Вступление

Во втором томе Сборника «Защитим имя и наследие Рерихов» вниманию читателя предлагаются книги Ксении Мяло «Звезда волхвов, или Христос в Гималаях» и Александра Владимирова «В поисках Православия. Современники». Обе они раскрывают общественно-политическую подоплеку клеветнической кампании против имени и наследия Рерихов, происходящей при поддержке РПЦ, и содержат критический анализ «трудов» главного ее идеолога — дьякона Андрея Кураева. Несмотря на свой «некоммерческий» характер, эти книги уже выдержали несколько изданий («Беловодье», 1998, 1999, 2000), а это свидетельствует о том, что читательский интерес к затронутым в них вопросам необычайно велик.

Автор «Звезды волхвов…», известный публицист, культуролог и политолог Ксения Григорьевна Мяло, не имеет отношения к рериховскому движению и стоит на твердых православных позициях. «У меня свой взгляд, — пишет она в авторском предисловии, — и я не вижу в Православии, которое исповедую, ничего, что воспрещало бы мне высказать этот взгляд. Более того: грехом посчитала бы дальнейшее уклончивое молчание». «То, что на протяжении нескольких последних лет совершается вокруг имени и наследия Н.К. и Е.И.Рерихов, уже вышло далеко за пределы сугубо “рериховских” проблем и напрямую затрагивает фундаментальные вопросы нашего национального бытия, нашего прошлого и особенно будущего».

Прекрасно знакомая с христианской духовной традицией и трудами религиозных философов, Ксения Мяло считает, что нетерпимость и ожесточенность Кураева и его последователей к новым, сложным и необычным явлениям духовной жизни «предстает скорее отрицанием, нежели продолжением традиций русской православной церкви», пронизанных восторгом перед красотой и величием мироздания. Удивительно метко определяет она основной лейтмотив кураевского двухтомника «Сатанизм для интеллигенции», пронизанного духом космофобии, центризма и ощущением собственной непогрешимости.

В «Звезде волхвов…» затронута не только тема взаимоотношений Рерихов и Православия, но и другие, не менее интересные, получившие новое освещение: интерес России к духовным традициям Востока, современная теория «элитарного православия», политический и антироссийский контекст борьбы против Рерихов. Это серьезная, честная и сильная публицистика, не только бесстрашно изобличающая легковесные обвинения Кураева, Дворкина и иже с ними, но и предупреждающая о том, в какую ужасающую нравственную бездну может привести Россию и ее народ травля великих людей.

Автор второй работы — религиовед и философ Александр Владимиров, напротив, не претендует на охват проблемы с православных позиций. «Причиной написания книги, — обращается он к читателю, — в первую очередь, стало желание разобраться со знамениями нашего времени, такими как новые религиозные и духовные движения, попытка понять их место в мире и в современной России. Нашим исследованием мы стремимся выяснить, какое будущее может ожидать христианство как традиционную религию в новом тысячелетии, и возможен ли союз или хотя бы доброжелательный диалог всех светлых начал духовного обновления». Книга Александра Владимирова рассматривает вопросы взаимоотношения православия с современным миром — политическими силами, иными конфессиями и внецерковными духовными движениями — и критически освещает общественно-политические, социологические и культурологические аспекты жизни церкви. Значительное место в ней отведено деятельности «защитников чистоты христианского вероучения», выступающих от имени всей церкви и выдающих свои невежественные и предвзятые суждения за единственно верный «православный» взгляд.

В своих поисках истинного жизненного и духовного пути человек неизбежно будет стремиться к освоению огромного мира, из которого ни Индию, ни Восток, ни тем более Космос невозможно ни вычеркнуть, ни запретить. Обе работы приглашают читателя к размышлениям: может ли церковь в светском государстве вмешиваться в духовные искания общества и претендовать на монопольное обладание Истиной?

Редколлегия