Приобщение образованной части европейского общества к идеям космического влияния на земные дела началось со знаменитой работы Вильяма Гершеля, обнаружившего в начале XIX века, что цены на зерно на мировом рынке колеблются с изменениями солнечной активности. А отсюда недалеко было и до признания цикличности социальных процессов, в том числе экономических кризисов, 10-летнюю периодичность которых отмечал еще Карл Маркс.
В России с середины XIX века вызревает уникальное космическое направление религиозно-философской и даже в определенной мере научной мысли. Во всяком случае, совершенно определенно проявляются попытки создать новую философию и науку познания, в которой ведущую роль играют природные, а шире – космические судьбы. Одним из первых русских космистов, по мнению С.Г.Семеновой и А.Г.Гачевой, был Владимир Федорович Одоевский (1803–1869). В романе-утопии «4338 год» [1] говорилось о химическом синтезе пищи, искусственном климате, полетах аэростатов и освоении Луны.
Все это, однако, представляло лишь некие размышления на космическую тематику без практического их применения.
Среди немногих исключений нужно назвать сподвижника Петра I – Якова Брюса, математика и астронома, артиллериста и архитектора, географа и ботаника. Обширный научный кругозор Брюса позволил ему создать особый астрологический календарь, предвосхитивший современную биодинамическую систему в сельском хозяйстве и около 200 лет служивший настольной книгой русского земледельца. Календарь был рассчитан на 100 лет, в XIX веке был продолжен до 2000 года. Он содержал массу полезных сведений, и среди них «
предзнаменование действ на каждый день по течению Луны в Зодии» [2]. Это был отличный справочник по лунно-солнечным циклам, которого нам, выбившимся из естественных ритмов природы, так не хватает!
Предсказательная часть календаря касалась экономических и политических сведений и менялась от издания к изданию. Так, харьковский его выпуск захватывает и актуальное для нас время – с 1800 до 2000 года, включая прогнозы погоды, войн, перемен царствования, состояния экономики и пр. Этот раздел составлен по 28-летним планетным циклам – основным и дополнительным.
Но, как отмечает Ф.К.Величко, в политических и иных прогнозах истории астролог не может выйти за рамки современных представлений, в частности Брюсов календарь не смог предвидеть революцию 1917 года (хотя и упомянута кровопролитная война), а тем более переворот 1991 года в России.
Мы обращаем внимание на этот раритет петровских времен потому, что он является предтечей последующих научных изысканий влияния конкретных космических тел на наше земное существование. Речь идет, как мы видели, о Луне, планетах Солнечной системы и, конечно, о самом Светиле, издревле обожествляемом почти всеми народами Земли – египтянами и индусами, китайцами и аборигенами Африки и Америки. Русские, например, имели целый набор ритуалов и празднеств во славу Солнца. Достаточно вспомнить только масленицу с ее блинами – символом солнечного диска.
Поэтому исторически первым направлением мирового и русского космизма был поиск связи земных, биосферных и социальных явлений с процессами во Вселенной, главным образом на Солнце.
Если говорить об истоках другого направления космизма, назовем его «техническим», то принято считать его началом май 1903 года, когда в журнале «Научное обозрение» была опубликована статья К.Э.Циолковского об исследовании мировых пространств реактивными приборами. Это был тот корень древа русского космизма, который привел к сегодняшнему интенсивному освоению Космоса – вплоть до разведки жизни на других планетах. Здесь уместно вспомнить научно-фантастические романы о полетах на соседние планеты и развитии внеземных цивилизаций: «Красная звезда» (1908) и «Инженер Мэнни» (1913). В них предсказывались полеты на ракетах с атомным двигателем и кибернетическим оборудованием, а их автором был второй человек в партии большевиков А.А.Богданов-Малиновский, врач-психиатр по образованию и философ по призванию. Он, безусловно, был знаком с «Общим делом» нашего мыслителя Н.Ф.Федорова и уже в те годы готовился к воплощению в жизнь его идеи бессмертия человека. Для этого в середине 20-х годов XX века А.А.Богданов организовал у нас первый в мире институт переливания крови, на базе которого и начал свои эксперименты по поискам путей продления жизни. Он погиб, проводя на себе опыты по объемному переливанию (замене) крови в 1928 году. Теперь его имя носит Институт переливания крови в Москве. Так осуществляется связь времен и идей в истории русского космизма.
Мы не знаем, как бы развивались идеи космического влияния на биосферу, если бы судьба не свела гимназиста Сашу Чижевского с пожилым калужским учителем К.Э.Циолковским. Вероятно, именно это впоследствии помогло Чижевскому наметить научный план своих дальнейших поисков солнечно-биологических связей и ритмов. Возможный ход его рассуждений мог быть таким: если космические агенты оказывают влияние на биосферу, то для изучения этого процесса необходимо, очевидно, иметь исследуемый массив данных, располагать индексами солнечной активности и владеть надлежащим инструментом для анализа. На начальном этапе исследований важно появление лидера, обладающего нужным сочетанием знаний и некоторыми личностными характеристиками – широтой кругозора и эрудицией, даром пропагандиста и т.п. А.Л.Чижевский – признанный зачинатель гелиобиологических исследований, несомненно, обладал всеми этими качествами. У него были предшественники, но он был первый, кто сформировал целостную программу исследований и проводил ее в жизнь.
Если переходный научный этап «технологического» космизма начался со знаменитой работы Циолковского «Ракета в космическое пространство» (1903), переизданной для защиты русского приоритета по инициативе и с предисловием Чижевского в 1924 году [3], то Чижевский стал пионером космического естествознания, опубликовав одновременно свою книгу «Физические факторы исторического процесса» [4], ошеломившую научную общественность и вызвавшую бурю гнева и насмешек обывателей.
Выбор молодым исследователем необычной темы для своей работы не был случайным. В начале XX века в России существовала особо благоприятная культурная атмосфера, стимулировавшая такие исследования. В тогдашнем образованном обществе уже получило распространение мироощущение сопричастности земных явлений космосу, которое сейчас называют «русским космизмом». Эта идея «носилась в воздухе». Воздействие ее на миросозерцание молодого ученого тем более вероятно, что он общался со многими людьми, принимавшими творческое участие в выработке такого идейного течения. Как известно, он дружил с К.Э.Циолковским, контактировал с В.Я.Брюсовым (его известное «космическое» стихотворение «Хвала человеку» опубликовано в 1908 г.) и М.А.Волошиным (автором венка сонетов «Lunaria», 1913). Будучи причастен к изобразительному искусству, он мог слышать об успехе выставки работ М.К.Чюрлёниса, проходившей в Петербурге в 1906 году, мог видеть известное полотно Л.С.Бакста «Античный ужас» (1908), посвященное космической катастрофе. Возможно, он был читателем космической фантастики А.А.Богданова-Малиновского. В это время была уже написана и четвертая соната А.Н.Скрябина «Полет к далекой звезде». Какие-то импульсы своим работам молодой Чижевский мог получить и от знаменитого шлиссельбуржца Н.А.Морозова. В общем, старт гелиобиологических исследований совсем не случайно совпал во времени с формированием творческого облика А.Л.Чижевского.
Неизвестно, знал ли молодой ученый о занятиях социальной ритмикой В.П.Хлебникова, проводившего свои изыскания о «законах времени» с 1905 года. В работе Чижевского «Физические факторы исторического процесса», которая была подготовлена к печати в 1922 году, имеются ссылки на идейных предшественников автора. В тексте упоминается М.А.Боголепов, профессор МГУ, автор книги «Колебания климата и историческая жизнь» [5], в которой исторические явления ставятся в связь с периодическими изменениями природных условий. Встречается имя В.М.Бехтерева, который в понятие «внешняя среда» (влияние на психику и поведение) включает космические факторы. Имеется ссылка на Д.О.Святского. В одной из заметок этого автора можно прочесть: «…
возьмите кривую солнечной деятельности за последнее столетие, начиная хотя бы с Великой французской революции 1789 г.; и вы, к удивлению своему, увидите, что все большие революции до нашей последней включительно совпали с максимумом солнечной деятельности <…>
Нельзя, конечно, утверждать, что революции вызываются солнечными пятнами. Революции являются следствиями экономических и политических причин, но нет ничего странного в том, что распределением революций во времени, степенью их напряженности и продолжительностью управляет космический фактор…» [6, с. 19].
Д.О.Святский (1881–1940), сотрудничавший с Н.А.Морозовым и переписывавшийся с В.И.Вернадским, неоднократно встречался и с А.Л.Чижевским. Как замечают Б.М.Владимирский и Н.А.Темурьянц [6], идея связи циклов истории и солнечной активности не представлялась в те времена странной и экзотичной – так думали многие. А.Л.Чижевскому осталась, видимо, неизвестной брошюра этнографа и беллетриста В.И.Анучина «Солнечный закон» [7], в которой излагались те же самые мысли и тот же самый результат – совпадение социальных кризисов и максимумов солнечной активности (автор брошюры сообщал, что начал заниматься этими вопросами с 1913 г.). А может быть, юный Чижевский попал на одно из выступлений неутомимого пропагандиста идей космизма, первого отечественного врача-рентгенолога и одновременно деятеля художественного авангарда Н.И.Кульбина (одна из лекций 1913 г. называлась «Хроника Солнца и геологии в связи с историей человека»)?
В первой четверти XX века принято выделять Серебряный век русской культуры (литературы, поэзии, живописи, архитектуры и т.п.). Тогда же наблюдалось, как видим, и скопление звезд первой величины в науке и философии: И.П.Павлов и Н.И.Вавилов, К.Э.Циолковский и В.И.Вернадский, Питирим Сорокин и Н.Д.Кондратьев, А.А.Богданов и Н.А.Бердяев и ряд других научных деятелей. Они осуществили прорыв в ряде отраслей знания, заложили краеугольные камни научного здания, достраивать которое предстоит нашим современникам и в третьем тысячелетии.
А.Л.Чижевский принадлежал к числу главных действующих лиц такого интеллектуального взрыва. Именно с него началось научное изучение проблемы солнечно-биосферных связей и ритмов. Именно он впервые обобщил, систематизировал труды литературных и цифровых источников, а затем проанализировал их статистические данные математическими методами.
Вот основные этапы выполнения этой естественнонаучной программы.
1. Было определено состояние изученности проблемы «Солнце – биосфера» по литературным данным и выявлены основные направления необходимых исследований. Выражаясь современными терминами, проведено предпроектное обследование системы гелиобиологических связей. А это значит, что уже тогда Чижевский мыслил системно и диалектично с учетом всех возможных взаимосвязей биосферы.
2. В соответствии с поставленными задачами собрана необходимая информация, банк данных о развитии земных процессов в сопоставлении со статистикой хода солнечной активности – самого важного и практически единственного в то время источника сведений о динамике Космоса.
3. Для обработки статистических материалов Чижевский впервые в практике гелиобиологии привлек математические методы и показал реальность корреляции солнечно-биологических связей и ритмов. Как говорили классики, наука лишь тогда достигает совершенства, когда использует математику.
4. Чижевский не ограничился лишь статистическими сопоставлениями, но и провел ряд
экспериментов по изучению механизмов солнечного влияния на живые системы, в частности на микроорганизмы, животных и человека.
5. Впервые в науке Чижевский начал
моделирование сложнейшей системы гелиобиосферных связей. Он пришел к выводу, что во всей этой огромной системе необходимо выбрать наиболее представительное звено, которое бы отражало все составляющие биосферы как по объектам наблюдений, так и по наличию соответствующей документации об их динамике.
Гениальным прозрением ученого стало избрание в качестве такой модели биосферы эпидемического процесса. Не будучи эпидемиологом, Чижевский глубоко изучил существо эпидемиологических явлений, и его основные выводы в этой области справедливы и сегодня.
6. Точно так же Александр Леонидович освоил специфику психологических и даже психиатрических популяционных исследований и фактически пришел к созданию основ социальной психофизики. Показателем компетенции его в этой области являются многочисленные публикации, представленные не только в «Русско-немецком медицинском журнале», но и в современных изданиях, где психосоциальные идеи и положения Чижевского звучат вполне актуально. Достаточно сослаться, например, на обширную работу по гелиопсихологии масс в книге «Космический пульс жизни», написанной в 30-х годах XX века [8]. Ученый посягнул на святая святых религии и ортодоксальной философии, психологи, психиатрии, политики с ее манипулированием сознанием масс, выдвинув КОНЦЕПЦИЮ ИСТОРИОМЕТРИИ, ключевым звеном которой была связь исторических событий с космосом через изменения психического состояния людей.
Следует сказать и о новых публикациях архивных документов о разработке Чижевским проблемы
передачи мыслей на расстояние, при этом полученные им выводы согласуются с известными высказываниями Николая Константиновича Рериха на этот счет.
В заключение необходимо указать на важную роль супругов Н.К. и Е.И. Рерих, готовивших переход человечества к восприятию космического сознания и утверждавших общее мировоззрение по проблеме связи биосферы и социума с космическими пертурбациями. Морально-этическую доктрину таких связей в сфере психической деятельности человечества представило именно Учение Живой Этики. Они также стремились найти практическое приложение этой философской системы, что выражалось не только в пропаганде нравственности, но и в прогнозах. Так, Е.И.Рерих неоднократно с 1934 года предупреждала о грядущих в конце XX века катаклизмах, что и подтвердилось реальным ходом истории, в частности развалом советской империи в 1991 году.
Литература
1. Одоевский В.Ф. 4338 год. Петербургские письма. М., 1926.
2. Цит. по: Величко Ф.К. Яков Брюс и его календарь // Гермес. М., 1992.
3. Циолковский К.Э. Ракета в космическое пространство / Гений среди людей. М.: Мысль, 2002.
4. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга, 1924.
5. Боголепов М.А. Колебания климата и историческая жизнь. М., 1912.
6. Цит. по: Владимирский Б.М., Темурьянц Н.А. Влияние солнечной активности на биосферу – ноосферу. М.: МНЭПУ, 2000.
7. Анучин В.И. Солнечный закон. Томск, 1918.
8. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М.: Мысль, 1995.