Г.Б.Святохина. Живая Этика — актуальное учение современности*

Прошедший в мае 2005 года в г. Москве философский конгресс «Философия и будущее цивилизации», несомненно, явление неординарное как в жизни философского сообщества, так и, думается, в жизни общества в целом. Хочу выразить самые теплые и благодарные чувства организаторам конгресса за достойный уровень подготовки и проведения столь масштабного мероприятия и создания на нем необходимой доброжелательной и деловой атмосферы. Это, несомненно, очень важная, ответственная и, в целом, удачная сторона работы конгресса. Но хотелось бы более подробно остановиться на том, ради чего и была проделана вся эта огромная организационная работа, то есть на сущностном, содержательном аспекте работы конгресса. Понятно, что организаторы не могут нести здесь ту же меру ответственности за него. Ответственность скорее на нас, на всех его участниках, включая и организаторов. Вот на какие раздумья навело меня участие в философском конгрессе.
Если обратиться к основателям философии, то, согласно Пифагору, философия должна очищать человека от неразумия материи и смертного тела и совершенствовать до божественного подобия на основе правил, имеющих в основе добродетели. Платон же подчеркивал, что философов «страстно влечет к познанию, приоткрывающему им вечно сущее и неизменяемое возникновением и уничтожением бытие». Каким диссонансом этим высказываниям звучат строки в резолюции философского конгресса, вполне адекватно отражающие современную ситуацию: «В мире увеличивается объем “опасного знания”, связанного с разрушительными для человека пороками». Получается, что две с половиной тысячи лет существования европейской философской мысли не только не помогли человеку духовно очиститься, стать нравственно более совершенным, но, в конечном итоге, усугубили ситуацию. Можно ли было ожидать другого результата, если очевидна нацеленность современной философской и научной мысли на решение, в первую очередь, вопросов материально-телесного обустройства жизни, а отнюдь не нравственно-духовного совершенствования человека, как условия его жизни, проистекающего из основ Космического Бытия. На наш взгляд, именно эта приземленность философской мысли, оторванность ее от органичной связи с духовным, с Высшим, стала причиной серьезных проблем общества. Почему же для нас в наших философских подходах стали не важны ключевые принципы, заложенные основателями философии? Оправданы ли самоуверенность и пренебрежительное отношение к их заветам в деле, которому мы служим? Очевидно, что – нет, и об этом свидетельствует практика нашей жизни.
В развитие темы поделюсь своим мнением и по поводу следующей фразы в итоговой резолюции: «…большое значение имеет продолжение национальной философской традиции, творческое развитие наследия великих российских философов». У меня на сегодняшний день твердая уверенность, что современная российская философская, научная мысль продолжает и развивает, в первую очередь, традиции французских, английских, немецких исследователей, ученых, философов, а никак не великих российских. В этом, в целом, можно было убедиться и на конгрессе. Так, если обратиться к уникальному явлению «русского космизма» Серебряного века, то для философов, ученых, деятелей искусства этого направления (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, К.Э.Циолковский, Н.А.Бердяев, В.И.Вернадский и многие др.) свойственно очень критично относиться к доминирующей сегодня в обществе и в академической среде западноевропейской традиции мировидения, вследствие свойственного ей, как они отмечали, «ограниченного эмпиризма», «узкого и искусственного рационализма», отвлеченности, отсутствия целостности. И в этой западной традиции полностью отсутствуют именно русские, отечественные идеи космического мироощущения, цельного знания и устремления к осмыслению мира с позиций всеединства, софийности, теургии. Так какие же традиции мы планируем продолжать развивать в философском, научном, мировоззренческом плане?
Эта ситуация выглядит тем более странной, если учесть, что в 20–30-е годы ХХ века духовные устремления, глубокие философские идеи, творческие озарения наших великих российских мыслителей нашли соответствие в целостной мировоззренческой системе – учении Живой Этики – философии Космической Реальности, созданной Учителями Востока в сотрудничестве с нашими величайшими соотечественниками Е.И. и Н.К. Рерихами. Здесь можно отметить, что фундаментальный труд нашей не менее достойной соотечественницы Е.П.Блаватской «Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии», как и другие ее работы, опубликованные еще во второй половине XIX века, тесным образом связаны с данной мировоззренческой традицией. Важно подчеркнуть и то, что эта философская система очень созвучна ключевым идеям и духовным принципам Платона и Пифагора. К сожалению, эволюционное значение этой философии в современном обществе во многом еще остается не осмысленным и не оцененным по достоинству. Более того, упоминание имени Е.П.Блаватской, Рерихов в академической среде еще может вызывать неадекватную реакцию. Например, хотя мне не хотелось бы акцентировать внимание на этом обстоятельстве, но не могу не отметить, что на своей секции усилиями председательствующей я была лишена возможности выступить по заявленной ранее теме «Ключевые принципы образования учения Живой Этики» под предлогом, что тезисы и так опубликованы. Странный аргумент, если учесть, что у других выступавших – тоже были опубликованы. В данном случае я не провожу никаких аналогий, возможно, они здесь и неуместны. Но в целом, говоря о проблеме (я же занимаюсь исследованиями в этой сфере пятнадцать лет, и мне доводилось быть свидетелем и открытого резкого неприятия этого мировоззрения), сложность ее заключается в том, что уважаемые коллеги, имея даже явно недостаточные знания по затрагиваемой теме, порой готовы к очень эмоциональному, категоричному протесту уже только потому, что это не есть привычное им видение мира. Вряд ли это может быть серьезным и достаточным аргументом. Единственный конструктивный разумный выход из создавшейся ситуации, и который осознается очень многими, видится в серьезном, компетентном осмыслении, аргументированном, доброжелательном обсуждении возникшей проблемы. Все остальные варианты вряд ли могут быть отнесены к профессионализму. Тем более что сегодня, несмотря на сложности, новая мировоззренческая парадигма привлекает к себе внимание все большего числа исследователей, ученых и становится предметом все более пристального ее осмысления. Так, на следующий день на круглом столе кафедры ЮНЕСКО «Философия мира» мне была предоставлена возможность сделать сообщение по своей теме, за что я весьма признательна председателю профессору Ю.М.Павлову. Но важно здесь подчеркнуть то, что после выступления ко мне подходили люди и благодарили за то, что я затронула тему Живой Этики. То есть она востребована, и на конгрессе были те, кто считает важным ее осмысление в современном мире.
Но особенно, в связи с этой мировоззренческой парадигмой, хотелось бы отметить деятельность Международного Центра Рерихов, созданного по инициативе С.Н.Рериха на основе художественного, научного, философского, эпистолярного наследия и по завещанию его родителей Е.И. и Н.К. Рерихов. В этом международном культурном центре развернута серьезная научная, философская, фундаментальная исследовательская работа с привлечением ученых разных стран под общим методологическим руководством доверенного лица С.Н.Рериха – Л.В.Шапошниковой, Генерального директора Музея имени Н.К.Рериха, академика двух российских академий. И здесь сегодня, благодаря творческим усилиям ученых разных научных направлений, создан и работает Объединенный Научный Центр проблем космического мышления, лежащего в основе учения Живой Этики.
На конгрессе поднималась и проблема духовности, нравственности, остро возникшая в нашем обществе, в частности, она была озвучена в докладе ректора МГУ академика В.А.Садовничего, да и на секциях она упоминалась. Но всякий раз отмечалось, со ссылкой на исторический опыт, что утвердившаяся мировоззренческая традиция в науке, в философии, да и религия уже тоже, не содержат в себе необходимого потенциала для решения современных проблем нравственного, духовного роста и совершенствования человека. Несомненно, этим качеством обладает учение Живой Этики, представляющее целостную мировоззренческую систему, произросшую на российской духовной почве, как синтез Восточной традиции мировидения и научных накоплений Запада. В соответствии с этим Учением, нормы этики, как космические законы, органично проистекают из самих основ Бытия, являются неотъемлемой частью жизни человека и общества, но главное, призваны устремлять человечество к Знанию, Любви и Красоте, то есть к духовному совершенству, которого так не хватает в современном обществе.
Хотелось бы предложить к рассмотрению в качестве важного элемента темы или – целой темы следующего философского конгресса проблему духовности, этики, нравственности в философии, в науке и в обществе.

___________________
* Вестник Российского философского общества. 2006. № 2 (38). С. 138–141.