Е.А.ОПОЛОВНИКОВА,
Профессор архитектуры, заслуженный работник культуры,
председатель комитета по деревянному зодчеству
Российского отделения ИКОМОС,
Москва
Изба – колесница, колеса – углы,
Слетят серафимы из облачной мглы,
И Русь избяная – несметный обоз! –
Вспарит на распутье взывающих гроз...
Н.Клюев
«Как красота и мера скажут», – таковым был и принцип повседневной жизни. Этика и эстетика, как известно, всегда взаимосвязаны. И даже современные русские философы и богословы, не говоря о былых неисчислимых, включая и блистательный сонм философов русского зарубежья, по сей день видят в этом постулате, нехитром по словосочетанию, но всеохватном по смыслу, залог благотворного существования и дальнейшего развития России. М.М.Дунаев, профессор Московской духовной академии, на вновь поставленный вопрос: «Как же быть?» – ясно отвечает: «А как обустраивал русский народ свою жизнь в стародавние времена: не по схеме и не по чертежу, а по принципу – как мера и красота скажут. То есть, соображая, как все новосоздаваемое впишется в уже созданное прежде: не исказит ли, не изуродует ли, украсит ли то, что есть?» [1, с. 44–45].
Не мы одни, выходит, обращаемся к древнерусскому строительному мастерству как к сосредоточию народной мудрости России и рассматриваем его в неразрывной связи с преобладающим мироощущением нации, опираясь на мысль Владимира Соловьева: «Идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» [2, с. 8]. На то и наши предки опирались, осваивая Сибирь и твердо зная, что «нужно следовать воле Промысла, а не ставить собственную волю превыше всего» [1, с. 47].
В Древней Руси облик деревянного православного храма, с одной стороны, соотносился с образом человека, что отражено и в названиях его частей (стопа, глава, шея, воротник и т.п.), а с другой – с небесно-земным пространством, являясь и духовным и материальным повседневно зримым его ориентиром: «Истиною обут, смыслом венчан» (Иларион, первый русский митрополит). Целостно возникающие поселения, монастыри или города являли собой прообраз Града Небесного Иерусалима.
Традиции организации целостного пространства и каждой его составляющей в равной степени сохранялись при формировании малых, начальных поселений и при их постепенном разрастании. «Избяной литургией» назвал образный строй старорусской деревни Сергей Есенин. Если же принять во внимание, что литургия в переводе с греческого означает общее дело, а в церковной жизни – общую молитву, то старинные русские избы оживут перед нами соборным единением (стилистически единым) одухотворенных построек, ведомых в пространстве жизненного времени устремленным в высь неба православным крестом на приходском сельском храме, всегда господствующем в окружающем пространстве. Князю Трубецкому виделась в нем «мирообъемлющая соборность», а его крестьянскому современнику, поэту Николаю Клюеву, – «народный Иерусалим»...
«Бревенчатым Иерусалимом России»
А наша культура – неотъемлемая часть общемировой благодатной духовной энергии. И не случайно еще в далеком 1915 году Николай Константинович Рерих начал свой доклад на IV Съезде русских зодчих с печальных слов: «Число погибших памятников искусства все увеличивается. Каждый год приносит новые жертвы. Оставшиеся ждут своей очереди...» [3, с. 237].
Это было произнесено еще до большевистско-дьявольского переворота 1917 года. Нынешнее же состояние памятников подлинно русского искусства и в первую очередь – древнерусского деревянного зодчества поистине трагично. Беда заключается не только в их повсеместном уничтожении, но и в непонимании их глубинного самобытного содержания. Их судьба зависит сейчас преимущественно от людей, далеких от традиционной культуры Святой Руси и от самой России в целом.
Вникнуть в суть образного построения того или иного памятника можно, лишь зная не только его архитектурно-конструктивные особенности, но и причины их выбора и сочетания, то есть понять мысли зодчих и предопределяющие их силы формирования. Это знание постигаемо при достаточно четком представлении о ходе жизни, в течение которого и в зависимости от которого создавался памятник. А такого рода представление невозможно без проникновения в глубины культуры народа на различных этапах его истории, культуры целостной, включающей в себя и архитектуру, и музыку, и живопись, и литературу.
Одно приближение к этому огромному пласту знаний может затребовать многодесятилетия человеческой жизни. Не каждый из наших реставраторов, историков и прочих присовокупленных к делу охраны памятников людей способен на это – лишь тот, кто вырос и был воспитан вне отрыва от корней своих, кому тем или иным способом (в семье ли, в окружении ли) привиты любовь и уважение к русской старине, к поискам истины. Опыт и знания поколений передались бы ему если не на кровно-генетическом уровне, то – на интуитивно-национальном; они прямо «из воздуха» были бы поглощаемы.
Именно так и формируется мироощущение, характерное для народа-нации в целом (если, конечно, она не находится в стадии необратимого духовного разложения), позволяющее как бы в мгновение ока уловить все краски и оттенки былой и текущей жизни и «всезрящими глазами своего чувства» (В.Г.Белинский) увидеть непреложные законы их возникновения. Другими словами – почувствовать истину, которая и отличает поэзию таланта, дара Божьего и источника творчества, производного от слова Творец, от исполнительского делания. Свидетельством тому служат преисполненные народной мудрости святоотеческие образы деревянного зодчества. Да и не только они, а все шедевры русской культуры, включая и литературные произведения. Именно широта мировосприятия и ее неприземленность предопределяют их общечеловеческую значимость и всемирное признание.
Да и само определение «русский», чистосердечно избираемое жителями многоликой России, таит в себе причастность человека к нашей отечественной культуре, не хамское (а Хам, вспомним, предал отца своего) к ней отношение. Разумеется, непричастность, даже незнание русской культуры вовсе не есть условие недоброго к ней отношения. Последнее происходит лишь от духовного примитивизма той или иной человеческой особи, что каждому из нас хорошо известно и что ярко отражено в производных нынешней масскультуры, низвергающей достоинство человека до уровня одноклеточного существа, даже и не животного.
Истинно культурный человек, равно как и истинно верующий, никогда не встанет на путь разрушения какой-либо национальной культуры, пусть и не близкой его убеждениям. Разрушает бездуховная недалекость, она же – незнание, не-со-знание, то есть оторванность от накопленных знаний многих и многих поколений. Примкнуть же к этому богатству-накоплению в одночасье невозможно, тем более при нелюбви к России и ее многострадальной жизни. А жить в отомкнутом состоянии – безрадостно и тревожно. Словом, живя в России, надо познавать ее истинную культуру-красоту, космически прекрасную и всеохватную в каждом своем малом проявлении. Это приближение к красоте дарует счастливое ощущение радости, то самое, к которому так приложимы простые и ясные слова Н.К.Рериха: «Счастье – в радости. Радость – в красоте» [4, с. 391].
1. Дунаев М.М. Еще раз о русской национальной идее // Православная беседа. М., 2003. № 1.
2. Цит. по: Маслин М.А. «Велико незнанье России...» // Русская идея. М., 1992. Эта же мысль Вл. Соловьева приведена и в цитируемой работе М.М.Дунаева. Она же есть и в книге авторов «Древний Обдорск и заполярные города-легенды» (М., 1998).
3. Цит. по: Ополовникова Е.А. Умозрение в формах // Утренняя звезда. М.: МЦР, 1993. № 1, без указания источника.
4. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. II. М.: МЦР, 2000.