Часть II. Ристалище веры

Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом, мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
Иак. 3:17-18

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнaете их.
Мф. 7:15-20

В русском Православии всегда считалось, что о православной вере бесполезно рассказывать, ее — показывают, а еще точнее, ее чувствуют. Сколько бы ни было сказано умных или красивых слов, все они нечто иное, нежели то, что видит и чувствует человек, пришедший в храм. Схоластика и богословие, в отличие от традиций римской церкви, на Руси не получили особого распространения. Вместе с тем из того опыта, который имеется в русском богословии, мы предлагаем извлечь полезные уроки.

Отцом православного догматического богословия называют Иоанна Дамаскина, написавшего свой главный труд “Источник знания». Как отмечал митрополит Макарий (Булгаков), с самого «введения православия в России» его догматика «употреблялась у нас постоянно до позднейших времен»Шапошников Л.Е. Философия и догматическое богословие в России. СПб., 1998. С.7.. Современный историк православной догматики пишет, что «в истории отечественного богословия долгое время отсутствовали систематические труды, излагающие те или иные стороны православного вероучения. Основные начала догматического богословия были изложены только в «Просветителе» Иосифа ВолоцкогоИосиф Волоцкий (Санин Иоанн), р.1440 г., игумен Волоцкого монастыря. Известен своим трудом «Просветитель» (против ересей). Благодаря ему и Геннадию Новгородскому впервые на Руси, в Новгороде и Москве состоялись массовые сожжения еретиков. 27 декабря 1504 года, на третий день рождества, в Москве в деревянных клетях были сожжены многие вольнодумцы и крупные государственные чиновники, как считалось, поддерживавшие ересь жидовствующих: Иван Волк Курицин, Дмитрий Коноплев, Иван Максимов и многие др. Той же зимой в Новгороде были сожжены Иван Некрас Рукавов, архимандрит Юрьевского монастыря Кассиан с братом Иваном Само¬черным, Гридя Квашня, Дмитрий Пустотелов и др. От Иосифа пошло деление в церкви на иосифлян (сторонников Иосифа Волоцкого) и нестяжателей (сторонников Нила Сорского, заволжского старца, возражавшего против жестоких казней, мздоимства при рукоположении священников и против увеличения монастырских владений)., который был «первым и единственным богословом на Руси до XVII в.»Шапошников Л.Е. Философия и догматическое богословие в России. С.7.. Для нас будет важным отметить, что центральное место в богословском труде Дамаскина, отца православного догматического богословия, занимала именно борьба с ересями. «Просветитель» же Иосифа Волоцкого, названный так лишь много позже, был составлен исключительно в целях борьбы с распространившимися на Руси ересями.
О характере богословия в предреволюционные годы, годы, подведшие итог развития внешней церкви, справедливо заметил Флоровский: «И вместе с тем, бесспорно, — что-то роковое и тягостно-тревожное было в том, что эти яркие светильники церкви учащей (святители Митрофан и Тихон, Воронежские чудотворцы, преподобный Серафим Саровский, Оптина пустынь с ее духоносными старцами и др.) поспешно уходили в затвор, что сияние угодников и подвижников в туманной атмосфере повседневности распылялось в какое-то неясное, хотя и светлое, млечное облако. В тиши монашеских келий переводились, — а «около стен церковных» изучались, — творения святоотеческие, а «официальная» богословская наука питалась не ими, а «научным опытом» инославного запада, стараясь приспособить его достижения к текущим нуждам нашей жизни. Догматические и нравственные системы переводились с католических и протестантских образцов, причем часто проскальзывали мимо внимания вопиющие отклонения от церковного правомыслия… по тем же образцам, а не по отеческим заветам толковалось Священное Писание. На место жизненного предания церковного становилась школьная мудрость, отравленная ересью и расколом Флоровский Георгий. О патриотизме праведном и греховном // В кн.: Флоровский Г. Из прошлого русской мысли. М., 1998. С.160..

Какова же была судьба послереволюционного богословия?

После октябрьской революции, как пишет историк богословия, «…среди прихожан в послереволюционные годы преобладали сторонники православного консерватизма. Этот консервативный настройДанный «консервативный настрой» скорее характеризовался «замороженностью» богословской мысли и ее окостенелостью, убеганием от непростой правды жизни, изменившей лицо планеты. Иным отличались дореволюционные времена, когда готовилась серьезная церковная реформа, к сожалению, так и не успевшая состояться из-за нерешительности императора Николая II. верующих и обусловил на долгие годы приверженность церковного института фундаментализму. Следует также помнить о том, что массовые необоснованные репрессии, обрушившиеся на духовенство в 20–30-х годах XX в., практически исключили богословское творчество из духовной жизни. Новаторские идеи в богословии были на время забыты, возвращение к ним началось с конца 50-х годов»Шапошников Л.Е. Философия и догматическое богословие в России. С.81..

Возрожденная Сталиным в 1943 г. церковь целиком восприняла этот консерватизм, который стал официальным кредо Московской патриархии. Суть этого кредо выразил в 1944 г. митрополит Алексий (Симанский). Выступая на приеме в Совете по делам Русской православной церкви, будущий патриарх отмечал, что «церковное управление твердо дотоле, доколе мы остерегаемся переступить через рубеж правил церковных; коль скоро переступили однажды по какому-нибудь произвольному рассуждению, то уже трудно будет определить, где предел, далее которого нельзя идти»Там же. С.106..

С хрущевской «оттепелью» пришли перемены и в богословие. Один из главных идеологов этих перемен митрополит Никодим (Рогов) в своей статье «О задачах современного богословия» подчеркивал важность преодоления «абстрактного теоретизирования в религиозной мысли». С его точки зрения, «необходима связь богословия с жизнью, которая удерживает умозрение от удаления в бесполезную для дела спасения область отвлеченных рассуждений»Шапошников Л.Е. Философия и догматическое богословие в России. С.107.. Очевидно, период «кукурузных» экспериментов Хрущева, названных затем «волюнтаризмом», пронизывал всю общественную мысль, потому что после снятия Хрущева ударные нововведения в богословской мысли также были осуждены и названы «модернизмом». Как пишет Шапошников, «модернизм способствовал активизации церковной мысли, но его радикализм привел к тому, что многие верующие и представители духовенства достаточно скептически отнеслись к “стремительному погружению богословия в пучину жизни”. Поэтому на Поместном соборе Русской православной церкви, состоявшемся в 1971 г., были внесены коррективы в процесс пересмотра традиционных богословских положений… Вместо скачкообразной погони богословской мысли за современностью начинает утверждаться органическое ее развитие, опирающееся на преемственность в становлении богословия. Программу этого органического развития сформулировал новый патриарх Пимен (Извеков), который, с одной стороны, заявил о необходимости того, чтобы “наше богословие было всегда сугубо ортодоксальным”. Но, с другой стороны, ортодоксальность уже не понимается им как консервативность, т.е. “отторженность от мира”, напротив, она должна сочетаться с усилиями “в разработке наиболее актуальных богословских вопросов современности и приближать их к запросам жизни”»Там же. С.109–110..

Интересный «принципиальный вопрос» поставил на Международной церковной научной конференции, проходившей в мае 1987 г. в Москве, архиепископ (ныне митрополит) Кирилл (Гундяев) в своем докладе «Преодоление схоластических влияний в русском богословии»: «как согласовать верность Преданию с постоянно изменяющейся жизнью?»Там же. С.113. Архиепископ Кирилл дал определение традиции как «динамического сочетания консерватизма в отношении вечных и неизменных истин откровения с постоянным обновлением способов и средств их раскрытия в конкретных исторических условиях»Шапошников Л.Е. Философия и догматическое богословие в России. С.113.. Каждая эпоха, по мнению Кирилла, имеет «свой способ богословствования».

Но любому новому, уж так устроен мир, всегда сопутствует противоположная направленность жизни — реакция. Сегодня она имеет вполне современное лицо, с успехом претворяя наставления митрополита Кирилла о «постоянном обновлении способов и средств их раскрытия в конкретных исторических условиях». Несмотря на парадоксальность сочетания фундаментализма и реакции с вполне модернистскими способами влияния на общественное сознание, сегодня это — реалии жизни. По тому же, на кого направлен основной удар реакции, можно легко определять тех, за кем будущее. Реакционеры — это великолепный ориентир или компас в мире смешения совершенства и хаоса. Точно так же, как тьма всегда отделяет свет, так и реакционеры, отлично знающие лучшие силы и устремления человечества, своими яростными нападками указывают на принадлежащих к Свету.

Познакомимся же с наиболее ярким и известным представителем этого нового для православной церкви направления — «новых русских» просвещенных фундаменталистов. Итак, наш герой:
«Выпускник философского факультета МГУ, кандидат богословия, профессор Московского Свято-Тихоновского богословского института, миссионер, проповедник, публицист, автор многих книг и брошюр по православной апологетике в защиту чистоты христианского вероучения от экспансии тоталитарных сект и религиозного модернизма…»Кураев А. Оккультизм в православии. М., 1998.

Он стал деканом философского факультета Российского Православного университетаСправка об авторе диаконе Кураеве в сборнике статей «Октябрь 1993 г. — хроника переворота»., помощником депутата Госдумы (от ЛДПР), Членом Экспертно-консультативного совета по воп¬росам свободы совести при Комитете по делам общественных организаций и религиозных объединений ГосдумыКураев А. Оккультизм в православии. С.338. и пр. Он — диакон, по прошествии шести лет после окончания МГУ (за это время прошел обучение в духовной семинарии и Академии богословского института) три года был референтом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Не менее интересно знать, что МГУ он закончил в самый канун «перестройки» с дипломом «научный атеист».

По количеству опубликованных книг, брошюр и статей, выступлений по радио и телевидению, участию в конференциях, заседаниях и т.п., то есть по интенсивности публичной жизни, стремительно начавшейся для него всего лишь пять лет назад, его имя можно без преувеличения заносить в книгу рекордов Гиннесса.

Поскольку диакон Кураев знаком с религией и как бывший «научный атеист», и как окончивший два высших учебных заведения церкви, то с его помощью мы и постараемся разобраться в непростой задаче для современного человека — как и где найти истинно-пра€вую веру, или ПРАВОСЛАВИЕ.