"Гора Белая, Гора познавшая, откуда вода белая пошла.
Пошлет Гора камни Катуни. Сносят камни берега белые,
разделяют камни брата от брата. Закраснела кровью
Катунь, идет война.
Белая Гора, ты ли послала красные камни? Где твое Беловодье?
Возьму посох кедра, окручусь белою одеждою, подымусь на
Белую Гору, у нее спрошу — откуда пошла белая вода?
От Горы, от самой вершины показались сорок сороков вершин.
За ними светится Гора Белая!
Камень ли горит? Тайна обозначилась.
Пойдем, братие, на тот Свет сияющий!
Невиданное увидено. Неслыханное услышано.
На Белой Горе стоит град. Звон слышен. Петух в срок закричал.
Удалимся в город и послушаем Книгу Великую".
На первый взгляд притча представляет собой маленький перл поэзии, содержащий целый свод исконно русских символов. Это и белая вода, словно белая чистая вера, вышедшая из неведомого горного истока всех начал, и страннический посох кедра, почему-то заставляющий вспомнить о кедре ливанском, и сорок сороков безмолвных снежных вершин, в своей неслышной музыке сфер, удивительно перекликающейся с малиновым звоном колоколов стольного града — Москвы, которых также было "сорок сороков", и чудесный Камень Востока, так похожий на горючий Алатырь из древнейших отечественных сказаний.
Во всяком случае характер этих символов, казалось, выражает лишь духовные излучения прошлого. Однако внимательное вчитывание в глубинный смысл легенды позволяет увидеть, что в ней, словно в капле катунской воды, отражающей и все прошлые, настоящие и будущие состояния изменчивой реки и неподвижное величие океана, запечатлелись тени, отбрасываемые всеми временами и эпохами, и свет окружающей их вечности. Для Рерихов видимая история человечества была отражением и выражением глубинной логики метаистории; логики, задающей вектор эволюции и определяющей все взлеты и падения тех или иных народов, непостижимый смысл добра и зла. Попробуем рассмотреть отраженный в тексте каждый из трех слоев времени в их соотношении с Вечностью, насколько это позволяет увидеть магический кристалл криптограмм, делая оговорку по поводу неизбежной субъективности и приблизительности подобного анализа.
Слой прошлого, как уже говорилось, выражает сама лексика легенды — Беловодье, предания о котором бытовало у староверов, "сорок сороков вершин", "посох кедра", "Камень", "Белая Гора". Эти символы как бы несут в себе величие прошлой России с ее нравственными устоями — православной верой, и церковью, называемой в народе "белой". (В легенде говорится о "белых берегах" — символе устойчивости и национальных устоев).
Очертания настоящего времени, отраженного в притче, угадываются не сразу, однако цветовая символика — красный и белый цвет, да еще динамика столкновения двух стихий — состояние войны позволяют предположить, что это настоящее имеет конкретный исторический смысл. В самом деле, аллегория, запечатленная в притче, описывающая кровавую войну и разрушение белых устойчивых берегов красными, разделяющими брат от брата камнями, достаточно прозрачна, чтобы не задуматься о революции и братоубийственной гражданской войне между красными и белыми в России, происшедшей всего через несколько лет после написания книги, но имеющей продолжение в сознании людей и надолго расколовшей единую соборную душу русского народа. Национальная боль тогда еще не остыла, и многие православные русские люди, в особенности принадлежавшие к Белому движению, глубоко задумывались о том, почему Великая Белая Россия пала под разрушительными ударами Красного Колеса, и порой в религиозно-молитвенном экстазе взывали к Творцу: "Господи, не Ты ли послал этот красный ужас и за какие грехи, и почему Ты попустил его победу?" Именно подобную народную мольбу, трагическое недоумение — как же могла появиться в стране Белой Церкви злая красная сила? — и чувство богооставленности похоже выражают слова притчи: "Белая Гора, ты ли послала красные камни! Где твое Беловодье?".
Обилие вопросительных знаков в легенде выражает смятение и напряженный поиск как смысла прошлого, так и выход из конфликтного тупика настоящего в еще неясное грядущее.
Но масштаб свершившегося был столь непостижим и грандиозен в своей разрушительности, что обычный земной ум отказывался вместить смысл происходящего. Для его постижения требовались невиданный взлет сознания и восхождение к духовным высотам, откуда только и можно было различить загадочную логику метаистории, почему-то позволившую дамоклову мечу страданий обрушиться на страну Белой Веры. Легенда намекает на то, что лишь опора на Христовы заветы ("Возьму посох кедра"), подвиг подражания Христу в распятии своей низшей природы во имя торжества высшей и последующее приближение человека в очищенных белоснежных одеждах духа к сиянию Белой Горы позволяет увидеть противоречивый смысл бытия в его единстве, получить ответ на вопрос об истоках добра и зла в жизни и истории: "Откуда пошла белая вода?" Лишь с горной вершины достигнутого при восхождении совершенства, в "Свете Сияющем", который излучает Белая Гора, возможно увидеть истинные истоки "красного" и "белого" исторического потока, волею судеб оказавшихся слитыми воедино в одной Реке российской истории. Лишь с горной высоты, символизирующей собой Вечность, возможно увидеть путь выхода из раздвоенного конфликтного состояния настоящего времени в будущее. Обозначая контуры национальной трагедии, легенда взывает к духовному мужеству человека и ненавязчиво напоминает о распятии как единственном залоге последующего вознесения.
Если пласт исторического прошлого отражен в притче в блеске его устойчивого величия, а настоящее время представлено в смятении, войне и неразгаданной загадке, то будущее едва-едва обозначено и предстает в еще большем тумане и загадочности. Однако — это светлый, белый туман, несущий в себе надежду, поскольку будущее открыто, недостроено и полно возможностей для обновления. Его успешность зависит от того, насколько глубоко человеку или народу, его строящему, удастся соединиться с Вечностью, пронизанной Светом Белой Горы. Вечность обнимает все три круга времени, примиряет борьбу двух начал бытия — красного, выражающего стихию революционного взрыва, и белого, олицетворяющего собой плавное эволюционное течение исторической реки. Перед нами, таким образом, предстоит легенда, прозрачная, словно капля катунской воды, глубокая, словно океан и беспредельно полная, целостная, живая будто вселенная. Именно такой должна, по-видимому, быть подлинная криптограмма.
Интересно, что даже при разгадке своего исторического подтекста (всего лишь одного из многих других смыслов), легенда не производит впечатление сложного политического ребуса. Е.И.Рерих удалось блестяще продемонстрировать как можно, касаясь исторических и политических пластов жизни, внутренне находиться вне их сферы, в недосягаемой и всепримиряющей горной высоте духа. Даже в своих осторожных прикосновениях к обжигающему огню времени, зашифрованных в криптографическом письме, Елена Ивановна сохраняет высшую беспристрастность и внеполитизированность взгляда, способного проникнуть за горизонты грядущего. Подобный подход к истории, основанный на "историческом ясновидении", — залог будущего, залог прекращения гражданской войны, примирения двух бушующих стихий и потоков.
Еще одним возможным способом толкования данной притчи является попытка увидеть в сочетании красного и белого начала конфликт между низшим профаническим грубо-материальным началом (символом которого считается в эзотерической философии красный цвет) и высшим сакральным духовным началом (его символ — белый цвет). Бинарная оппозиция белого и красного цвета как взаимодополняющих и притягивающих друг друга противоположностей присутствовали также и в древнерусском орнаменте, который глубоко изучал Н.К.Рерих, впоследствии изобразивший свое знаменитое Знамя Мира с помощью этих двух основных цветов.
Присутствие и напряженное противоборство этих двух энергетических полюсов духовной жизни в рериховских символах и криптограммах выражает драматизм российской истории, непрерывную и нескончаемую борьбу между "святой и окаянной" Русью, по мере эволюции переходящую на все более тонкий и высокий уровень.
Еще раз подчеркиваем, что все приведенные толкования притчи не являются единственно верными, правильными и бесспорными. Многомерность, непостижимая глубина божественных тайн, сосредоточенных в легендах, вполне допускают наличие иных объяснений и точек зрения. Причем ключ для постижения многообразных смыслов сокрыт в глубинах сердца каждого человека, в нераскрытых шифрах его духа. Наша задача состояла в том, чтобы на примере анализа данной притчи продемонстрировать путь к раскрытию тайн, указать на многослойность значений каждой легенды.
"Криптограммы Востока" содержат и серьезные пророчества о будущем, касающиеся как нашей страны, так и всего мира. Упоминается построение Храма Знания, грядущий расцвет Новой Страны (на это название вместе с другими странами и регионами мира могла претендовать и обновленная Россия), "последние войны... за Истинное Учение", и, наконец, пришествие Майтрейи — будущего Будды и Мессии, который поразит на земле зло, восстановит истину и утвердит Новый Мир.
П.Ф.Беликов подчеркивал, что "Криптограммы Востока" содержат в себе ряд притч, которые мягко, в поэтической форме, указывают на необходимость развивать в себе различные скрытые свойства и духовно-психологические качества, требующиеся для эволюционного восхождения к этому Новому Миру. Е.И.Рерих придавала нравственному самовоспитанию столь большое значение, что дала в легендах описание конкретных методов духовной работы, проводимой высокими Учителями Света со своими учениками. Стиль "Криптограмм..." — это краткие и яркие формулы, образы, возвышенная поэтическая интонация, с первых же страниц вводящая читателей в могучее духовное поле героев, богатырей, мудрецов и подвижников.
Особое место в книге занимают последние легенды — "Князь Мира Сего", "Легенда о Камне", "Пророчества о Шамбале и Майтрейи". Первая из них довольно подробно раскрывает глубинный смысл христианского предания о Падшем Ангеле и Планетном Духе — Люцифере, который некогда принес человечеству высокий дар, научив его искусству распознавания добра и зла, но затем сам выбрал путь духовной изоляции от Высшего и пал, изменив своей планетарной миссии. Необычность и ценность легенды состоит прежде всего в новом подходе и масштабе рассмотрения этой некогда грандиозной фигуры. Зло, порождаемое Люцифером, нельзя ни приуменьшать, ни преувеличивать — оно весьма значительно в пределах планеты, но отнюдь не является некой беспредельной космической реальностью. Космос с его "мирами возможностей Света" свободен от этих люциферианских порождений тьмы, рассеянных в тонкой психосфере планеты. Потому эволюция человечества в космической беспредельности, устремление к миру надземного рассматривается в "Криптограммах..." как лучшее средство от сатанинских ловушек.
"Легенда о Камне" — одна из наиболее загадочных во всей книге и сложных для понимания по причине ее насыщенности неизвестными географическими названиями, историческими именами и апокрифическими символами неясного происхождения. На тесном пространстве текста сошлись и голоса древней Азии, и наречия легендарной Атлантиды, и символы мистического христианства, и старинные новгородские колокола. Легенда пытается проследить историческую судьбу и путь чудесного Дара Ориона — волшебного Камня Чинтамани, согласно преданиям пришедшего на землю с далекого созвездия Орион и содержащего в себе огромную силу, которая в моменты необъяснимо-чудодейственного появления Камня среди наиболее важных событий истории оказывает людям помощь. Книга подчеркивает, что Камень, как и божественную благодать, очень легко при небрежном отношении утерять, но чрезвычайна трудно найти, однако владеющий Камнем духовный подвижник становится победителем жизни.
Эзотерические учения рассматривают Камень как осколок дальних миров и носителя колоссального заряда духовных энергий, который Великие Учителя через своих учеников и сотрудников перемещают по планете в наиболее важные зоны эволюционно-исторического процесса. "Криптограммы Востока" нацеливают Новую Страну на совершение духовного подвига обновления бытия, при котором вся она стала бы наследницей и хранительницей мудрой силы Камня. Агни Йога и письма Е.И.Рерих говорят о Камне не просто в аллегорическом плане, но как о реальном явлении скрытой планетной жизни. Сами Рерихи владели Камнем и об этом свидетельствуют как фотографии и документы у них хранившиеся, так и картина Н.К.Рериха "Держательница Мира" или "Камень Несущая", посвященная Елене Ивановне.
Пророчества о Шамбале и Майтрейе завершают книгу. Шамбала — одно из самых сокровенных понятий Азии, обитель Великих Учителей Востока — Гималайских Махатм. Путь в Шамбалу предстоит как сокровенная цель и для единичного сознания, и для всей человеческой истории. Шамбала выступает не только в виде конкретно-географического места в необозримых просторах Центральной Азии, но и как символ высочайших достижений духа, к которым необходимо стремиться. Оно, это понятие, более реально, нежели очевидные проявления земной Майи, соединяет в себе и Будущее и Вечное начало бытия одновременно. Духовные излучения Шамбалы в данной легенде суть синонимы Света Белой Горы в уже рассмотренной ниже одноименной притче.
Насколько достоверными предстают сведения, заключающиеся в преданиях? Этот вопрос восходит к проблеме соотношения традиционных и нетрадиционных религий. Представляется, что область сакрального настолько глубока, многообразна и всеобъемлюща, что ее не охватить взглядом из одной или даже нескольких религиозно-духовных традиций. Истина, по определению П.Флоренского, есть антиномия, противоречие, потому она не может быть одной лишь неподвижной вечностью, но обязательно предполагает движение, в религиозной области проявляющееся как обновление традиций. Иначе говоря, следуя данной логике, истина есть синтез традиционного и нетрадиционного. При этом "Криптограммы Востока" не имеют ничего общего с современным западным неомистицизмом, рядящимся в восточные одежды. Они воскрешают на сегодняшней российской почве сокровенную эзотерическую традицию Азии — огненную Йогу Великих Учителей Востока, вобравшую в себя лучшие излучения различных мировых религий и учений. Достоверность ряда сведений, заключенных в "Криптограммах Востока", не всегда может быть подтверждена цитатами из известных источников. "Криптограммы..." сами по себе являются Высоким Источником. Потому не обойтись без сердечной интуиции и чувствознания читателя, конечно, подкрепленных культурой и образованностью. Именно сердечное зрение соединенное с высокой культурной подготовленностью позволяет понять один из основных творческих приемов, использованных Е.И.Рерих при написании данной книги. Метод этот предполагал, что при изложении имевших место важных событий прошлого, а также при угадывании еще неясных слагающих контуров будущего на описание как бы набрасывается тончайшая вуаль тайны, волшебное покрывало Несказуемого, выполняющее здесь примерно ту же функцию, что и Непроизносимое Имя Бога в некоторых религиях. "Легендарная" форма повествования позволяла избежать неправдоподобных напластований вокруг реальных исторических фактов, а с другой стороны, оставляла простор для непредвзятого видения складывающегося наилучшего будущего. Ведь правильное видение прокладывает дорогу грядущим событиям. Несущие в себе эзотерическую информацию "Криптограммы Востока" представляют собой не просто предания и притчи, но формулы точного знания, основанные на живой Творящей мир Легенде. Легенде, которую можно назвать "воспоминанием о будущем". Жизнеутверждающая мощь, нацеленная в будущее на эволюцию мира и человеческого духа, открытость и принципиальная незавершенность криптографических построений отличает рассматриваемые нами легенды от иных ярких сказаний, так и оставшихся "преданьем старины глубокой". "Криптограммы..." несут в себе живую энергетическую пульсацию эволюционной мысли, разворачивающейся в грядущее бесконечной перспективой творчества.