Глава 1. Умозрение в Православии

На всех (выделено Кураевым) вас по окончании моих лекций будет наложено одно ограничение: уже зная, каковы основные принципы православия, вы не будете иметь нравственного (выделено Кураевым) права выдавать за православие что-то другое Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.218..

А.Кураев

Диакон Кураев нестандартен и по-своему интересен. Скучным проповедям Закона Божьего он в духе времени противопоставил яркие образы и смелые идеи. Сам он говорит, что на его лекции любят ходить студенты. Познакомимся с некоторыми яркими мыслями современного православного священника, популяризующего христианство. Наши пояснения выделим курсивом. Слово диакону Андрею Кураеву.

«Я же работаю в основном в светских университетах. Естественно, что я знаю язык моей аудитории, студенческий сленг… Но иногда степень неизбежного приспосабливания миссионера к его потенциальной пастве становится угрожающей… Почти все выдающиеся ересиархи были миссионерами… У истоков почти любой ереси стоит искреннее миссионерское усилие» (С.32–33)Здесь и далее в скобках указаны страницы из кн:. Кураев А. Оккультизм в православии..

«Быть иным и ощущать свою инаковость и подчеркивать, культивировать ее — одна из характерных черт еврейского мироощущения (точнее, самоощущения)…» (С.35).

«Перед входом в церковь надо снимать шляпу, а не голову»Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. Т.2. .

«Ведь теология — это прежде всего логика. Это разум. Богословие — это модус присутствия рациональности в иррациональном мире религии… Разум ищет отчетливости, а значит, ищет различений и оттенков. Он ищет ясных определений» (С.360).

«Иерархическая дисциплина и дисциплина богословская были разработаны Церковью для того, чтобы не дать возможность шальным визионерам, пророкам и чудотворцам выкрасть у людей жемчужину Евангелия» (С.176).

«Все слова Христа вторичны, ибо Он сам есть Слово…Поэтому все споры 1-го тысячелетия — это не споры об “учении Христа”, а споры о феномене Христа: “Кто пришел к нам?” Христианство — это не вера в книгу, упавшую с неба, но в Личность… Для Церкви же не столько важна подлинность пересказа слов Основателя, сколь важна Его жизнь, которую подделать невозможно»Кураев А. Сатанизм для интеллигенции. Т.2. С.227..

«Итак, не “учение” и не йогическую практику принес Христос людям. Он дал нам Самого Себя»Там же. С.253..

(Если мы правильно поняли диакона, то Слово Христа, или произнесенная Христом Нагорная проповедь и, в целом, Благая Весть, Евангелие, с которым тридцатилетний Христос вышел на проповедь в мир, всё, что Он говорил в течение трех лет ученикам и толпам народным (а как повествуют предания, — еще и в течение тридцати лет после Воскресения), в конце концов, слова Благой Вести, за которые Его и распяли, — все это для Кураева «не важно», так же как и «не важно» наличие самой книги — Евангелия, «упавшей, — судя по его словам, — с неба», поскольку первична и «важна Его жизнь», о которой, правда, мы и узнаем благодаря тому же слову и книге. И зачем только приходил Христос? — «пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия» — Мрк. 1:14; «народ дивился учению Его» — Мф. 7:28. Ну, молча пришел бы, или, как говорит Кураев, «дал нам Самого Себя» и ушел бы. Ведь, по Кураеву, всё, что Христос говорил, — «вторично»: пришел, молча всех Спас и ушел. Потом сойдет во Втором Пришествии и спасет уже окончательно. В этой связи нельзя не согласиться с нашим многоученым пропагандистом-диаконом, что, как он пишет, «почти все выдающиеся ересиархи были миссионерами». Если подобные идеи, что «все слова Христа вторичны», — не ересь, то что такое «ересь»?)

«В наших духовных школах и монастырях слишком часто говорится о том, что ереси и модернистские учения обычно исходят от чрезмерно умничающих людей, оторвавшихся от живой церковной и монашеской традиции… Но вот я, книжник…» и т.д. (С.193–194).

«Книжник» Кураев учит оптинских старцев по поводу надуманности темы «порчи»:
«И уже не от своего опыта, а под давлением некоего “авторитета” человек говорит: “Да, пожалуй, раз это встречается в церковных рассказах, то в этом смысле…” Именно такая интонация все же мелькает у двух оптинских подвижников, когда они касаются темы народной веры в “порчу”» (С.257).

(Речь идет об Амвросии Оптинском и Макарии Оптинском.) А затем у диакона следуют пять страниц, на которых путем логических рассуждений и анализа семантики греческих и славянских слов в переводе текстов Кураев доказывает оптинским старцам, что богословской «наукой» существование опасности «порчи» или «дурного глаза» для крещеного человека не установлено.

«Может, действительно свят описанный в этой книжке старец и богопросвященны его последние слова и переживания. Но стоило ли сегодня их публиковать? Стоило ли сеять недоумения?» (С.195).

«И Причастию найдены заменители. Вот как эта суррогатная обрядность выглядит по книге Анны Ильинской: “Старец Феодосий привез чудесную воду из Иерусалима и благословлял ее пить духовным чадам. “Это вода с Животворящего Креста, на котором Сам Спаситель был распят, — приговаривал он, — кто эту водичку пьет, в ад не годится””. Итак, не литургический Хлеб Жизни спасает человека, а водичка старца Феодосия. Более того, — не любовь Божия, не литургия, а кусочек коры мамврийского дуба оказывается хранителем Вселенной… Опора эта находится только в Минеральных Водах…» (С.269–270), — иронизирует диакон.

«Преумильны также советы молиться от головных болей св. Иоанну Крестителю (очевидно, раз св.Иоанну отрубили голову — он лучше знает, как ее лечить. — Прим. Кураева) и “от женских болезней преподобному Давиду Гареджийскому”» (С.9).

«В итоге оказывается, что для протоиерея Сергия Антиминсова нормой православности предстает вера в существование кентавров [С.190]: усомниться в существовании сих персонажей — раз уж они присутствуют на страницах некоторых вариантов “Жития” преп. Павла Фивейского — значит прослыть модернистом и еретиком» (С.176).

А позже диакон Андрей, в связи с подверженностью прихожан суевериям, иронизирует: «…у меня вопрос к духовным академиям и к Синодальной богословской комиссии: обязан ли православный христианин, почитающий жития святых, как одно из свидетельств церковного предания, верить во все, что в них написано, — в том числе и в оборотней? Если обязан, — то не дополнить ли Символ веры соответствующей формулировкой: “верую в оборотней, в “сглазы”, в суккубов и инкубов”» (С.256–257).

«В условиях, когда лишь один священник из десяти имеет хотя бы семинарское образование (а такова сегодня статистика нашей Церкви — после того, как 200000 священнослужителей было расстреляно большевиками за годы их властиКураев винит в неграмотности современных церковных служителей — большевистский террор. Здесь мы видим двойную подтасовку и смещение акцентов. Даже если поверить в названную диаконом цифру расстрелянных священнослужителей (ведь называют же некоторые 100 миллионов жертв сталинских репрессий, сравнимых с численностью всего населения), то при чем здесь нынешнее поколение, выросшее уже после массовых репрессий?

Может быть, не была открыта духовная семинария или после войны не
возобновилось печатание журнала и другой литературы Церкви? Но главная подтасовка не в этом. Кураев пытается представить дореволюционную Россию как время широкого богословского просвещения и высокой богословской образованности. Но проблема темноты и безграмотности деревенского духовенства (и не только) остра была и тогда, достаточно почитать Розанова («Около церковных стен»).), священник слишком часто оказывается воспитан и воспитуем своими прихожанками. Его знания ненамного отличаются от знаний клирошан и храмовых уборщиц, и он, увы, не всегда может отличить святоотеческое учение от приходской сплетни»; «Впрочем, есть епархии, для которых и 10 процентов богословски образованных священников являлось бы признаком относительного благополучия. На Сахалине на 42 прихода приходится лишь два священника с семинарским образованием» (С.191–192).

«Привычный шаблон предполагает, что консерваторы старики, а либеральна и прогрессивна молодежь. Но в нашей Церкви сегодня все иначе. Именно старейшее поколение иерархов, воспитанное митрополитом Никодимом в 60–70-х годах, настроено экуменично, а молодой епископат, взошедший на свои кафедры в 90-х годах, выступает за неукоснительное следование церковной традиции»Кураев А. Вызов экуменизма. М., 1998. С.180..

«И так в нашей Церкви полно доморощенных богословов, уверенных, что говорить можно только буквальными цитатами из древних книг…»Там же. С.78.

«…При написании этой книги я привык ссылаться на В.Розанова (что поделаешь, если, несмотря на неисчислимые свои антицерковные провокации, он все же многое в православии понимал лучше митрофорных академиков)…»Там же. С.142.

«И тогда православные выглядят как кондовые “старообрядцы”…»Там же. С.171.

«Не секты, а вполне православные издательства выпускают и православные храмы продают книжки и газеты, содержащие в себе чудовищные вымыслы, прямой магизм и просто непристойные нападки на саму же Церковь» (С.184–185).

«Для меня же печальнее всего то, что даже в случае церковной канонизации МатроныБлаженная старица Матрона, по мнению Синодальной комиссии по канонизации святых, достойна прославления и почитания как местночтимая святая. Кураев подверг сомнению рассказы о блаженной старице, как, впрочем, и многие иные поверья о русских блаженных, причисленных Церковью к лику святых, в которых они, выражаясь современным языком, прибегали к методам нетрадиционной народной медицины, а по мнению Кураева — к «магии» и богопротивному «волшебству», предстоя после таких рассказов не святыми, а следуя мысли Кураева, скорее — «колдунами». — Авт. я вряд ли смогу искренне ей молиться. Просто потому, что при упоминании этого имени у меня перед глазами так и будет стоять эта картинка: баба, демонстрирующая чирьи под мышкой («баба» — это Матрона. — Авт.), а рядом мужик, показывающий “килу” («мужик» — это блаженный Митрофаний. — Авт.)». В примечании Кураев поясняет: «…И пока не доказано, что сама Матрона этих слов не говорила, — я буду проходить мимо ее икон. Если Матрона действительно святая, — она на меня не обидится, ибо, во-первых, святые вообще не обижаются, а во-вторых, она будет знать мотивы моего прохладного отношения к ней. А вообще, недоразумения бывали даже в отношениях между самими святыми…»Кураев А. Оккультизм в православии. С.271–272.

«Формула “мать-земля, прости меня” — есть типичнейшая формула анимизмаАнимизм (anima — душа) — система представлений, как полагается в классическом религиоведении (в основном атеистическом), присущих примитивным религиям. Как определяет словарь, анимизм — это система представлений «о наличии у человека, животных, растений, предметов независимого начала, души; анимизм является характерной чертой первобытных религий и обязательным элементом всех современных верований» (Словарь иностранных слов. М., 1990).» (С.291).

«Так и в восприятии МакарииО схимонахине Макарии см.: Дурасов Г.П. Богом данная. СПб., 1995. (или ее жизнеописателя) оказывается, что у Божией Матери и у святых больше терпения, любви и милосердия, чем у Самого Христа»; «…евангельский христоцентризм напрочь чужд автору книжки (или же ее персонажу)…»; «Однажды матушка рассказывала мне, как молилась она Царице Небесной и просила: “Матерь Божия!..”»; «…в Великой Отечественной войне нам оказал покровительство святой великомученик и победоносец Георгий». Если это не языческий политеизм, где в отсутствие вознесшегося и отрешенного единого первобога (deus otiosus) выясняют свои отношения боги второго ранга, — то что такое язычество?»Кураев А. Оккультизм в православии.

Мы здесь прервем лекцию диакона. Один православный верующий, наслушавшись его обвинений православных в таком язычестве, возмутился: «Что же здесь языческого? Ведь Святая Православная Церковь учит нас, что Матерь Божия и святые слышат наши молитвы и ходатайствуют о нас перед Богом, и мы получаем чрез них просимое. Иначе зачем было бы нам молиться каждый день не только в домашней молитве, но и в церковной: “Пресвятая Богородица, спаси нас!”, “Святии мученицы, молите Бога о нас!”… А позиция о. Андрея в этом вопросе чисто протестантская»Дудник Ю.П. Профессорские побасенки. Слово против лжеучения диакона Андрея Кураева..

Но подобные обвинения о. Андрею не страшны, поскольку, как он далее пишет, его защищает «сила церковных Таинств»:

«Сам я человек весьма далекий от чистой христианской жизни… Сила церковных Таинств такова, что она покрывает и мои грехи, и наветы вражии» (С.248–249).

«Да, я могу согласиться с тем, что мою фигуру нельзя назвать изящной, но все же, сколько я ни смотрю на себя в зеркало, — признать ее “злобной” я не могу… На “фигуру” оппонента указывают только в том случае, если рациональных и научных аргументов более нет» (С.337).

Мы продемонстрировали метод «цитат», которым оперирует Кураев в своих книгах. Правда, в отличие от нас выбранные им цитаты еще и сопровождаются его комментариями, легко превращающими белое в черное. Особо примечательно то, что бoльшая часть книг Кураева получила благословение либо самого Патриарха Алексия, либо епископов. Поэтому наше обращение к трудам диакона Андрея позволит высветить далеко не единоличное и частное мнение отдельного богослова, а весомой части современной Русской Православной Церкви.

Вынесенное в эпиграф заявление Кураева о том, что:
«на всех вас по окончании моих лекций будет наложено одно ограничение: уже зная, каковы основные принципы православия, вы не будете иметь нравственного права выдавать за православие что-то другое» —
такое заявление и станет руководством в нашем постижении Православия с помощью многообразованного диакона. Правда, чтобы быть успешными, мы будем для равновесия приводить и иные, скажем, прямо противоположные диакону мнения. Как, например, мы сейчас приведем в заключение этой главы мнение протоиерея Владимира Федорова, ректора Русского Христианского гуманитарного института, о стиле полемики и аргументации диакона (в данном случае по поводу антисектантской статьи Кураева):
«Примером некорректности, а стало быть, недопустимой для православного богослова полемики, может служить статья диакона А.КураеваДиакон Андрей Кураев. Секты в России: проблема для общества // Русский вестник, № 23–25, 1996. <…> В противном случае по одной подобной оплошности можно было бы утверждать, что все диаконы РПЦ пишут ненаучно, используют приемы дурного журнализма для нагнетения ужаса».

И через страницу в отношении полемики вокруг православия: «Все, кто под предлогом миссионерских задач, ради православного свидетельства разжигают межхристианскую рознь и вражду, выросли в период дефицита правового сознания… Эти люди не чувствуют подлинно христианского призыва к утверждению свободы совести». И далее: «К сожалению, в последние годы появилось довольно много публикаций большевистского толка, в которых православные самозабвенно обличают “врагов православия” внутри самого Православия (“обновленцев”, “экуменистов” и т.п.)… с недолгим “пост-перестроечным” опытом церковной жизни залихватски обличают епископов, с детства церковных, окончивших семинарию, академию, имеющих научно-богословские степени»Баркер А. Новые религиозные движения. «РХГИ». СПб., 1997. С.XXVI–XXVIII..

Вот такой плюрализм мнений сегодня в «ограде Церкви». Куда же прихожанину, не окончившему богословские академии, податься? Очевидно, что на лекциях петербургского протоиерея Владимира Федорова и московского диакона Андрея Кураева говорится о разном. А главное, что за произнесенными словами следуют вполне осязаемые действия в нашей суетной жизни. Каковой она, эта жизнь, видится служителям культа?