«Inter arma silent Musae» (Когда говорят пушки, музы молчат) - это латинское изречение вспоминается сегодня, когда войной и потрясениями объят огромный Ближневосточный регион - от Ливии до Ирака. Здешние библейские места, буквально дышащие тысячелетней историей и культурой, оказались в эпицентре масштабного конфликта, начало которому положила в 2003 году агрессия США против Ирака, а продолжила его разрастание так называемая «арабская весна» в 2011 году.
Вместо реализации благородных надежд на лучшую, более справедливую, демократическую жизнь народы арабских стран столкнулись с черными силами разрушения, пришедшими на эти земли под масками проповедников «демократии» и «свободы». Не зря же древние говорили: «Via ad infernum strata est bonis praesumptionibus» (Благими намерениями вымощена дорога в ад)… И вот мы видим на этих землях вместо развития и процветания - трагедии десятков тысяч жертв, миллионы беженцев и разрушенные государства, еще недавно жившие в мире и спокойствии.
Но страдают не только люди и страны. Страдают исторические памятники, которых в этих местах огромное количество. Недаром же Средиземноморье именуют «колыбелью человечества». Именно здесь располагались древнейшие очаги цивилизации, именно здесь веками расцветали искусства, знания и сама человеческая мысль, знакомство с которыми делало людей любых поколений мудрее и гуманнее.
Но сегодня все не так. И музы не просто молчат, уступая пушкам. Они бессловесно гибнут, сгорая в огне конфликтов. Бесценные памятники культуры, архитектуры, истории подвергаются варварскому разрушению, исчезают бесследно. Каждый день и каждый час руками новых варваров - и в форме US Army, и под черными, пиратскими флагами «Аль-Каиды» и других исламистских формирований - уничтожается цивилизационное, культурное наследие всего человечества.
Мировое сообщество не имеет права замалчивать эту абсолютно недопустимую ситуацию и не должно беспомощно мириться с ней, демонстрируя свое бездействие!
Прежде всего, следует четко зафиксировать происходящее - то положение, в котором мы не по своей воле оказались. Мы должны исходить из того, что за последние годы целый ряд ближневосточных государств столкнулся с массовым уничтожением и разграблением их культурных ценностей. Это Ирак, Египет, Сирия, Ливия.
Начатая в 2003 году США и их союзниками война в Ираке нанесла непоправимый ущерб объектам культурно-исторического наследия. Иногда приходится слышать, что в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО к началу войны находился только один объект на территории Ирака - парфянский город Хатра. Дескать, ценных исторических памятников в Ираке не так много. Подобные утверждения вызывают не только недоумение, но и заставляют усомниться в адекватности и компетентности говорящих это людей. Разве они не знают, что практически вся территория Ирака - это уникальный музей под открытым небом, полный произведений искусства и археологических памятников? При этом многие исторические памятники не только не изучены, но, судя по всему, еще и не раскопаны, сокрытые под слоем, требующим работы археологов.
Иракский диктатор Саддам Хусейн сравнивал себя с Навуходоносором и в нарушение общепринятых правил археологической этики вложил кирпичи со своим именем в стены древнего Вавилона. Он построил здесь и собственный дворец, чем нанес значительный ущерб историческому облику Вавилона. Многие осуждали его за эти действия. Однако надо признать, что Ирак при Саддаме выделял средства на раскопки, изучение и сохранение культурного наследия, государственные службы пресекали попытки грабежей. А Багдадский музей был одним из самых знаменитых в мире.
Зато в ходе войны, развязанной США против Ирака под надуманным предлогом, руины древнего Вавилона наряду с другими уникальными памятниками Ирака подверглись разрушению. Среди наиболее пострадавших сооружений оказались Ворота Иштар и Путь Процессий.
Многие исторические ценности, в том числе наследие шумерской и вавилонской цивилизаций, были разграблены. В их числе экспонаты музеев Навуходоносора и Хаммурапи, сокровища Вавилонской библиотеки и архива. Чтобы представить происходившее в Вавилоне, достаточно напомнить, что в 2003-2004 годах этот археологический комплекс использовался коалиционными силами интервентов в качестве военной базы! Лишь позже он был возвращен в ведение Государственного совета по древностям и культурному наследию.
По оценке Министерства туризма и древностей Ирака, в 2003-2004 годах из страны было вывезено 130 тыс. культурно-исторических ценностей, причем вернуть пока удалось всего около 10%. По большей части перехватить награбленное получилось только в соседних Ливане и Сирии, однако львиная доля пропавших ценностей не задержалась на Ближнем Востоке и продолжила путь на другие континенты.
«В Соединенных Штатах незаконно находится 90 тыс. принадлежащих Ираку археологических артефактов, - утверждает министр туризма и древностей Лава аль-Самисм. - И Вашингтон отказывается их возвращать»1. Крупнейший скандал разгорелся осенью 2012 года, когда были обнародованы свидетельства переводчика, лично наблюдавшего за погрузкой ящиков с архивами иракских евреев в американские транспортные самолеты. 10 тыс. иракских исторических артефактов периода Шумера и Вавилона были неожиданно обнаружены весной 2013 года в Корнельском университете США.
Основное требование американцев на переговорах с иракцами по теме возвращения украденных ценностей такого: оставить ценности в США «для изучения». «Министерство отказывается принимать подобные условия и настаивает на немедленном возврате ценностей, незаконно вывезенных из страны во время оккупации Ирака армией США, - повторяет министр аль-Самисм. - По международным соглашениям историческое наследие является собственностью всех граждан Ирака и должно быть возвращено без каких-либо условий».
Сегодня общественность располагает докладом подкомитета по Вавилону Международного координационного комитета ЮНЕСКО по охране культурного наследия Ирака. Эксперты провели всестороннюю техническую оценку состояния этого уникального памятника культуры и констатировали, что нанесенный ущерб огромен. Тем с большей энергией надо оберегать то культурное наследие, которое сохранилось на сегодняшний день в Ираке.
В бурлящем Египте столь масштабных разрушений, как в Ираке, не было. Да и невозможно было представить, что кому-нибудь придет в голову, скажем, обстреливать пирамиду Хеопса, как когда-то в годы египетского похода Наполеон приказал расстрелять Сфинкса, лежащего у подножья пирамид в Гизе. Тем не менее ненавистники древних пирамид в исламистском Египте появились достаточно быстро. Несколько месяцев назад еще при президенте-исламисте Мохаммеде Мурси религиозные фундаменталисты, в частности салафитский шейх Мурган Салем аль-Гохари, призвали своих последователей разрушить и пирамиды, и самого Сфинкса. Глава исламистской партии «Национальное единство» Абд ал-Латиф ал-Махмуд обратился к Мурси с просьбой дать указание «уничтожить пирамиды как памятники языческой культуры», которым «не место на земле ислама». При этом он напоминал как о «доблести» о варварском, с точки зрения нормальных людей, разрушении талибами статуй Будды в Афганистане в 2001 году, равно как и об уничтожении ряда исторических памятников в Ираке, Малайзии, Тунисе, Мали.
Седые пирамиды не пострадали от натиска фанатиков-мракобесов, но во время гражданских беспорядков в Египте многие древности были подвергнуты разграблению. Серьезно пострадала коллекция Каирского музея, стоящего прямо на знаменитой площади Тахрир, где происходили основные события двух египетских переворотов. В Каирском музее воровали, как, впрочем, и в Багдадском музее, и в музее столицы Ливии - Триполи, «точечно» и со знанием дела - пропали бесценные артефакты, представляющие, по некоторым оценкам, большой интерес для оккультистов и адептов «черной магии».
Египет, кстати, уже обнаружил некоторые из похищенных артефактов. Неподалеку - в Израиле, где их начали выставлять на аукционы. Компетентные органы АРЕ потребовали не продавать похищенные сокровища. С таким заявлением выступили египетский МИД, а также министр по делам древностей2.
Полностью оценить ущерб, нанесенный культурному наследию Египта, в первую очередь его музейным собраниям, в настоящее время вряд ли возможно, однако эксперты ЮНЕСКО должны ставить перед собой такую задачу.
Самая тяжелая ситуация с памятниками культурного наследия сложилась в Сирии - стране, с которой я был теснейшим образом связан по дипломатической работе еще в конце 1980-х годов и с которой до сих пор поддерживаю регулярные связи.
За годы гражданской войны в Сирии разрушено огромное количество исторических сооружений, относящихся к римской, христианской, мусульманской эпохам. Серьезные повреждения получили Старый город в Дамаске, археологические памятники Пальмиры, Старый город в Босре, старый город в Халебе (Алеппо), замки Крак-де-Шевалье и Калъат-Салах-ад-Дин, древние поселения северной Сирии. ЮНЕСКО на своей сессии в Камбодже 20 июня 2013 года включила все эти памятники в Список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения.
Массированной атаке боевиков и большим разрушениям подвергся сирийский город Маалюль, который известен на весь мир благодаря тому, что его жители до сих пор говорят на арамейском - языке, как считается, Иисуса Христа. Это фактически единственный город на планете, где до наших дней сохранился живой язык Иисуса. Маалюль - эта святыня, которой поклоняется весь христианский (да и не только христианский) мир, этот город, куда еще недавно регулярно снаряжались научные экспедиции для изучения языка Нагорной проповеди, - предстал перед лицом угрозы уничтожения.
Не возникла ли теперь серьезная причина для того, чтобы христиане всего мира осознали наконец всю опасность происходящего сегодня в Сирии и предприняли самые решительные шаги для прекращения войны и варварского уничтожения бесценных культурных ценностей?!
В настоящее время из Сирии, по сведениям экспертного сообщества, нелегально вывозятся многочисленные предметы искусства. В этой связи ЮНЕСКО обратилась к сторонам конфликта принять все возможные меры, чтобы пресечь вывоз нелегальной контрабанды культурного наследия. Этот призыв адресован и к таможенным службам сопредельных государств, которым следует повысить стандарты досмотра и проверки на пунктах пересечения границы. Ведь преступления против культурного наследия Сирии наносят ущерб не только этой многострадальной стране, но всему мировому сообществу, обедняя историческое и культурное наследие человечества.
Сказанное в равной мере относится и к Ираку, и к Ливии, и к Египту.
Такова сложившаяся ситуация. Очевидно, что вырисовывающаяся картина неполна, поскольку существует явный дефицит проверенной и надежной информации из попавших под каток «арабской весны» стран Магриба и Ближнего Востока. Особенно трудно получать информацию из районов боевых действий. Тем не менее мировая общественность, Организация Объединенных Наций, ЮНЕСКО, политики и организации гражданского общества всех стран, прежде всего ведущих мировых держав, имеют все основания для того, чтобы предпринять меры, способствующие сохранности памятников культуры в этой неспокойной части мира.
Я бы предложил, чтобы сессия Генеральной Ассамблеи ООН была специально посвящена именно вопросам сохранения культурного и исторического наследия человечества!
Несколько десятилетий назад человечество уже сталкивалось с похожей ситуацией и пыталось извлечь из нее уроки для себя. Огромные разрушения и разнузданное мародерство периода Второй мировой войны побудили еще в 1948 году поставить в стенах ЮНЕСКО вопрос о необходимости принятия конвенции по защите культурных объектов. А в мае 1954 года Гаагская конвенция установила хорошо узнаваемый сегодня отличительный знак для идентификации охраняемых объектов культурного наследия - заостренный щит, разделенный на четыре части синего и белого цвета.
В 1972 году, то есть более 40 лет назад, была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Государства - участники конвенции признали, что все международное сообщество обязано сотрудничать. И оно сотрудничало - большую часть последних десятилетий. Но это происходило в достаточно комфортных условиях мира. А что делать, когда идет война?
Возможно, как раз сегодня, когда в Сирии продолжается кровопролитие, а в соседних странах сохраняется угроза гражданских беспорядков, для мирового сообщества настал момент, когда оно может в наиболее зримой форме продемонстрировать принципиальность своей позиции и, как следствие, доказать эффективность сотрудничества по охране объектов культурного наследия.
При этом не надо придумывать ничего нового - у нас есть действующие международные документы по защите культурного наследия во время вооруженных действий: «Пакт Рериха» от 15 апреля 1935 года, Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, Конвенция об охране подводного культурного наследия. Просто необходимо, чтобы эти документы заработали в соответствии с нормами международного права. Так просто и… так сложно.
Не будем забывать, что международная деятельность в сфере охраны культурного наследия во время чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов имеет свою историю. Ведь одним из последствий разрушительных войн и революций первой половины ХХ века стало появление идей, а впоследствии - на их базе - и документов, регулирующих отношения сторон международного конфликта к объектам культурного наследия.
Одним из первых подобных документов стал Договор о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников («Пакт Рериха»), подписанный 15 апреля 1935 года. В нем впервые в истории было сказано о том, что объекты культурного наследия, художественные, научные, образовательные учреждения не только нуждаются в защите во время вооруженных действий, но должны пользоваться уважением у воюющих сторон.
«Пакт Рериха», хотя и был подписан 21 страной, не получил широкого распространения. Впрочем, он сыграл свою роль, став основой для важнейшего, первого в своем роде международного документа в данной сфере - Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Следующим этапом совершенствования международного законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия стала Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия от 1972 года3.
Так, пункт 1 статьи 6 этой конвенции гласит: «Полностью уважая суверенитет государств, на территории которых находится культурное и природное наследие, определяемое в статьях 1 и 2, и не ущемляя прав, предусмотренных национальным законодательством в отношении указанного наследия, государства - стороны настоящей конвенции признают, что оно является всеобщим наследием, для охраны которого все международное сообщество обязано сотрудничать».
Однако современные реалии международной деятельности по сохранению культурного и природного наследия во время чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов таковы, что во время военных конфликтов и революций XXI века, несмотря на то что большинство стран ратифицировали вышеуказанные конвенции, многие нормы этих документов просто не исполняются. А разрушения, имевшие место в ходе иракской кампании, нарушили пункты сразу нескольких конвенций.
С 2003 по 2004 год археологический комплекс Вавилон использовался Вооруженными силами США, как мы уже отмечали, в качестве военной базы. Эксперты подкомитета по Вавилону Международного координационного комитета ЮНЕСКО по охране культурного наследия Ирака провели всестороннюю техническую оценку состояния этого памятника. В представленном докладе содержится описание причиненных повреждений: памятнику был нанесен серьезный ущерб, вызванный «рытьем канав, выемкой, перемещением и выравниванием грунта».
В докладе отмечается, что строительство в этом месте дворца для Саддама Хусейна «нанесло громадный ущерб историческому памятнику», а позднее - в ходе интервенции США в 2003 году - он был просто разграблен, экспонаты были разворованы или уничтожены.
Далее. Пункт 1 статьи 4 Гаагской конвенции 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта4 гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других Высоких Договаривающихся Сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей».
Пункт 3 этой же статьи говорит и о необходимости пресечения мародерства и разграбления памятников: «Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются, кроме того, запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Они запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны».
Однако в ходе революций и боевых действий, затрагивающих объекты культурного наследия, сплошь и рядом стороны конфликтов нарушают процитированные положения международных правовых актов. Действия тех же сирийских мятежников были направлены против исторических объектов древнего Алеппо, против средневекового замка Крак-де-Шевалье и цитадели Салах-ад-Дина. Действия туарегов в Мали привели к повреждению древнейших памятников города Тимбукту.
Понятно, что эти вооруженные формирования не имеют отношения к какому-либо государственному образованию и действуют по принципу бандитской вольницы, а потому весьма трудно предъявлять к ним юридические претензии за нарушение международно-правовых документов в области сохранения исторических и культурных ценностей. Но дело в том, что за каждой из этих якобы независимых группировок стоят крупные государства или их спецслужбы, вооружающие и финансирующие эту герилью. Вот перед членами ООН, занимающимися подобной деятельностью, и надо бы поставить вопрос о том, как их клиентура уничтожает наследие человечества.
Ведь практически все страны - члены ООН и ЮНЕСКО поставили свои подписи под текстом Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, в которой, в частности, говорится следующее:
«Государства - стороны настоящей конвенции, по возможности, стремятся, с тем чтобы обеспечить наиболее эффективную охрану и сохранение и возможно более активную популяризацию культурного и природного наследия, расположенного на их территории, в условиях, свойственных каждой стране:
a) проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определенных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования;
б) учреждать, если они еще не созданы, на своей территории одну или несколько служб по охране, сохранению и популяризации культурного и природного наследия, располагающих соответствующим персоналом и средствами, позволяющими выполнять возложенные на них задачи;
в) развивать научные и технические разработки и исследования и совершенствовать методы работы, позволяющие государству устранять опасности, угрожающие его культурному и природному наследию;
г) принимать соответствующие юридические, научные, технические, административные и финансовые меры для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия;
д) содействовать созданию или развитию национальных или региональных центров подготовки в области охраны, сохранения и популяризации культурного и природного наследия, а также поощрять научные исследования в этой области».
Вот что надо выполнять безусловно!
Разрушение памятников культурного наследия следовало бы приравнять к использованию оружия массового уничтожения и преследовать виновных в этих преступлениях как военных преступников. Уничтожая объекты культурного наследия, разрушая памятники истории, они посягают на коллективную память человечества, не на словах, а на деле втаптывают в грязь ценности культуры и гуманизма.
Мириться с этим - ниже нашего человеческого достоинства.
1 http://ru.fbii.org/investigations/734.html
2 http://izrus.co.il/obshie_novosti/news/2013-09-22/76834.html
3 http://whc.unesco.org/archive/convention-ru.pdf
4 http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_36185.html