Дорогие друзья!
Я приветствую всех прибывших к нам, в Дом Рерихов, для участия в Международной научно-общественной конференции, посвященной столетию со дня рождения Ю.Н.Рериха — замечательного ученого, члена талантливой российской семьи Рерихов, который работал и в Индии, в Гималаях, и на Родине, проведя последние свои годы среди нас. Его творческий путь будет всесторонне освещен в выступлениях участников конференции, среди которых есть люди, лично знавшие Юрия Николаевича, в том числе его ученики. Я же хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы отмечаем юбилей не только славного российского ученого, но еще и большого художника, о чем свидетельствует экспозиция нашего Музея. Позвольте выразить свою уверенность в том, что дни этой юбилейной конференции пройдут для всех нас с большой пользой и мы отдадим дань уважения не только Ю.Н.Рериху и его вкладу в мировую науку, но и всей этой великой семье.
Дорогие друзья, коллеги, уважаемые гости!
Сегодня мы открываем юбилейные торжества, посвященные столетию со дня рождения одного из крупнейших востоковедов мира, путешественника, мыслителя — Юрия Николаевича Рериха.
Так случилось, что самая первая наша конференция состоялась в 1992 году и, естественно, проходила под знаком девяностолетия со дня рождения Ю.Н.Рериха. Эти две важные вехи наводят на мысль посмотреть, какой же путь за это время прошел Международный Центр Рерихов. В 1992 году мы отмечали эту знаменательную дату в музее Ленина в Ленинских Горках, потому что у нас не было своего помещения. Здесь, на месте здания, в котором вы сейчас сидите, были руины, которые не годились не только для проведения конференций, но и для работы вообще. К своей первой конференции мы смогли подготовить единственную публикацию — книгу Ю.Н.Рериха «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», потому что архивные материалы еще не были обработаны; наш публикаторский отдел только становился на ноги. Сейчас, как вы видите, картина у нас изменилась: открылся музей в отреставрированном здании; мы заседаем с вами в собственном помещении, куда смогли пригласить большое количество народа — много больше, чем на первую конференцию. К этому юбилею мы выпустили уже семь изданий, в том числе двухтомник «Ю.Н.Рерих. Письма», которые публикуются впервые.
Вот эти мысли приходят в голову, когда мы открываем вторую конференцию, посвященную Юрию Николаевичу Рериху. Его юбилейными датами мы как бы ведем подсчет тому, что смогли сделать за эти десять лет.
Говоря о самом Юрии Николаевиче, я не стану останавливаться на его научной деятельности, у нас много докладов будет посвящено этому; хотелось бы обратить ваше внимание лишь на некоторые моменты, и прежде всего на его участие в знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что эта экспедиция не состоялась бы такой, какой она состоялась, если бы в ней не было Ю.Н.Рериха. Юрий Николаевич выполнял обязанности переводчика, прекрасно владея и монгольским, и тибетским языками, и рядом центральноазиатских диалектов. Он обеспечил прямое общение членов экспедиции, в первую очередь Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, с теми людьми, которые встречались на маршруте, и с теми народами, через территорию которых проходила эта экспедиция, что было чрезвычайно важно для ее деятельности. Юрий Николаевич был также хранителем и защитником этого каравана, потому что экспедиция шла в очень беспокойное время и по Монголии, и по Тибету и на нее готовились нападения. Юрий Николаевич возглавлял вооруженный отряд, которому надлежало защитить эту экспедицию. Он был мужественным человеком. И хотя Юрий Николаевич стал востоковедом, он, как вы сами могли убедиться по выставленным здесь его картинам и зарисовкам, вполне мог стать художником. Но не многим известно, что у него было еще и призвание к военному делу. Когда я работала в Бангалоре с Рериховским наследием, которое предстояло вывезти сюда, то я обнаружила, что часть библиотеки Юрия Николаевича состояла из литературы профессионального военного. Если он чем-то занимался, то занимался очень серьезно. И потому охрана экспедиции была в исключительно надежных руках.
Юрий Николаевич был единственным вернувшимся на Родину из семьи Рерихов. Вы знаете, что Рерихам в 1947 году не дали визу в Россию, или Советский Союз. Юрий Николаевич смог приехать сюда в 1957 году, когда в стране произошли определенные изменения, которые мы называем «хрущевской оттепелью». Его пригласил Н.С.Хрущев, которого Юрий Николаевич встретил на выставке своего отца в Дели. Он приехал сюда, получил советское гражданство и стал работать в Институте востоковедения, возглавив очень сложный сектор философии и истории религии Индии. За тот короткий срок, что был отпущен ему до его кончины в 1960 году, он успел сделать невероятно много. Он возродил традиции отечественной буддологии и тибетологии, сумел добиться возобновления «Библиотеки Буддика», впервые в стране ввел преподавание ведийского языка и т.д. И все это несмотря на то, что атмосфера, в которой он работал, была очень тяжелой. Мы давно говорим о том, что у нас была разгромлена такая наука, как генетика. Но до сих пор мало кто знает, что по части разрушения и уничтожения кадров настоящих специалистов на первом месте было востоковедение. Дело в том, что значительная часть специалистов по культуре Востока была или арестована, или расстреляна. И к моменту приезда Юрия Николаевича это было уже не востоковедение, а, скорее, политология. В основном занимались новейшей историей той или иной страны, но культуры как таковой и специализации по культуре не было. И Юрий Николаевич создал эту школу, вокруг него образовался круг учеников, которые продолжили его дело. Но все это стоило ему неимоверных усилий. Потому что здесь произошло столкновение настоящего, фундаментального востоковедения, базирующегося на энциклопедических знаниях, с теми, кто занимался какими-то своими узкими проблемами и потому не мог воспринимать Юрия Николаевича. Они называли его «буржуазным ученым». В международном отделе ЦК партии к нему тоже относились отрицательно, поддерживали этот миф о так называемом буржуазном ученом и во многом мешали ему работать. В 1959 году, когда под его редакцией вышел очень интересный и важный буддийский источник — «Дхаммападда», начались доносы: «Этот идеализм, проповедуемый Рерихом, нужно прекратить». Кончилось тем, что арестовали тираж. Юрий Николаевич был этим очень расстроен, но недолго, как говорится, предавался печали, понимая, что нужно что-то предпринимать, чтобы книга дошла до читателя. И он предпринял. Каким-то образом он добыл одну книгу со склада, где находился арестованный тираж, и послал ее тогдашнему премьер-министру Индии Джавахарлалу Неру с сопроводительным письмом. И через некоторое время на имя Хрущева от Неру пришло письмо, в котором он поздравлял нашего главу с тем, что наконец советское востоковедение начинает заниматься по-настоящему культурой Востока. Через день арест был снят, и тираж был пущен в продажу. Конечно, в пересказе эта история звучит как бы интересно — целое приключение. Но вы должны понимать, чего стоило это самому Юрию Николаевичу. Он умер в 1960 году, не дожив двух лет до своего шестидесятилетия. Было много всяких мифов о причине смерти. Он умер неожиданно от сердечного приступа. И главной причиной была, конечно, та атмосфера, в которой он работал. Кроме того, как известно, на него нагружали в институте все, что другие не хотели делать. И Юрий Николаевич смиренно, как говорится, тянул этот воз и делал все это, как всегда, блестяще.
Я хотела бы обратить ваше внимание также на то, что в двух братьях, Юрии Николаевиче и Святославе Николаевиче, как бы раздвоился отец. Один из них стал художником, другой — ученым. То и другое существовало в отце. Это очень интересный момент, который мы еще не осмыслили.
Открывая нынешнюю конференцию, я надеюсь, что она пройдет успешно, на должном уровне. Ибо человек, чью память мы сегодня чтим, был достоин многого и со временем дань его памяти будет только возрастать.
Спасибо за внимание.
Я рад приветствовать г-жу Шапошникову, г-на Воронцова и всех присутствующих в связи с замечательным событием!
Я хотел бы поздравить Международный Центр Рерихов и всех тех, кто принимал участие в организации данного мероприятия, а также передать вам приветствие из Индии по поводу этого особого случая. И добро пожаловать индийским ученым, которые также присоединились к работе этой конференции!
Мы чтим память Юрия Рериха прежде всего потому, что он был великим сыном России, великим гражданином мира, и в особенности потому, что он, как и вся семья Рерихов, всегда подчеркивал родство между Индией и Россией.
Г-жа Шапошникова в своем выступлении сделала очень глубокое замечание о том, что один брат представлял мир искусства, а другой — мир науки. Как мы знаем, их отец, Николай Рерих, утверждал, что здание Нового мира будет покоиться на краеугольном камне Знания и Красоты. И я полагаю, что эти два человека представляют эти две категории в весьма высоком их выражении и как бы объединяют их вместе.
Возвращаясь к мысли о том, что семья Рерихов в своих трудах всегда указывала на родство между Индией и Россией, я хотел бы подчеркнуть, что это родство — объективный факт, а не нечто такое из области романтики. Полагаю, что это родство принадлежит, прежде всего, к царству духовного. И особенно это касается концепции единства, которая прочно укоренена как в индийском образе жизни, так и в России, что отражено в ваших великих литературных и философских трудах. Индийская концепция мира как единой семьи и является той основой, которая объединяет наши народы. И каждый из Рерихов подтверждал эту концепцию своим очень мощным голосом.
В биографии Николая Рериха указано, что на его становление как ученого особое влияние оказала дружба с Владимиром Стасовым. Исследования Стасова об общих истоках культур России и Индии способствовали углублению связей между Западом и Востоком. Это для нас очень ценно, и я полагаю, что это ценно также и для России. Здесь нет никакого противоречия. Когда мы говорим об Азии, мы не исключаем другие части мира. Я хотел бы напомнить очень известную цитату из Николая Рериха, что «лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают». Если мы возьмем языки, которые изучал Юрий Рерих, то увидим, что его занятия отражают эту идею в полной мере. Тибетский, санскрит, пали, китайский, монгольский, персидский и многие другие языки, — все это свидетельствует о том, что Юрий Рерих занимался очень важной частью мировой культуры. Сейчас некоторые из этих сфер, например такие, как монгольская или тибетская литература, как бы затемнены, очень трудно к ним подобраться и изучать, но важно осознавать, что они не являются какими-то экзотическими культурами, оторванными от культуры мировой. Я говорю об этом отнюдь не случайно. К сожалению, сегодня в мире существует такой подход, который разделяет эти два мира, Восток и Запад, и тем самым ослабляет единство. Существует целая школа философов, которые говорят о конфликте цивилизаций. Я думаю, что и Индия и Россия достаточно влиятельны, чтобы утверждать обратное. Все Рерихи подчеркивали мысль о том, что должна быть создана новая цивилизация, на новых основаниях. И это не фантазия. Я думаю, что все мои выдающиеся коллеги согласятся с тем, что если эта концепция единства, о которой писали Рерихи, не будет являться самым главным в отношениях между народами, то будущее мира весьма сомнительно. Поэтому мы придаем такое значение деятельности всей семьи Рерихов и, в частности, Юрия Рериха.
В свое время наш премьер-министр Джавахарлал Неру сказал о Николае Рерихе замечательные слова, которые я, перефразируя, хотел бы напомнить вам, относя их ко всей семье Рерихов: мы в долгу перед ними, потому что они «напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследия, многое не только в прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном». И мне хотелось бы верить, что и в России духовные достижения прошлого не утратили своего значения в настоящем.
Я также хотел бы упомянуть в этой уважаемой аудитории, что в Индии мы предпринимаем ряд действий для увековечения памяти о Рерихах. Во-первых, в настоящее время снимается фильм о Юрии Рерихе, и мы делаем все от нас зависящее, чтобы помочь производству этого фильма. Во-вторых, наш премьер-министр А.Б.Ваджпаи, который, как вы знаете, является Почетным президентом Международного Мемориального Треста Рерихов, выделил определенную сумму денег для того, чтобы восстановить дом Рериха в Наггаре. В течение последних десяти месяцев в этом поместье работает российский куратор. Также существует план восстановить Ботанический институт Рериха в Наггаре. В-третьих, правительство Карнатаки заявило, что имение «Татагуни», где жили и Девика Рани и Святослав Рерихи, должно быть восстановлено и сохранено усилиями штата как наследное поместье. И мы будем продолжать, как только возможно, поддерживать любую деятельность по сохранению и развитию этого огромного, поистине фантастического наследия Рерихов, в том числе и Юрия Рериха.
В заключение я хотел бы пожелать всяческих успехов Центру Рерихов и всем друзьям, которые работают здесь с такой преданностью. На санскрите есть поговорка, которая звучит так: «Сознание расширяется в трансцендентном». И я хотел бы думать, что это недалеко от реальности. Это память, которой мы платим дань.
Позвольте пожелать вам всего наилучшего и выразить свою уверенность в том, что эта конференция добавит больше света и понимания этой темы.
Благодарю за внимание.
Добрый день, уважаемые друзья!
Я хотел бы прежде всего выразить свою благодарность за диплом и медаль, которые мне вручили, и, поскольку мне предоставили слово, рассказать немного о том, какое отношение наш фонд имел ко всему тому, что мы сегодня здесь видим.
В 1989 году, когда переговоры о возвращении Рериховского наследия на Родину велись на правительственном уровне и Михаил Сергеевич Горбачев обещал необходимое содействие и гарантии, Святослав Николаевич Рерих обратился в Советский Фонд мира с предложением выступить в качестве гаранта возвращения наследия в Россию. На встрече с руководством Фонда мира, который я тогда возглавлял, Святослав Николаевич заметил, что президенты приходят и уходят, и есть ли между ними преемственность — непонятно. Существуют ли гарантии выполнения обещаний или нет — это еще вопрос, сказал он, но вот если такая серьезная международная организация, как Фонд мира, будет участвовать в этом процессе и как бы подкрепит его своими гарантиями, то тогда у него веры больше. С тех пор Фонд мира и я лично в этом Движении. К несчастью, Святослав Николаевич оказался прав — действительно, развалился Советский Союз, пришел другой президент. И сколько мы ни стучались в двери аппарата Президента Б.Н.Ельцина, мы не смогли получить то, что было обещано Горбачевым. Но, тем не менее, эти трудности объединили многих людей. Должен сказать, что даже в такое тяжелое время, которое переживает наша страна, если добрые люди с добрыми помыслами объединяются, то они все равно пробьются через самые непреодолимые преграды. И сегодня радостно осознавать, что мы с вами находимся в этом замечательном здании Музея, который все хорошеет и хорошеет. Благодаря спонсорам пополняется коллекция, благодаря строителям преображается облик Усадьбы. Я уже предвижу, как все будет выглядеть, когда мы закончим все реставрационно-строительные работы.
Я хочу поздравить всех нас с тем, что мы живы, что мы существуем, несмотря ни на что, что мы развиваемся, и пожелать всем нам удачи на этом пути.
Дорогая г-жа Шапошникова, дорогие сотрудники Центра Рерихов, друзья-рериховцы, я рад приветствовать вас!
Мы в Индии очень глубоко уважаем д-ра Юрия Рериха за его интерес к нашей стране и за те исследования, которые он проводил в Индии и Тибете, Китае и Монголии, а также в других прилегающих землях.
Сегодня я хотел бы рассказать вам немного о том, как в Индии, и особенно в Бангалоре, чтут память Рерихов. В настоящее время Национальный музей правительства Индии организует выставки картин Николая Рериха в Бангалоре, Дели и Кулу. В свое время Святослав Рерих подарил нашему Арт-центру Читракала Паришад 36 картин Николая Рериха, а также ряд своих собственных поздних произведений. 16 картин Николая Рериха мы передали правительству Индии для организации вышеупомянутых выставок.
Счастлив сообщить, что решением суда от 16 июля 2002 года «Татагуни», бангалорское поместье Святослава и Девики Рани Рерихов из нечистых рук переходит в распоряжение правительства штата Карнатака. Я очень рад, что могу передать копию постановления суда г-же Шапошниковой. Правительство Карнатаки выпустило брошюру с информацией о планируемом на территории поместья мемориале в честь Рерихов, фундамент которого уже заложен. Мемориал на могиле на 75% уже закончен. Все это говорит о том, что наследие Рерихов в Бангалоре теперь будет сохраняться и люди получат возможность знакомиться с ним.
При нашем Арт-центре Читракала Паришад есть колледж, в котором обучаются 650 студентов по специальности «искусство». Аспирантуру при этом колледже мы назвали Рериховским институтом продвинутых исследований. В ближайшее время мы планируем учредить специальные стипендии для тех студентов, которые изучают технику и стиль творчества великого Николая Рериха и пытаются работать в этом стиле. У нас уже вышел альбом с работами, которые выставляются в галерее Читракала Паришад.
Еще одно радостное сообщение: посол России в Индии г-н Кадакин опубликовал в индийских журналах книгу, которая называется «Николай Рерих».
В заключение хотел бы заверить вас в том, что у себя в Индии мы будем продолжать усилия по сохранению и распространению наследия великих Рерихов.
Я очень счастлив, что вновь приехал сюда, в этот Музей, где могу встретиться с людьми со всего мира, которые так преданы идеям Рериха. Спасибо вам большое.
Дорогие коллеги, я попросил слово для того, чтобы выразить свое отношение к тому, что вы здесь делаете, сохраняя память о великой семье и неся этот свет Рерихов в российскую и мировую науку и культуру.
К сожалению, я не был знаком с Юрием Николаевичем и вообще занимаюсь совершенно другими вопросами, не относящимися к истории культуры. Я геофизик, специалист в области технологий изучения Земли с помощью различных физических методов. Так случилось, что в 80-х годах в качестве генерального конструктора я занимался созданием одной из самых крупных в мире геоинформационных систем — «Геос». Мы, геофизики, научились смотреть на Землю с помощью летательных аппаратов, с помощью космических аэросредств, и она предстала перед нами несколько иной по сравнению с тем, что все привыкли видеть, передвигаясь по ней ногами. Часть из того, что мы наблюдали и что нам удалось описать на естественнонаучном языке, мы изложили в трех книгах. Это «Система: природа — общество — человек», вышедшая два года назад; это «Устойчивое развитие системы: природа — общество — человек как синтез естественных и гуманитарных знаний», в которой мы попытались по-своему создать основы такого синтеза; и наконец, «Устойчивое развитие. Основы научного проектирования в системе: природа — общество — человек».
Как видите, проблемы, которые мы затрагиваем, находят свое разрешение в творчестве Рерихов, и поэтому то, чему посвятила свою жизнь эта великая семья, для меня очень близко. И хотя я всю жизнь занимаюсь только научными моделями, как экспериментальными, так и теоретическими, я прекрасно понимаю, что в рамках научных моделей описать все многообразие явлений, с которыми мы сталкиваемся, невозможно и что обязательно нужны иные модели сознания. Для нас очень важно подойти к этому синтезу естественных и гуманитарных знаний. Являясь ректором Международного университета природы, общества, человека в городе Дубна, который активно развивается уже в течение девяти лет, я стараюсь всеми доступными мне средствами знакомить своих студентов и сотрудников с наследием Рерихов. Первое, что видят студенты, которые приходят в мой кабинет, это картины Н.К.Рериха. И я им пытаюсь рассказывать то, что я знаю о Рерихах. Поэтому я совершенно искренне говорю: то, что вы делаете, — это великое дело во имя будущего России.
Зачем Россия нужна миру? Зачем мир нужен России? Думаю, что эти вопросы не дают покоя многим из нас. Касаясь первого, я хотел бы подчеркнуть, что самым главным достоянием России является ее человеческий капитал. Нет другой такой страны в мире, где этот человеческий капитал был бы столь велик и разнообразен, как в России. И, на мой взгляд, одной из его особенностей является то, что русские люди, как правило, умеют одинаково хорошо думать и левым, и правым полушарием, то есть в них присутствует и рациональное, и иррациональное. Для меня как исследователя, занимающегося вопросами синтеза наук, это очень важное качество, которое нашло свое блестящее проявление в творчестве Рерихов.
В заключение позвольте пожелать вам больших успехов, здоровья, счастья.
Спасибо за внимание.