М.П.Куцарова
Задолго до Красного Креста были больницы и врачи, но потребовался призывный, объединяющий символ, и никто не будет отрицать, что Знамя Красного Креста сослужило всенародную пользу. Народу нужно Знамя, нужен ободряющий призыв, особенно теперь, в век народоправства. Вот и Знамя Мира напоминает народу о нужнейшем – о Мире, о Культуре. Даже самое малое предприятие имеет свой знак. Опытные деятели весьма дорожат своим знаком и чтут его как угловой камень предприятия.
Н.К.Рерих
Николай Константинович в процитированном выше отрывке из его письма «Друзьям «Знамени Мира» отмечает, что опытные деятели дорожат своим знаком[1]. А дорожат ли знаком Знамени Мира те, кто считают себя принадлежащими Рериховскому движению?
Инициатор Пакта Рериха много раз в своих публицистических и литературных трудах подчеркивает, что Культура есть дело всенародное. Напомнить же народу о нужнейшем — о Мире, о Культуре — должно Знамя Мира!
Как же Знамя Мира явится ободряющим призывом к Культуре, если недостойные руки ставят его над очагами невежества? Если его используют люди, никакого отношения к Культуре не имеющие? Если им кичатся ни мало не стыдясь те, кто попрали и попирают волю Рерихов, ставя выше их воли свое мнение о судьбе их художественного и философского наследия? Прикосновение к знаку недостойных рук и использование его невежественными людьми есть факт сегодняшней жизни. А это означает только одно: все, кому дороги идеи Н.К.Рериха, должны стремиться охранять знак Знамени Мира от прикосновений, которые искажают и дискредитируют высокие идеи, заложенные в нем. Тем самым будет расчищен путь Знамени Мира к широкой общественности. Регистрация знака Знамени Мира Международным Центром-Музеем Рерихов явилась важнейшим действием по охране этого знака от злоупотреблений и извращений, и каждый, дорожащий знаком, должен был поддержать МЦР.
Но почему-то оказалось, что некоторые из тех, которые считают себя «настоящими рериховцами» и «истинными последователями Учения Живой Этики», дорожат не знаком Знамени Мира, но чем-то другим... Многие из них выслали в адрес Международного Центра-Музея Рерихов письма, в которых содержится осуждение осуществленной государственной регистрации знака Знамени Мира. Полезно всмотреться в эти письма. Невежество является их общей характерной чертой. Они говорят очень много сами за себя и ясно очерчивают круг противников защиты Знамени Мира от злоупотреблений и извращений.
В части из этих писем открыто сказано о том, что их авторы были и остаются противниками создания Международного Центра-Музея им. Н.К.Рериха. Воля Святослава Николаевича Рериха о передаче наследия своих родителей созданной в России по его инициативе международной общественной организации (МЦР) глубоко враждебна этим людям. Пусть будет дана читателю возможность непосредственно соприкоснуться с настроем и тоном звучания этих писем:
«Неужели руководство МЦР думает, что хоть один человек, искренне следующий Учению Живой Этики, согласится плясать под дудку пауков наживы, которых недодавили в 17-м году, которые нагло захватили себе наследие Рерихов и развели самую настоящую спекуляцию на их Именах, со всеми атрибутами базарных скандалов. ... Прихватизировать всемирный священный символ «Знамени Мира», да еще превратить Его в «товарный знак», является верхом кощунства и страшно подумать каким же «знаком» заклеймят Высшие Силы хулителей святыни!»[2]
«Если уж совсем затухает разум в ваших [в МЦР] с позволенья сказать многострадальных головах, то примите последний совет: распускайтесь и расходитесь. Передайте, наконец, государству наследие семьи Рерихов, а сами переименуйтесь в 000 или в УО и занимайтесь чем хотите только не делами культуры, тут вы уже опростоволосились. МЦР — уже стало нарицательным в случае затяжной самости и одержания. Вы — «притча во языцах»![3]
«Мы глубоко возмущены вашими действиями по захвату наследия Рерихов. Особенно болезненной была для нас новость, что МЦР запатентовал знак «Знамени Мира». Знак, который даже сам Николай Константинович не называл своим, теперь принадлежит группе людей и может использоваться по их личному усмотрению.»[4]
Другая часть писем вместе с «возмущением» и «протестом» по поводу регистрации знака Знамени Мира содержит яростные осуждения в адрес МЦР по поводу «разорения и удушения издательства «Сфера», «запрета издания духовных книг «Живой Этики». Авторы этих писем полностью поддерживают предателей Рерихов – руководителей российского издательства «Сфера» и нью-йоркского Музея Николая Рериха, осуществивших вопреки воле Елены Ивановны и Святослава Николаевича публикацию дневников Е.И.Рерих за 1920 — 1935 годы. Не приходится удивляться, что те, кто однажды попрали волю Рерихов легкомысленной поддержкой их предателей, теперь пренебрегают, иными словами — предают, волю Елены Ивановны о защите сокровенных высших знаков.
Так кто же ополчается против охраны знака Знамени Мира Международным Центром-Музеем Рерихов? Откровенные враги Святослава Николаевича и предатели воли Рерихов.
Сами ставят себя в этот ряд врагов и предателей Рерихов те, кто увидели в регистрации знака Знамени Мира «корыстные цели по присвоению знака». Жаль этих людей! Внимая клевете сознательных разрушителей Рериховского движения — Энтина, Огустата и их помощников, они идут тем же путем противостояния МЦР и разрушения Культуры. Необходимо подчеркнуть, что «корыстные цели» в регистрации знака Знамени Мира усмотрели не только авторы этой третьей группы писем. Подозрения в корысти свойственны всем осуждающим МЦР за осуществленную регистрацию знака Знамени Мира. Не о них ли сказано в Живой Этике:
«Но люди знают, что нагнувшийся поднимет камень убийства. Знают, что садящийся на коня спешит с доносом. Знают, что призывающий утверждает ложь. Знают, что подающий руку горит предательством. Знают, что каждое движение направлено по их мышлению.
Бедные! Кто наградил вас проклятием самости? Где нашли предрассудок решения? На каком перекрестке услышали глашатаев клеветы? Самый привет кажется вам осуждением. Надеетесь, что горы выдержат устрашения клеветников и океаны не иссякнут от предательства.
Урей познания еще не скован!»[5]
Обвинения, выдвигаемые этими людьми в адрес МЦР в: «устроении самого постыдного торга на сокровищах, духовно связанных с именем Рерихов, Иерархии Сил Света», «присвоении Символа Всего Мира», «приватизации» и «прихватизации знака», «попытка положить в свой карман», «захват знака в частную собственность, чтобы торговать им» свидетельствуют лишь о нравственном уровне авторов обвинений и о направленности их мышления, но не имеют никакого отношения к регистрации знака Знамени Мира в Роспатенте.
Лейтмотивом почти всех писем является суждение о том, что знак Знамени Мира принадлежит всему человечеству, всему миру и, следовательно, он не может принадлежать одному частному лицу, учреждению или государству. Но принадлежность всему миру знака Знамени Мира понимается этими людьми как дозволенность любому лицу и любой организации использовать этот знак. Правильно ли, однако, такое понимание?
Обратимся снова к знаку Красного Креста. Вряд ли кто-нибудь может сомневатсья в том, что знак этот является достоянием всего человечества. Но принадлежность всему миру не означает, что знак Красного Креста может использоваться любым гражданином, организацией или государством «свободно», т.е. по их усмотрению. Более того, необходимо подчеркнуть, что понимание всемирности знака как вседозволенности каждому его использовать было бы равносильно дискредитации и постепенному уничтожению знака Красного Креста как достижения человеческого духа. Именно поэтому в Международном движении Красного Креста уделяется особое внимание контролю за соблюдением правил использования знаков Красного Креста и Красного Полумесяца и их охране от извращений и злоупотреблений.
Сказанное выше о знаке Красного Креста относится полностью и к знаку Знамени Мира. Понимание общечеловеческого характера знака Знамени Мира как вседозволенность любому его использовать должно быть признанным не только неправильным, но и разрушительным. Использование знака людьми, сознательно извращающими высокие идеи Рерихов и предающими эти идеи, или же невежественными людьми, без сомнения, может привести к значительной потере силы знака Знамени Мира в сознании широкой общественности. Иными словами, знак не сможет выполнять свою главную задачу, о которой уже говорилось ранее, — призывать дух человеческий к миру и Культуре, облагораживать и расширять человеческое сознание.
Если присмотреться внимательно, то нельзя не увидеть, что те, которые осуждают регистрацию знака Знамени Мира, не дорожат знаком, но дорожат только собой. Ведь в самом деле, они готовы спокойно принять использование знака Знамени Мира тем же Луневым и равнодушно встретить осуществляемую им дискредитацию знака, но настаивают на вседозволенности использования знака всеми, в том числе и ими ...
Вернемся к вопросу об общечеловеческом характере знаков Знамени Мира и Красного Креста? В чем же он состоит? В том, что эти знаки символизируют Высшее Благо, которое имеет общечеловеческую ценность. В том, что Свет, несомый этими знаками, способен облагораживать и возрождать дух человеческий, вне зависимости от каких бы то ни было государственных и религиозных границ. В том, наконец, что там, где развеваются знамена с этими знаками, все люди должны иметь возможность получить то истинное благо, которое эти знаки символизируют. Красный Крест должен развеваться над очагами сострадания и человечности. Знамя Мира — над подлинными твердынями Культуры и Красоты.
Если мы скажем, что знак Знамени Мира — сокровище мира, то, без сомнения, мы будем правы. Но мы будем трижды правы требуя утверждения в жизни такого же отношения к знаку Знамени Мира, как к сокровищу.
Как же относятся к сокровищу? Оно приносит благо всем, поэтому вверяется доверенному ради его защиты и охранения чистоты. Ведь в нашей обыденной жизни даже малое сокровище, малое природное богатство подлежит такому же отношению. Источник питьевой воды подлежит строгому режиму охраны, исключающему допущения к нему неправомочных лиц, во имя охранения чистоты той живительной влаги, которая благодаря труду охраняющих поступает к нам в дом. Нетрудно понять, что те, кто требует прямого и бесконтрольного доступа к источнику воды и посягают на его охранников, действуют в ущерб прав многих сотен тысяч людей.
Если даже малое природное богатство подлежит такой охране, то какая же охрана должна быть явлена в отношении знака Знамени Мира — Сокровища Мира! Неизмеримо тяжел путь того, кто Достоин взять на себя эту охрану, но благо всем, если такой Достойный Доверенный есть среди них.
Святослав Николаевич Рерих, выполняя волю своего Учителя, доверил истинное сокровище всего человечества — художественное, философское и литературное наследие своих родителей — Международному Центру-Музею им. Н.К.Рериха в лице генерального директора Музея Л.В.Шапошниковой. Он же доверил и охрану знака Знамени Мира. Выполняя волю своего Основателя, МЦР охраняет Доверенное на благо всего мира.
Понимая огромную ответственность МЦР в деле охраны Доверенного и необходимость всемерно способствовать в этом, участники Международного Рериховского движения приняли в феврале 2003 года в Москве Декларацию, а также подписали Соглашение о Содружестве во имя исполнения и защиты воли Рерихов. В Декларации участники Рериховского движения одним из основополагающих принципов движения утвердили соблюдение воли Рерихов в отношении символики, использовавшейся ими. В Соглашении же участники Международного Рериховского движения приняли на себя обязательство использовать символ Знамени Мира в своей деятельности только с согласия Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Принятое в Соглашении обязательство находится в полном соответствии с осуществленной Международным Центром-Музеем имени Н.К.Рериха регистрацией знака Знамени Мира. Таким образом, приняв Декларацию и подписав Соглашение, участники Рериховского движения выразили полную поддержку действиям Международного Центра-Музея Рерихов, направленным на защиту знака Знамени Мира.
Что же можно сказать о тех, кто, называя себя «настоящими рериховцами», противопоставляют себя регистрации знака Знамени Мира? К Международному Рериховскому движению они не принадлежат, хотя бы только потому, что они не дорожат знаком Знамени Мира.
Примечания
1. Николай Рерих. Листы дневника, том ІІІ. М., 2002 С.540.
2. Лебедева С.А., «Усинское Рериховское общество» (здесь и далее подчеркнуто мной М.К.)
3. Анонимно – «Настоящие рериховцы – последователи учения Живой Этики из г. Томска».
4. Анонимно – «Участники рериховского движения, г. Новокузнецк».
5. Знаки Агни Йоги, параграф 30.