Тематика Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха в работе с молодежью

И.А.ГРЫЗЛОВА,
сотрудник секции «Жизнь и Разум в структуре мироздания» ОНЦ КМ МЦР,
педагог дополнительного образования
отдела астрономии Московского городского дворца детского (юношеского) творчества

Почему именно тематика Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха явилась основой для моей работы с молодежью? Потому что Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха уникальна. Она теснейшим образом связана с приближением Нового Мира. Огромные экспедиционные материалы были отобраны Н.К.Рерихом таким образом, чтобы на их основе можно было строить будущее, строить Новый Мир.
Молодежь – наше будущее, на нее возложена задача строительства Нового Мира. К сожалению, часто в представлении молодежи будущее – это борьба за выживание и войны. А многие из молодежи просто о будущем не думают, все их мысли направлены на решение житейских проблем в настоящем.
Как писал Н.К.Рерих: «жизнь современная в огромном большинстве случаев сводится к исканию удовольствий, свойство которых постепенно понижается» [1, с. 624].
Направить сознание в будущее можно, лишь полюбив это будущее.
Н.К.Рерих писал: «от младенчества нужно закладывать в юные сердца светлые основы прошлых достижений, но в устремлении их в грядущее» [1, с. 458].
Поэтому очень важно помочь молодежи, несмотря на все современные трудности, сформировать представление о светлом, прекрасном будущем и увидеть Путь в Новый Мир.
Рассказывая о Центрально-Азиатской экспедиции (а это и художественное, и литературно-философское наследие Н.К.Рериха, и экспозиция Музея им. Н.К.Рериха, и труды Л.В.Шапошниковой) до молодежи можно донести то, что именно культура призвана играть решающую роль в формировании Нового Мира, и путь в Новый Мир лежит через почитание Света – Культуру.
К сожалению, сейчас в молодежной культуре часто можно видеть поклонение откровенному безобразию.
Н.К.Рерих пишет: «Но что же должно быть, если допущена смерть прошлого и запрещено будущее. Тогда творческая энергия народа оказывается забитой в тупик и невозможно предвидеть, где поток жизни прорвет насильственные плотины» [2, с. 118]. «Сейчас само пространство гремит ужасом пошлости» [1, с. 458].
В такой молодежной «культуре» нет Красоты истинной, устремляющей к совершенствованию человека. Истинная Красота живет в Мирах Высших. И своими устремленными к Красоте мыслями и делами мы можем принести Красоту на Землю. Маршрут экспедиции проходил по местам, насыщенным Красотою Высших Миров. Изучая материалы по тематике Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, мы сами прикасаемся к этим чудесным энергиям.
Ведь, как писал Н.К.Рерих: «напрасно клевещут на народ, что он исключительно требует пошлость и подлость. И то, и другое навязывается сызмальства. Но дайте прекрасное созвучие, прекрасное пение, прекрасное слово, и народ к нему тянется чистосердечно» [1, с. 458].
Приобщение к красоте и гармонии при помощи материалов по тематике Центрально-Азиатской экспедиции может изменить в лучшую сторону внутренний мир ребят. Ведь человек возвышается, приобщаясь к прекрасному, смотря на прекрасное, слушая о прекрасном.
Занятия «Космическое путешествие», которые проводятся при МЦР, посещают младшие школьники, подростки и молодежь. На занятиях даются основы астрономических знаний, изучаются материалы Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха.
Не случайно занятия названы «Космическое путешествие», так как все творчество Н.К.Рериха и, соответственно, материалы Центрально-Азиатской экспедиции отражают идею единства микро и макрокосма, неразрывность человека и космоса, осмысливают роль человека в космической эволюции.
На маршруте экспедиции земное и космическое соприкоснулись. Ведь при помощи космических энергий экспедиция создала энергетическое поле для формирования будущих центров культуры и заложила энергетические магниты будущего Нового Мира.
Необходимо, чтобы молодежь узнала, какую огромную роль в эволюции человечества сыграла Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха. Материалы Центрально-Азиатской экспедиции – это настоящее сокровище, безграничное по своему содержанию. Использование этих материалов позволяет давать ту или иную информацию, увлекательную и полезную для детей и молодежи. Необходимо в этой работе избегать прямолинейных утверждений и однозначной информации. Это может привести к искажениям, неправильным толкованиям, а подчас и просто опошлению высоких понятий. Сочетая легенды с реальными фактами и событиями, происходившими во время экспедиции, можно раскрыть многие темы корректно и интересно.
Например, младшие школьники верят легендам, им интересно путешествовать вместе с экспедицией по разным странам и попадать в непростые ситуации на маршруте. На занятии задается вопрос: «Как поступили бы вы на месте героев?». Здесь важно не навязывать ученикам определенные ответы, у них должна быть свобода выбора. В результате ребята сами находят выход из трудных ситуаций и на примере подвига участников экспедиции учатся бесстрашию и находчивости. То есть, проигрывая ту или иную героическую ситуацию, ребята сами мысленно становятся героями. Мы знаем, что на героических примерах воспитываются лучшие качества человека.
С младшими школьниками хорошо ходить в небольшие, так называемые, «малые путешествия». Для этого не обязательно ездить куда-то далеко. Мне, например, нравится у нас в Москве музей-усадьба Коломенское. Путешествуя там, можно составить карту, дать название ручью, холмам, а поднявшись на вершину холма, ощутить радость и восторг, которые появляются тогда, когда видишь красоту бескрайних просторов. И, конечно, тогда будут более понятны многие события, происходившие на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции.
Подростки, в основном, в легенды уже не верят. Перед ними необходимо ставить конкретные цели и задачи, чтобы они понимали, для чего нужна та или иная информация.
В 2007–2008 учебном году ребята 7–8 классов на занятиях изучали материалы по тематике Центрально-Азиатской экспедиции, посещали Музей им. Н.К.Рериха и, как итог, – провели небольшую экскурсию для родителей по залу Музея, посвященному экспедиции. Даже лучше назвать это не экскурсией, а рассказом об экспедиции. Потому что каждый самостоятельно выбрал ту часть маршрута, о которой хотел бы рассказать. И получился рассказ не только об экспозиции, представленной в зале, но и об экспедиции в целом, о странах, по которым она проходила. Интересно, что когда ребята выбирали тему для выступления, то каждый выбрал свою, темы не пересекались, а маршрут экспедиции сложился полностью. Когда после занятий я спросила, о чем им было бы интересно узнать еще, то, например, Илья, который готовил тему по отрезку маршрута, проходившему по пустыне Гоби, сказал: «Я думаю, мы не все узнали о той части маршрута, который проходил по пустыне Гоби, мне хотелось бы узнать об этом больше». То есть интерес и любознательность остались.
Ребята в подростковом возрасте не любят, когда с ними философствуют и учат жизни. Им надо ставить определенную задачу на каждом занятии. Например, ставится задача – выбрать наиболее понравившуюся картину Н.К.Рериха с изображением гор из серии «Гималаи», представленную в Музее, которая больше других затронет душу. А потом постараться понять, почему именно эта картина выбрана, и поделиться своими размышлениями с нами. При этом возможны маленькие открытия: что-то увидеть и постичь невидимое для других. Пусть, с нашей точки зрения, это будет совсем небольшим открытием, но зато самостоятельным, и это важно. При соприкосновении с искусством, несущем истинную Красоту, происходит большая внутренняя работа. После такой самостоятельной работы можно говорить о высоких понятиях, о которых до этого говорить было рано.
Когда шел разговор о Канченджанге – горе пяти сокровищ, я задала ребятам вопрос: «А как вы думаете, какие это сокровища?» (Хотя, конечно, информация об этом есть в книгах о Центрально-Азиатской экспедиции). Ответили: Знание, Любовь, Красота, Терпение и материальные сокровища, о которых мы еще не знаем.
Пока мы не можем с ребятами побывать в Гималаях. Но, как писал Н.К.Рерих: «...хотя бы мысленное приобщение к торжественному величию будет лучшим укрепляющим средством. Восторг и восхищение будут, прежде всего, связаны с восхождением. Потому-то так светло не только идти на вершину, но хотя бы мысленно следовать этим путям восходящим» [1, с. 146].
В работе с подростками на наших занятиях очень помогли яркие повествования о Центрально-Азиатской экспедиции из книг Л.В.Шапошниковой. Мы, например, всем сердцем полюбили страну Ладак. На занятии представляли, что мы в Ладаке, ребята – ладакцы, а я – гость из Москвы. Они должны были меня встретить, приветствуя – «джулей, джулей!» И не только встретить, а рассказать о быте, обычаях, достопримечательностях и красотах страны. И сделать это надо было с приветливой улыбкой, так как ладакцы народ доброжелательный, а нам москвичам это не всегда свойственно. Неизвестно, что было труднее, рассказать о достопримечательностях или быть доброжелательным, но занятие получалось интересным.
Что касается молодежи, которая приходит на занятия... Это подросшие школьники, с которыми мы так же занимались Центрально-Азиатской экспедицией Н.К.Рериха несколько лет назад. Ребята учились ездить верхом на лошадях, как участники экспедиции, ходить в походы в любую погоду. В походах посещали места, связанные с Сергием Радонежским. По ним когда-то прошел и Н.К.Рерих. Такие походы – подготовка к более серьезным путешествиям. И действительно, сейчас дети выросли, стали студентами и продолжают участвовать в просветительской и экспедиционной работе. Они уже несколько лет подряд путешествуют по Алтаю для того, чтобы прикоснуться к «невскрытой сокровищнице», как писал об Алтае Н.К.Рерих. Ведь когда своими глазами видишь алтайские петроглифы – этих солнечных оленей и круторогих козлов, то лучше понимаешь слова Н.К.Рериха: «Из чудесных камней прошлого сложите ступени грядущего» [2, с. 118]. Становится понятным утверждение об общем источнике культур Индии и России. Об этом говорилось и на занятиях, но когда видишь своими глазами, то получаешь совсем другое впечатление, «впечатление действительности», как говорил Н.К.Рерих.
В 2008 юбилейном году группа молодежи ходила в поход по горному Алтаю, к подножию Белухи. Поход был посвящен 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Молодежная группа прошла по маршруту радостно, на подъеме всех лучших чувств. Был сделан флаг, составлена карта маршрута. Нарисованы картины, написана песня.
Вот строки из записей участников экспедиции:
«12 июля 2008 года. Встали до рассвета. Туман, холодно. Дорисовываю картину с Белухой. Идем до Нижнего лагеря. То солнце, то ветер, то облака. Дошли. Белуха! Родные места!»
«14 июля. С утра мы купались в водопаде. Какая кругом красота! Налетел ветер, стало холодно. Тучи, молнии. Облака серые, пунцовые, оранжевые, розовые, сиреневые на всем небе. А Белуха видна! Чувство величия и радости».

Вот некоторые записи после окончания экспедиции:
«Увидеть Белуху, побывать на водопаде, найти Равновесие... много чего интересного случилось, мы все подружились, почувствовали спокойствие гор»;
«Горы Алтая подарили мне чувство свободы, веру в свои силы, надежду на будущее»;
«Радость и надежды! Солнце, водопады, травы. Прекрасная Белуха. Друзья! Песни у костра. Синие цветы. Дождь в горах. Гладь озер. Счастье. Будущее!».

Н.К.Рерих в своем дневнике «Алтай – Гималаи» написал замечательные слова, которые можно взять как руководство к действию в работе с молодежью: «Основа всех учений – бесстрашие. Не в кисло-сладких летних пригородных лагерях, а на суровых высотах научитесь быстроте мысли и находчивости действий. Не только на лекциях в тепло натопленной аудитории, но на студеных глетчерах осознаете мощь работы материи, и вы поймете, что каждый конец есть только начало чего-то, еще более значительного и прекрасного» [3, с. 155].
Материалы по тематике Центрально-Азиатской экспедиции – настоящее неисчерпаемое сокровище для тех, кто хочет совершенствоваться, познавать себя и мир и строить светлое будущее нашей Земли и человечества.

Литература

1. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, 1999.
2. Рерих Н.К. Шамбала. Киев: Изумрудная скрижаль, 1998.
3. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. М.: Сфера, 1999.