Особенности информационного пространства России.

В.С.МОКИЙ
заведующий проблемной лабораторией информационных полей
Международного института информатики биосферы,
Нальчик

Россия относится к тому небольшому числу стран, духовный образ которых пишется историей наиболее старательно. Этот образ традиционно ассоциируется с той благодатной средой, которая имеет удивительную особенность одинаково хорошо впитывать в себя самые ценные идеи и знания, принадлежащие всему человечеству, а также порождать людей, которые становятся проводниками этих знаний. В ряду таких людей особое место занимают Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи.

Исследователям еще предстоит определить роль их совместного творчества для судеб России и всего человечества. Однако уже сейчас можно говорить о важности знаний, излагаемых в Учении Живой Этики, а также о том месте, которое оно занимает в формирующемся общечеловеческом мировоззрении.

Мировоззрение, которым в настоящее время обладает человечество, с полным основанием нельзя назвать единым. Отсутствие единства прежде всего проявляется во множестве точек зрения на вопросы, касающиеся смысла существования окружающего мира, смысла существования человека, а также сути тех причин, которые лежат в основе творения, бытия.

Нужно ли относиться к Учению Живой Этики как к теории, способной лечь в основу общечеловеческого мировоззрения? Учителя человечества предупреждали, что каждое десятилетие открывает новый подход к Сокровенному Учению. Читавшие его полвека назад читали его совершенно иначе. Они подчеркивали совершенно иные мысли, нежели читающие сейчас.

Какие строки хотелось бы выделить из Учения сегодня? Только из одной книги «Братство» можно привести ряд высказываний, которые напрямую указывают на необходимость скорейшего развития научных методов познания: «Мыслитель предлагал для каждого решения найти научное обоснование».

Таким образом, следует предположить, что Учение Живой Этики, исходя из сути своего определения, является носителем парадигмы культуры (парадигмы описания). То есть, с ее помощью удается не только «установить планку» морально-нравственных аспектов взаимоотношений человечества с окружающим миром, но и получить о нем знания интуитивного типа. Этим объясняются повышенные требования к научным работникам: «Каждое явление подлежит научному исследованию, но если сам исследователь оказывается без воображения, то как же он может пользоваться научными аппаратами?»

Следовательно, кроме Учения Живой Этики необходимо предположить наличие носителей еще двух парадигм: парадигмы науки (парадигмы познания), которая позволяет получить эмпирический тип знаний, и парадигмы религии (парадигмы понимания), с помощью которой удается получить спекулятивный тип знаний об окружающем мире. Таким образом, устанавливается необходимый набор знаний, позволяющий человечеству однозначно понимать, познавать и описывать окружающий мир.

Общепланетарный кризис требует, чтобы любые теоретические рассуждения были нацелены на практическое решение существующих проблем. С этой целью учеными Международного института информатики биосферы совместно с учеными МГУ были проведены работы по созданию системы знаний, изучающей законы пространственного построения информационных систем, а также закономерности организации информации в пространстве.

Эта система знаний получила название «информология». Ее модели, а также метод информологического анализа информации позволили расширить сложившееся представление о формировании информационного пространства государства, а знание законов пространственного построения информационных систем дало возможность выявить ранее не учитываемые факторы, влияющие на его устойчивое состояние.

Чтобы определить место и роль любого явления, необходимо рассмотреть его в естественной или искусственно созданной системе координат. В этом случае не обязательно, чтобы эти координаты выражались только числовыми значениями. Таким образом, понимание сути явления можно достичь лишь тогда, когда оно находится в организованной среде. Во многих отраслях творческой деятельности под этой средой подразумевают пространство. Пространство как некий носитель внутренней организации обладает дискретностью или, иными словами, оно всегда условно замкнуто. Эта особенность позволяет ему создавать в себе соответственную параметрическую систему параметрических координат и обрести индивидуальность. Например: пространства городов имеют подобную организацию, но благодаря собственной системе координат город Москва отличается от города Лос-Анджелеса, а государство Россия отличается от государства США. Такое представление о пространстве позволяет дополнить сумму знаний о закономерностях исторического развития государства и предложить новые аспекты анализа этого развития.

Внутренняя организация пространства и его условная замкнутость позволяют предположить наличие в нем некоего периода преобразования информации, соединяющего две важные фазы развития государства - становление и распад.

В информологии этот период служит моделью программы исторического развития государства. Государство может соответствовать нормам и правилам, обеспечивающим гармоничное развитие природы и общества, и иметь отклонения от них. В этом случае целесообразно ввести интегральный оценочный показатель общего состояния государства. Таким показателем является информационная напряженность. Чем больше различие между эталонным развитием государства и его реальным положением, тем выше значение информнапряженности. Установлена корреляция между величиной информнапряженности и характером событий, происходящих в государстве.

Люди, с точки зрения информологии, являются фрагментами пространства государства. Они выполняют роль его информационных носителей. Для того чтобы в пространстве сохранился единый смысл, его информносители вынуждены корректировать свои индивидуальные программы развития по образу, подобию и состоянию общегосударственной программы. Этим свойством пространства объясняется единство судьбы государства и его населения.

Если реальное развитие государства не соответствует своему эталону, то разница, или дельта, иллюстрируемая информационной напряженностью, не убирается из его пространства. Она оформляется в нем в виде отдельного пространства информационного дополнения. Его период преобразования информации выполняет роль программы реализации всех негативных событий, которые периодически возникают в государстве. Таким образом, с помощью информологических моделей впервые удалось понять природу возникновения негативных событий и ситуаций, сопровождающих историческое развитие государства, и, следовательно, получить возможность прогнозировать их появление, а также разрабатывать комплекс превентивных мер по их устранению.

Интересной с практической точки зрения может показаться модель механизма преобразования информации. С его помощью осуществляется непосредственная реализация программы исторического развития государства. Он имеет жесткую привязку к территории государства. Топографическое расположение активных центров этого механизма на местности послужило основой для закрепления за ним славы «энергетических центров».

На основании вышесказанного можно предположить, что процессы, приводящие к возрастанию информационной напряженности государства, насильственного или естественного изменения его границ, вызывают в нем перестройку механизма преобразования информации. Реально это сказывается на изменении идеалов, целей и задач, которые ставит перед собой государство. В связи с изменением радиуса пространства государства происходит перераспределение информационных потоков, вызывая миграцию населения, а также изменение статуса оставшихся территорий.

Период, в который происходит перестройка механизма преобразования информации по принципу подобия, обусловливает неустойчивость общего состояния всех внутренних фрагментов информационного пространства государства от экономики и экологии до состояния здоровья населения. Например, люди, которые при одном состоянии государства выполняли роль носителей информации конкретного потока, внезапно лишились возможности выполнять заданную функцию. Тем самым в их пространстве автоматически возникает дельта, которая при заполнении реализуется в болезни или несчастные случаи и т.п. Таким образом, удалось предложить новую интерпретацию причин того, почему во время неустойчивого общего состояния государства возникает число заболевших и самоубийц, ухудшается экологическая обстановка и увеличивается количество техногенных аварий и катастроф. С помощью этих знаний появилась возможность разрабатывать со специалистами различных научных направлений комплексы специальных мероприятий по предотвращению ухудшения общего состояния государства, обеспечивающих поэтапный выход из реально сложившегося состояния.

Исследование информационного пространства России, проведенное с привлечением метода информологического анализа, позволило прийти к необычным выводам, что, например, геометрические особенности архитектуры и символика православных храмов полностью соответствует образу и подобию конструкции механизма преобразования информации в пространстве. А особенности архитектуры и символика храмов других религий соответствует образу и подобию отдельных элементов этой конструкции. Кроме того, удалось понять и экспериментально доказать целесообразность расположения храмов в центре населенного пункта или в центрах его внутрилежащих территориальных фрагментов. В этом случае храмы выполняют роль активного центра механизма преобразования информации. От размера храма можно рассчитать радиус территории населенного пункта, который будет являться оптимальным с точки зрения организации пространства. При этих условиях само пространство, его внутренняя организация сплачивает и дисциплинирует людей, пробуждая их ответственность перед этой организацией, этим пространством, которое в их сознании всегда отождествлялось с понятиями Бог, мир тонких энергий и т.п.

Таким образом, используя информологические знания, удается расширить традиционное представление о причинах, приводящих к созданию и распаду государства, закономерностях его исторического развития и предложить научно обоснованный сценарий поддержки устойчивости его общего состояния.