1-120

АГНИ ЙОГА

ЗНАКИ АГНИ ЙОГИ

Почитаемый Махатма, давший книги «Зов», «Озарение» и «Община», передал многие советы и знаки Агни Йоги1. Эти практические указания собраны нами на пользу ищущих знания.
Санскрит и Сензар дают налет изложению и не всегда находят эквивалент в других языках. Но тем не менее значение выражений сохранено точно, и участники современной жизни будут со вниманием читать это мудрое Учение, идущее от опыта веков2.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Йога, как высшая связь с космическими достижениями, существовала во все века3. Каждое Учение содержит свою Йогу, применимую к ступени эволюции. Йоги не отрицают друг друга. Как ветви одного дерева, они расширяют тень и дают прохладу путнику, утомленному зноем. Полный новыми силами, странник продолжит путь. Он не отнял ничего чужого, он не извратил устремления, он допустил явление благодати пространства, он дал свободу силам сужденным, он овладел своим единственным имуществом.
Не избегайте сил Йоги, но как свет относите их в сумерки неосознанного труда. Для будущего мы встаем ото сна. Для будущего обновляем покровы. Для будущего питаемся. Для будущего устремляемся мыслью. Для будущего собираем силы.
Сперва применим советы к жизни4, а затем произнесем название Йоги ближайших дней. Мы услышим шаги стихии огня, но будем уже готовы управлять волнами пламени. Потому Мы приветствуем старшую Раджа Йогу и утверждаем будущую Агни Йогу.


1. Спросят: «Может ли время Майтрейи составить эпоху?» Скажите: «Если походы крестоносцев дали целую эпоху, то, конечно, эпоха Майтрейи в тысячу раз значительнее». Таким сознанием нужно проходить5.
2. Люди не понимают, что означает Бог и Бодхисаттва. Как слепые спрашивают: «Какой бывает свет?» Но люди даже не имеют слов для описания качеств света, хотя видят свет ежедневно. Люди настолько боятся необычного, что смешали границы света с тьмою. Легче всего им представить, что дворец Бога находится на самой большой звезде. Иначе их Бог остается без местожительства. Явление несоизмеримости заставляет их умалять сущее6.
3. Часто удивляетесь, почему Не Даю ответа на вопрос.
Надо знать, что часто стрелы мысли задевают объект ответа. Представьте путника, по веревке идущего над пропастью. Будет ли мудро начать окликать его? Оклик может нарушить его равновесие. Потому надо меньше поминать имена без неотложной нужды. Умение пользоваться личными именами необходимо. Умение произнесения имени должно быть как удар молота в пространстве.
4. По поводу простых слов для простых людей.
Нужно помнить, что простые люди нуждаются в малых дозах лекарств. Тот же закон сверху донизу. Потому простые люди являются лучшими распространителями7.
5. Расширение сосудов типично для роста сознания, и это должно быть техническим приемом охранено от давления солнца на солнечное сплетение. Не забудем, как жрицы древности были защищены от солнца. Они8 носили нагрудник из металла лития, покрытого воском, таяние которого указывало на недопустимость температуры.
Кроме опускания рук в воду допускается опущение ног. Холодное купанье может вредить не меньше лучей солнца9.
6. Можно в ментале посещать разные планеты. Так намечается будущий этап, когда сознание не должно быть привязанным к одной планете. Если мы теперь переходим из одной части света в другую, то тот же принцип может быть междупланетным.
Учитель предлагает радоваться каждому завоеванию духа. Путь между планетами не сложнее, нежели осознание грани между телом и астралом; не сложнее, нежели осознание мысли и устремление к светилам. Только при устремлении к междупланетности можно рассчитывать на эволюцию человечества10.
7. Уплотнение астрала само по себе незначительно в сравнении с сознательной работой ментала11. Для задач планеты ментал не должен быть выводим из сокровенного состояния, но междупланетная деятельность соответствует высшему телу.
Утверждение новых лучей позволит сохранять сознание в разнородных слоях. Раньше лишь некоторые слои атмосферы способствовали сохранению сознания, но могли быть пресекающие течения газов. Новые лучи могут прободать эти препятствия, создавая как бы воздушные туннели и тем расширяя сознательную деятельность12.
8. Можно указать13, почему Учителя Знания страдали, уходя с земли. Конечно, это страдание сознательное и добровольное. Как хозяин наполняет до краев чашу, так Учитель хочет запечатлеть последний знак Завета14.
До клеветы старого мира нет дела — каждая подлинность подвига нужна для Космоса. Творчество подвига подобно каждому процессу творчества. Углубляя форму, даем вековой кристалл. Чутье совершенства подымает15 дух творческих проявлений16.
Можно указать, как подвиг делится на два вида: подвиг надземный и подвиг земной. В случае надземного устремления можно видеть спокойный переход, как, например, Великого П[латона].
Не будем взвешивать подвиги, ибо понимание эволюции лично и добровольно17.
9. Всякий, кто мог наблюдать человеческие ауры, может видеть живую игру световых излучений. На принципе этого космического потока основано построение разумного действия. Каждая мертвенность относится к продуктам тьмы. Где волны Света, где обмен живых искр, там Луч Наш.
Учение Мое может раскрыть волны испытуемой Акаши. Приветствуйте радость искр. Не изменчивость, но углубление задания. Являя Нашу волю, можете лишь приближаться. Мое желание — охранить красоту духа.
Каждое движение можно обратить в удачу для духа.
10. Только когда в одиночестве, когда не нуждающийся в вещах, когда неоплакивающий, когда нетерпящий — тогда радуется дерзновенный. Так начнем переводить Нашу древнюю Книгу Дерзания.
Когда ребенок играет с котенком, мать умиляется его смелости, не желая видеть, что котенок еще слеп. Когда юноша играет с душою сверстника, тогда соглядатаи изумляются его дерзновению, не замечая связанности бедной души. Когда муж громит собрание судей, свидетели восхищаются его мужеством, не замечая, что смелость угроз куплена звоном золота. Когда старец утешается насмешкою над смертью, друзья умиляются, не замечая, что ужас сложил гримасу насмешки. Дерзновение обычно незамечаемо людьми, ибо в природе своей оно необычно. Необычность является судорогой для сердец.
Где же ты, превозмогший? Где же ты, обративший судорогу в прыжок к свету? Услышь, дерзновенный! В темноте ночи Подойду благословить обувь твою и Осыплю искрами света изголовье твое, ибо сон дерзновенного подобен затиханию лютни, когда все семь струн полны тайны; сон18 дерзновенного подобен затишью перед вихрем, перед которым недвижны даже тончайшие стебли.
Неужели лев потрясает рыком миры? Нет, это проснулось дерзновение и раскрылся царственный лотос духа. Братья, сойдемся в палате радости! Цветок раскрылся — великое колесо воздвиглось. Радость Наша сойдет на подземные миры и вознесется к надземным Братьям.
Лучшую песнь поем дерзновению.
11. Птичий свист прервал минуту отдыха. Почему напряглись птицы в ранний час? Они дерзнули, услышав хвалу дерзновению. Никто не сказал им, что их обыденный свист не увеличит их дерзновения. Оглушая обыденностью, тьма кричит. Тьма не выносит дерзновений Света.
Когда напряжены весы Владыки, рано проснемся, чтоб взвесить, как проводили день прошлый. Отберем самое дерзновенное, чтоб эти зерна отягчили чашу. Огорчение старого мира прибавим, ибо тяжесть его нам полезна. Приложим насмешки невежества — каждая из них отяжелит чашу правды. Если найдем угрозы и покушения, не забудем приложить их к наполненной чаше. Что же заставляет колебаться весы? Чем же наполнена чаша обвинения? Какие жалкие, серые лохмотья наполнили чашу суда? Как засохшие, сорные листья прошлой зимы, громоздятся проклятия обыденности — сор прошлого дня. Торжествуйте, дерзания, ибо самое крылатое осилило осуждение.
«Владыка19, разреши предать огню лохмотья лживой обычности. Не ошибусь, поняв, что Тобою благословлена крылатая дерзновенность. В священном горниле скую крылья Алайи. Не знаю жалоб и ожесточения и всего, что заставило бы поникнуть мои новые крылья. Будет нова моя песнь!»
12. Хвала дерзновению проникла широко. Самые малые ученики обратились на путь исканий и пришли к Нам с разбором их устремлений.
Каждый принес свои мечты: я разрушу все земные храмы, ибо истина не нуждается в стенах; я орошу все пустыни; я открою все тюрьмы; я уничтожу все мечи; я проведу все пути; я утру все слезы; я обойду все земли; я напишу книгу человечества.
Но самый маленький обратился к зажигающимся звездам и сказал: «Здравствуйте, братья!» — и в этом дерзании привета ушло его «я». Утвердится в этом дерзании привета путь Вселенной.
13. Книга Фомы Кемпийского «Подражание Христу» давно оценена на Востоке, не только по содержанию, но и по значению названия. При средневековом идолопоклонстве Христу голос Фомы прозвучал протестом. Из-за стен католического монастыря раздался голос просветить лик великого Учителя. В самом слове подражаниезаключена жизненная действенность. Формула «подражание Христу» является подвигом дерзания, свойственным духу сознательному, принимающему всю ответственность созидания. Именно, сознательный ученик дерзает подойти к Учителю в подражании. Такой пример внес свет во тьму затхлости и создал за стеною затвора устремление к действенному дерзанию.
По согбенному сознанию средневековья уместно было бы сказать «поклонение Христу», но восходящий дух дерзал призвать к подражанию. Каждый шаг благого дерзания должен сохраниться как веха20 шествия человечества.
Мы не обращаем внимания на некоторые монастыризмы содержания. Фоме не следовало влезать на костер, его задача была дать не запрещенную, но зовущую формулу.
Два вида истины: один требует подливки пламени костра, другой нуждается в безнаказанном21 распространении. Трудно сказать, который способ болезненнее автору. Иногда легче анастезировать последствие костра, нежели видеть искажение распространенного понимания. Так или иначе, благословенны дерзания, прободающие тьму22.
14. В мире потеряно счастье, ибо счастье в духе. Отвернувшиеся от духа должны испытать несчастье, ибо иначе как же им вернуться? В этом смысл великих событий. Поиски счастья через ложь и убийства! Можно радоваться, что искажения ускоряют эволюцию. Преступления дают огонь потухшему миру.
15. Империлом называется яд раздражения, показывающий23 опасность. Яд вполне конкретный, отлагающийся на стенках нервных каналов и таким путем распространяющийся по всему организму.
Если бы современная наука попыталась беспристрастно исследовать нервные каналы, принимая во внимание астральные токи, она бы натолкнулась на странное разложение астрального вещества при прохождении по нервным каналам, — это и будет реакцией империла. Только покой может помочь нервной системе справиться с опасным неприятелем, который может вызывать самые различные раздражения и мучительные сокращения организма.
Страдающий от империла должен повторять: «Как все прекрасно!» И он будет прав, ибо эволюция протекает законно, иначе говоря, прекрасно. Чем выше нервная система, тем мучительнее отложение империла. Тот же яд при одном ингредиенте может способствовать при разложении материи.
16. Не много стоят люди, не могущие отличить ласточку от коршуна. Но чего заслуживают те, кто, ощипывая орла, думают приготовить из него кривобокую утку! Берегитесь лицемеров, особенно своекорыстных умников, приготовляющих окрошку духа. Явление ненарушимости законов мира сверкает, как меч, потому некуда преклонить голову лицемеру. Так24 учитель, не дочитавший заветы Учения, подобен ослу под грузом зерна. Также рыбак, приготовивший корзины для непойманной рыбы, подобен лисе под курятником.
17. Ущемление Учения действует как бумеранг и бьет ущемляющего25. Но воздух полон стрел. Утрите пот после26 неприятельских нападений. В час нападения Хочу беседовать о вечных предметах. Будем радоваться, ибо приумножаются возможности. Я считаю, как каждое неприятельское сердце растит зерно пользы.
18. Астрохимия позволяет определить лучшие воздействия на определенные организмы. Астрология не что иное, как формула астрохимии. Человек, вошедший в дом, наполненный никотином, унесет на себе ядовитые осадки. Так же точно человек, впервые непосредственно испытавший воздействие астрохимических лучей, будет всегда особо сильно27 звучать на одно сочетание. Можно легко установить, когда нужно приблизиться к желательному лицу.
Также пресловутые солнечные пятна усиливают химические воздействия. Люди твердят о смятении мира в период солнечных пятен. Даже слабое представление толкает к верным соображениям. Но если вспомним поражающие химические реакции, то нетрудно понять насыщенность пространства самыми действительными составами окисей металлоидов. Можно ли легкомысленно отрицать эволюционную мощь материи, когда из Беспредельного Резервуара льются на наши головы лучи несказанного напряжения! Особо чуткие организмы могут подтвердить, что в кульминационный период солнечных пятен лучи светила становятся для них невыносимы по своему качеству. Также во время падения крупных метеоров можно ощутить сотрясение нервной системы.
До сих пор люди не могут осознать своего положения в гигантской лаборатории. Уже одно такое осознание28 вооружило бы человеческий организм и, вместо тревожных наблюдений над дрожанием сейсмографа, обратило бы поиски в Беспредельную Высь — такую же материальную, как пропитание завтрашнего дня, такую же величественную, как светил численность.
19. Из всех созидательных энергий самой высокой остается мысль. Что же будет кристаллом этой энергии?
Кто-то думает, что точное знание будет венцом мысли, но вернее сказать, что увенчает мысль легенда. В легенде сложится смысл созидательной энергии и в сжатой формуле выразятся чаяния и достижения. Не верно думать, что легенда принадлежит призрачной древности. Непредубежденный ум отличит легенду, творимую во все дни Вселенной. Каждое народное достижение, каждый вождь, каждое открытие, каждое бедствие, каждый подвиг облекаются в крылатую легенду. Потому не будем презирать легенды истины, но посмотрим зорко и позаботимся о словах действительности.
В легенде выражается воля народа, и Мы не можем назвать ни одной лживой легенды. Духовное устремление мощного коллектива запечатлевает образ истинного значения, и оболочка символа означает мировой знак — как мировой язык, который29 неминуем в эволюции.
Правы искатели общего языка30. Правы созидатели легенд31 мира. Трижды правы носители подвига.
20. Новое нужно понимать как неотложно полезное. Всякая неприменимая отвлеченность не имеет места. Мы устали от воздушных замков. Даже дальние миры должны быть введены в конкретность. Овладение куском льда или химозноем32 солнца должно войти в сознание так же, как значение малейших продуктов материи.
Приостановка осознания духа объясняется притуплением внимания к явлениям природы. Разучаясь наблюдать, человек теряет способность синтеза.
Разрушение денежных знаков освободит человечество от тисков, стесняющих зрение. Бывают моменты эволюции, когда мешают стены, сложенные для собирания условных знаков. Пришло время освобождения знания за личною ответственностью полезности. Свободный ум имеет право искать новый узор из неожиданных сочетаний. Эти неожиданные нити доведут его до высших слоев материи.
Глядя на робко ограниченную игру, можно советовать смешать знаки для лучших сочетаний.
Любуйтесь великой игрою Матери Мира!
21. Рассуждения ваши33 об исторической клевете правильны. Клевета есть топливо костра подвига. Клевета неудобна лишь для общежитейских действий современности, но в исторических перспективах пламя клеветы самое разноцветное, и без клеветы благодарное человечество похоронило бы самые яркие явления.
Тактика Адверза34 предусматривает, чтоб колокола человеческие не молчали. Музыка сфер нуждается в аккомпанементе, но безумные завистники полагают, что их вой уплотняет атмосферу, чтобы симфонии вечности не достигали Земли. Но добрый хозяин найдет применение всем отбросам. Подобно пусть факелы клеветы освещают путь неуклонного подвига.
Называя Наших послов шарлатанами, люди выдают им свое свидетельство о35 необычности. Ведь ласки низших животных бывают очень грубы. А грубость последышей уходящей расы превысила даже средневековье! Не столько подлость, сколько грубость восприятия36 делает массу человечества непригодным материалом. Именно грубость создает легкомыслие и за ним — предательство. Потому определим клевету как факелы дикарей, но в ночных переходах всякий огонь полезен.
22. Нет более несправедливого суждения, нежели на основании очевидного действия. Узнавая кажущееся следствие, люди теряют нить действительности. Учение, которое ведет к истокам действительности, люди обычно называют мечтами. Жизнь не носит признаков зарождения, но являет разложение явное. Таким образом, можно погрузиться в разложение и легко миновать ценности зарождения. Процесс зарождения скрыт сознательно, иначе стихии уничтожили бы зерна возможности. Инертность есть основное свойство стихий, и для сообщения им эволюционной энергии нужен удар духа того состояния, которое может вместить мысль. Так мысль является корреспондентом стихий.
Когда говорится о необходимости усилить мыслительный аппарат, тем самым сказано о необузданном натиске стихий. Определенные периоды планетного существования подвержены натиску стихий. Можно им противопоставить37 лишь упорное устремление народов к обновлению жизни, и это насыщение мысли даст концентрацию Учения и, как разящий меч, разрубит клубы неосмысленного хаоса.
Мысль противопоставляется стихиям, иначе равновесие настолько нарушается, что можно ожидать космических явлений. Год голода, засухи и болезней не будет ли следствием падения мысли? Мысли одного человека не могут противостоять38 стихиям. Поворот сознания не может еще оформить сознательную мысль. Лишь осознательность и ответственность могут дать потенциал мысли. Иначе паруса в вихре урагана будут подобны напряжению бессознательности.
Наблюдаем большое напряжение как магнитных волн, так и химических лучей. Мысль человеческая изогнулась, как незакаленный клинок, и в глубине сознания шевелится хаос. Можно ли существовать? Идея Нашего Маяка начинает входить в умы, ибо понемногу ничего другого не остается среди клубов хаоса. Как тяжко чуткому духу! Как Следим за волнами неслыханной тьмы!
Сердце может вместить лишь определенное количество стихийного яда.
23. Что же нагнало яды к земной тверди? Явление раздражения стихий нарождает сильный ядовитый газ. Обычно этот газ легко всасывается в пространство, но химические лучи солнца гонят газовые волны в слои, близкие к планете, — получается опасное явление, но предупрежденные могут победить явление отравы. Раздражение и его дитя империл легко согласуются с ядом пространства, называемым аэроперилом. Законы во всем одинаковы.
Учитель носит иногда маску против газа. Конечно, действие яда неравномерно, но чуткие аппараты звучат. Холодное время значительно уменьшает действие газов.
24. Возможен случай, что кто-то не согласится принять пророчество и39 скажет: «Все могу принять, за исключением пророчеств». Отвечайте: «Забудем это слово». Для вас будут значительны Указы Невидимого40 Правительства. Ваше современное сердце предпочитает современное наименование. Мы не цепляемся за названия, для Нас существеннее, чтоб вы испытали на себе последствия Указа, чтоб мозг ваш запомнил, что существует Невидимое41 Международное Правительство. Слишком ненаучно звучит слово пророчество в ваших словарях, но рабья привычка поможет вам классифицировать определенное понятие указа, а лазейка конспиратора воспримет факт Невидимого42 Правительства. К тому же сопоставление факта с последствием поставит на место ваше уважение.
За буквой Мы не гонимся, но полезное действие доводим до конца. Пора заменить библейские термины четкими понятиями. Для Правительства немного стоит ладанка в кармане — нужна преданность, испытанная сознательным действием. Вы думали опрокинуть Нас на терминологии, но вызвали к жизни Указ, последствия которого просим вас обдумать. Явите осмотрительность в словах и мыслях. Яркость дерзаний Мы ценим, но уловка ничтожности не имеет места у Правительства.
25. При каждом химическом опыте бывает счастливая реакция, после которой начинается разложение вещества,— это момент созидательной удачи. Потому из падения Рима не следует делать вывод о неудаче Нумы Помпилия. Просто вещество изжило свои электроны. Так же постоянно будет со всеми эволюционными действиями. Люди обычно не понимают момента удачи, им кажется, что строение должно подыматься без конца, вне всяких строительных законов.
Неверно подумать, что прошлый опыт Моего Друга мог быть неудачен43. Ступени нового сознания сложились прочно. Также и путь, наблюдаемый Нами сейчас, пролег удачно44. Там, где толпа видит шарлатанов, туда подойдите со вниманием45.
26. Вы часто задаете вопрос, как совместить указанную радость с безрадостным прикасанием к людям. Конечно, каждый Учитель радуется беспредельной красоте дальних миров и мучается скорченным тупоумием воплощенных двуногих. Разве можно дать им ключ дальних миров? После каменной тягости тупоумия они еще переживут ядовитую слизь сомнения и ужас самомнения. Тогда явится бревно по затылку, и, слетев с лестницы, улитки мечтают прилепиться хотя бы к низшей ступеньке. Можно бы склеить поучительную детскую игрушку из этих катаний духа человеческого. Право, улитки крепче держатся на своей ступени. К тому же улитки не ведут бессмысленных войн.
27. Бездомие есть необходимое свойство Учителя. Местопребывание имеет Учитель, но не местожительство. Учитель входит в жизнь, но не являет обывательство. Учитель украшает спор, но не удлиняет его. Сожалеет, но не оплакивает46. Учитель защищает, но не машет руками. Утверждает, но не являет смущения. Предупреждает47, но не являет промедления. В случае необходимости разит, но не ранит. Благодарит, но не забывает. Оценивает побуждения, но не являет слабости. Бережно заботится, но не утруждает. Не страшится, но не безумствует.
Так берегите Учителя, явленного на развитие духа. Нужно растить дух сознательно.
28. Хатха Йога не должна рассматриваться как самостоятельная. Рост духа обращает ее в Раджа Йогу. Нельзя назвать ни одного достигшего посредством Хатха Йоги48. К тому же в мире темных пережитков достижения Хатха Йоги могут принести даже вред, своеобразно укрепляя астральное тело. Факиры могут приспособиться к миру темных пережитков и незаметно ослабить восхождение мышления. Даже недвижимый созерцатель может достичь больше, ибо мысль есть Раджа сущего. Красота рождается молнией мысли. Так, конечно, пламенеющий бхакти зажжет мыслью новые миры и ступень жнани49 будет лишь улыбкою раджи-бхакти. Потому Хатха и Жнана несамостоятельны.
Какой мудрец знания не будет владыкою любви?!
29. Утверждайте как свое строение Учение Наше. Дыхание преобразований пусть наполнит все ваше существо. Смысл Общины в едином помысле о развитии мира. Раздел низких материальных благ придет как следствие понимания высшего утверждения. Не важны мысли о низших материальных проявлениях. Также нужно отказаться от количества и устремиться лишь к качеству.
О благе качества и вреде сомнения нужно твердить не уставая.
30. Когда Наш сотрудник кончал длинный ответственный химический опыт, ребенок воскликнул: «Как хорошо играет он со стаканчиками!» Когда увидим человека, идущего в гору, разве поймем, что он спешит к Учителю? Когда увидим дровосека, разве поймем, которую ступень дома он будет укреплять? Когда встретим женщину, несущую воду, разве поймем, кого она напоит? Когда усмотрим запертую дверь, разве поймем, кто выйдет первый через нее? Когда услышим нежданный гром, разве поймем, где промчалась стрела молнии50?
Но люди знают, что нагнувшийся поднимет камень убийства. Знают, что садящийся на коня спешит с доносом. Знают, что призывающий утверждает ложь. Знают, что подающий руку горит предательством. Знают, что каждое движение направлено по их мышлению. Бедные! Кто наградил вас проклятием самости? Где нашли предрассудок решения? На каком перекрестке вы услышали глашатаев клеветы? Самый привет кажется вам осуждением. Надеетесь, что горы выдержат устрашения клеветников и океаны не иссякнут от предательства?
Урей познания еще не скован!
31. Необходимо различать возмущение духа от раздражения. Огонь51 раздражения нужно делить на два вида. Когда раздражение имеет безличный космический характер, тогда яд его может быть унесен потоком праны. Но если самомнение или саможаление52 углубит раздражение, то осадок яда отложится на центрах. Тогда нет возможности удалить его, разве изжить космическим мышлением.
Качество мышления надо осознать как целение. Качество признательности является также лучшим очищением организма. Нашедший зерно и понявший заботу Пославшего может устремить признательность в пространство. Велика53 целебная сила эманации благодарности.
Нужно все отвлеченное провести54 в действительность.
32. Международное Правительство никогда не отрицало своего существования. Оно обнаруживало себя не манифестами, но действиями, которые не упущены даже официальной историей. Можно назвать факты из французской и русской революций, а также из англо-русских и англо-индийских сношений, когда самостоятельная Рука извне изменяла ход событий. Правительство не скрывало наличия послов своих в разных государствах. Конечно, эти люди, по достоинству Международного Правительства, никогда не прятались. Наоборот, они держались на виду, посещали правительства и были замечены множеством людей. Литература охраняет их имена, приукрашенные фантазией современников.
Не тайные общества, которых так боятся правительства, но явные лица посылаемы Указом Невидимого55 Международного Правительства. Каждая подложная деятельность противна международным задачам. Единение народов, оценка созидательного труда, а также восхождение сознания утверждаются Международным Правительством самыми неотложными мерами. И если проследить мероприятия Правительства, то никто не обвинит его в бездействии. Факт существования Правительства неоднократно проникал в сознание человечества под различными наименованиями.
Каждый народ оповещаем лишь один раз. Посольство бывает лишь один раз в столетие — это закон Архатов. Устремленное явление Невидимого Правительства подлежит соотношению с мировой эволюцией, потому в основу заключений полагаются точные математические законы56. Нет личного желания, но знание непреложности законов Материи57. Не «хочу», но «знаю»! И потому решение при волнении потока все же неизменно.
Можно взойти на гору с севера или с юга, но само восхождение остается неизменным.
33. Феномены, участниками которых вы были, требовали спокойствия, но можно было заметить, что кроме спокойствия требовалась еще какая-то нагнетенность. Это условие составляло как бы нагнетение энергии по закону насоса. Потому правильнее сказать, что для явления феноменов нужно насыщенное спокойствие.
34. Именно, устремление при росте сознания заключается в центр солнечного сплетения. Если бы стремление нарушило справедливые преграды, тогда неминуема так называемая огненная смерть. Неизощренное сознание переносит аффект устремления, но дальнейшее восхождение требует положить временно ценность в сохранный ларец.
Каждая мысль производит отложения на стенках каналов нервной системы. Чем совершеннее устремление, тем отложения фосфоричнее, — тогда единственным достаточно защищенным местом для горючего материала будет солнечное сплетение, которое постепенно втягивает отложения служебных каналов. Иногда такое втягивание настолько бывает энергично, что вызывает звездообразное болевое ощущение. Тогда Руководитель должен применить охлаждающий луч, который способствует вытягиванию отложений от конечностей к центру. Все это процесс расширения сознания.
По ступеням трехлетий можно следить за изощрением восприятий. Ступень требует сохранения ларца для следующего счастливого расходования.
Будем охранять закон жизни, который ведет по лестнице красоты счастья.
35. Когда говорится о полезности кого-либо, не следует думать, что он назван устоем Учения. Нужно брать вещи в их действительности, ибо преувеличение одинаково по природе с преуменьшением. Не надо тащить силою на небо — в урочный час слепец прозревает. Полезно указать меру порядка жизни, чтоб низшие могли видеть целесообразность технических приспособлений, избегая лишнего сора, но не нужно насильно умывать.
Проследите полезность каждого посланца и не возложите груз верблюда на осла.
36. Нужно каждое движение сознания устремлять к потоку эволюции, каждый шаг жизни считать неотъемлемым от совершенствования. Форма застывшая пригодна для повторения, но поток не повторяет ни одной волны. Сон или бодрствование, работа или отдых, движение или покой — одинаково все несет нас к завершению плана жизни. «Как оторванные листья», — скажут робкие. «Как зерна посева», — скажут разумные. «Как стрелы света», — скажут смелые.
Кого пугает шум потока, тот еще не родился в духе. Кто летит с волною, тот может мыслить о дальних мирах.
37. Отвечайте, когда видите способность воспринять ваш ответ. Часто вопрос не предполагает вашего ответа, тогда нужно найти созвучие, прежде чем направить мышление по новому пути. Напрасно думать, что ток, пресекающий58 мышление, менее опасен, нежели нож для артерии. Мы должны не перерезать чужое мышление, но вливать новую кровь жизни питанием нервной системы. Каждое ответное слово должно быть не гробовым гвоздем, но лучом врача. Отложенный ответ придет в виде совета.
38. Желающему приблизиться к сотрудничеству дайте явить понимание. Скажите59 врачу: «Можно проявить находчивость в применении мускуса, валериана и кедровой смолы. Можете явить наблюдательность, описывая жизнь протекающую. Можете явить стойкость в устремлении к Учителю без сомнения и без предрассудков».
На жизненных проявлениях только можно показать качество достижений, и Мы оценим каждую черту продвижения. Каждый час может принести новую неотъемлемую возможность. Явное преимущество может быть получено явным проявлением — так законно слагаются достижения.
39. Напрасно думать, что здесь легко потерять что-либо, — гораздо труднее найти. В понятии потери заключается нечто приобретенное. Все приобретенное будет тащиться за приобретателем. Подчас невозможно избавиться от вещественных и отвлеченных собственностей. Потому Советуем принять собственность с полной за нее ответственностью. Отсюда проистекает высокое качество вещей и мышления. Волочить за собою лохмотья пережитков тяжко.
Как истребить язвы мысли малодушия и предательства? Лечить ауру нельзя кедровой смолой, нужно опалить язвы пламенем потрясения и найти мужество принять боль. Но как же возникнет мужество при малодушии? Ужас потрясает малодушие, но ужас для Нас совершенно непригоден.
Запасающийся приобретением, думай о качестве!
40. О награде мечтает слепец. Прозрев, он поразился бы самонаграждением. Преуспевая сознанием, человек движется полный радости, и мысль о награде вернула бы его в рабство. Дело в том, что много рабов; именно, они думают скрыть рабство духа под ледяной непроницаемостью и кажущимся отказом от того, чего не имеют. Каждый награждаемый есть раб. Эволюция может строиться лишь свободным сознанием без самомнения и самоунижения.
Молот духа—лучшее орудие для достижения.
41. Мосты, переходимые между ступенями расширения сознания, существуют вне текущих событий. Ошибочно ждать каких-то внешних созвездий — работа змея солнечного сплетения протекает самостоятельно. Только особая чувствительность к атмосферическим явлениям сопровождает внутреннюю работу. Уплотнение окружающей атмосферы осложняет работу нервной системы, потому спокойствие нужно как медицинское условие.
42. Нужно отличать три группы лекарств: жизнедатели, охранители и восстановители. Оставим Нашим врагам четвертую группу — разрушителей.
Первое внимание обратим на жизнедателей, ибо они работают прежде всего на нервную систему. Нервные центры и выделения желез образуют будущее направление медицины. Через эти области человечество подойдет к обнаружению тончайшей энергии, которую для упрощения пока называем духом. Явление нахождения эманаций этой энергии будет ближайшим шагом развития культуры.
Металлизация культуры растений даст полезные выделения корней. Потому следует еще раз обратить внимание на растительный мир. Кстати, понаблюдайте60 питательность овощей и злаков — будут неожиданности.
Неразборчивость человеческого питания поразительна — Говорю о качестве.
43. Ученик не должен быть одержимым и Учитель поработителем. Между тем требуется осознание Иерархии и согласованность действий, совмещение свободной воли с признанием Учителя. Обычно смущаются слабые умы. Конечно, условия и ограничения противоречат свободе в ее вульгарном смысле. Но осознание целесообразности и культура все еще61 оставляют62 великое значение Учителя.
Принять понятие63 Учителя будет прохождением первых врат эволюции. Не нужно в понятие Учителя вносить надземные предпосылки. Им будет тот, кто подаст лучший совет жизни. Эта жизненность охватит и знание, и творчество, и Беспредельность.
44. Не говори: «Не помню», но скажи: «Не сумел наблюсти». Не клевещи на память, но оглянись на неумение наблюдать. Люди легче упадут с лестницы, нежели осмотрят ступени.
Не говори: «Не знаю», но скажи: «Еще не успел узнать». Ни возраст, ни состояние здоровья, ни условия жизни не оправдывают гробовое «не знаю». Задор жизни наполняет признание готовности узнать.
Не говори: «Я решил», но скажи: «Полагаю целесообразным». Целесообразность легко углубить, но менять решение недостойно.
Главное, не вызывай несчастья так настойчиво, как обычно делают люди.
45. Нужно решительно сказать людям, что Новый Мир вошел в жизнь. Не готовы люди принять участие в делах созидания. Ошибка думать, что завоевание отвечает задаче Нового Мира. Будет ли это завоевание земель или класса людей — оно будет принадлежать уходящему мышлению. В процессе эволюции возможно лишь думать о восхождении сознания на основе свободы возможностей.
Среди моментов развития человечества можно наблюдать явления эпох обогащения сознания. Не Будем скрывать, что именно теперь перед человечеством открыта книга нахождений и света дерзаний. Эти зрелые плоды терний коллектива готовы открыть свои зерна. Можно ли рассечь эти плоды оружием, или потрясти устрашением или согбенным малодушием, или захватить предательским лукавством? Нет, только единение сознания и построения64 знания пошлют человечеству дар новой расы. К тому не космические явления, но ток мысли даст толчок.
Не упустим урочного срока, когда молнии мысли могут дать решение мира. Не просто Предлагаем человечеству мыслить, но осознать астрохимический момент планеты, когда мысль напряжет атмосферу, как химический ингредиент. Впрочем, пока не осмыслено значение мысленной эманации, до тех пор мысль будет скользить по лбам скептиков, а65 момент не ждет.
46. Можно по некоторым признакам различать народы восходящие и нисходящие. Народ, которому еще может предстоять восхождение, будет мечтать о герое, но дряхлому народу понятие героя будет обременительным и ненужным. Пусть этот народ еще залит золотом, пусть самомнительность пылает, но подвиг будет ему неприличен. Пыл явления дерзания покинул стены города рассудка.
Каждый помнит детей, ушедших из дома за счастьем, и сказки всех времен отдают счастье этим детям.
47. Люди часто не прочь помечтать о перемене основных функций организма. Принцип зачатия плода, или разложение материи, или невесомость тел, или произвольная материализация, так же как и другие физические нововведения, обсуждаются даже в клерикальных изложениях. Казалось бы, что кругозор возможностей должен расти с малолетства и, попадая в лабораторию точных изучений, должен крепнуть, но именно тут несовершенство расы ставит преграду. Смелый искатель, преданный точной науке, обращается в обывателя и начинает подражать дедовским обычаям.
Мы видели, как красное пламя восстания обращалось в чад очага. Мы считали знамена света, перешитые на ступени предрассудков. Мы убеждались, как чистые здания перекладывались под базар. Робкое невежество плело тенета и больше всего боялось оттолкнуться от мшистого берега тления костей. Учение эволюции показывает, что робость человеческая возрастает перед сменою расы. Но срок приходит, и не научившиеся плавать должны будут наглотаться соленой воды.
Посмотрим прыжки дерзающих.
48. Очень спешно нужно приготовить путников к пониманию Учения. Самое простое претворение улучшения жизни поможет им следовать необычной дорогой. Полезность приведет к исканию красоты. Явная жизнь обнаружит запросы целесообразности. Простое изложение даст уверенность выполнимости. Как легче, как скорее, как полезнее — так подойдут.
Дерзания несвязанного человека неотвлеченны. Смелость птицы, летящей за море, подает знак человечеству, хотя никто не считает ласточку героем.
Все-таки проветрите ваши склады и стены.
49. Спросят: «Кто дал вам право дерзать?» Скажите: «Дерзаем по праву эволюции. Право эволюции начертано пламенем в сердцах наших. Истину непреложности восхождения никто не отнимет. Перед толпами и в одиночестве одинаково мы знаем наше неотъемлемое право. Можем утверждать, что только слепой не видит направления эволюции. Когда же четко обозначена дверь знания, то не трудно устремиться из тьмы».
Дерзания! Разве можно понимать их как неслыханный подвиг? Разве дерзания не будут трапезой каждого дня и одеждой каждого помысла? Стены темницы разве не станут прозрачными? И разве не растворится печать тайного письма для дерзающего?
Советуя дерзания, Мы предлагаем путь легчайший. Сердце знает истину этого пути. Нельзя указать сейчас другой путь.
Явите дерзания! 66
50. Когда же люди поймут значение мысли и слова? Все-таки для людей просыпать мешок малоценных зерен гораздо значительнее, нежели просыпать уничтожающие слова. Любой грызун подберет зерна, но даже Архат не уничтожит следствия мысли и слова. Отправляясь в плавание, берут лишь избранные вещи, но речь не хочет понять смысл и последствия. Мы не устрашаем, но дым за пазухой можем указать.
51. Правильно помнить, что работа с Нами имеет лишь одно направление соизмеримости и целесообразности. Предатель пути просто лишен этих качеств, и судьба его подобна котенку в море.
52. Слово раскаяние отсутствует в словаре Сензара. Оно заменено известным вам выражением «разумное сотрудничество».
Обдумайте ипокритскую природу понятия раскаяния. Для народа легче всего явить существо раскаяния на медицинском примере. По испорченности мышления человек наносит рану своему собрату, но67 ни мысли, ни слова не залечат эту рану. Придется рядом упорных действий соединить порванную ткань. Для восстановления целесообразности придется проявить разумное сотрудничество. Последствие действия можно заживить лишь действием. Никакие словесные утверждения, никакие клятвы не имеют значения. Кто же познал свое неразумие, пусть покроет его действительным разумием. Исчерпать неразумие можно разумным сотрудничеством.
Платное отпущение раскаявшегося грешника не есть ли самое тяжкое преступление? Денежный подкуп Божества не хуже ли первых форм фетишизма? Этот устрашающий вопрос надо освещать многосторонне, иначе белье человеческое останется68 очень грязно.
53. Также нужно возвращаться к змеиному яду сомнения. Два вида сомнения: одно — свивающее логово во тьме, неподвижное и колючее, другое — всегда ползающее, скользящее и вертящееся. Обычно первое принадлежит молодости, второе — старости. Основа не столько боязнь, сколько лживость натуры. Вспоминая свою бывшую лживость, люди приписывают происходящему свои свойства. Хотя человек не любит наблюдать себя, но судит всегда от себя.
Пробуйте пытаться уловить кончик сомнения. Не связывайте свой шаг этими пятнистыми путами. Истинно, легче носить змею на груди, нежели обвиться удавом сомнения.
54. Поскорее явите сознание Нового Мира. Покиньте воспоминания. Может ли возница устремляться, глядя назад?
55. Именно, делите мир не по северу и по югу, не по западу и востоку, но всюду различайте старый мир от Нового. Старый мир ютится во всех частях света, так же Новый Мир нарождается всюду вне границ и условий. Старый и Новый мир отличаются в сознании, но не во внешних признаках. Возраст и условия не имеют значения. Красные знамена часто подымаются руками старого мира, полными предрассудков. Часто в уединении бьется сердце, полное блистаний Нового Мира.
Без снисхождений делит себя мир на наших глазах. При неумелости, но полное дерзаний растет новое сознание. Несмотря на опыт, поникает старая мысль. Нет сил, которые могли бы задержать океан Нового Мира.
Мы сожалеем о бесполезной трате энергии отживающего сознания. Мы улыбаемся дерзаниям сознающих право расширять новые достижения. Каждая ошибка, совершенная для Нового Мира, превращается в цветок смелости. Каждое ухищрение бальзамирования старого мира остается остовом ужаса69.
Старый мир отвергал Матерь Мира, Новый начинает ощущать Ее прекрасное покрывало.
56. Правильно рассуждение об опасности насильственных волн в низших слоях нашей атмосферы. Однобокое сознание может принести небывалую катастрофу. Столкнувшиеся лучевые и звуковые волны могут вызвать тяжкие мозговые явления.
Куда же направляться сознанию? Конечно, в реальную Беспредельность. Значит, пора от грубых слоев материи перейти к исследованию тончайшей энергии.
57. Вспомним легенду Грааля.
Преданный Учению Титурель получил мощь света. Преемник его пал во тьму и кровоточил неисцелимою раной. Для напоминания лучших времен останки Титуреля были выставлены на виду. Слова великого мертвеца твердились — тем не менее чаша Истины потухла. Нужен был приход нового героя, чтобы взять из рук недостойного преемника Титуреля чашу Истины, — и тогда засиял огонь мира.
Эта легенда достаточно известна на Западе, хотя первоначально она возникла на Востоке. Не напоминает ли вам70 она некоторое современное нам положение?
58. Можно явить память о героях, но каждый час приносит свое решение. Рушение части скал открывает новые золотые руды.
Не разрушайте чужой храм, если не можете немедленно воздвигнуть на месте том новую храмину. Место храма не должно оставаться пустым.
Для выражения качеств Бога человечество надумало множество имен. Каждое понятие продолжало нить знания. Нет ворот на Востоке, на которых бы не было начертано Имя Высшего Познаваемого. Поистине, не войти в область Востока без знания. Не забудем, что на камнях Восток писал свои утверждения.
59. Пространность Учения обратно пропорциональна степени сознания. Чем шире сознание, тем кратче формула. Для близких достаточно одного слова и одной буквы. Первый завет грому подобен, но последний творится в молчании.
60. Какая великая игра Матери Мира! Она подзывает детей от дальнего поля: «Спешите, дети, хочу научить вас. У Меня приготовлены для вас зоркие глаза и открытые уши. Присядьте на Мое покрывало, будем учиться летать!»
61. Правильно думаете о разнообразном воздействии человеческих излучений на окружающее. Убедительный пример можно видеть на воздействии человека на животных и на растения. Дайте в руки человека животное или растение и можете заметить разницу состояния объектов и типов уничтожения энергии жизни. Как вампир, высасывает всадник коня, или охотник собаку, или садовник растение71. Ищите причину в излучении человека. Наблюдайте и пишите историю болезни духа. Физическое очевидное таит корни в давних накоплениях.
Советую относиться холодно к людям с больными излучениями. Лечение холодом скорее всего укрепит их. Не нужно холодотерапию понимать как жестокость, ведь Мы напоминаем чутко отворить дверь каждому стучащемуся.
62. Умейте знать, что в мир пережитков приносите лишь накопленное. Неумение таким и останется. Можно желать получить то, что научились желать. Почти невозможно обрести в Мире Тонком72 новый размер сознания, потому запасайтесь сознанием, чтобы не ходить в обветшавшей одежде.
63. Если заметите в Учении повторения, значит, можете найти новые подробности или подчеркнут73 малопримененный в жизни указ.
Нужно помнить, что полезность применения праны может быть расширена на целый коллектив. Не только для себя можно применять прану, но можно посредством психической энергии передавать часть своего запаса другим.
В древности больное тело окружалось здоровыми для поддержания сил, но такой вампиризм не может быть указан. Совершенно другое значение имеет сознательная передача, добровольная и доброжелательная, не только одному лицу, но даже нескольким одновременно, если умение делить посылки пропорционально. Получается важный опыт, когда материальное благо передается психической энергией. Весомое вещество пересылается невесомой энергией — не внушение, но конкретная посылка.
64. Явления Наших Собратьев могут быть личными при затуманенных ликах. Если затуманено лицо, будьте уверены, что данное Лицо погружено в длительный опыт, требующий фиксации глаз. Если женская фигура имеет закрытое лицо, то явление относится74 к Матери Мира.
65. Если спросит вас совсем простой человек: «Какие задачи Учения?», скажите: «Чтоб тебе было хорошо жить». Не нужно его загромождать сложными соображениями. Пусть все его существо проникается75 сознанием, что все Учение заботится об улучшении его жизни. Понятие ответственности придет после. Первое — возвестите радость и улучшение жизни76.
66. Можно ли открыть истину развития миров людям, когда даже пропитание не утверждено! Нужно избегать даже намека на отвлеченность.
67. Как пробудить преданность? Целесообразностью. Как улучшить качество? Явлением почтения мастерству. Как пробудить плодотворность? Желанием красоты.
68. Закажите ребенку описать, как ему представляется Новая Страна77. Именно, так можно проследить за проявлением невиданного. Создать толчок к реализации мечты есть лучшее задание для детей. После задайте78 описать обычный кусок гранита. Это будет для находчивости. Может быть, камень даст ему79 представление о твердынях дальних миров. Из обычного можно извлечь искры красоты.
69. Много раз вы услышите житейскую формулу: «Я отошел и затем приблизился». При этом умейте сказать: «Сколько возможностей утеряно ваших во время вашего танца80
Тому нет счета, сколько человечество теряет от личных прыжков. Удаляется самомнением и приближается самолюбием. Эта знаменитая внутренняя работа напоминает чад фитиля. Умение скрывать истинную причину марша взад и вперед может натереть пол, но пузыри на подошвах потребуют болезненного прокола.
Каждого отходящего спросите: «В чем обида?»
70. Следует отличать однобокое сознание от односторонней энергии. Иногда Учитель прилагает одностороннюю энергию, чтобы добиться движения духа в определенном направлении. Из этого не следует выводить представление, что сознание Учителя однобоко.
Умейте сокрыть сознание, когда нужно послать стремительную стрелу. Только недоучки пытаются разложить на окнах сухие веточки напыщенности. Чей дом наполнен знанием, тот не боится отрезать ломоть мысли.
Посев однородных зерен дает сильный урожай, но еще сильнее составы целебных зерен — послужат они взрывам духа81.
71. Правильно думать, что магнитные токи являются каналами между планетами82. Изучение общения между мирами должно пойти по каналам магнитных волн, но, конечно, духовное сознание не должно быть забыто.
72. Наконец, научились ли вы радоваться препятствиям? Можем ли Мы быть уверены, что кажущееся препятствие удесятерит находчивость вашу? Можем ли Мы утвердить вас воинами побеждающими? Можем ли явить вам стрелу помощи, зная, что вы уловите ее на полете? Можем ли Мы произнести вместе с вами слово Нового Мира? Можем ли Мы понять, что ради красоты созидания сожжена одежда ветхости? Может ли Матерь Мира доверить дозору вашему ткань Света? Может ли Лев устремиться на помощь вам? Может ли Свет осветить вашу тропу? Победа стучится.
Наконец, умеете ли вы обращать даваемое Учение на себя? Можем ли Мы83 доверить вам знаки для ношения на себе? Можем ли Мы устремить луч совершенствования? Можем ли Мы поручиться о зоркости вашей? Можем ли Мы создать оплот самопонимания вашего? Можем ли Мы радоваться непреложности вашего пути?
Может ли Матерь Мира назвать вас справедливыми? Может ли Лев стать стражем дома вашего? Может ли Свет пролиться на ступени новые? Отомкните двери ваши!!
73. Вы знаете, что на высоте одиннадцати тысяч84 футов астральное тело приобретает особое качество. Также каждая высота имеет значение для каждого тела. Вы могли заметить, что на высоте семи тысяч футов человек может уменьшить85 количество пищи, и эта потребность уменьшается постепенно и к шестнадцати тысячам футов дает уже ощутительную разницу. После девяти тысяч Не Советую употребление вина, кофе, перца и других пряностей. После семнадцати тысяч футов даже крепкий чай нежелателен. С уменьшением потребности еды уменьшается надобность сна — можно считать не более шести часов, а на двадцати тысячах достаточно не более четырех. Таким образом, понятно, что на больших высотах можно почти не спать и вопрос пищи приобретет иное исчисление.
Невозможно принимать указанный вам валериан с пряностями. Конечно, на высотах вредно оставить количество пищи, нужное для низин. Горы знаменательны как начало, выводящее из низших земных условий. На высотах можно ощущать выход из обычных требований земли. Конечно, если даже для астрала высота одиннадцати тысяч футов имеет значение, то для земных тел каждая тысяча возносит в особенные условия. Было бы непоправимой ошибкой пытаться искусственно сводить горные условия к земным привычкам. Запомните и приложите.
74. Каждая оболочка есть исказитель действительности. Можно напрягать всю зоркость, чтоб достигнуть меньшей степени ложного представления. Каждая зримость, каждая рефлекторность, каждая мысль проливают свою мнимую окраску.
75. Мы готовы ко всякому духовному кровосмешению. Люди легко нагромождают элементы несоединимых стихий. Они сочетают отца-огонь с водою-дочерью и землю-матерь с воздухом-сыном. Если поколение будет испепелено, то им будет мало беды, — они возложат ответственность на «отца небесного».
Невозможно привыкнуть к легкомыслию людских построений. Только духовное сознание подскажет, где несоединимые элементы. Люди не только по излучению, но и по основе стихий различаются. Основа остается незыблемой. Именно, по стихиям лучшие сочетания.
76. Поспешим, поспешим к понятию Учителя. Окружим его стеною преданности и тем окружимся крепостью. После скитаний поймете: где удача — там Учитель, где поражение — там предательство86. Там, где поражение, там мы ухитрились изогнуть, и сорвать, и истребить начертание целесообразности. В поражении мы отвратились от опытной стрелы помощи.
Можем ли утверждать, что в час опасности мы произнесем Имя Учителя? Можем ли свидетельствовать об Имени Учителя? Можем ли найти высшую радость признательности Учителю? Или иногда помыслим, отчего Учение мало приспособлено к привычкам нашим? Отчего бездействие наше потревожено Учением? Отчего разбужено самооправдание сна?
Признательность и преданность в Общине Нашей цветут радостно. Если бы Наш провод принес известие, что сотрудник пожертвовал чем-то во имя Учения, это заставило бы Нас лишиться его сотрудничества. Наши сотрудники могут вмещать и давать.
Когда будете передавать Наше Учение, не кричите на площадях, но улыбнитесь приходящим. Пришедший осознает Учителя, но уловленный будет грызть цепи. Мы же ждем радость и принимаем лишь прекрасный цветок преданности. Поспешим осознать Учителя!
Утверждайте удачу, утверждайте радость, утверждайте понимание движения, оставьте мысли старого мира. Не Устану твердить.
77. Знайте87, что сочлены и сотрудники Международного Правительства должны повиноваться Указам.
В последний раз обернемся на М.88, на историческое событие Ультиматума Нашего. Эта вековая традиция предупреждения человечества производится с полным благожелательством89, в этом основное условие, иначе речь посла90 не будет искренна и убедительна. С.-Ж. говорил с Л. доброжелательно, также М. обращался к В.; А. Л. М. передал Наш Указ справедливо91. Если воину говорят: «Эта гора наша», он принимает указ, иначе смысл Правительства пропадет.
С.-Ж.92 заболел после своей миссии. Это случилось по причине недисциплинированного мышления одного сотрудника. Берегитесь пагубы недисциплинированного мышления. Мыслите лишь в новых формах. Задавайте себе задачи с конкретным решением вопросов жизни. Считайте день потерянным, когда не осмыслите Новый Мир.
Не затрудняйте дыхание космогонией, когда одолеваете высоты земли93.
78. Невозможно было оторвать внимание от разложения клетки гранита. Когда она достигает явления сравнивания94 с клеткою беспозвоночных — почти тот же пульс.
79. Кого можно назвать самым смелым? Пожалуй, крохотную бабочку, которая подвергается тем же атмосферным условиям, как и лев. Явления Учения наблюдайте над малыми, часто они выдерживают ураган озарения лучше великих явленных.
80. Если можно утверждать наличие мысли камня, то какая чистая радуга мысли наполняет пространство! Нужно привыкнуть к сознанию, что все сущее проникнуто мыслью. Явление неотвлеченное и весомое, конечно, остается в понятии энергии, но сохраняет потенциал сознания эволюции.
Чувствование растений недавно ограничивалось инстинктом, но исследования инстинкта относят его в область мысли, отсюда наблюдения и вниз и вверх. Обычная95 ошибка человекообразных, приписывающих себе исключительное право на мысль. На самых примитивных примерах можно показать, насколько мысль человечества разделена возрастом, положением и народностью. Именно среди людей можно иногда поражаться слабым зачаткам мысли. Зато безымянные пространственные мысли подымают дух.
Вы знаете, что видоизмененное радио может уловить пространственные мысли и мысль, как вещество, может обоюдно питать и возрастать.
Задумайтесь над явлением мысли, осознайте распространение ее и радуйтесь лаборатории мысли, которая от клетки минерала до Беспредельности соединяет начала.
Магнитная волна, искра электричества и мысль — эти три путника встречают стремящегося в Беспредельность.
81. Может ли мысль греметь? Теория эха показывает, что мысль, так же как звук, в магнитных волнах будет расти и слово гром мысли будет не гиперболой.
Именно, природу мысли надо исследовать. Например, могут ли известного характера и напряжения мысли влиять на жизнь растений? Как реагируют на разные мысли животные? Наконец, как чувствует себя среди мыслей сам господин человек? Как мысль влияет в химических соединениях? Не надо ли испытать мысль на лакмусову бумагу? Не может ли мысль соревновать с сильным ядом или с музыкой?
Вообще, надо обследовать мысль как живой фактор сущего. Так можно будет перекинуть мост от психотехники к динамике и даже к астрохимии. Так следует сознать экономику пространства.
82. Можно ли довериться слепому рулевому? Можно ли думать, что лохмотья старого мышления могут пригодиться для Нового Мира? Нужно понять, что дар Нового Мира будет принесен к открытым вратам. Новый Мир действительно хочет дать прекрасное одеяние, но приди, человек, прими ткань труда Матери Мира!!
83. Постепенно разбрасывайте зерна Учения. Пусть неощутимо оно напитывает существо. Проповедь отошла, осталась жизнь. Одухотворяйте сознание собрата незаметными прикосновениями, приносимыми ему как пища каждого дня. Откройте гнев его и погасите целесообразностью. Утвердите его в радости явлению96 вмещения. Опасайтесь явить ему чудеса, откройте ему соизмеримость, проходящую в Беспредельность97. Уничтожьте праздник, чтоб дать вечный праздник.
«Явление Моего праздника будет твоим. Путь Мой будет твоим достижением. Щедрость Моя будет твоим достоянием. Ты не заметишь ее, но изумишься преображению своему. Мне не нужно благодарности, но признательность будет пищей твоей, ибо огонь признательности превышает пламя других возношений». — «Учитель, вижу и помню неизгладимо».
Явленная череда Учителей сияет жемчугом междупланетным. Прибавь свою жемчужину!
84. Считаю, можно читать Наши книги каждому98. Не Вижу, кто из идущих к Нам убоится. Произведите разные испытания страха. Достаньте страшные маски и улыбнитесь, когда задрожит сердце. Где же уверенность в Учителе? Где же познание сил? Можно отличать Наших по первому зову. Как олень, устремится Наш. Не Знаю чудовищной личины, могущей отклонить его.
Не будем брать пример99 с великанов и героев, Напомню маленького индуса, познавшего Учителя. Мы спросили его: «Неужели солнце потемнеет для тебя, если увидишь его100 без Учителя?» Мальчик улыбнулся: «Солнце останется солнцем, но при Учителе мне будут светить двенадцать солнц». Солнце мудрости Индии будет светить, ибо на берегу реки сидит мальчик, знающий Учителя.
Есть проводники электричества, также есть объединители познания. Если варвар посягнет на Учителя, скажите ему, как человечество назвало разрушителей книгохранилищ101.
85. Могут ли Наши люди иметь около себя близких? Конечно, могут. Эти близкие углубят чувство ответственности, заботливости и находчивости102.
86. Нужно знать, что состояние открытых центров приносит качество погашения окружающего несовершенства103. Не только развитие чувствительности, но принесение своих сил для улучшения окружающего. Так можно заметить, что уявление сил как бы поглощается пространством — эта степень открытия центров называется «Лампада пустыни». После она заменяется степенью «Пустынного льва»104.
87. Следует различать преданность безусловную от преданности условной. Чаще всего люди проявляют преданность безусловную при получении, но каждая отдача сопровождается всякими условиями. Вмещают получения, но ставят преграды в осознании, подозревая отдачу кусочка плесени. Между тем надо запомнить, что степень преданности есть степень получения. Вера должна равняться точному знанию. Каждая условность веры дает условность последствий105. Но никто не пожелает быть назван106 условным учеником. Такое название вызывает обиду. Точно так же реагирует закон на каждую условность. Но закон не обижается, он соизмеряет. Будьте уверены в соизмеримости преданности.
88. Космогония должна вызывать величественные мысли. Если Бог несознательного народа сидит на краю ничтожного шарика, то высокий дух взирает в Беспредельность, украшаясь радостью познания без границ. Не унижайте Беспредельность!107
89. Явление гармонии излучений лежит не только в однотонности. Так фиолетовая аура не чужда зеленой или розовая может оттенять синюю108. В этих дополнениях заключаются токи особых напряжений. Даже желательно комбинировать цвета как залог будущей радуги. Конечно, вибрации лучистых цветов настолько многотонны, что невозможно передать их по бедной гамме Земли. Так же как нельзя уложить симфонию сфер в гамму звуков Земли.
Лиловый ваш и фиолетовый не имеют ничего общего с Нашим небесным пурпуром109.
90. Простое утверждение знания даст выход противоречиям. Невозможно мыслить без уважения знания. Учитель предлагает положить знание в основу утверждения сознания. Укажите, насколько знание может проложить путь к единому Учению. Неужели человечество не может понять, что знание идет из одного Источника? Потому деление на знание и невежество будет делением света и тьмы. Мы легко Тору заменяем гимнами Вед и заветы Будды соединяем со словами Христа110. Ибо Не Видим отличия в Учениях одного Источника111.
91. Вмещение конечности Вселенной, при осознании беспредельного пространственного принципа, принадлежит к тем вопросам, которые ученик должен решить сам, ибо это называется «Сумма Суммарум». К осознанию этих пространственных понятий расставляются вехи, но формула должна быть произнесена самостоятельно. Формула соответствует степени «Пустынного льва», она показывает вмещение отрыва от земли и земной собственности. Явление разделенных сфер112 нуждается в осознании формулы.
Насколько одна Беспредельность не представит113 конкретных последствий, настолько конечность будет умаляющим понятием. Только соотношение этих антиподов составит правильное решение космогонической проблемы. Таким образом можно судить о вычислениях конечности, не умаляя величия Космоса.
Урусвати нашла114 правильное решение, которое делает дальнейшее суждение об образовании миров вполне конкретным. Ярко светит явление механики астральной.
92. Считайте часы больших явлений. Уже начинается слияние Вед с Трипитакою и с Каббалой, слова Будды и заветы Христа уносят невежество115. Явите внимательное наблюдение над ростом знания в разных частях света. Утверждающие и отрицающие идут в одном направлении. Неповторенное116 время, как врата к сужденному. Мертвы, которым урочный час кажется обычным.
93. Не слушайте учителя, взимающего за учение деньги117. Учение не может быть куплено или взято угрозами. Истинно, каждый может получить доступ к Учению, доказав преданность действием. Менее всего слово, больше всего действие приводит в Общину Знания. Если ребенок устремился к Общине, разве ему не найдется работа в Общине? Также каждый принявший всем сознанием уложения Общины разве найдет дверь запертой? Можно ли припомнить пример, когда чистое сознание осталось бы без ответа?
Ясно сказаны положения Общины Знания — никакое лукавство не затемнит их. Путник, заплати долг, иди без устали118.
94. Кто-то не поймет вмещения равенства с Иерархией. Равенство заключается в потенциале духа, и Иерархия — в незаменимости опытных накоплений. Потому справедливо сказать, что комплекс знаний119 будет вратами к Иерархии. Обратите внимание на выражение комплекс, ибо одна специальность не может составить содержание Иерарха.
Мысля о знании, осознайте почитание120 Учителя. Истинно, почитание Учителя есть панацея даже от физических болезней. Труднее при условии открытых центров, когда каждое дыхание ветхого мира несет заразу и только дуновение истинной эволюции приносит оздоровление. Потому не застилайтесь ветхим миром и привлекайте малых к радости Нового Мира.
Во всем — радостная, суровая целесообразность.
95. К великому Познавшему пришел ученик, желавший чудес: «После чуда уверую121». Учитель печально улыбнулся и показал ему великое чудо. Ученик воскликнул: «Теперь я согласен под Твоей рукой пройти ступени Учения». Но Учитель показал ему на дверь и сказал: «Теперь ты Мне больше не нужен».
96. Удивляюсь на ветхий мир. Явление солнечных пятен принесет неожиданную разноголосицу. Мир ветхий машет последним крылом, открытые центры возмущаются122. Для каждого состояния центров нужна как бы эпидерма, которая нарастает болезненно.
Чистый воздух трудно вмещает азот жизни.
97. Укажите, насколько все препараты опия не свойственны на пути к Учению. Бессонная трезвость скорее приблизит к Нам123.
98. Чистую молитву произносите в действии преданности. Умейте понять утверждение Учения в каждом дне. Успейте не потерять ни дня, ни часа. Умейте представить себя создателем целого мира действий. Умейте приложить силы к каждому проявлению. Умейте внести Учение в каждую мысль. Умейте расположить силы как в боевом поле. Умейте почувствовать признательность как связь радости с красотою. Достойно кончайте, ибо конец есть огонь достижения.
Главное предательство — знать Учение и не применять его. Хула на Учение хуже смерти духа, ибо тем самым человек исключает себя из сотрудничества и обрекает себя на Сатурн.
99. Укажу мощь обострить на лезвии меча Моего. Явление Учителя может озарить людей, если путь будет мощен знанием. Ящер силен, и колючи его кольца.
100. Рок, который ведет к Нам, должен коваться ежечасно. Унижение явления соизмеримости подобно удавленнику. Кто отложил достижение, тот подобен утопленнику.
101. Присутствую при опыте перенесения силы человеческой на расстояние124. Можно позвать любой предмет, можно передвинуть засов двери, прилагая энергию мысли к соответственной энергии предмета. Сам по себе опыт давно известен, но, устанавливая общую кооперацию, следует помнить, что мыслящая энергия соединяет125 все слои сущего. Не молотом соединяем126, но пронзаем мыслью даже составные предметы.
«Мудрость во всем» — помнит индус. «Сотрудничество во всем» — прибавит век Майтрейи. Не по приказу, не по гармонии, но молнией мысли соединяются сотрудники.
Явление кооперации различных слоев материи характерно для Нового Мира. Каждая эпоха имеет свой призыв. Сила мысли будет зовущим началом Нового Мира.
Пробуйте наблюдать жизнь так называемых неодушевленных предметов. Замечайте ваше воздействие на них. Не всегда смешон человек, говорящий с вещами. Окутывание мыслью служит созданием как бы целой атмосферы. Так же роящийся столб мыслей проникает пространства дальних миров. Думайте о мысли как о реальном факторе жизни. Отсюда проистекает суровый контроль над потоком мысли.
102. Учитывайте каждое приближение к Нам. Делайтесь незаменимыми. Среди ночи покройтесь Именем Нашим. Среди дня застегните панцирь преданности.
103. Взаимоотношения Учителя и ученика.
Учитель дает указания в пределах дозволенного. Он возводит ученика, очищая его от ветхих привычек. Он предостерегает его от всяких видов предательства, суеверия и лицемерия. Он накладывает испытания видимые и тайные. Учитель открывает врата следующей ступени словами: «Радуйся, брат». Он же закрывает словами: «Прощай, прохожий».
Ученик избирает себе Учителя. Он почитает Его наравне с высшими существами. Он верит Ему и приносит Ему лучшие мысли. Он охраняет Имя Учителя и начертает Его на мече слова своего. Он являет прилежание труда и подвижность подвига. Он встречает испытания как свет утра и устремляет надежду на затвор следующих врат.
Друзья, если хотите приблизиться к Нам, изберите Учителя на Земле и передайте ему руководство. Он скажет ко времени127, когда ключ готов повернуться во вратах. Все имейте Учителя на Земле.
104. Утвердитесь на мысли о желании Моем дать вам лучший путь. Считайте, как нужно помогать Моему желанию. Пусть ничто ветхое не заслонит вашего стремления. Помните, что один оступившийся конь нарушает весь караван, потому скажите: «Иди крепче, иначе твоя судьба на копье». Не скройте, как на весах колеблется приближение к Нам.
Скажем молитву Шамбале: «Ты, Позвавший меня на путь труда, прими умение и желание мое. Прими труд мой, Владыка, ибо Видишь меня среди дня и ночи. Яви, Владыка, руку Твою, ибо тьма велика. Иду за Тобою!»
Можете идти, как на гору радости. Завидны размеры борьбы за обновление сознания человечества. Учитель радуется решимости128.
105. Ученики бывают четырех родов129: одни следуют указаниям Учителя и восходят законно, другие за спиною Учителя превышают указания и тем часто вредят себе. Третьи пользуются отсутствием Учителя для пустой болтовни и тем разрушают путь свой. Четвертые за углом осуждают Учителя и предательствуют. Ужасна судьба двух последних видов!
Да утвердится сознание понятия Учителя!
106. Прав восстающий против грубых и двусмысленных выражений, ибо источник их — невежество. Речь должна быть прекрасна, ясна и глубока значением.
107. Степени познавания: встревоженный, озирающийся, стучащийся, внемлющий, припоминающий, претворяющий, меченосец, мощный, «Лампада пустыни», «Пустынный лев», сотрудник Начал, создатель. Каждая степень делится на три подстепени. Порядок должен быть проходим постепенно. Устремленный может скоро овладеть, но отступник низвергает себя.
108. Кто же предательствующий? Злословящий, умолчавший, присвоивший, лицемерный, отрицающий и ждущий погибели Учения130.
109. Друга сердце знает. Потому исследуйте друзей, чтобы не допускать к сердцу прохожих. Учитель — лучший друг, не прибавьте Его тягостей.
110. Степень «Пустынного льва» особенно осуществляет мысли, потому надо быть особенно осторожными131. Степень «Пустынного льва» не знает обид. Кто же может обидеть? Великое сердце может вместить это.
Радость легко достижима, если каждый момент ощущаете преданность Нам. Удовлетворение доступно ученикам, тучи любящим и понимающим, как солнце может жечь без туч. Учитель может действовать, только где рука Его не стеснена.
111. Учитель любил битвы и знает, как они наполняют энергию Космоса. Учитель стоит вместе с вами над пропастью — кто же убоится больших зверей? Идти по перине за блохами не увлекательно. Но иметь в руке меч Соломона и завет Майтрейи дает утренний свет. Одно сознание неслыханной битвы звучит, как труба ликования.
Не разойдемся в понятиях, когда по-Нашему подвиг не был бы по-вашему упадок.
Удержите глупца от плоских решений132. Яд-разрушитель скрывается в ветхих решениях.
112. Понимаю, как тяжко ждать голодному, пока похлебка закипит, но нужно, чтобы микробы выкипели. Пока насыщается пространство, посмотрим в дальние миры, почувствуем себя участниками их. Сношения с дальними мирами делают тело уплотненное все доступнее. Теперь звуки дальних миров могут быть уже скоро уловляемы133. Явление провода дальних миров с телесной оболочкой станет134 возможным лишь в ближайшем будущем135.
113. Именно, человеческое желание есть скрижаль Завета. Что уснувший дух пожелает, то проснувшийся получит. Тина прилива унесет ненадежные мысли. Явление мировых задач — лучшая закалка меча.
Уступающий потоку не найдет более свою струю. Так можно принять битву мира. Кто же не умоет лицо свое в струе потока, тот ляжет камнем прохода.
Можно передать сокровенную Тайну лишь немногим. Число их невелико, но само пространство слушает их, ибо горнило человеческое сплавит мысль мира. Пусть люди блюдут мысль136.
114. Карма действия не может быть исчерпана бездействием. Сложивший костер сожигания Истины должен нагнуться за каждым углем. Заповедь справедливости не горит и не тлеет, она вспыхивает нежданно и сожигает твердыни препятствий.
Удача космических построений не похожа на человеческие чаяния. Ум человеческий похож на урок начинающего, он ищет избежать ответа, посахаривая язык свой. Но как же пройдете? Только сознанием близости Космических построений137. Где судьи и где судимые?
Значит ли музыка сфер победу человеческого предположения или она торжествует очищение забытой Истины?138
Пророчество помнит осуждение и очищение священного города139.
115. Часто Нас спрашивают, почему Мы не торопимся уничтожить вредное существо. Это действие нужно пояснить, тем более что вы сами имеете орудие такого же уничтожения. Поясню на примере врача. Нередко врач готов удалить пучок негодных нервов, но реакция симпатического центра останавливает его нож. Ни одно существо не обособлено. Неисчислимы слои паутины кармы, связывающие самые разнородные существа. По пути течения кармы можно ощутить нити от самого негодного до достойного. Потому разящий должен прежде всего140 омертвить каналы, соединяющие струи кармы. Иначе отдельно справедливое уничтожение может повлечь массовый вред. Потому средство уничтожения должно быть употребляемо очень осторожно.
116. Особенно может влиять на состояние здоровья малейшая неискренность в преданности и в принятии основ обновления. Подобная неискренность может гнездиться глубоко в расщелинах сознания. Заразность неискренности велика, поражая соседние излучения.
Если бы люди познали, какой вред они наносят себе и другим половинчатыми решениями! Они рассекают сознание, доводя его до смерти. Как всегда, болезнь начинается незаметно, а затем становится неизбежна смертельно опасная операция. Так происходят человеческие гибели от жала крошечной ехидны неискренности. Предупредить нужно, но переделать нельзя. Конь, занесшийся над пропастью, не знает повода141.
117. Почему огонь может литься из-под ступней? Устремление—как пожар, и неукротимость— как вихрь. Ярое понимание Наших Указов должно огненно окрылять. Такое самоокружение пламенное — как стена, из-за нее невредимо наблюдаете битву, бессонно, готовые послать свою стрелу.
Уявленные воины, какое течение неудержимо борется вокруг вашего стана! Неповторяемо и смутно для очей мира! Что же понудило вас держать мечи заостренными и щиты, терпением поднятые? Скажете: «Мы знаем сроки Земли и ничто не смежит глаза наши. Держатель сроков доверил нам сочетание сил и решений142. И терпение преобразилось в непреложность. Вчера мы содрогались от ожидания, но сегодня ликуем рвением боя, ибо знаем, что сужденный бой ведет к победе».
«Владыка143 Семи Врат, поведи нас в сторону солнца, нас, прошедших полночь. Стрелы наши принадлежат Тебе, Владыка144! Без Твоего Указа мы не войдем в стены отдыха. Ни час, ни день, ни год не преграждают путь. Ведь Ты, Быстрейший, держишь повод коней наших! Ведь Ты Сам испытал путь и поручился терпением. Скажи, Держатель, откуда течет источник терпения?» — «Из руды доверия».
Кто знает, где вестник меняет коня?145
118. Часто слышим самодовольные возгласы: «Я уже изменился, я уже преуспел!»
Шатающееся «я», правильно ли ты осмотрело себя? Если ты преуспел, то благо тебе, но не изменилось ли окружающее и не переносишь ли на себя чужое преуспеяние? Но где же зоркость, и не кличешь ли на себя болезни духа?
Заблуждение думать, что Наши беседы без последствий. Наоборот, каждый Указ несет вихри охраны или осуждения. Может ли быть иначе, когда каждое самодовольство несет вредную заразу? Когда каждая ограниченность питается за счет соседа? Потому каждый недослышанный Указ — как стрела в сердце. Каждое уползание — как цепи146 удушения. Знаете, что все повисает в пространстве. Кто же сам вобьет гвоздь своего осуждения? Но Мы спешим заканчивать кармы, чтоб освободить быстрое судно от излишних канатов.
В сужденное время напрягайте слух понять каждое слово Учителя.
119. Всякое почитание Учителя показывает понимание Учения. Всякое почитание места работы Учителя докажет проникновение и преданность. Но эти знаки внимания не могут быть подсказаны. Эти знаки должны сами расцвести в сознании. Учитель не скажет: «Окажи внимание Мне!»
120. Бывает ли так называемое чудо ожиданным? Конечно, первое условие феномена — неожиданность. Самая сущность человеческого сознания делает феномен вне уловимости147. Обычное сознание делает преграду, предпосылая противоречивые условия. Адепт знания может только просить людей: «Милые существа, не мешайте своими возгласами ожидания, когда реторта мировой эссенции уже создает счастливое сочетание. Можно ли ожидать поворот корабля вправо, когда Наша Рука направляет руль влево?»
Только ясное сознание непреложности будет сотрудником мирового процесса. Если комната кажется нашему глазу пустой, можем ли утверждать, что она действительно пуста?
Пусть призраки неведения не ограничивают горизонт148.