Н.А.МАКИЕНКО
Новосибирск
Е.В.РУЖИЦКАЯ
Новосибирск
Н.В.ПРОТАСЕВИЧ
Екатеринбург
Многие свои работы Рерих посвящал России, ее историческим истокам, духовному аспекту, пытаясь обозначить ее место в будущем. Для того, чтобы выразить в произведениях духовный образ страны, ему было необходимо понять дух населяющих ее народов, познать их корни. «Человек, изучающий водохранилища, прежде всего заботится узнать об истоках»[1]. Неизведанная Сибирь, «страна глубокого прошлого и великого будущего»[2], занимающая значительную часть России, Алтай, сыгравший, по его мнению, важную роль в переселении народов, вопросы, поиски ответов на которые обращали его взор к «сердцу Азии», интуиция и внутреннее знание определили маршрут Центрально-Азиатской экспедиции, часть которого проходила по Сибири.
Отдаленность, непознанность Сибири издавна привлекали исследователей и путешественников. Среди них были археологи, геологи, географы. Свободная беспрепятственная мысль привела туда и Николая Константиновича. Его подход к исследованию был многомерен, что и позволяло ему проводить линию от прошлого через настоящее в будущее. Это отличало его деятельность от деятельности предшественников, ограниченной отрезком «прошлое - настоящее». Мы наблюдаем его провозглашение синтеза времен и эпох, в котором наука, опираясь на становящиеся уже доступными людям космические законы, признание реальности миров иных мерностей, могла бы моделировать будущее человечества, планеты. Ему не было достаточно традиционного для науки анализа, при котором, в частности, путь человека рассматривался как цепочка усовершенствований орудий труда, быта, государственного строя и прочего, брался во внимание только материальный аспект развития и зачастую предполагались только материальные стимулы. Например, археолог, увидев на камне изображение стрелков из лука, животных, рисовал себе картину охоты, изучал оружие, рассуждал об эволюционной ступеньке изображенного момента времени.
Рерих же в озадачивающе одинаковых приемах oбpаботки кремнистых пород усмотрел «поражающую тождественность» и «таинственную международность» культур каменного века. Сходство этих культур он рассматривал не как следствие миграций, контактов, взаимовлияний близких народов древности, как предпочитали решать эту проблему знатоки первобытности. Он писал: «...Мы свидетельствуем одинаковое выражение человеческих чувствований. Сопоставляя эти аналогии, можно получать поучительные психологические выводы о тождестве человеческих выражений. Значит, и пути к вызыванию этих выражений должны быть тождественны»[3]. Глубинное единство людей проявлялось в «единообразии творческого выражения», идущем от врожденного в людях «чувства красоты». «...Сердце народов все-таки имеет общечеловеческий язык. И общий язык этот все-таки приводит к творческой любви»[4].
«Международность мысли и воли», «общность общечеловеческих чувствований», по мнению Николая Константиновича, обусловливали возможность и необходимость «грядущих договоров, сердечных и непререкаемых».
Улавливая тончайшие движения человеческих душ, проявляющиеся еще неосознанно, но неуклонно, он указывает на них как на изначальную и побудительную причину, ведущую человечество по пути эволюционного развития, увлекающую его к встрече с самим собой. Речь идет о духовной составляющей - более высоком аспекте организации человека. Чтобы делать подобные выводы, Николаю Константиновичу недостаточно одной интеллектуальной обработки информации, полученной из привычного трехмерного пространства. В своем постижении мира он добавляет к этому пространству новые невидимые плоскости и тем самым утверждает духовный аспект как способ познания в науке. По его словам, «путь глаза и духа - лучший непосредственный путь»[5].
Таким и увидела его Сибирь, и в пределах ее - «жемчужина», «средоточие», «центр» и «сердце» Азии - Горный Алтай. Говоря об Алтае, попытаемся расшифровать его географическое положение.
Если рассматривать по отдельности две части Евроазиатского материка, Европу и Азию, то можно наблюдать такую картину. На протяжении тысячелетий азиатская часть материка являлась той благодатной почвой, на которую снисходила божественная мудрость через величайших Учителей, таких, например, как Будда, Христос, Магомет. Характерная для азиатских народов восприимчивость давала возможность приятия этой мудрости, ее приживания и утверждения в повседневной жизни в форме религий, рождала «изысканный способ мышления, выраженный на основах древней мудрости». Европейский же склад ума, склонный к практичности, анализу, более невосприимчивый к принятию абстрактных идей, вел европейского человека по пути материальных свершений, постоянно мобилизуя интеллектуальные способности, развитие которых достигло кульминации в переживаемый нами период.
Европу и Азию можно сравнить с полушариями головного мозга. Закон гармонии требует их равновесного развития. Необходимость такого равновесия есть и на планете. Россия, этот «океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток»[6], выполняет миссию синтеза духа и интеллекта. Должно произойти примирение духа и материи и, как следствие, расширение восприятия и сознания, что приблизит человека к его божественной сути.
Азия - колыбель религий. Для Николая Константиновича одним из главных устремлений было, пожалуй, познание самого сокровенного, Алтая, который он называл «душой и сердцем Азии».
«Так озадачивает сибирская беспредельность! Говорить еще о камнях-самоцветах, о рудах, и открытых и еще неизведанных, писаных и неписаных. Сказать ли о лесах, о скотоводстве, о промыслах, о земле? Называть ли великие числа и меры, которые все же не ответят действительности?»[7] - писал он. Сибирь - то место, которое разрешит загадки, даст ответы, закроет белые пятна, откроет доступ к невскрытой сокровищнице планеты. Таким образом, Сибирь является полем деятельности не только для Рериха, а для каждого духовно ищущего человека, «искреннего ученого», неравнодушного к прошлому и будущему человечества. «Во всех десятках стран, где пришлось побывать, никто ни на минуту не смущался понять все великое, еще несказуемое значение Сибири»[8], - говорил он.
«...На пути к Уймону шаман толковал о добром Ойроте, вестнике Белого Бурхана. Появляется Ойрот на белом коне и возвещает: «Саин галабынь судур!» - «знак доброй эры!»[9]. Рерих знал, о чем шла речь: «Белый Бурхан, конечно, он же Благословенный Будда»[10], передает весть Ойроту из «долины своего посвящения», лежащей за белыми вершинами Гималаев. Одним из «полюсов» снежного царства Рерих считал Алтай. Алтай представлялся ему вестником Гималаев, страны небесной Шамбалы.
В легенде о сражении Ойрота с врагами рассказывалось, что из-за того, что силы оказались неравными, он ушел со своими воинами в неведомые края, пообещав непременно вернуться. Спрошенный о знамениях приближения времени его возвращения в горные ущелья Алтая, Ойрот отвечал: «Знаки усматривайте на Солнце и в очертаниях спин трех снежных вершин святой горы народа алтайского Катын-Баш». А ведь Катын-Баш и была знаменитая треглавая Белуха. Она «стоит белоснежным свидетелем прошлого и поручителем будущего».
Белуха, священная гора, струит со своего могучего тела хрустальный поток Катуни. Переполняется чаша Телецкого озера, и его чистейшие воды в мощном течении стремятся в долину, образуя реку Бию. Бия и Катунь, от слияния которых рождается могучая Обь, - это Алтай, центр между четырех океанов, он посылает нам импульс своей сокровенной сути. В одном ритме бьются сердца планеты и России, соединенные артериями рек.
Всестороннее изучение Алтая Николаем Константиновичем - это попытка узнать начало пути развития этого края. Рерих мудр: видя зерно, он предвидит плоды.
Около двух недель экспедиция размещалась в Верхнем Уймоне, оттуда почти ежедневно осуществлялись маршруты по разным направлениям и с разными целями. Николай Константинович говорил: «Здешняя местность как вчера родилась. Золотые здешние места». Его исследования в области археологии, минералогии, этнографии раскрывают все величие и богатство этого края, так мало изведанного и изученного. Долго были скрыты огромные просторы, недоступны для быстрого и легкого освоения,
как будто для того, чтобы уберечь край от разлагающих и порой неуправляемых воздействий людского невежества. Научные открытия и наблюдения Рериха позволяют ему сделать вывод, что Сибирь, Алтай - российская часть платформы для страны будущего. Эта платформа должна отвечать как материальным, так и духовным критериям нового времени. Читая дневники Рериха, мы можем проследить законы построения этой страны, понять принципы ее законодательства. Ломоносов провозгласил, что «российское могущество прирастать будет Сибирью». Своими трудами Рерих открывает Россию для будущего, где не будет держав, и, думая уже о всем человечестве, зная его пути, как будто предлагает нам расширить границы этого определения: человеческое могущество прирастать будет Сибирью.
«И древняя мудрость перенесла в Сибирь драгоценные горы - Сумир, Субур, Сумбир, Сумеру»[11].
Рассматривая горы только зрительно, уже можно видеть скрытый смысл их формы, читать ее содержание. По сути, такая форма - символ духовного пути - от великого множества (основание пирамиды) к единой сути (вершина). Устремленность всех линий ввысь и соединение их в одной точке на таких высотах как бы дает им возможность касания с небом (духовный символ). Как гигантские антенны, они улавливают голос Космоса и транслируют его через себя всей планете. Там «кузнец кует судьбу человеческую на серебряных горах»[12]. «С гор - скрижали завета. С гор - герои и подвиг»[13]. Не у подножия ли таких аккумуляторов духовной энергии искать места для новых городов?
Давно, почти четыреста лет тому назад, как бы в подготовке чего-то к сегодняшнему дню, началось первое заселение Алтая русскими. Кто они были, предки сегодняшних жителей края, каковы были их устремления, что за искру зажгли они и послали через столетия своим потомкам, обязуя их донести ее до наших современников? В поисках сути идеи того переселения Рерихи изучали факты далеких дней. Переселенцами были крестьяне западных районов России, бежавшие из-за «дерзкого неприятия реформ Никона и Петра». Они бережно, но радостно хранили традиции веры и быта. «Там можно было ожидать встречи с тем, что уже растеряла Европейская Русь». Они перенесли на Алтай и сохранили в этих труднодоступных краях, изолированных от внешнего мира, зерно славянства и его религии.
Также очень интересной и важной становится для Рерихов легенда о Беловодье. В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими находится священное место, где процветает справедливость. Там живут высшее знание и высшая мудрость - залог спасения всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье - так гласит легенда. В основе этого повествования, по мнению Рериха, «лежит сообщение из Буддийского мира»[14]. Не весть ли Ойрота была услышана староверами, не она ли звала их в таинственную страну?
Сейчас вновь на Алтай едут люди со всех концов России. Некоторые их них - странники. Другие приходят туда со своими семьями или в одиночку и остаются навсегда. В последнее время такие примеры становятся многочисленными. Не весть ли Ойрота опять доносится до нас? Что же отложат новые поселенцы в духовную чашу Алтая? В большинстве это те, кого на Алтай привел духовный путь развития. В стечении их различных верований видится начало объединения культур и религий, которые, различаясь, как все пути, тем не менее сходятся в одной точке. Там, где становится возможным примирение противоположений, и начинает проявляться истина, единая для всех. Может, принимая эстафету у своих далеких предков, они на новом эволюционном витке продолжают формировать население новой страны?
Николай Константинович призывал не торопиться с выводами, но бережно собирать все замеченное. Он писал: «Глух и заброшен Алтай». И город на новом месте еще не построен. Но «звучит все Беловодьем. Истинно Звенигород. Да будет!»[15]
[1] Рерих Н.К. Истоки // Нерушимое. Рига, 1991. С. 86.
[2] Рерих Н.К. Славное Сибирское казачество // Священный Дозор. Рига, 1992. С. 225.
[3] Рерих Н.К. Истоки // Нерушимое. Рига, 1991. С. 84.
[4] Рерих Н.К. Одеяние духа // Пути Благословения. Рига, 1992. С. 102.
[5] Там же.
[6] Рерих Н.К. Россия // Нерушимое. Рига, 1991. С. 116.
[7] Рерих Н.К. Славной Ермака годовщине! // Душа народов. М.: МЦР, 1995. С. 50-51.
[8] Рерих Н.К. Славное Сибирское казачество // Священный Дозор. Рига, 1992. С. 225.
[9] Рерих Н.К. Славной Ермака годовщине! // Душа народов. М.: МЦР, 1995. С. 50.
[10] Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Рига, 1992.
[11] Рерих Н.К. Славной Ермака годовщине! // Душа народов. М.: МЦР, 1995. С. 50.
[12] Там же.
[13] Рерих Н.К. Держава Света // О Вечном. М., 1994. С. 179.
[14] Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Рига, 1992.
[15] Рерих Н.К. Славной Ермака годовщине! // Душа народов. М.: МЦР, 1995. С. 50.