Рериховский взгляд на Россию и русского человека в настоящем и будущем.

С.Ю.КЛЮЧНИКОВ
президент центра «Беловодье»,
Москва

Мы все с вами знаем, что Рерихи любили Россию и предсказывали ей великое будущее, что они верили в большой и пока еще не раскрытый потенциал русского человека - Ивана Стотысячного, от реализации которого зависит, по их мнению, судьба России и всего мира. Но если ограничиться констатацией этих вам известных сведений и привести пышный букет цитат, то мы едва ли выйдем из круга чисто формального понимания Учения и не сможем приблизиться к сердцевине рериховского завета о России. Тем более мы не сумеем понять процессов, происходящих с Россией и русским человеком в настоящем и будущем. Чтобы осмыслить состояние России, Русской идеи и русского сознания, необходимо, конечно, опираться на Учение, но не только на него, но и на весь опыт национальной и мировой истории и духовной культуры, как это делали сами Рерихи, высокообразованные люди во всех областях духовной культуры. А это значит, необходимо мыслить свободно и в каком-то смысле уйти от штампов, которые, увы, нередко встречаются и в рериховской среде. Мне хотелось бы, чтобы мои слова и мысли вы воспринимали не как академический доклад, и тем более не как истину в последней инстанции, а как мое личное восприятие рериховского взгляда на Россию и русского человека, как приглашение к свободному и откровенному разговору и свободному, может быть, в чем-то нелицеприятному обмену мнениями в своем узком кругу. Убежден, что это сегодня гораздо важнее для осмысления происходящего, нежели дежурные восторги о том, каких успехов мы добились. Буду рад, если мое выступление вызовет конструктивную полемику, в которой родятся свежие современные идеи о том, что нужно делать. Надеюсь, что это выступление не будет воспринято как действие, раскалывающее рериховское движение или вносящее в него смуту. Его целостность и правильное, ясное мировоззрение рериховцев - моя цель и забота. При этом я убежден, что единомыслие и абсолютное единение в действиях и мировоззрении необходимо для нас в условиях внешней опасности и давления, как это было, например, в печально известной истории с постановлением Синода, отлучающим всех нас от церкви[1]. Тогда, год назад, я, как вы помните, говорил совсем в другом ключе. Но сегодня, когда речь идет о внутреннем разговоре, мы должны мыслить более свободно.

Я не очень люблю доклады, пересказывающие уже известное и усыпанные множеством цитат. Мне приятно, что наша конференция, насколько я могу судить из нескольких заслушанных докладов, свободна от этой манеры. Но все же позволю себе начать с одной цитаты для лучшего понимания сути предмета - Россия и русский человек глазами Рерихов. Подчеркну сразу, что говоря о Рерихах, нельзя не говорить о стоящих за ними, напитавших их дух и обнародовавших через них учение Агни Йоги Великих Учителях человечества. Потому, точнее говоря, предмет моего выступления будет такой: Россия и русский человек глазами Рерихов и Великих Учителей человечества. Так вот, цитата принадлежит харбинскому евразийцу и последователю Рерихов, замечательному русскому писателю Всеволоду Никаноровичу Иванову, и вы ее, конечно, знаете. Наверняка Иванов высказал эти слова под влиянием высокого боговдохновенного импульса. Я привожу высказывание потому, что его с восторгом цитировал Николай Константинович, полностью разделяя каждое положение. В несколько сокращенном виде цитата звучит так:

«Россия не только государство... Она - сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега...

…Россия - это океан земель, размахнувшийся на одну шестую часть света...

…Россия - не единая чистая раса, и в этом ее сила. Россия - это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста шестидесяти восьми языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония.

...Россия - ...страна великого прошлого...

...Россия грандиозна. Неповторяема. Россия - полярна. Россия - Мессия новых времен. Россия - единственная страна в мире, которая величайшим праздником своим славит праздник утверждения Жизни...»[2]

Чем интересна для нас эта цитата? Тем, что она ясно показывает, что есть для Рерихов Россия! Это прежде всего огромный, всевмещающий мир, не просто государство, но океан, континент, объединение народов, величайшая светоносная и в то же время мирная империя, империя Духа и Света, аналогов которой нет и которая неповторяема. Можно привести множество высказываний Николая Константиновича и Елены Ивановны, которые другими словами и по другому поводу подтверждают эти мысли. В статьях Николая Константиновича Россия предстает Державой Света, Богоносной страной с великой миссией. Елена Ивановна приоткрыла одну из граней этой многотрудной миссии - удерживание мирового равновесия и баланса сил, позволяющее дотянуть шаткий корабль земной цивилизации до срока без тотальных взрывов и разрушений. Земли России, особенно ее азиатской части, Учение рассматривает как мировой заповедник и главное место спасения будущей шестой расы. Территория, занимаемая Россией, уникальна по многим факторам: здесь можно сказать и о географии, то есть срединном положении нашей России на Евразийском континенте, совершенно особом ее месте в мире между Европой и Азией, и о культурно-исторической самобытности России, и о сакральности многих зон ее территории (Учение говорит о Сибири, Алтае, Кавказе, Туве), где, согласно преданиям, заложены высшие магниты. Рерихи видели в России некое средоточие мировой истории, место решающей схватки между силами Света и тьмы за истинное Учение, или, как сказал Юрий Николаевич, между старым и новым миром. Россия есть страна-держательница ноши мира, носительница бремени планетарной кармы. Россия есть страна, развернутая в большей степени не на Запад, а на Восток и при всех своих заблуждениях и ошибках руководимая или, во всяком случае, не оставляемая Иерархией Света, Матерью Мира (или, говоря христианским языком, Пресвятой Богородицей) и ее духовным небесным покровителем преподобным Сергием Радонежским. Россия есть страна великого народа, Ивана Стотысячного, народа живого, подвижного, жаждущего учиться науке истинной жизни, народа-пассионария, если прибегнуть к более поздней терминологии Льва Николаевича Гумилева. Россия есть страна праведников и подвижников. Своим подвигом оправдывающая назначение существования человека, Россия есть зона спасения мира, место расцвета культуры и Ноев Ковчег будущей цивилизации.

Такова вкратце рериховская метафизика России, ее идеальный образ, эйдос, который необходимо представлять хотя бы в общих чертах. Не зря же и Владимир Соловьев говорил: «Важно не то, что думает о себе народ во времени, но то, что думает о нем Бог в Вечности».

А какова рериховская метафизика русского человека как духовно-психологического типа и представителя великого Ивана Стотысячного в своем высшем, идеальном замысле?

Об этом напрямую у Рерихов сказано меньше, но тем не менее из различных намеков можно сложить общую картину.

Само понятие «русский» Рерихи рассматривали прежде всего как духовную категорию и не связывали ее с аспектом узкого национализма и с фактором крови. Кто любит Россию и готов ей послужить, тот уже является русским. Подчеркиваю: истинно русский в рериховском понимании не национальность, но состояние духа. Идеальный русский человек как проявление божественного замысла - это прежде всего наследник духа Сергия Радонежского, Строителя нашего национального характера и государственности. Так же как Сергий строил дух Руси, так и русский человек в идеале должен помогать ему в этой благородной миссии. Идеальный русский человек - настоящий патриот своей страны, на вопрос - что делать? - однозначно и словами, и внутренними духовно-психологическими реакциями и поступками отвечающий вслед за Сергием - помогать земле русской! Идеальный русский человек - существо, очень привязанное к своей земле, почве, он черпает из нее, подобно Антею, свою силу и готов скорее умереть, чем отдать эту землю врагу. Здесь мистер Дэниэл Энтин справедливо говорил о недопустимости узкого национализма, но только это не имеет никакого отношения к Рерихам, которые говорили о патриотизме. А сущность патриотизма - не общность крови, но общность почвы, земли, территории, истории и судьбы народа.

Однако в рериховском понимании русский человек - это не только патриот. Идеальный русский человек по своей духовной миссии шире своего исконного, пусть и необъятного, занимающего шестую часть света пространства. Он по своим устремлениям общечеловечен, и к нему очень применимы слова Христа: идите во все земли и научите все народы. Влияние русской культуры присутствует во всем мире. Вспомним, с каким восторгом Рерих писал о русской эмиграции, принесшей весть о достижениях нашего национального духа и культуры всему миру. Но помимо данного качества, русский человек - это еще и космическое существо, которому, по словам Николая Константиновича, заповеданы неизведанные пространства и энергии, суждены новые миры и пути в иные измерения. Идеальный русский человек - это существо эволюционное, подвижное, готовое учиться, восприимчивое к новому, умеющее отказаться от старых предрассудков, непривязанное к материи. Идеальный русский человек - это существо с живым любящим сердцем и пробужденной совестью, способный на практике осуществить законы братства.

Однако Рерихи вовсе не идеализировали ни реальную историческую Россию, ни реального исторического русского человека и не отождествляли их с божественными небесно-космическими архетипами и образцами, до которых еще очень и очень далеко и к которым можно только приближаться.

Рериховский взгляд на реальную историю России очень трезв. Прежде всего нужно сказать о том, как Рерихи понимали «смысл истории» - выражение, любимое Н.Бердяевым, в свою очередь, любимого и почитаемого Рерихами. Существует несколько концепций смысла исторического процесса:

а) история движется по кругу (понимание, свойственное античному взгляду на мир);

б) история есть деградация, падение из райского состояния в пучину греха и разложения (взгляд так называемых авраамических мировых религий - иудаизма, ислама, но, прежде всего, христианства);

в) история есть прогресс, линейное механическое восхождение от менее комфортных внешних форм жизни к более комфортным (доктрина либерально-материалистического толка, наиболее распространенная в современной западной цивилизации и активно навязываемая России в наши дни);

г) история есть сложное циклическое движение по спирали, смысл которого в эволюции и совершенствовании внутренней, духовной сущности человека (доктрина Рерихов и Агни Йоги).

Рерихи считали, что реальная история России есть сложный путь постепенного постижения истины и обучения через страдания. Этот нелегкий путь, с их точки зрения, наиболее эффективен, и потому они твердо были уверены, что Россия «выучит свои уроки быстрее других». Они рассматривали реальную историю России как, с одной стороны, высокую, славную, величественную, много давшую остальному человечеству и миру, и, с другой стороны, как жестокую, многотрудную, далекую от совершенства, трагическую, ибо не может высокая идея воплощаться в мире форм, да еще и в его ужасном современном состоянии, без трагедии. Отсюда, кстати, рождается и необходимость революций, вскрывающих гнойник накопившейся кармы. Рерихи считали, что есть опасность срыва русской истории в пропасть, если потенциал Ивана Стотысячного не пробудится к сроку, но вместе с тем считали, что эта история вовсе не безнадежная в духовном смысле, в отличие от западной истории.

Сложным был рериховский взгляд и на реального русского человека как исторического психотипа. Он виделся Рерихам как двойственное существо. С одной стороны, они чувствовали в нем огромный духовный потенциал, светлый полюс, о котором уже была речь, а с другой стороны, существо часто ничтожное, завистливое, подверженное соблазнам со стороны сил зла, то есть особь, тяготеющую к темному полюсу. Каковы достоинства реального русского человека? Это, прежде всего, духовность, поиски высокой правды, совестливость, сердечность, трудолюбие, мужество, бессребренничество, терпение, терпимость и уживчивость с другими народами. Все эти черты в разных трудах Рерихов упоминаются не один раз. Среди недостатков русского психотипа Рерихи отмечали такие свойства, как лень, невежество, ограниченность кругозора, склонность к завистливо-уравнительной психологии, переходящая в самоедство и затирание талантливых людей (вспомним цитату Хейдока, приводимую Е.И.Рерих), а также склонность к нигилизму и анархизму или, говоря словами Пушкина, к «русскому бунту, бессмысленному и беспощадному». Архетипическим олицетворением этого последнего свойства они считали образ богатыря Васьки Буслаева, которому, согласно былине, много что было дано, даже владение священным Камнем, но в силу своего стихийного анархизма, нигилизма, неверия в высшие силы и самоослепления он утерял этот Камень. В этом содержится тонкий намек на возможность подобного негативного сценария в отношении всего русского народа, который рискует потерять свои данные Богом духовные сокровища.

На свойствах русского нигилизма Рерихи останавливаются особо (кстати, об этом вообще много писали русские философы - И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков и другие). Е.И.Рерих утверждала, что это свойство в разной степени присуще различным социальным слоям русских людей. Она считала, что источник национального нигилизма и слой, где это свойство концентрируется более всего, - русская интеллигенция. Русские радикалы-интеллигенты, склонные к оплевыванию своей истории и национальных корней, отрицающие иерархическое начало, в отличие от народа, который пусть не всегда сознательно, но все же верит в Вождя, есть худшая часть русских людей. В этой оценке Елена Ивановна солидарна с Достоевским, на которого она сама ссылается, и который, как известно, написал об этом поколении террористов-бомбистов и нечаевцев роман «Бесы».

Рерихи ушли с земного плана бытия, они не оставили нам руководства, как относиться к событиям, сейчас происходящим в России, как надо их понимать и каков прогноз будущего нашей страны, исходя из реального положения вещей. Но на то Агни Йога и творческое учение, чтобы нам учиться мыслить самостоятельно и делать правильные выводы.

Я часто размышлял - а как бы Рерихи оценили период перестройки, период так называемых реформ и нашу так называемую демократию? Приветствовали бы или, напротив, открестились от нее? Стали бы отмалчиваться? Думаю, что при всей сдержанности и осторожности Рерихов, порой тщательно проговаривавших каждое слово, в такой ответственный для России период решающей схватки они все же выступили бы вполне определенно. Незадолго до своего ухода Святослав Николаевич дал небольшое интервью корреспонденту «Комсомолки» и на вопрос - нужно ли разделение Союза на отдельные республики, со всей категоричностью заявил: нет, не нужно! - несмотря на то, что на его исторической родине в это время на все лады звучали слова: берите суверенитета столько, сколько проглотите. Да и старшие Рерихи заняли очень непопулярную в эмиграции позицию поддержки Красной России, за что можно было просто стать изгоем в тех кругах. А во время Великой Отечественной войны они приняли сторону «оборончества», а не популярного в той же среде «пораженчества», когда многие представители русского зарубежья желали поражения коммунистической России и Красной Армии в борьбе с Гитлером. Впрочем, что-то похожее мы можем наблюдать в современной России и сейчас.

Я убежден, что Рерихи отвергли бы сегодняшнюю «демократизацию» - эту наихудшую пародию не только на идеальную демократию, о которой говорила Е.И.Рерих, но и на нормальную западную демократию, отвергли бы приватизацию, подражательство худшим сторонам западного общества, торжество массовой культуры и не стали бы поддерживать те общественные и политические силы, которые аплодируют распаду и деградации страны. Едва ли они занялись бы политикой и конечно же не стали бы выражать свой протест через какие-либо партии и политические структуры (само слово «партия» значит часть, а они всегда думали о целом), но думаю, что они заявили бы свою позицию просвещенного патриотизма вполне определенно. Ведь не стал же Николай Константинович при всей своей дипломатичности сотрудничать с Временным правительством, хотя Горький без его ведома ввел его в эту исторически безнадежную структуру.

Рериховское Учение - это светлое оптимистическое мировоззрение, зовущее смотреть далеко вперед, в будущее, поверх сегодняшних бед и проблем. Однако прежде чем говорить о будущей идеальной России, попробую остановиться на сегодняшнем состоянии дел в нашей стране, пытаясь применить инструментарий Учения, которое всегда нас учит трезвости в оценках.

Итак, как относиться к сегодняшней России? Любой честный человек с позиции элементарной совести и логики должен сделать вывод, что Россия находится в глубочайшем кризисе. Верить чьим-то уверениям, будто бы вот-вот еще два шага и мы, наконец, придем к цивилизованному рынку и демократии - значит проявлять величайшую наивность. Чтобы двигаться дальше, надо провести точнейший анализ настоящего. За годы перестройки и реформ страна понесла экономический ущерб гораздо больший, нежели Америка за годы Великой депрессии, и даже больший, чем мы после пяти лет второй мировой войны. Мы потеряли треть нашей территории и 25 миллионов соотечественников, оставшихся людьми второго сорта в отделившихся республиках. Мы утратили цвет нашей науки, разорив наукоемкие производства и позволив уехать сотням тысяч лучших ученых. Мы вышли на первое место в мире по нестабильности, преступности, коррупции. Мы теряем ежемесячно несколько миллиардов долларов, вывозимых за рубеж. Мы достигли такого катастрофического уровня жизни, когда смертность значительно превышает рождаемость. Мы разлагаем нашу молодежь, позволяя делать из них американизированных имбецилов и преступников.

Можно, конечно, привести противоположные доводы, сказать, что все происходящее есть «цена свободы» (выражение Константина Борового) и что, не разрушив старое, нельзя двигаться дальше. Но если руководствоваться положениями Учения, говорящего нам: «Не разрушайте старый храм, если не можете немедленно построить новый!» - то мы сразу же увидим лукавство этой логики. В самом деле, для того, чтобы разрешить поставить в каждом городе несколько сот или даже тысяч коммерческих палаток, не нужно было вчистую разрушать нашу экономику. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что деградация жизни происходит вовсе не стихийно, но по злому умыслу. Для этого надо следить за совершающимся с открытым сознанием.

Честный и беспощадный взгляд на происходящее должен привести нас к следующим малоприятным выводам:

- современная Россия пала, она пока явно не справляется с высокими пророчествами о ее миссии, она оказалась жертвой проходимцев и бесов, которых сама же призвала, которым поверила, аплодировала, за которых голосовала;

- на сегодняшний момент, по крайней мере в видимом спектре своего исторического бытия, она все больше превращается не в Державу Света, а в державу тьмы. И нас не должны обманывать подобные конференции - прекрасные встречи, где хорошо говорится о духовном. Это капля света в море зла, безверия, отрицательных эмоций, национальной агрессии и национальной депрессии;

- произошла мутация русского человека и русского духа, во многом утратившего пассионарную силу сопротивления злу;

- Россия пала добровольно, она добровольно выбрала зло (я имею в виду даже не голосования в 1991, 1993, 1995 и 1996 годах, а сущностный выбор, который мы сделали, пойдя за силами зла, превратившись в страну комков, челноков, массовой культуры, в страну, чья история завершается не воскресением духа, не трагедией, а фарсом, где вместо Сергия Радонежского и Пушкина на алтарь общественного внимания вознесены растленные кумиры толпы, преступники и дешевые атрибуты массовой культуры типа «сникерсов» и «марсов»). Стоило ли проливать моря крови и выдерживать такие испытания, чтобы вместо преображения, или хотя бы трагедии, завершить свою историю пошлым фарсом?

Только осознав нашу личную ответственность за происходящее, можно тонко и расчетливо (в хорошем смысле этого слова) двигаться к Свету. Тогда мы можем увидеть, что в происходящем поверх земной логики есть логика космическая, смысл которой:

- в обучении через страдания;

- в развязывании узлов национальной кармы;

- в космическом отборе, который всех нас ждет впереди и который уже происходит.

Учение говорит: события сложатся неожиданно. Значит, мы должны быть готовы к любому сценарию событий и при любой развязке сохранять верность идеям Света, хранить образ России как Державы Света. Речь идет не о количестве, но о духе, который должен подчинять себе любую политику.

Станислав Говорухин поставил фильм «Какую Россию мы потеряли?». А какую Россию мы, последователи Рериха, хотим найти и построить? Каков рериховский взгляд на будущую Россию?

Если вчитаться в тексты Н.К. и Е.И. Рерихов, то можно найти несколько вариантов будущего развития нашей страны:

а) расцвет России (идеальный, но маловероятный сценарий, судя по сегодняшнему состоянию дел, но все же надо сделать все, чтобы он свершился);

б) гибель России (вполне вероятный сценарий, если мы так и не пробудимся духовно, не скажем тьме «нет!» и не выберем Свет как путеводную звезду жизни, ее цель и компас);

в) крупные потрясения, частичная гибель и возрождение страны в новом виде, когда Россия станет Новой Россией (лично я считаю это наиболее реальным вариантом и сценарием развития, хотя надо сделать все, чтобы уменьшить количество разрушений).

Что надо сделать, чтобы избежать второго, гибельного, сценария, приблизить первый и не погибнуть под обломками разрушений в третьем сценарии? Какую Россию надо строить согласно заветам Рерихов?

В государственном плане Россия должна быть:

- единой и неделимой (это было актуально в 30-е годы, еще более актуально выглядит сейчас, ибо распад России даст всплеск мирового хаоса гораздо больший, чем распад Союза. Россия более сакральное понятие, чем Союз, поскольку в Учении не говорилось «новый Союз», как это утверждал М.С.Горбачев, но «Новая Россия»). Здесь было интересное выступление о пространстве. С точки зрения сакральной географии и эзотерической историософии некоторые географические пространства - к ним относится срединная Евразия - могут существовать только как целостные единые образования с сильной централизованной государственностью и строем с элементами авторитарности. Слабые демократии здесь вредны и опасны. Вспомним, что говорил Солженицын о слабых демократиях, из которых потом рождается тирания;

- деление по территориальному, а не национальному признаку; идея почвы должна преобладать над идеей крови и выражаться в соответствующей организации государственного управления;

- страна должна быть свободной и духовной, то есть исповедовать идеологию светской духовности и здорового образа жизни;

- приоритеты должны быть сделаны на образование, науку, культуру, духовность;

- поскольку, как писала Е.И.Рерих, путь к идеальной демократии лежит через Идеальную Иерархию, страной должен управлять Вождь - посвященный человек, связанный с Иерархией. Но чтобы пришел именно такой человек, а не самозванец, страна и народ должны быть его достойны («каждый народ заслуживает своего правительства»), а это значит, что народ или по крайней мере его лучшие, наиболее просвещенные представители, должны призвать его и распространить этот призыв на как можно большее число людей, то есть убедить сограждан в необходимости такой фигуры. Но понимаем ли мы сами, чего на самом деле хотим и какого правителя жаждем видеть?

Страна должна сочетать в себе:

а) национальную самобытность,

б) лучшие мировые достижения, в том числе западный опыт (то есть овладение западным опытом и технологиями в национальных целях),

в) эзотерические знания, заветы Агни Йоги;

- экономика страны должна быть смешанной (это отражает широкий разброс интересов и устремлений масс), с элементами общинно-кооперативного устроения жизни, она должна исключать частную собственность на землю, ростовщичество.

Русский человек должен стать гармоничным жизнерадостным существом (вспомним слова Достоевского о Пушкине: «Это совершенный русский человек, каким он будет через 200 лет»), органически соединяющим в себе национальное, общечеловеческое и космическое начала. Он должен стать истинным агни-йогом, огненно устремленным космическим гражданином мира, посвященным и связанным с Иерархией.

С этой точки зрения мы, как представители рериховского движения, честно взглянем на себя - строим ли такую высокую Россию и достойны ли мы ее и образа идеального русского человека, о котором мечтали Рерихи и Учителя? С моей точки зрения, пока, увы и увы, нет. Конечно, рериховское движение - одна из серьезных духовных сил современности. Нас много чисто количественно (не менее 100000 человек в официальных рериховских и околорериховских организациях), если бы мы были едины и совершенны по качеству, мы были бы непобедимы. Много для реализации идей Рерихов сделано и в МЦР, и в регионах. И тем не менее наше влияние чисто земного характера (а Учение говорит «руками и ногами человеческими») на события, на власть, на культуру, на средства массовой информации пока минимально. Мы проигрываем тьме в масштабах страны, проигрываем людям, абсолютно лишенным серьезных духовно-эзотерических знаний - бизнесменам, политикам, спортсменам, адвокатам, журналистам, даже челнокам по их вере в себя и по влиянию на жизнь;

- мы обладаем рядом отрицательных качеств:

а) не умеем работать (в смысле деловых адаптивных способностей); б) ленивы; в) малообразованны; г) фанатичны; д) боязливы; е) не реализовали серьезно ни одну научную идею Учения; ж) догматичны (и зачастую обладаем сектантской психологией - мне это горько говорить, я полемизировал на этот счет и отрицал это с одним представителем РПЦ, но мои доводы не возымели действия).

Как мы выглядим в глазах простых людей? Я специально занимался статистикой - как воспринимает образ типичного рериховца среднестатистический человек. И вот что у меня получилось:

Рериховец - «юноша бледный, со взором горящим» (цитата из Брюсова), слабый, наивный, беспомощный, не от мира сего, не умеет работать, не умеет зарабатывать деньги, иждивенец, малокультурный фанатик, контактер, ходит по клубам, читает про экстрасенсов, узкомыслящий, уверенный, что каждое его движение и чихание поддерживает Шамбала, незащищенный, вечно конфликтует с такими же, как и он, догматик, самоуверенный - короче, неадекватный.

Почему мы выглядим так убого и даем повод так нас воспринимать? Я, например, воспринимаю эту статистически немалую оценку как личное поражение. Мне не удалось изменить общественного отношения к нам.

Все мы знаем, что Н.К. и Е.И. Рерихи - это две стороны одной медали, истинной духовности. Николай Константинович работал в большей степени на стезе внешней активной деятельности, искусства и культуры; Елена Ивановна больше отвечала за внутреннюю, духовную часть их миссии. Они, эти две стороны, нерасторжимы, и только этим можно объяснить их успех. Но мы, последователи, разорвали эти две части и исказили оба направления. У нас преобладают два ложных образа:

а) ложный образ рериховца - всюду ищущий «темных», фанатик, спорщик, ориентированный на чисто слайдовский внешний уровень рериховского наследия, избегающий суровой внутренней работы;

б) ложный образ агни-йога - человек, увлекающийся биоэнергетикой, сенсорикой, контактерством и так далее.

Скажу, может быть, неприятную вещь, но считаю оба варианта отклонений от истинной траектории пародией на русского человека и на Силы Света.

Сейчас больше всего требуется сила. Сила духовной личности, личным примером способной отстоять Свет. Мы же пока свечки, представляем клубную духовность со сниженной пассионарностью, плохо ориентируемся в жизни, отстали от нее, не понимаем явлений, вождей, политиков, не знаем, за кого голосовать, кому верить. Я не призываю последователей Рерихов к политизации, но элементарное понимание сущности современной политической борьбы и более четкая гражданская позиция нам не повредят.

Для условий сегодняшней России предложу Вам образ истинного агни-йога, который, по-моему, может и должен преодолеть ситуацию кризиса:

Агни-йог вообще - сильный, целостный, победивший сомнения, с открытым сердцем, ясным сознанием и умом, хорошо тренированный в овладении собой и своей психической энергией, способный управлять мышлением, концентрацией внимания, творчески состоятельный, успешный во всех областях жизни, культурный мастер жизни, любящий и понимающий Россию и сердцем, и умом, при конфликтах сурово спрашивающий прежде всего с самого себя.

Агни-йог - мужчина - духовный, устремленный к Свету, соединивший сознание и сердце, сильный, тренированный, знаток эзотерических учений, профессионал своего дела. Владеющий иностранными языками, восточными единоборствами, западными технологиями, умеющий зарабатывать деньги, находчивый, физически здоровый, выносливый, успешный в любом деле, превыше всего ставящий служение Свету. Деньги и внешний успех в жизни для него не самоцель, но средства, которые он подчиняет Высшему.

Агни-йог - женщина - светлая, красивая и внешне и внутренне, сердечная, обаятельная и духовным обаянием, счастливая жена, мать, любимая, преодолевшая одиночество и нашедшая если не духовную половину, то духовно близкого человека, но не оставившая Учение ради счастливого личного очага, а продолжающая духовный путь, вдохновляющая спутника на подвиг и творчество, смягчающая мужскую резкость в социуме, вносящая мягкость и гармонию, нашедшая себя.

Если мы с вами с поправкой на время воспитаем из себя сообщество примерно таких людей и сумеем между собой сгармонизироваться, то мы сможем построить новую общинно-духовную цивилизацию в масштабе планеты. Цивилизация - это цикл жизни, образ жизни, экономика, но это прежде всего - стиль жизни. Серьезные, победившие в истории общественные движения - это всегда привлекающий людей стиль жизни. Таковыми были ранние христиане, бедные и гонимые, но ставшие огромной влиятельной силой, или представители религиозно-мистических орденов Средневековья, тамплиеры, богатые и во многом опередившие свою эпоху, наконец, русские революционеры. Все они, какими бы разными ни были, привлекали к себе людей своей силой, энергией, увлеченностью. Мы пока привлекаем не очень много и не совсем тех. У нас пока нет истинных пассионариев в стиле жизни.

Закончу призывом к каждому становиться светлым пассионарием духа и работать на спасение России углублением в идеи Учения и применением их в своей жизни



[1] Докладчик, по-видимому, имеет в виду рекомендации Архиерейского Собора 1994 года. - Ред.

[2] Держава Рериха. М.: МЦР, 1992, С. 61-62.