С.М.ЗОРИН
руководитель Оптического театра
Международного Центра Рерихов,
Москва
Зажечь других можно, если сам горишь.
Ю.Н.Рерих
Россия - грядущего мира мессия. Россия - мощная непредсказуемая стихия, плавильный котел, через горнило которого, по мысли М.Волошина, должны пройти все воплощающиеся на Земле души.
Истинный сын этой страны-стихии - Левша. Русская народная традиция создала образ Левши, впитавший целый ряд уникальных качеств: редкую изобретательность и оптимизм, неуемную энергию и высокое мастерство. Мы ориентируемся на народную традицию, и в ее русле будем считать Левшу ярким умельцем-самородком, человеком творческим, создателем нового, тружеником, внедряющим это новое, что и отличает его от людей нетворческих, которые составляют цинично-равнодушное большинство представителей темного века (Кали-Юги). Левша на их фоне как раз и является новым энергетическим видом человека, о котором говорят и пишут в последнее время. Говорителей много, делателей мало - в этом суть всех трудностей и проблем. Жгучие, требующие немедленного разрешения проблемы забалтываются говорунами и крикунами всех видов и мастей. Подобно эпидемии в последнее время множатся «духовные» соборы, симпозиумы, конференции. И несть им числа. С одной стороны, хорошо, что люди стремятся к самосовершенствованию. Но, как правило, кончается все самообманом. Собираются, выступают, общаются, блещут с трибун эрудицией и интеллектом; после разъезжаются очень довольные собой и уверенные, что принимали участие в важном деле. Но поговорить о проблеме и решить ее реально - не одно и то же... Давняя русская традиция «выпускания пара» срабатывает, и «сила в гудок уходит».
Кропотливый, ежедневный, часто изматывающий труд, результаты которого видны не сразу, малопривлекательны для говорунов. Им подавай немедленно «непосильную ношу», как Мирону Тарасову, необоснованным и поспешным притязаниям которого дала суровую отповедь в свое время Е.И.Рерих. Гораздо целесообразнее и нравственнее взять на себя не мировой груз, а конкретное, пусть небольшое, но необходимое для общего дела задание... и выполнить его. Тогда мы, действительно, сумеем «руками и ногами человеческими» поднять из руин многострадальное отечество.
Богата наша земля талантами. Щедро посылает их Природа-Мать на российские просторы. Но обладать талантами от природы в нашей стране оказывается мало. Творческому человеку приходится преодолевать невообразимые трудности, которые нагромождает ненасытный многоголовый дракон бюрократии. Так было в царское время, при большевиках, не лучше и при нынешних «демократах». Сквозь тернии к звездам вынужден пробиваться каждый стремящийся отдать свои таланты Родине.
Пусть для них примером будет бесстрашие и несгибаемая воля, которые вели Ломоносова к свету знания. Пусть они помнят, что не на цветастые лозунги и призывы, а на стук сердца, преданного высшим идеалам, и на стук топора Великого Труженика собиралась вся Россия вокруг Сергия Радонежского более шести веков назад.
Всевозможные бюрократические препоны, равнодушие и стяжательство - вот с чем неизбежно встретится любой из наших кулибиных и ползуновых.
«Благословенны препятствия, ими растем», - сказано в Учении Живой Этики, и там же сказано о том, что любое истинное начинание вызовет страшное сопротивление тьмы. Инициатор обретает не только друзей, но и легион врагов. Понимая неизбежность этого, мы не должны терять драгоценное время и энергию на пустые сетования, жалобы, не должны опускать руки, сдаваться и отступать. Тот, кто любит Родину и свой народ, с радостью и упорством преодолевает любые препятствия, зная, что посылаются они для одевания духа в броню.
Страстно верили Рерихи в созидательные силы народов России. Собирательный образ такого всепобеждающего нового человека в их творчестве - это Иван Стотысячный. Чутко следили Рерихи за возникновением всего нового. Часто в их трудах можно встретить слова восхищения возможностями человеческого гения. Живя далеко от Родины, Рерихи с радостью отмечали, что в Новой Стране, несмотря ни на что, кипит жизнь и совершаются удивительные открытия.
Возьмем конкретный пример. В самом начале 20-х годов русский физик, инженер Божьей милостью Л.С.Термен, в «сиянии лучей лабораторных» творил одно открытие за другим. Когда он изобрел, сделал своими руками и с блеском продемонстрировал принципиально новый музыкальный инструмент «Терменвокс», весь мир встретил это открытие как чудо.
В.И.Ленин пригласил изобретателя в Кремль, в свой кабинет для демонстрации электрической эоловой арфы, и даже сам попробовал сыграть на этом необычном инструменте.
А.Эйнштейн, услышав игру Термена в Берлине (во время его кругосветного турне), сказал журналистам, что они присутствуют на историческом событии, так как только «Терменвокс» позволяет извлечь «свободно из пространства вышедший звук», и он же единственный среди музыкальных инструментов на Земле не требует затрат энергии на звукоизвлечение.
Н.К.Рерих в «Сердце Азии» соединил воедино имена двух известных физиков: «...Относительность Эйнштейна и музыка сфер Теремина (так в 20-е годы многие писали фамилию Термена, так как по-французски она пишется Theremin. - С.З.) принимаются на Востоке совершенно положительно, - древние ведические и буддийские традиции подтверждают это»[1].
Изобретения, как из рога изобилия, продолжал дарить Термен миру и своей России. В 1926 году он демонстрирует в Ленинградском политехническом институте снова впервые в мире действующую телевизионную систему. Успех небывалый. Рерихи, которые в этом же году побывали с известной миссией в России, с интересом вникают во все сообщения прессы. В книге «Алтай-Гималаи» Н.К.Рерих снова обращается к работам Tермена: «Иоффе пишет об открытии Термена: «Мы видели на экране движение человеческой руки, происходившее в те же моменты времени за стеною в соседней комнате». Наконец-то начинают обращаться к реальному изучению всех энергий»[2].
Нужно отметить, что о значении новых средств передачи и хранения информации в одном из последних писем говорила и Е.И.Рерих: «Беседуйте с учениками о тех великих переменах, которые произойдут в сознании людей, когда приоткроется завеса, отделяющая нас от Мира Надземного, когда люди смогут получить доказательство наглядное о надземной жизни путем телевизии и рекордов звуковых»[3].
Термен успел в 20-30-е годы еще много сделать: микроскоп времени, терпситон, ритмикон, устройство для передачи тактильной информации с помощью электромагнитных волн «Телеточ», принцип передачи информации через гравитационное поле, работал над проблемой долголетия. Все это - задел на XXI век. В 1938 году правящие страной лемуры наградили всемирно известного (в те годы) ученого «путевкой» в Магадан. Долбя мерзлую землю и скитаясь позднее по тюремным шарашкам, Термен встретил там «врагов народа» - А.Н.Туполева, С.П.Королевa и других, с которыми и за колючей проволокой занимался новыми разработками, думал о могуществе России. Но глядя на его долгую жизнь после 1938 года (Л.С.Термен умер в 1993), понимаешь, что именно тогда, более полувека назад Термен был отправлен на духовную казнь и безвестие.
Еще более трагична судьба другого изобретателя - Юрия Кондратюка (Александра Шаргея). Вынужденный при большевиках скрывать свое истинное имя, он за 44 года скитальческой жизни сумел все же сделать заметный вклад в развитие отечественной и мировой науки. Еще девятнадцатилетним юношей, перед уходом на фронт первой мировой войны, он пишет рукопись будущей книги «О межпланетных сообщениях», в которой независимо от Циолковского выводит формулу движения многоступенчатой ракеты и пророчески описывает все этапы полета на Луну. Позднее он сделал полный расчет траектории полета к спутнице Земли, а также определил, что лунный модульный корабль должен иметь орбитальную и посадочную ступень. Спустя почти полвека американские специалисты остановили свой выбор на схеме, предложенной Шаргеем-Кондратюком, и успешно осуществили полет на Луну. Они выразили свою благодарность русскому гению, поставив ему памятник, а в родной стране вряд ли кто сегодня помнит о нем. А ведь кроме космических проектов Шаргей успел разработать и множество земных, только воплотить их в жизнь ему не дали. Он был автором самой мощной в мире Крымской ветроэлектростанции (КрымВЭС). Ее даже начали строить на вершине горы Ай-Петри при поддержке С.Орджоникидзе, но после смерти последнего в 1937 году Кондратюка обвинили в гигантомании, чуть ли не во вредительстве. Размах гения пугал посредственностей, не верящих, что такую высокую башню можно построить из бетона. Через 20 лет после его гибели в первые месяцы второй мировой войны все же была построена по идеям Кондратюка Останкинская телевышка, и стоит уже 35 лет.
Нет смысла перечислять все разработки этого технического гения и скромнейшего человека. Он мечтал только об одном - работать, успеть реализовать свои замыслы во благо народа. Коммунистический лозунг новой власти «от каждого по способностям, каждому по потребностям» на деле оказался пустым звуком. Потребности у творческих, жаждущих работать людей, как правило, невелики. Брать они не умеют, они жаждут отдавать. Нет для них пытки и наказания страшнее, чем невозможность творить, выдумывать, воплощать. Для тоталитарного режима энергия и инициатива таких людей страшнее любого оружия. Поэтому самые активные и благородные преследовались и уничтожались духовно и физически.
Редкие исключения только подтверждают правило. Когда партии для осуществления экспансионистских целей нужен был кто-то из кулибиных, его извлекали из небытия (чаще всего из тюрьмы, как С.П.Королева) и поручали создать, к примеру, атомную бомбу или средство ее доставки.
С.П.Королев, мечтавший о полете человека в космос, обсуждавший эту идею с К.Э.Циолковским, вынужден был возглавить работы по созданию ракет для доставки атомных бомб. Кстати, судьба свела его и с Терменом, и с Шаргеем-Кондратюком. Под руководством Термена Королев в тюрьме строил модель беспилотного самолета-бомбардировщика (прообраз крылатой ракеты), а Шаргея приглашал работать в руководимом им ГИРДе. И все же Королев осуществил свою мечту: пусть в рамках создания военно-космических сил, но первым в космос полетел гражданин России.
Можно было бы перечислить тысячи и тысячи удивительно талантливых людей, которые так и не смогли в Российской империи отдать свои открытия народу.
Сослагательное наклонение неприемлемо в исследовании исторического процесса, тем не менее задаешься вопросом, почему могущественная Россия скатилась сейчас чуть ли не на уровень развивающихся стран? Что, если бы в свое время не изгнали из России огромное количество творческой интеллигенции? Что, если бы гениальный Левша - Сикорский, построивший еще в царской России гигантский самолет, смог остаться и для нее, а не для Америки, разработал бы более 220 типов вертолетов и самолетов? Что, если бы тысячам и тысячам таких творцов, как Термен и Кондратюк, не поломали судьбы, а дали реализовать их потенциал? Разве мы не были бы сегодня неизмеримо богаче и духовно и материально? Множество наших современников сегодня точно так же не имеют возможностей для самореализации. Государству не до них. На поддержку их творчества, как и на строительство культуры у правительства средств нет. Средства уходят на создание оружия и бессмысленные войны, на утоление безмерных аппетитов бюрократического госаппарата.
Левша сегодня должен отчетливо понимать, что надеяться на помощь многоголового дракона неразумно. Талантливый человек талантлив во всем. Преодолевать препятствия он предпочитает, надеясь на себя и на своих друзей по духу. Всегда следует помнить о судьбе тех, кто мужественно прошел свой тернистый путь раньше нас. Кто помогал Блаватской на ее трудном пути? Уверенно можно констатировать, что ни ей, ни Рерихам ни российские, ни английские чиновники не помогали, а только мешали. Неужто сегодня, в конце XX века и на пороге третьего тысячелетия, Левша должен устрашиться напора тьмы? Время пришло для спокойного созидательного труда. Россияне не впервые поднимают свою страну из руин. Пришел и наш черед. Земля ждет наших добрых рук. Следует отдавать себе отчет, что Российская империя погибла безвозвратно. История знает подобные примеры. Разве не были могущественны Римская или Египетская империи? Но они погибли. У нас же еще есть шанс, и он реальный, чтобы на месте канувшей в Лету империи, как птица Феникс, поднялась новая могучая Русь. Мы обязаны поднять ее своим трудом и любовью. Слишком многое порушено. Время пришло «собирать камни» - строить и созидать среди разрухи и хаоса.
Материальный план от духовного неотделим. Многие «рериховцы» сейчас лелеют «возгоревшиеся чакры», ощупывают лоб, не режется ли третий глаз, чешут темечко в надежде на прием посланий, другие еле успевают записывать эти «послания». Конечно, сочинять «послания от Иерархии» приятнее, чем тесать бревна и возводить стены. Но строить своими руками, упорядочивать и осветлять мир вокруг, высаживать деревья и цветы, убирать мусор просто необходимо. Пусть стук топора преподобного Сергия будет для нас камертоном, по которому настроим сердца наши и сверим дела наши. Это огромная ответственность. Если мы говорим, что живем по Учению, то пусть остальные видят, как мы живем и что делаем. Нас тысячи, а не примкнувших к Учению - десятки миллионов. Чтобы нас не обвиняли в сектантстве и не шарахались от нашей пустой говорильни, нужно все подтверждать делами. Тогда мы будем понятны всем изверившимся, всем слабым и сдавшимся. Тогда наш пример даст импульс и им; и к живому праведному делу потянутся многие. Так преобразуем все вокруг «не мудрствуя лукаво», а живя по Учению. У нас есть возможности для преодоления собственных слабостей и пороков. Уместно в этой связи вспомнить слова Ю.Н.Рериха: «Не религия сделала людей нравственными, не коммунизм сделает их безнравственными... не Родина виновата, а несовершенства людей»[4]. Со своими несовершенствами и будем в первую очередь бороться. Рериховец не тот, кто прочитал две книги Живой Этики и решил сам себя так называть, а тот, кто самоотверженным трудом и преданностью высоким идеалам Учения зажигает сердца других людей.
Переход к новому тысячелетию требует от Левши-новатора воспитания самодисциплины духа и великой ответственности, без которых будущее может не состояться. Нити кармы человеческими руками вплетаются в ткань покрывала Матери Мира, рисуя неповторимый узор нового этапа эволюции.
[1] Рерих Н.К. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 256.
[2] Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. Рига: Виеда, 1992. С. 288.
[3] Рерих Е.И. Письма. 1932-1955. Новосибирск, 1993. С. 507.
[4] Воспоминания о Ю.Н.Рерихе. Новосибирск, 1994.