Слово о Рерихах

Выступление на торжественном вечере в Колонном зале Дома Союзов.

Л.В.Шапошникова
Журнал «Культура и время», №1, 2005 г.

Уважаемый Александр Сергеевич, уважаемый Юлий Михайлович! Дорогие друзья, коллеги, единомышленники и уважаемые гости! Сегодня мы проводим торжественное заседание в честь 100-летия Святослава Николаевича, в честь 130-летия Николая Константиновича и в честь 125-летия Елены Ивановны Рерих. Сегодня я вас хочу поздравить со всеми этими юбилейными датами.

Делегация Международного Центра Рерихов только что вернулась из Индии, где мы участвовали в торжественных мероприятиях, проводившихся в этой стране в честь столетия Святослава Николаевича Рериха. Эти мероприятия прошли на самом высоком уровне. В двух штатах, в штате Химачал Прадеш, в Кулу, и штате Карнатака, в празднованиях приняли участие главные министры, известные культурные и общественные деятели.

Все эти торжества были крайне многолюдны и произвели на меня глубочайшее впечатление. В это время вся Индия говорила только о Рерихах. Газеты писали о Рерихах, издавались книги о Рерихах, выходили почтовые конверты и почтовые марки с портретами Рерихов. И, наконец, все эти прекрасные события завершились приемом у Премьер-министра Индии, а затем у министра иностранных дел. И то, что Премьер-министр Индии счел необходимым принять руководителей Международного Центра Рерихов, Юлия Михайловича Воронцова и меня, придало всей нашей делегации особый вес, или, как теперь говорят, более значительный статус.

В выступлениях крупных деятелей культуры Индии и главных министров штатов и в беседах с Премьер-министром и министром иностранных дел прослеживалась одна общая мысль: Рерихи были и остаются культурно-духовным мостом между Россией и Индией. Они сделали так много для сближения наших двух стран и культур, что все это будет оставаться еще долгое время в памяти наших народов.

Почему именно Индия заинтересовала такую высококультурную, образованную и выдающуюся семью? Почему Рерихи сочли необходимым создать духовно-культурный мост между Россией и Индией, а не какой-либо другой страной?

Известно, что Индия с древнейших времен притягивала, подобно магниту, многие страны и народы. Индия была единственной страной в мире, в которой существовала непрерывная культурная традиция. Эта традиция за много тысячелетий сформировала народ высокой духовности и утонченности, обладавший удивительной способностью к самому разнообразному творчеству. Непрерывная культурная преемственность создала в Индии уникальный институт духовных учителей — гуру, который продолжает существовать и до сих пор. И этот институт учителей оказал всепроникающее влияние на нравственный и творческий характер народа. Высокое уважение к учителю вообще, которое мы встречаем в Индии, является тем уникальным свойством народа, которое и обеспечивает высокий уровень его нравственности и сознания.

Эти два момента, которыми, мы можем сказать, украшена Индия, привлекли семью Рерихов к этой стране. Кроме этого Николая Константиновича Рериха, как историка, притягивал поиск древнейшего общего источника культуры индийского и славянских народов. Многие факты говорили о существовании такого общего источника. Не только общие моменты в языках, не только общие народные традиции нас вместе сводили, но и еще, я бы сказала, психологически мы как-то оказались близки друг другу. И поэтому Рерихи остались в Индии на многие годы, и поэтому семья Рерихов именно в Индии и через Индию сделала очень многое. В сотрудничестве с великими Учителями индийскими была создана Рерихами, и в первую очередь Еленой Ивановной Рерих, философия космической реальности, которая является началом нового мышления, развивающегося сейчас на нашей планете. В Индии Рерихами был организован Институт Гималайских исследований. Этот институт являлся ростком новой, комплексной, синтетической науки, использовавшей экспедиционный метод исследований как один из важнейших. Именно этот метод в свое время привлек к этому институту ряд ученых всего мира, в том числе таких крупных, как Эйнштейн, Милликен, Чандра Бос, и многих других.

Третье, что сделала семья Рерихов, это был Пакт Рериха по защите культурных ценностей во время войны. Пакт носил Знак — три малых круга в большом круге, или прошлое, настоящее, будущее в едином круге вечности. Кроме этого Рерихи провели огромную и редчайшую экспедицию в Центральную Азию, давшую возможность собрать бесценные материалы, которые до сих пор еще лежат в Кулу в здании самого института.

На формирование качеств самого Святослава Николаевича Рериха, сегодняшнего выдающегося юбиляра, одинаково дорогого для России и Индии, влияли два высоких источника. Во-первых, семья самих Рерихов, уникальная, особенная и интересная семья, которая играла и продолжает играть огромную роль в эволюции человечества и в формировании нового космического мышления. Во-вторых, на Святослава Николаевича, который прожил много лет в Индии, влияла мысль, культура этой страны, ее высокая духовность, ее редкая утонченность, ее богатейший творческий потенциал. И гармоничное сочетание этих двух источников сотворило одну из великих личностей России и Индии.

Святослав Николаевич Рерих, так же как и остальные члены семьи Рерихов, и Елена Ивановна, и Николай Константинович, и Юрий Николаевич, отличался одной особенностью, которая свойственна человеку очень высокого уровня развития и высокого уровня сознания. Все они были синтетичны в своем творчестве. Каждый из них был и художником, и ученым, и философом, и творцом многих интереснейших идей. Когда уровень сознания низок, то весь мир раздроблен, дифференцирован. Чем выше мы поднимаемся, тем больше у нас появляется целостности в восприятии мира. Такое целостное восприятие мира было свойственно Святославу Николаевичу Рериху в очень значительной степени.

Если говорить о нем как художнике, то он был одним из крупнейших художников мира. Его творчество можно разделить на три основных периода. В первом он выступил как блестящий портретист. Мы знаем его портреты родителей, Елены Ивановны и Николая Константиновича, портреты очень крупных деятелей культуры Индии: Сарвапалли Радхакришны, Джавахарлала Неру, Индиры Ганди.

Второй период — когда он окунулся в Индию и стал среди членов своей семьи больше всего «индийцем», женился на индианке Девике Рани, очень известной киноактрисе, которая сопровождала его всю жизнь. Тогда и вспыхнули на его полотнах пламенные краски и красота Индии, появились его пейзажи, горные, равнинные, удивительные, воздушные, тонкие, которые поднимались как бы над землей. Мы увидели также простых людей, которые занимались своим обычным трудом. Но за этим обычным трудом, за красотой этих людей стояло что-то очень интересное и таинственное, связанное с одухотворением всей этой земли, с одухотворенностью самого индийского народа.

И, наконец, третий период его творчества. Картины этого периода постигла довольно драматическая судьба, потому что они были выкрадены его секретарем Мэри Пунача. В этих картинах больше, чем в каких-либо других, нашли отражение идеи философии космической реальности. Согласно этой философии, небесные тела имеют различное состояние материи, начиная от плотного состояния, — мы относимся к этому плотному состоянию материи, — и кончая тонким состоянием материи, когда энергетика утончается и становится высоковибрационной. Святослав Николаевич имел уникальную способность видеть эти тонкие миры, и не только видеть, но и переносить их на полотно. Я все-таки надеюсь, что когда-нибудь эти полотна будут найдены, и тогда мы поймем уникальную миссию самого Святослава Николаевича как художника.

Он всегда стремился объяснить, что такое красота и в чем смысл ее энергетики. Он преуспел в этом отношении, и поэтому его без всякого сомнения можно назвать Вестником Красоты. Мы знаем высказывание Ф.Достоевского, что Красота спасет мир. К этим пророческим словам Николай Константинович Рерих добавил: осознание Красоты спасет мир. А вот что такое Красота и почему она спасет мир, объяснил великий художник и не менее выдающийся философ Святослав Рерих. В одной из своих статей он пишет:
«Невыразимая аура славы, излучаемая великим произведением, — это эманация скрытых вибраций, которые закреплены в структуре великого произведения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленены в произведении, излучаются на зрителя и пробуждают в нас сходные ответные чувства, помимо чисто энергетического и духовного понимания того, о чем говорится. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. Мы ценим более совершенное равновесие и гармонию, так как мы отзываемся на естественный эволюционный поток, вызывающий более совершенные формы и сочетания цвета, звука, слов и формы. Эти великие произведения являются кладовыми громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через Весть Красоты, излучающуюся из них. Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении».

Мы можем сказать, что Красота — это энергетика, которая формирует естественный поток эволюции, и формирует его в правильном направлении, избегая хаотических отклонений. Вот почему Красота и будет спасать мир в той степени, в какой мир спасет эту Красоту.

Святослав Николаевич считал Индию своей второй родиной. Но он никогда не отодвигал в сторону свою первую родину, Россию, которую покинул в 12-летнем возрасте и только потом, много лет спустя, сюда приезжал с визитами. Святослав Николаевич ценил страну, которая называется Россия. Он считал ее страной великого будущего, цитаделью духовной культуры. Он писал: «России предопределена великая, по существу, космическая роль на Земле». Я думаю, что этих слов вполне достаточно, чтобы понять, каким образом относился Святослав Николаевич к России.

В 1960 году умер его родной брат, Юрий Николаевич Рерих, родители умерли еще до этого. С этого года и по 1993 год, когда ушел из жизни сам Святослав Николаевич, он оставался один, и все бремя, которое несло на себе все семейство Рерихов, легло на него. И в первую очередь это был долг духовно и культурно объединять Индию и Россию. Полагаю, он выполнил этот долг в полной мере.

В течение тридцати трех лет он навещал свою Россию, открывал здесь выставки, встречался с руководителями страны и с теми, кто приходил к нему, чтобы побеседовать с ним. Во время своих визитов он выступал перед большими аудиториями, читал лекции, в которых делился своими мыслями о времени и событиях в мире. И, наконец, Святослав Николаевич выполнил одно из важнейших завещаний своих родителей. Его отец, Николай Константинович Рерих, сказал, подводя итог сделанному семьей, — для кого же мы трудились? Для России, для своей Родины. Ей принадлежит все достигнутое нами.

В 1990 году Святослав Николаевич Рерих безвозмездно передал наследие своих родителей сюда, в Россию, Международному Центру Рерихов, который на основании всего этого организовал Музей имени Н.К.Рериха, превратившийся в популярный и авторитетный культурный центр. В этом году обе страны — Индия и Россия — отмечают столетний юбилей выдающегося художника, ученого и философа Святослава Рериха. В Индии, в стране многовековой и высокой культуры, было произнесено много слов уважения, почитания и любви к уникальному семейству Рерихов. Ни одного слова поношения не было сказано. В России же в это время появилось немало публикаций и телевизионных передач, где роль наших выдающихся соотечественников была не только искажена, но и легкомысленно и безответственно оклеветана[1]. Это результат нашего невежества, бескультурья и неумения ценить заслуги великих соотечественников, формирующих нашу культуру, нравственность и духовную основу нашего народа. Рерихи не единственные, кто подвергается различного рода поношениям и невежественным домыслам. Мы знаем немало примеров, когда некие «образованцы», по выражению Солженицына, порочат Пушкина, Достоевского, Льва Толстого. Подобные моменты, конечно, огорчают весьма и свидетельствуют о том, что культурный уровень в России еще недостаточно высок. Но, как бы то ни было, следует помнить, что семья Рерихов принадлежит к той когорте людей, чей вклад в мировую культуру со временем все больше и больше признается теми, кто о них слышал, кто их знает и кто исследует их творчество.

Вот то, что я сегодня хотела сказать о Рерихах. Благодарю вас за внимание.

Примечание
1. И последнее действие, которое было произведено в России против Рерихов,— снятие в самом конце 2004 года Знамени Мира, висевшего в Государственной Думе с 1995 года. Знамя Культуры сняли по требованию депутата Госдумы Крутова, выступившего на пленарном заседании с клеветой о Рерихах, Знамени Мира и Пакте в защиту культурных ценностей.