Прежде чем выявить ключевые принципы образования в космическом мировоззрении, рассмотрим вкратце, что под ним понимается?
Космическое мировоззрение может быть определено как новая мировоззренческая система наступающей эпохи, которая ознаменует собой мышление человечества XXI и, вероятно, ряда последующих веков, явится новым уровнем осознания им мира, Космоса и себя в этом мире, а также своей роли и значения в космическом эволюционном процессе. Такое понимание будущности космического мировоззрения возникает при изучении работ, представляющих его принципиальные положения, основные идеи, факты и аргументы (см. «Тайную Доктрину» Е.П. Блаватской, учение Живой Этики, письма Е.И. Рерих, статьи Н.К. Рериха, работы Л.В. Шапошниковой и др.).
Космическое мировоззрение имеет свои корни и свою историю. Оно в сущностных моментах, идеях, чертах находило проявление на разных этапах развития человеческого общества. Например, в восточной традиции мировидения, у основателей философской мысли в Европе – Пифагора, Платона, в античном философском тезисе, гласящем, что человек есть микрокосмос макрокосмоса и т.д. Несмотря на отличие мировоззренческих оснований, европейская научная мысль в своих открытиях делала существенный вклад в подготовку почвы для космического мировидения. В XIX–XX веках идеи космического мироощущения и миропонимания наиболее ярко, самобытно проявились в России. С одной стороны, в виде оформленной научной и философской тенденции, получившей название русский космизм, а с другой – в так называемом явлении Серебряного века в русском искусстве. Космическое мироощущение отразилось в работах выдающихся ученых, философов, поэтов, художников, музыкантов, таких как Н. Федоров, В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, А. Блок, А. Белый, М. Врубель, Н. Ре¬рих, А. Скрябин, К. Циолковский, В. Вернадский, А. Чижевский и ряд других.
Окончательно же новое осмысление мира получило оформление в виде цельной философской системы в учении Живой Этики, созданном в 20–30-е годы ХХ столетия мыслителями и философами Востока в сотрудничестве с Е.И. Рерих и Н.К. Рерихом. Учение Живой Этики, по сути, может быть определено как синтез основополагающих идей космизма, концепции всеединства, учения о Софии, научных и духовных исканий в первую очередь русских мыслителей, ученых и деятелей искусства, как кульминация их творческих поисков и чаяний.
Сегодня космическое мировоззрение привлекает к себе все более пристальное внимание многих современных философов, исследователей, ученых различных научных направлений с целью все более полного и глубокого его осмысления и использования в исследовательской деятельности онтологических, гносеологических, методологических его основ для объяснения, решения многих актуальных мировоззренческих и научных проблем и задач в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Об этом говорят, в частности, материалы широкомасштабной международной научно-общественной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века», прошедшей в Москве в 2003 году в Международном Центре Рерихов
Многие идеи, интуитивные озарения и сердечные предчувствия русских мыслителей и педагогов воспринимаются как предвосхищения положений Живой Этики. Духовно-философская, религиозная направленность русских мыслителей XVIII–XIX веков выражалась, в первую очередь, в идеях гуманистического духовного воспитания человека. И они коренным образом отличались от западноевропейских, в которых рассудок возвышался над верой, процесс обучения имел тенденцию секуляризации и приводил к господству материалистического ¬мировоззрения, рационализм занимал ведущие позиции в общественном сознании.
Какие важные идеи отечественных мыслителей, связанные с проблемой образования, могут быть названы? Для ответа на этот вопрос воспользуемся исследованием мировоззренческих основ гуманной педагогики в России, проведенным О.Г. Панченко и И.А. Бирич.
Так, М.В. Ломоносов – великий русский ученый, философ, педагог, сформировавший в XVIII веке собственную систему взглядов на воспитание и образование, полагал именно воспитание главным фактором развития человека. Стержневым качеством человека, по его мнению, должны быть высокая нравственность, любовь к науке, трудолюбие и бескорыстное служение на благо Родины. Среди наиболее достойных человеческих качеств он называл мудрость, благочестие, воздержание, чистоту, милость, благодарность, великодушие, терпение, скромность. А самыми существенными методами воспитания называл убеждение и пример учителя.
Эта традиция продолжилась и получила развитие в XIX веке в трудах многих наших философов и педагогов. Так, В.Ф. Одоевский, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков говорили об идеале живого «цельного знания», о знании как об акте самосознания и самопознания, когда знание проистекает изнутри человека, поднимаясь из глубин души, и в нем неразрывно связаны разум и чувства. К.Д. Ушинский большое значение придавал формированию у воспитанника потребности в самопознании и самосовершенствовании. К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев подчеркивали необходимость смотреть на процесс обучения и воспитания с позиции сохранения культурного национального своеобразия России, говорили о важности приобщения ученика через знание и воспитание к целостности и гармонии мира, необходимости воссоздания цельного разума из понятий рассудка, нравственной обязанности старшего поколения передавать новому все положительные результаты исторического сбережения и формировать способность и готовность приближения к высшей нравственной цели. В.В. Розанов важным в образовательном процессе считал принцип Индивидуальности как ученика, так и учителя, что, по его мнению, помогает раскрытию творческой сущности человека, его одаренности, и принцип Целостности, позволяющий ученику понять, что природа, мир – не совокупность разнообразных разрозненных несвязных объектов и явлений, а цепь причин и следствий, а также законов, находящихся в единстве, гармонии и взаимосвязи.
Подобные педагогические идеи способствовали возникновению еще в XIX веке нового для российской педагогики основополагающего правила гуманности, когда влияние воспитателя утверждается не на подавлении личности ребенка и наказаниях, в том числе телесных, а на его умственном и нравственном превосходстве. Послушание детей должно достигаться не страхом, а любовью.
Новая теоретико-методологическая база заключалась в самобытных педагогических концепциях выдающихся деятелей русской культуры – Л.Н. Толстого, С.А. Рачинского, П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова, яркой особенностью которых была идея индивидуальной нравственной ответственности за свое бытие. Так, Л.Н. Толстой большое внимание в занятиях с детьми уделял своему нравственно-религиозному учению – непротивлению злу насилием, смирению и увеличению добра в мире каждым человеком. Он считал, что именно это учение должно стать основой всего образования
Таким образом, в русской философско-педагогической традиции воспитание духовных нравственных качеств человека считалось важнейшим делом. При этом в воспитании придавалось большое значение сердцу, в отличие от западной мировоззренческой традиции, на которую опирается рациональное научное знание, полностью исключившее это понятие из процесса познания. В этой связи показательна мысль выдающегося отечественного мыслителя И.А. Ильина, который отмечает специфику бессердечного мышления: «Мышление без сердца, даже самое умное и изворотливое, остается в конечном счете безразличным: ему все равно, за что ни взяться, что ни обдумать, что ни изучить. Оно оказывается бесчувственным, равнодушным, релятивистическим (все условно! все относительно!), машинообразным, холодным и циничным <…> его главный прием есть умственное разложение жизни, как бы умственная «вивисекция» живых явлений и существ»
Несмотря на то что западная традиция мировидения, по определению многих российских мыслителей, ученых (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский и др.), отличалась однобокостью, отсутствием цельности, чертами «ограниченного эмпиризма», «искусственного рационализма» и т.п., она была принята в российском обществе и в образовании в качестве базовой. Такая ориентация на западные ценности без учета особенностей исторического развития привела к тому, что в сознании современных россиян стали полностью отсутствовать такие важнейшие понятия русской религиозно-духовной философской мысли, как софийность, соборность, сердечность, духовность. К сказанному можно добавить мнение Л.М. Лузиной, которая отмечает: «Вместе с философией оказались вытесненными понятия, несущие фундаментальный смысл русскости, мировоззренческое содержание национальной идентификации на¬рода – “русский дух”, “русская идея”, “русский характер” и т.п.»
Характеризуя особенности современного образования, Н.Н. Никитина отмечает, что в школе практически «вне поля зрения остаются наиболее сложные и важные проблемы жизненного и личностного самоопределения человека: развитие смысложизненных ориентаций школьников, овладение ими способами стратегического и тактического планирования, самопознания и саморазвития, саморегуляции и самореабилитации, самоорганизации и самообразования, осознания и разрешения личностных проблем, конфликтных ситуаций, умение осуществлять нравственный выбор в проблемных ситуациях»
Таким образом, западноевропейская тенденция, распространившаяся и в России, проявляющаяся в формировании и использовании человеком в практической деятельности так называемого механистичного знания и мысли, не облагороженных сердечным чувством, фактически и породила безжалостную эгоистичную техногенную цивилизацию, мало, а то и вовсе неспособную сочувствовать, сопереживать, проявлять высокие благородные качества по отношению к людям и окружающей природе, что в конечном счете и спровоцировало глобальные экологические, социальные и прочие катастрофы.
Появление Живой Этики в первой трети XX столетия может быть понято как высочайшее Провозвестие, дающее нравственно и духовно обедневшему человечеству, приближающемуся к черте, за которой неминуема его гибель, напоминание о важнейших нравственных, этических принципах космического существования, от которых он в своей жизнедеятельности опасно отдалился. И здесь нужно отметить следующее. Если русские мыслители в своей философии, в сердечном чувствовании, в творческом озарении интуитивно или сознательно устремлялись к добру, нравственности, сердечности, красоте как основе жизни человека, то в учении Живой Этики даются разъяснения, почему все это необходимо, раскрывается механизм действия явлений, их взаимосвязь, называются и поясняются законы, которые следует познать и выполнять для гармоничного сосуществования со всей Вселенной.
Определить общую идею, пронизывающую космическое мировоззрение, можно во многом следующим высказыванием Е.И. Рерих: «Мы должны осознать – мы живем в Космосе, и Космос живет в нас!»
Человек – микрокосмос, определенный этап жизни и совершенствования Космоса. Он выступает как органичная составная его часть, имеющая связь своего внутреннего мира с глубинами Космоса через посредство Духа и находящаяся в тесном взаимодействии с космическими процессами. В учении Живой Этики отмечается: «Человек – часть космической энергии, часть стихий, часть разума, часть сознания высшей материи»
Е.И. Рерих, разъясняя своим корреспондентам, изучающим Живую Этику, трудные места в Учении, писала: «Беда в том, что разум человека разобщился со своим источником, Разумом Космоса. Будучи частью Космоса, человек не видит своей солидарности, своего единства с Космосом. И наблюдения над явлениями природы не рождают в нем аналогий. Между тем, лишь в этих наблюдениях и сопоставлениях с человеческой сущностью нужно искать ключи ко всем Тайнам Бытия, а следовательно, и разрешение многим проблемам жизни»
Особенностью космического мышления является более глубокое осознание человеком своего места в Мироздании и уже не только на Земле, но и в Космосе с его многими измерениями и уровнями. Поэтому каждому следует воспитывать в себе высочайшую ответственность за свои поступки, слова, мысли и тем самым готовиться к ответственному творческому сотрудничеству на Общее Благо не только с человечеством, но и с дальними мирами или разумными существами иных уровней бытия. Такая устремленность ускорит эволюционный процесс совершенствования человека.
Нравственно-этические положения и нормы жизнедеятельности человека тесно связаны с основами космического мировоззрения, и их содержание органично и последовательно проистекает из логики этой философской системы. Это обстоятельство придает высокую убедительность космическому мировоззрению.
Таким образом, исходя из эволюционных задач развития Космоса, заключающихся в утончении грубой материальности, одухотворении мира и человека во всех аспектах, учение Живой Этики полагает актуальным включение в образовательный процесс не только обучения как овладения необходимой суммой знаний – то, что мы сегодня имеем в образовании, но и воспитания этических и эстетических качеств человека, устремляющих его к Общему Благу, к Истине, Добру и Красоте как принципам, лежащим в основе жизнедеятельности Космоса.
Поскольку речь идет о человеческих качествах, должна быть продумана программа их воспитания. Вот что писала в этой связи Е.И.Рерих: «Может быть, полезно дать намеки для новой программы школ <…> Именно нужно с детских лет приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Пусть наша планета не будет каким-то обособленным миром, но лишь одной из остановок на великом пути в Беспредельность. Нужно как можно раньше осознать свое место в Беспредельности и свою зависимость от всей совокупности жизни Космоса. Помните, в Учении сказано: “Падение пера из крыла птички производит гром на дальних мирах”. Следует как можно глубже вникать в эту страшную зависимость нашу и во взаимоотношения всего сущего. Отсюда должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие. Причина и следствие действуют непреложно и в бесконечность. Когда-нибудь сознание человечества дорастет до понимания, что оно находится в гигантской Лаборатории Вселенной и само есть отражение ее. Именно единство нужно понять в Космическом размахе.
Также полезно приучать устремлять мышление в будущее. Это одно уже даст большой сдвиг сознанию и освободит от мусора вчерашнего дня <…>
Мне очень хотелось бы, чтобы Вы еще сильнее подчеркнули труд как главный фактор воспитания духа, причем указали бы главным образом на значение качества его. Также на совершенную необходимость умственного труда, ибо, если пот физического труда питает землю, то пот умственного труда претворяется лучами солнца в Прану и дает жизнь всему сущему. При осознании этого значения умственного труда явится и должное уважение к мыслителям, ученым и прочим творцам. Лишь умственный труд дает нам и расширение сознания, и тем приобщает к дальним мирам, ко всему Космосу, и устремляет к радости беспредельного совершенствования. Именно нужно воспитывать в себе радость беспредельному совершенствованию <…> Много сказано о подвиге в книгах Учения. Ведь лишь подвиг может питать наш дух и ускорить эволюцию. Именно подвиг и героизм должны быть очень преподаны в школах. Пусть дети называют себя героя¬ми и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли. Даже для медицинских целей этот бодрый зов жизни незаменим»
Приведем ряд выдержек из учения Живой Этики, указывающих на важнейшие принципы образования. Среди них принцип почитания высокого понятия учительства, который включает то положение, что «народ должен уметь защищать Учителя»
Важнейшим для развития человека является утончение и расширение его сознания, что позволит более глубоко чувствовать и осмыслять мир. Это предполагает нравственное совершенствование человека, которое возможно через сердце, как утонченного синтетического органа восприятия мира, имеющего отношение к интуиции, чувствознанию и – при достаточном развитии его – кардинально расширяющем познавательные возможности человека. «Чтобы принять ток высшего напряжения, нужно, прежде всего, утончить сознание возвышенным мышлением; так произойдет расширение сознания и возжется огонь сердца <…> Не нужно никаких условных упражнений, только мысль может возвышать человека. Только во время устремленного мышления человек может почуять присутствие внутреннего огня»
Огромное внимание уделяется в Живой Этике взаимосвязи мысли и сердца: «Действие, даже самое возвышенное, затрагивает сравнительно низшие слои, лишь мысль по природе своей может воздействовать на Первичную Субстанцию <…> Множество действий без мысли остаются на поверхности Бытия, не отличаясь от действия мира животного. Но если говорим о чувствознании и о сердце, то необходимо утвердить мысль, как мощь и сотворчество Бытия»
И наконец, много места отводится в Живой Этике труду как средству укрепления духа, воспитания и совершенствования человека: «…кто найдет в себе силу даже среди смятения трудиться, тот уже образует вокруг себя равновесие. Особенно оно необходимо, когда целые народы впадают в безумие <…> Нужно крепко ухватиться за нечто прочное, таким прочным в народном сознании будет труд. Учитель должен приучить питомцев к труду и похвалить лучшее качество. К такому совершенствованию приложится и рост мысли». И еще: «…не понимают, что труд является освобождением от самости, иначе говоря, от самого вредного свойства, мешающего в достижении надземного творчества. Труд высокого качества позволяет человеку вознестись над низменной самостью. Творец в час истинного вдохновения не думает о себе. Труженик, стремящийся к лучшему качеству, не будет земным рабом самости. Поэтому дар труда есть освобождение от самости <…>
Не будем молчать о необходимости труда с малых лет. Пусть семья и школа творят будущих тружеников и творцов»
Необходимо развивать чувство прекрасного, которое может быть осуществлено средствами истинного искусства и приобщения ребенка к художественной творческой деятельности во всех видах – музыка, танцы, пение, рисование, вышивание, лепка и т.д., а также воспитание культуры чувств, эмоций, желаний, возвышающих натуру человека, отвлекающих от низменных страстей, пороков. В Живой Этике отмечается великое значение в жизни человека красоты и духовности: «Мыслитель наставлял, что тот труд ведет к совершенствованию, который имеет в себе красоту»
Важно также развитие мыслительного аппарата ребенка, его внимательности, памяти, дисциплины и возвышенности мыслей, способст¬вующих не индивидуалистическому, эгоистичному разобщению людей, а духовному единению в устремлении к Добру, Общему Благу. «Не могут телесные движения создавать духовность. Только мысленное упражнение дает возвышенное сердечное знание. Но как вы разъясните людям, что каждый день и час важен для надземного достижения? Ум мешает сердцу и уносит ценные прозрения.
Мыслитель говорил: «Кратко знаю, верю»
Большое значение в Живой Этике придается сотрудничеству: ¬«Поистине, сотрудничество открывает все возможности, но нужно понятие, где заключено это сотрудничество <…> Каждый взгляд, каждое рукопожатие, каждая мысль есть знак сотрудничества, если оно приложено в сознании»
Немаловажна вера учащихся в то, что «знанию все открыто». «Больше всего, – убеждает Живая Этика, – заботьтесь изгнать из жизни учащихся запреты»
Имеет большое значение и атмосфера в школе. Только став притягательным миром Любви, Красоты, Знания, школа может активизировать учащегося в познании самого себя и мира, его творческое самовыражение, способствовать формированию чувства человеческого достоинства, чести, долга и т.п.
Осуществление этих принципов требует как высокого духовного развития самого учителя, так и соответствующего отношения общества и государства к учителю и образованию в целом.
Закончить статью хотелось бы словами Е.И. Рерих: «Мы являемся свидетелями великого мирового переустройства. Новые законы уже вписаны в скрижалях Вечности, но великое Откровение еще не принято. Горе отвергнувшим дух и прозябающим в невежестве, в немощи и грязи нравственной. Новый мир грядет в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством и всем Космосом. Сотрудничество всегда и во всем станет указом Дня»