающая и завершающая книгу. На первой – Людмила Васильевна с только что приколотым к светлому пиджаку орденом Дружбы и щедро «проросшими» на аванплане белыми розами. На последнем снимке, сделанном в МЦР во время конференции «80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха», Людмила Васильевна призывным жестом руки с изданием сборника статей Н.К.Рериха на испанском языке словно адресует книгу в некие пространства…. На переднем плане красивое декоративное пятно красной драпировки шкатулки – подарка МЦР – как будто случайно ложится отблесками в отделке костюма; фон же – фрагмент панно с уступами Гималайских твердынь, подымающихся от земли к снеговым вершинам. Как и жест, активный взгляд обращен за очевидность. Этот прямой разговор с Теми, Кто замыслил Музей, кто создал его Образ, кто сказал ей: «Спасибо Вам за то будущее, которое Вы для Нас готовите».
Мечта Рерихов о Музейоне, Храме всех муз, культурном и научном центре, объединяющем вокруг себя самых передовых творческих деятелей, воплотилась в жизнь. Перед взором читателя предстает общественный научно-культурный центр нового типа, с которым связано утверждение Культуры, эволюционных идей, новой системы познания.
В работе Музея воплотились практически все основные направления концепции, изложенные Святославом Николаевичем Рерихом в письме «Медлить нельзя!». Прежде всего, это независимая общественная организация – Международный Центр Рерихов, деятельность которой известна во всем мире. МЦР имеет свои отделения в Белоруссии, на Украине, в Латвии, Болгарии, которые проводят большую работу по популяризации творчества Н.К.Рериха за пределами России. Отличительная особенность работы Музея – его многогранная культурная и научная деятельность, выходящая далеко за рамки традиционной музейной работы. В восьми залах представлена оригинальная, не имеющая аналогов экспозиция, отражающая важнейшие этапы эволюции человечества и эволюционные действия самих Рерихов. Сотрудники занимаются архивными изысканиями, научно-исследовательской, культурно-просветительской и издательской деятельностью.
В заключение хочется отметить своевременность появления книги «Музей и его директор». Очень хорошо, что книга вышла к 20-летнемеу юбилею Международного Центра Рерихов. В ней прослежены основные этапы становления и развития Музея имени Н.К.Рериха и одновременно – важнейшие вехи жизни и творчества его бессменного директора.
Есть еще одно обстоятельство, о котором надо обязательно сказать. В течение всего периода становления Музея на наследие Рерихов и его директора нападают некоторые госчиновники, журналисты, писатели, ученые, служители Православной Церкви.
И чем больше делает Людмила Васильевна как ученый, организатор и общественный деятель, тем сильнее становятся нападки.
В этой ситуации книга Натальи Георгиевны Войченко «Музей и его директор» является лучшим средством защиты наследия Рерихов, Музея имени Н.К.Рериха и Л.В.Шапошниковой от клеветы и измышлений. Поскольку здесь, в книге, представлена историческая правда – правда о Рерихах, Музее и о самоотверженном труде его директора.
Примечание
1. Рерих Николай. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991. С. 212.