Н.К.Рерих не только постоянно совершенствовался, учился у своих Учителей, но и, будучи прекрасным педагогом, воспитателем, помогал учиться другим. Вместе с Е.И.Рерих он воспитывал своих сыновей – Юрия и Святослава, научные и художественные достижения которых вошли в золотой фонд мировой культуры прежде всего благодаря тому, что Николай Константинович и Елена Ивановна сумели привить им чувство благоговейного отношения к Красоте, воспитать их людьми высокой культуры. Это очень важно. Но не менее важно и то, что сыновья Рерихов обладали высочайшими человеческими качествами. И это тоже величайшая заслуга родителей.
Помимо сферы семейного воспитания, дар педагога проявился у Н.К.Рериха на общественном поприще. Он принимал самое живое и заинтересованное участие в воспитании молодежи, проблемам которой посвятил несколько работ. Одна из этих проблем заключалась во взаимоотношении поколений. Старшие, говорил Рерих, много сетуют и нападают на молодежь за то, что она предпочитает танцы, избегает лекций, не хочет читать. Молодежи выдвигаются и другие обвинения. Но если, полагал Рерих, задуматься о причинах всего этого, то значительную долю ответственности за нравственное состояние молодежи должно взять на себя старшее поколение. Рерих всегда верил в молодежь и старался ее приободрить и поддержать. В молодежи он видел прежде всего устремленность к высоким человеческим задачам. Несмотря на огромные трудности, с которыми сталкиваются многие молодые люди, они находят в себе силы утверждать добрые вехи. Это ли не чудесные ростки нового, которые Николай Константинович зорким взглядом подмечал, находясь в гуще жизни и общаясь с молодежью. Особенно ценил Рерих у молодежи устремление к высокому качеству труда, которое, по наблюдению Рериха, чаще обнаруживается у трудящейся молодежи, чем у богатой и обеспеченной. Рерих ратовал за серьезное отношение к молодежи, за то, чтобы доверять ей и вовлекать в ответственные дела. Особую роль в работе с молодежью он отводил учителю. «...Образуйте народного учителя, – писал Николай Константинович. – Дайте ему сносное существование. Зовите молодежь сотрудниками во всех делах. Покажите молодым красоту творчества»
Жизнь и труд учителя Н.К.Рерих знал не понаслышке, так как более десяти лет работал директором Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, а также преподавал в других учебных заведениях. Коллеги и ученики всегда уважали и любили Николая Константиновича. Так было и в Рисовальной школе. Рерих смог направить ее работу так, что она стала пользоваться большим авторитетом и у молодежи, стремящейся получить художественное образование, и у художественной интеллигенции Санкт-Петербурга, лучшие представители которой там работали. У Н.К.Рериха были свои педагогические принципы, которых он твердо и настойчиво придерживался в работе с начинающими художниками. Главным он считал воспитание творческого мышления и ответственности за качество труда. Рерих был очень требовательным педагогом. И имел на это моральное право, так как проявлял высокую требовательность в первую очередь к себе. Эти качества наряду с преданностью, признательностью и любовью к Учителям позволяли ему неуклонно восходить по пути подвижнического строительства.
Везде, где бы ни сотрудничал, Рерих становился особым духовным магнитом, притягивавшим к себе интересных, талантливых людей. Он обладал удивительным даром – объединять близких по духу людей ради Общего Блага. В единении видел залог успешной творческой деятельности сотрудников, к которым подходил с очень высокой нравственной меркой. Это и сердечное доверие, и широкое добротворчество, и самоотверженная любовь к культуре, и преданность ей и многое другое, что необходимо человеку для совершенствования. Когда люди, стремящиеся соответствовать этому идеалу, находят друг друга, возникает содружество, называемое Рерихом очагом добротворчества. «Содружество – какое милое и сердечное слово, – пишет Николай Константинович. – В нем есть и от взаимопонимания, и от взаимоуважения, и от сотрудничества. Значит, именно в нем, в слове – содружество – заключается самонужнейшее. Не может жить содружество, если люди, сошедшиеся в нем, не знают, что такое взаимная помощь, не понимают, что есть самоусовершенствование»
Эти прекрасные слова так хорошо ложатся на сердце потому, что действительно в содружестве человек может найти наинужнейшее. И причина в том, что содружество зиждется на внутренней духовной дисциплине сотрудников. Они поддерживают друг друга не только среди трудностей, но и в радости. При этом у них совершенно отсутствует зависть и злошептание, так часто встречающиеся в формальных обществах. Содружества могут составить оплот истинной государственности, ибо содружники принимают естественную иерархию, лежащую в основе подлинной государственной власти. Энергия содружеств направлена на созидание, у них ничего нет от разрушения. Содружество не должно быть отвлеченным, оно всегда имеет конкретные цели и действует в соответствии с ними. Взаимоотношения между ее членами должны быть свободными, благожелательными и основанными на сердечном доверии. В служении человечеству, по словам Рериха, заключается долг содружников. Оно тем более радостно, что осуществляется и на пользу ближнему. Только тогда единение людей будет жизненным. Таким Н.К.Рерих представлял себе содружество. Оно было для него идеалом будущих человеческих отношений, к осуществлению которого он призывал своих ближайших сотрудников.
В определенной мере этот идеал осуществлялся и продолжает реализовываться в России в педагогике сотрудничества, идеи которой на протяжении всей истории человечества разрабатывались духовными подвижниками, выдающимися просветителями и педагогами. В российской педагогике эти идеи активно претворялись в жизнь в 20-е и последующие годы ХХ столетия (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.), находя дальнейшее развитие уже в наши дни в творчестве таких известных педагогов, как Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова и других.
Уже многое было сделано Рерихом в России. Но еще больше ему предстояло сделать за пределами Родины, которую Николаю Константиновичу пришлось покинуть незадолго до революции. По рекомендации врачей в 1916 году Рерих вместе с семьей выехал в Финляндию и поселился в тихом городке Сердоболь, на берегу Ладожского озера. Климат Финляндии был благотворен для Рериха. Предполагалось, что после выздоровления Николай Константинович возвратится в Санкт-Петербург. Но этого не произошло, так как в 1918 году Финляндия отделилась от России и через некоторое время граница оказалась закрытой. Так начался новый и очень важный период в жизни Рериха.
Жизнь Рерихов на берегу озера внешне протекала тихо и размеренно. «Ладога, – пишет Л.В.Шапошникова, – раскрылась перед ними во всей своей удивительной и неповторимой красоте. В ней были мягкость и суровость, от нее веяло глубокой древностью и той чистотой, которую дает извечное сочетание воды, скал и сосновых лесов. Над огромным, похожим на море озером вставали пурпурно-оранжевые восходы и полыхали алые закаты. Вода вбирала щедрую голубизну неба и насыщалась ею. Ветер гнал по небу облака, причудливо менял их формы, и казалось, что это не облака, а видения, проплывающие над озером и землей. Видения, в которых заключено что-то особое, как будто они несли весть откуда-то издалека и пытались ее передать в неожиданных символах и фигурах»
В то же время, несмотря на внешнее спокойствие, в сознание Рерихов все более входило предчувствие каких-то значительных перемен, в ожидании которых протекал каждый день. Но художник не просто ждал, он напряженно работал. В картинах, написанных в тот период, Николай Константинович выразил свое внутреннее состояние – ожидание чего-то нового и значительного: «Ждущая», «Ждут», «Вечное ожидание», «Ожидают на причале». Неясность грядущих важных событий была мучительна и почти непереносима еще и потому, что он все явственнее ощущал знаки будущих перемен. Переживания и размышления Н.К.Рериха нашли отражение в его стихах, содержащихся в трех циклах: «Знаки», «Вестник», «Мальчику». На первый взгляд стихи кажутся какими-то странными, выражающими, быть может, сказочный мир северной природы и очень непростые душевные состояния автора. Но, вчитываясь, начинаешь понимать, что в этих поэтических циклах Рерих осмысливал глубочайшие философские проблемы, которые были актуальны прежде всего для него самого. Ввиду краткости статьи попытаюсь дать лишь общую характеристику поэтического творчества Мастера. В поэзии Рериха, по существу, содержится все его мировидение, но взятое не как готовый набор или система положений, а как процесс духовного становления и развития мыслителя.
Поэтические циклы были созданы Рерихом в период с 1911 по 1921 год, в значительной мере совпадающий с тем этапом жизни Николая Константиновича, когда формировалась и определялась его духовная сущность как мыслителя, художника и культурного деятеля. П.Ф.Беликов дает очень емкую характеристику этой грани духовной эволюции Н.К.Рериха: «Отвечая на некоторые вопросы по поводу книги “Цветы Мории”, С.Н. (Святослав Николаевич Рерих. – Авт.) писал: “Стихотворения Н.К. уже с самого начала содержали внутренний ключ к последующей его устремленности (письмо от 11 апреля 1963 г.). В этом свете и следует подходить к раскрытию подлинного значения поэтического творчества Н.К., в котором за поэтическими образами и аллегориями скрываются автобиографические моменты, связанные с опытом осознания первоочередных задач эпохи и своей роли в их осуществлении”»
Задачи эти касаются перехода человечества на более высокий уровень развития. И в их реализации Рерихам отводилась миссия первопроходцев, проторивающих человечеству пути к доселе недосягаемым вершинам духа. Миссия эта, очень ответственная и многотрудная, была возложена на Рерихов Учителями человечества, роль которых в эволюции человечества требует пояснений.
Согласно миропониманию Н.К.Рериха, Мироздание есть величественная одухотворенная система, в которой происходит постоянный энергообмен между ее структурами. Жизнедеятельность Мироздания, Космоса поддерживается этим энергообменом. Поэтому космическая эволюция представляет собой процесс энергетический. Человек, будучи частью Космоса, также включен в этот энергообмен. В процессе энергообмена происходит накопление энергии, повышающее энергетику человека, народов, стран, Земли и подготавливающее предпосылки их дальнейшего продвижения по спирали космической эволюции.
Эволюции Мироздания и человека сопутствует ее неотъемлемая противоположность – инволюция. В наши дни людьми, интересующимися идеями космизма, больше внимания обращается на эволюцию. В то время как к инволюции интереса проявляется меньше, и довольно часто она понимается как падение, спуск на уровень более низкий по сравнению с уже достигнутым. Между тем «для того, чтобы началась какая-либо эволюция, – пишет Л.В.Шапошникова, – огненная искра духа должна войти или спуститься в инертную материю. Для духа это инволюция, для материи – начало эволюции»
Об Учителе – мудреце, просветителе, наставнике – повествуют мифы, легенды и сказания всех народов мира. Образ Учителя, уходящий своими корнями в глубокую древность, почитается во всех культурах. Особое место он занимает в культуре Индии, где до сих пор почитают Учителей – Гуру, помогающих людям пробиваться к духовности и Красоте. Именно с такими Учителями Н.К.Рерих общался в Индии и написал о них прекрасный очерк «Гуру–Учитель». Образ Учителя непрерывной линией пронизывает всю индийскую историю, как бы преломляя в конкретных вехах Культуры «Великий закон Иерархии одушевленного Космоса»
Поэтому не случайно, что ведущей темой поэтического творчества Рериха стала тема Учителя, ибо Николай Константинович в стихах отображал свои ощущения и впечатления, вызванные общением с Учителями. Первые явления Учителя Рерихом были восприняты во сне. Вот как об этом пишет Николай Константинович в стихотворении «Утром»:
Ты, в тишине приходящий,
безмолвно скажи, что я в жизни
хотел и что достигнуто мною?
Возложи на меня свою руку,
буду я снова и мочь и желать,
и желанное ночью вспомнится
утромРерих Н. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 21. .
В стихотворениях Рерих раскрывает свое восприятие Учителя как олицетворения чего-то очень совершенного и прекрасного, что проявляется через прекрасный облик Учителя и в сияющем свете его, и в его благодати, которая, подобно драгоценной влаге, льется на землю. Об этом повествуется, в частности, в стихотворении «Свет»:
Как увидеть Твой Лик?
Всепроникающий Лик,
глубже чувств и ума.
Неощутимый, неслышный,
незримый. Призываю:
сердце, мудрость и труд.
Кто узнал то, что не знает
ни формы, ни звука, ни вкуса,
не имеет конца и начала?
В темноте, когда остановится
все, жажда пустыни и соль
океана! Буду ждать сиянье
Твое. Перед Ликом Твоим
не сияет солнце. Не сияет
луна. Ни звезды, ни пламя,
ни молнии. Не сияет радуга,
не играет сияние севера.
Там сияет Твой Лик.
Все сияет светом его.
В темноте сверкают
крупицы Твоего сиянья.
И в моих закрытых глазах
брезжит чудесный твой
светТам же. С. 23. .
В стихотворении «Капли» Рерих пишет:
Твоя благодать наполняет
руки мои. В избытке льется
она сквозь мои пальцы. Не удержать
мне всего. Не успеваю различать
сияющие струи богатства. Твоя
благая волна через руки льется
на землю. Не вижу, кто подберет
драгоценную влагу? Мелкие брызги
на кого упадут? Домой не успею
дойти. Изо всей благодати в руках
крепко сжатых я донесу только
каплиРерих Н. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. С. 19. .
Образ Учителя постепенно заполняет все существо Н.К.Рериха и пробуждает в нем самые высокие чувства – преданность и любовь. Эти качества ученика, а именно таковым по отношению к Учителю был Рерих, открывали возможности истинного ученичества, в котором Учитель становился Водителем и Наставником во всех начинаниях. Эту грань своего ученичества Н.К.Рерих описывает в стихотворении «Жемчуг», ощущая и доверие Учителя, и ответственность за то дело, которое Он ему поручает:
Опять вестник. Опять Твой
приказ! И дар от Тебя!
Владыко, Ты прислал мне
жемчужину Твою и повелел
включить ее в мое ожерельеТам же. С. 30. .
В другом стихотворении – «Не удалялся», Рерих пишет:
Начатую работу Ты мне оставил.
Ты пожелал, чтоб я ее продолжил.
Я чувствую Твое доверие ко мне.
К работе отнесусь внимательно
и строго. Ведь Ты работой этой
занимался сам...Там же. С. 28.
Поэтическое творчество не только дало возможность Рериху осмыслить духовные глубины ученичества и Учительства, но и в полной мере осознать ответственность перед Учителем и внутренне подготовиться к выполнению очень непростой миссии.
Период вынужденного ладожского житья Рериха заканчивался. Впереди открывались новые возможности, осуществлению которых Николай Константинович посвятит всю жизнь. «Ожидание подходило к концу, и он ясно это ощущал, – пишет Л.В.Шапошникова, характеризуя один из ответственнейших моментов в жизни Рериха. – Приближались заповеданные сроки. В нем все было обострено до крайности. Он понимал вполне отчетливо, что, совершив шаг, которого он так долго ждал и желал, он уже не вернется в Петроград. Он оставлял Родину, с которой у него так много было связано. Он уходил от нее ради нее. Сознание этого не делало расставание легче. Ему хотелось задержать, растянуть последний миг.
Иду. Я спешу.
Но один раз, еще один раз
последний я обойду все, что
оставил.
“Но один раз, еще один раз” – звучало как мольба»
Сужденные сроки наступили, и в 1919 году Рерихи уехали из Финляндии. На их пути были новые страны и города, где надо было немало потрудиться. Но еще больше им предстояло сделать для Общего Блага в Индии, которая Рерихов давно ожидала.
Н.К.Рерих, уезжая из Финляндии навстречу великому путешествию по Центральной Азии, делал свой выбор очень ответственно. Он понимал, что кроме них этого путешествия никто не совершит, и поэтому считал непреложным выполнение долга. Устремленность к осуществлению своей миссии находит отражение в поэтическом творчестве. В сюите «Мальчику» Н.К.Рерих обращается к самому себе, как бы проверяя свои силы, готовность к действию по осуществлению предначертанных Учителем целей. Эта сюита начинается со стихотворения «Вечность»:
Мальчик, ты говоришь,
что к вечеру в путь соберешься.
Мальчик мой милый, не медли.
Утром выйдем с тобою.
В лес душистый мы вступили
среди молчаливых деревьев.
В студеном блеске росы,
под облаком светлым и чудным,
пойдем мы в дорогу с тобою.
Если ты медлишь идти, значит,
еще ты не знаешь, что есть
начало и радость, первоначало и
вечностьРерих Н. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. С. 32. .
После отъезда из Финляндии Рерихи далеко не сразу достигли Индии. Чтобы попасть туда, пришлось преодолеть множество труднейших препятствий, возникавших на их пути в Европе и Америке до 1923 года – того заветного года, когда Рерихи прибыли в порт Бомбея. А до этого были Швеция, Англия, Америка, Франция. В этих странах устраивались выставки, шла напряженная работа, происходили важные встречи. Среди них такие, которые определили всю дальнейшую жизнь Рерихов, – это были встречи с Учителями человечества.
Явления Учителей были осознаны Еленой Ивановной еще в детском возрасте и сопровождали всю жизнь. Их явления Е.И.Рерих описывает от третьего лица. «Очень рано девочка начала видеть значительные сны и даже видения. Уже шести лет девочка имела необыкновенное переживание, которое на всю жизнь запечатлелось в ее сердце, почти не теряя своей первоначальной свежести и силы чувства. Произошло это позднею весною. Родители ее переехали на дачу в Павловск, и в первое же утро девочка, встав раньше обыкновенного, побежала в парк, к небольшому пруду, где жили золотые рыбки. Утро выдалось чудесное, воздух как бы дрожал и сверкал в лучах солнца, и сама природа, казалось, облеклась в праздничное одеяние, и синева неба была особенно глубока. Девочка, стоя на пристани, всеми фибрами своего существа вбирала красоту и радость жизни. Взгляд ее остановился на распустившейся яблоне, стоявшей на противоположном берегу, и на фоне ее девочка увидела высокую мужскую фигуру в белом одеянии, и в сознании ее мгновенно встало воспоминание, что где-то далеко живет Учитель Света. Сердце девочки затрепетало, и радость ее перешла в восторг, все существо ее потянулось к этому далекому, любимому и Прекрасному Облику»
То, что пишется здесь о связи с Учителями Е.И.Рерих, в контексте темы учительства Н.К.Рериха не случайно, ибо Елена Ивановна была духовной водительницей семьи и все свои начинания Рерих осуществлял вместе со своей «другиней». Размышления Николая Константиновича об Учителе, осознание Его роли в жизни художника, первые явления Учителя Е.И.Рерих нашли отражение в его художественном творчестве. «Тень Учителя», «Fiat Rex», «Сожжение тьмы», «Сокровище гор» – эти и другие картины посвящены Учителям. На них изображены необычайно красивые фигуры, от которых исходят потоки света.
С Учителем Е.И.Рерих впервые реально встретилась в 1920 году в Лондоне, где проводилась выставка Николая Константиновича. В этом городе у ворот Гайд-парка Елена Ивановна получила советы о будущей поездке Рерихов в Индию. Позже встречи с Учителями происходили в Нью-Йорке, Чикаго, Париже, Дарджилинге и других местах. Рерихи на протяжении всей жизни многократно общались с Учителями и ощущали Их поддержку. Н.К.Рерих описывал встречи с Учителями и многое, связанное с Ними. Но делал это очень осторожно, понимая, что его слова могут быть истолкованы ложно. Очень показателен в этом отношении очерк «Вехи», в котором Николай Константинович сравнивает встречи с Учителями и Их помощь с вехами жизни. Описывая эти случаи в иносказательной форме, от имени своего друга, он имеет в виду многое, что было связано с Учителями именно в жизни его семьи. В то же время в этом очерке Рерих советует и другим быть внимательными, ибо невежество и самомнительность часто заслоняют людей от «вех», говорящих о многом, что может пригодиться на жизненном пути.
В Индии Рериху часто, подробно и достоверно рассказывали об Учителях, или Махатмах. Поэтому повествование Николая Константиновича об Учителях очень убедительно. «В то время, как в Европе спорят о существовании Махатм, – писал он, – когда индусы проникновенно молчаливы о них, сколько людей в просторах Азии не только знают Махатм, не только видели их, но и знают многие реальные случаи их дел и появлений. Всегда жданные, неожиданно Махатмы творили в просторах Азии великую, особую жизнь. Когда нужно, они появлялись. Если нужно, они проходили незаметно, как обычные путники. Они не пишут на скалах имен своих, но сердца знающих хранят эти имена крепче скал. Зачем подозревать сказку, воображение, вымысел, когда в реальных формах запечатлены сведения о Махатмах <...> Не оторванное от жизни, не уводящее, но созидающее – таково учение Махатм. Они говорят о научных основах существования. Они направляют к овладению энергиями»
Во время пребывания в Индии Рерихи встретились с Учителем в Дарджилинге, в небольшом придорожном храме. Эта встреча повлияла на всю их последующую жизнь, поскольку Рерихи получили советы от Учителя, касающиеся Центрально-Азиатской экспедиции, которую в скором будущем им предстояло осуществить. А в этом путешествии они неоднократно встречались с Высокими Сущностями.
Изучая культурные традиции Востока, Н.К.Рерих убеждался, что тема Учителя и Учительства присутствует во многих мифах и легендах. Их Рерих собрал во время Центрально-Азиатской экспедиции и опубликовал в дневниках «Алтай-Гималаи» и «Сердце Азии», а также в очерке «Шамбала
«Другой лама красной секты, – писал Рерих, – сказал нам про чудесных азаров индусского вида, длинноволосых, в белых одеждах, иногда появляющихся в Гималаях.
Эти мудрые люди знают, как управлять внутренними силами и как объединять их с космическими токами. Глава медицинской школы в Лхасе, старый ученый лама, лично знал таких азаров и сохранял с ними непосредственные отношения»
Исторические свидетельства, говорящие о существовании Великих Учителей человечества, и личные встречи с ними позволили Рериху осознать, что Учительство лежит в основе эволюции человека и человечества.
Так, с появлением на свет ребенок сразу же становится учеником своих родителей, которые помогают ему стать на ноги как в физическом смысле, так и в духовном плане; они прививают ему основы нравственности, включая его в социальные отношения. Родители превращаются в учителей ребенка. Позже дети встречаются со школьными учителями, которые порой определяют направление всей их жизни. И если это учителя, любящие детей, творчески относящиеся к своему делу, значит, школьные годы останутся в памяти учеников, как одно из самых светлых воспоминаний. Ярким примером такого учительства служит жизнь и творчество известного педагога Ш.А.Амонашвили, автора книги «Школа Жизни», разрабатывающего идеи гуманно-личностной педагогики. Эти идеи обобщают как работы выдающихся учителей-мыслителей, живших в разные эпохи в разных странах, так и педагогический опыт самого Шалвы Александровича. Сегодня гуманно-личностная педагогика притягивает многих детей, педагогов и родителей прежде всего потому, что она пропитана сердечностью и добротой. Главные действующие лица Школы Жизни – ученик и учитель, сотрудничество которых рождает отношения подлинного Учительства. Многое в этих отношениях зависит от учителя, о котором Ш.А.Амонашвили пишет: «Учитель Школы Жизни есть человек, ведущий служение ради высших целей человечества, ради планетарной и космической эволюции, и ему должны быть созданы такие условия, чтобы он мог всецело посвятить себя тончайшему делу воспитания»
Пример школьного учительства наиболее очевидный. Но отношение «Учитель – ученик» или «ученик – Учитель» пронизывает и другие стороны жизни людей. Более того, это отношение, носящее закономерный характер, присуще всему Мирозданию. «Если Учитель и ученик, – пишет Л.В.Шапошникова, – следуют Великим законам Космоса, если они оба гармонично, как этого требуют законы, вписаны в бесконечный ряд Беспредельности, то каждое звено или элемент этого ряда несет в себе две функции <….> Каждый Учитель, имея Учителя, является учеником. Каждый ученик по отношению к тем, кто стоит ниже его на иерархической лестнице, является Учителем. Космическое явление Учительства несет в себе взаимодополняющие функции: Учитель – ученик. Всякого рода отклонения в этом космическом ряду есть нарушение Великих космических законов. Всякое неуважение к Учителю есть отступление от пути эволюции и развития»
Великие Учителя уже в течение многих тысячелетий выполняют свою планетарно-космическую миссию, помогая человечеству совершать восхождение по спирали космической эволюции, смысл которой в Учительстве проявляется с наибольшей полнотой. Прежде всего через Учительство эволюция вовлекает в свое восходящее движение тех, кто устремляется к этому. Такое происходит, если ученик признателен и предан Учителю на всем жизненном пути. Очень важно, чтобы ученик добровольно принимал ученичество и вверял себя Учителю. «Учительство, – читаем мы в очерке «Шамбала Сияющая», – есть высочайшая связь, которую только возможно достичь в наших земных облачениях. Нас ведут Учителя, и мы стремимся к совершенству в нашем почитании Учителя»
Н.К.Рерих как никто другой понимал эволюционное значение Учительства, ибо он был связан с Учителями – Махатмами – и все свои подвижнические деяния осуществлял под их руководством. Формы Учительства так же многообразны, как многообразна сама жизнь. Но независимо от этого суть Учительства всегда одна – Учитель передает ученику свои знания и опыт, помогает духовно совершенствоваться. Тем самым Он способствует его восхождению по ступеням космической эволюции. Учитель имеет моральное право учительствовать только при условии, если он сам был и остается настоящим учеником. Яркое тому подтверждение – жизнь Н.К.Рериха. В юные годы, как и всю свою жизнь, он был преданным учеником. Достаточно вспомнить трепетное отношение к школьным учителям, позже – к А.И.Куинджи, не говоря уже о его ученичестве под водительством Великих Учителей. Вместе с тем Николай Константинович был истинным Учителем. Он с честью выполнял эту высокую миссию. Его очень любили в Индии и считали Махатмой. Героическая жизнь Рериха, наполненная примерами несгибаемости воли и самоотверженности в выполнении долга, учит преодолевать трудности многих, а картины и философские труды Николая Константиновича содержат бесценные знания, так необходимые каждому, кто становится на путь духовного совершенствования.
В ХХ веке перед человечеством встали задачи, связанные с переходом на более высокий уровень эволюции. Решение этих задач было жизненно необходимым. Тогда появились люди, по своим духовным накоплениям готовые к их реализации. Такими были Рерихи. Они пришли в мир как обычные люди, хотя и с особыми духовными качествами. И только встречи с Учителями помогли им осознать и выполнить возложенную на них эволюционную миссию. Рерихи подвижнической жизнью, духовными нахождениями показывали человечеству пути духовного преображения.
Пример семьи Рерихов вдохновляет многих людей на поиск истины, помогает быть стойкими и непоколебимыми в движении к этой высокой цели. Л.В.Шапошникова эпиграфом для книги о Н.К.Рерихе «Мастер» выбрала высказывание Виктора Шкловского: «Для малых путешествий полезно изучать великие путешествия: они помогают не бояться усталости». Эти слова во многом раскрывают значение великого духовного подвига Рерихов, вершина которого – уникальная Центрально-Азиатская экспедиция. Она справедливо считается главным делом жизни Н.К.Рериха. Сподвижниками его были Елена Ивановна и Юрий Николаевич. Ее цели определялись на встречах Рерихов с Учителями. Содержания бесед с Ними Н.К.Рерих в своих произведениях почти не касается. Вместе с тем из некоторых работ Николая Константиновича и, самое главное, из действий Рерихов, следовавших после встреч с Учителями, можно понять, что Учителя давали указания по Центрально-Азиатской экспедиции и оказывали помощь на всем ее маршруте.
Задачи экспедиции были многообразны. «Конечно, мое главное устремление, как художника, – писал Николай Константинович, – было в художественной работе. Трудно представить, когда удастся мне воплотить все художественные заметки и впечатления – так щедры эти дары Азии»
Магнит, согласно миропониманию Рерихов, представляет собой энергию, которая притягивает другую энергию. Тем самым создаются условия для энергообмена, благодаря которому живет и развивается Мироздание. Магниты различаются по форме, структуре, а также своими энергиями. Так, магнитом является энергия духа. Она взаимодействует с материей и организует ее. Энергия духа проявляется в структуре разных уровней. Одной из них выступает Космический Магнит
В 1923 году в парижский банк на имя Рерихов пришла посылка. Когда вскрыли фанерный ящик, то обнаружили в нем старинную шкатулку, обтянутую кожей. «Николай Константинович открыл шкатулку и увидел в ней Камень, кусочек темного метеорита. Он ощутил сразу легкое покалывание в пальцах, его центры отозвались на энергетику Камня. Но это был лишь осколок, основной метеорит находился в Заповедной Стране, где обитали Учителя и где они вели свои эволюционные исследования. С этого метеорита тысячелетия тому назад и начиналось земное убежище Космических Иерархов. Легенда повествовала о том, что метеорит пришел на Землю с далекого созвездия Орион»
Камень, находящийся в Шамбале и энергетически связанный с мирами иных состояний материи, способствует формированию более высокой энергетики Земли. В этом процессе важную роль играют Учителя, которые при помощи Камня во время своего «ночного бдения» напитывают пространство высокой энергетикой. После рассказа о Камне образ легендарной Шамбалы обретает несколько большую рельефность. Ибо Шамбала представляет собой не только основное место пребывания Учителей. В Шамбале происходит энергообмен между нашей планетой и мирами иных состояний материи, формируется энергетика, необходимая для продвижения планеты и земного человечества по спирали космической эволюции. Именно при помощи частицы такого Камня, полученной в Париже, и благодаря высокой энергетике Елены Ивановны Рерихи осуществили «закладывание магнитов» на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции. Тем самым они выполнили главную задачу экспедиции, маршрут которой проходил через Индию, Китай, Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет. В этих районах Рерихами было сформировано энергетическое поле, в пространстве которого в будущем возникнет ряд высокоразвитых культур и стран.
Уникальный маршрут экспедиции пролегал по красивейшим и исторически значимым местам. Рерихами были открыты десятки неизвестных вершин и перевалов, археологические памятники, найдены редчайшие тибетские рукописи. Н.К.Рерих обобщил свои впечатления об экспедиции в дневниках, создал около пятисот картин, собрал вместе с Е.И.Рерих и Ю.Н.Рерихом огромный научный материал. Этот материал Рерихи изучали, следуя универсальной философской концепции, согласно которой прошлое, настоящее и будущее составляют единый исторический процесс, в границах которого будущее определяет не только вехи изучения культур различных народов, но и основные направления их развития. В этом состоит научное значение экспедиции.
После возвращения из экспедиции в 1928 году Рерихи поселились в долине Кулу (Индия), где прошел последний период жизни Николая Константиновича и был основан Институт Гималайских исследований «Урусвати» (в переводе с санскрита «Свет Утренней звезды»). Этот институт был логическим продолжением Центрально-Азиатской экспедиции и представлял собой научный центр совершенно нового типа. В его работе сочетались как методы традиционные, которые использовались в древней Азии, так и те, которым еще предстояло сформироваться. Работу института отличала постоянная подвижность. Исследователи, жившие в Кулу, постоянно выезжали в экспедиции. Было много и таких ученых, которые сотрудничали с институтом, находясь в других странах. Поэтому центр был международным. В нем изучали культуру народов Азии, проводили комплексные исследования качеств человека.
Средне-Азиатская экспедиция, значительнейшее дело жизни Н.К.Рериха и «иже с ним», была успешно завершена. Эту экспедицию, так же как и другие начинания, Николай Константинович смог осуществить благодаря водительству Учителей, преданнейшим учеником которых был всю жизнь. Вместе с тем его ученичество у Великих Учителей помогло Рериху выработать высочайшие духовные ориентиры и стать настоящим Учителем – Гуру. Эти ориентиры были не отвлеченными понятиями, на их основе строилась вся жизнь Николая Константиновича, который был человеком на редкость целеустремленным, обладавшим чрезвычайной духовной силой, а также удивительной терпимостью к взглядам других людей. Все его духовные нахождения – картины, философские работы, культурные начинания – пронизаны Красотой и продолжают служить людям, помогая им приобщаться к Красоте. Более ста институтов, академий, культурных учреждений во всем мире избрали Н.К.Рериха почетным и действительным членом.
Во время путешествий по разным континентам и пребывания в Индии его никогда не покидала мысль о возвращении на Родину. Как только окончилась война, он сразу же начал хлопотать о переезде в Советский Союз. «...Покуда есть сила, – писал Н.К.Рерих, – хотелось бы приложить ее на пользу родной земли»
Эти слова выражают главное качество Н.К.Рериха, неотделимое от всей его жизни, – постоянное самоусовершенствование. Благодаря этому качеству Николай Константинович смог всю жизнь оставаться преданным учеником своих Учителей. И вместе с тем Рерих, постоянно работая над собой, стал истинным Учителем, удостоившимся самого почетного на Востоке звания – Гуру.
Миропонимание и подвижническая жизнь Н.К. Рериха привлекают все больше внимания культурной общественности России и всего мира. Притягательность жизненного подвига Рериха в том, что он раскрывает непоколебимую веру Мастера в лучшее будущее и служит прекрасным, вдохновляющим примером для всех людей, стремящихся строить свою жизнь на основе Знания и Красоты. Выдающиеся достижения Н.К. Рериха в области культуры признаны во всем мире. В 1935 году в Вашингтоне двадцатью одной страной Американского континента был подписан Пакт о международной охране памятников культуры во время военных действий, известный как Пакт Рериха. На его основе была принята Гаагская Конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Вместе с Пактом Рерих предложил отличительный символ для обозначения культурных учреждений. Позднее он был назван Знаменем Мира. Это Знамя – белое полотнище с тремя красными кругами, заключенными в красную окружность, – было принято многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире. Музеи многих стран экспонируют картины Н.К.Рериха и С.Н.Рериха. В Москве с 1990 года действует Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, образованный на основе культурного наследия семьи Рерихов, которое было передано в 1990 году в дар России С.Н. Рерихом.
Работы Н.К.Рериха содержат, наряду с педагогическими воззрениями автора, глубочайшие философские идеи, раскрывающие его миропонимание, без освоения которого невозможно подлинное Учительство. Поэтому труды нашего великого художника окажут неоценимую помощь всем, кто, быть может, уже продвигается вперед по прекрасной, хотя и многотрудной дороге учительства или только готовится ступить на нее.
_______________
* Рерих. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. С. 5–29. (Антология гуманной педагогики.)