От самых ранних лет небесное зодчество давало одну из самых больших радостей. Среди первых детских воспоминаний прежде всего вырастают прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрые перестроения, мощное творчество надолго привязывало глаз ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы – чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных. Без них и охота и первые раскопки не были бы так привлекательны, и в раскопках и в большинстве охот глаз все-таки устремлен вниз, и это не наскучит, лишь зная, что вверху уже готова заманчивая картина. Сколько раз из-за прекрасного облака благополучно улетал вальдшнеп или стая уток и гусей спасалась неприкосновенно. Курганы становились особенно величественными, когда они рисовались на фоне богатства облаков. На картине «Морской бой» – первоначально все небо было занято летящими Валькириями, но затем захотелось убрать их, построив медно-звучащие облака, – пусть сражаются незримо. Картины «Небесный бой», «Видение», «Веление Неба», «Ждущие», «Карелия» и многие другие построены исключительно на облачных образованиях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда на высотах она делается темно-ультрамариновой, почти фиолетовой. Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях
Английские власти задержали Центрально-Азиатскую экспедицию Н.К.Рериха на плато Чантанг на продолжительный срок – с октября 1927 по март 1928 г., то облачные миражи были одним из лучших утешений. Доктор
Речь идет о Константине Николаевиче Рябинине (1874–1953), враче, присоединившемся к Центрально-Азиатской экспедиции в Урге в апреле 1927 г. говорил нам, прощаясь вечером: «До свидания, а может быть, и прощайте – вот так люди и замерзают». Но в то же время уже сияли мириады звезд, и эти «звездные руны» напоминали, что ни печаль, ни отчаяние неуместны. Были картины «Звездные руны», и «Звезда героя», и «Звезда Матери Мира», построенные на богатствах ночного небосклона. И в самые трудные дни один взгляд на звездную красоту уже меняет настроение; беспредельное делает и мысли возвышенными. Люди определенно делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают свое воображение. А ведь воображение наше – лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых его дней уже предлагается несказуемая по красоте своей небесная книга. Была и картина «Книга Голубиная».
1939
Рерих Н.К. Из литературного наследия.
М.: Изобразительное искусство, 1974