This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version
« Previous Page Table of Contents Next Page »Часть четвертая. ЗЕМЛЯ РИШИ
79
ными — с музыкой, танцами, песнями, цветами, яркими огнями, с обязательными благовониями, пирами, на которых пили вино, и, наконец, с различными молитвами. Содержание молитв зависело от характера праздника. Были праздники цветов, первого снега, первой виноградной лозы, первого зерна, собранного осенью, первой борозды, проведенной весной. И конечно, были праздники в честь нагов, когда молились им и сверкающим снежным вершинам Гималаев. Устраива лись праздники в честь богини земли, богини дома, богини виноградной лозы, богинь рек. Были также праздники, когда поклонялись солнцу, луне, планете Венере, созвездиям... Синий наг, предписавший эти ри туалы, напоминал людям об их таинственной связи с космосом, о том, что они, как солнце, луна, планеты и созвездия, являются частицами Великой Беспредельности.
Он также не давал забыть им о том, что произошло в глубочайшей древности в ГималаяхиКашмирскойдолине.Праздновался, например, первый день творения или, вернее, «Новый день творения»—Навасам ватсара. Одно только перечисление объектов поклонения может дать вполне ясную картину того «Нового дня творения», который выплы вал из глубин мифического времени и становился реальностью на уди вительномпразднике.Поклонялись индуистской троице богов: Брахме, Вишну и Шиве. Кроме них этого удостаивались: планеты, созвездия; божества, управляющиеВременем; все четырнадцатьМану—прошлые, будущие и настоящие; все риши — Великие мудрецы; богиниматери; семь континентов; семь миров, в том числе и нижние; девять земель Бхараты (Индии), пять стихий, человеческий ум и душа, всемогущий Пуруша, горы, реки и почти все божества, которые содержатся в свя щенных книгах начиная от Вед и кончая Пуранами. Торжественно отмечалась дата извлечения земли Кашмира из вод Великого потопа. Отмечали начало новой Критаюги, дни рождения семи Ману и появ ление самой большой реки Кашмира — Джелама. В ней омывались, ей молились, приносили цветы. И голубая река еще много дней после праздника несла на своих водах гирлянды цветов и изысканные куша ния, предложенные ей благодарными людьми.
Праздникипорождалив людяхдолиныСинего нага чувство причас тности ко всему совершающемуся на земле, в космосе и у богов. Даже бог Вишну, своим выдохом создающий каждый раз новуюВселенную, а вдохом погружающий ее в длинную ночь Пралайи, а затем отдыхаю щий на космическом змее Сеше, имел непосредственное отношение к людям долины. ВКашмире существовало твердое убеждение, что если не устроить праздника в честь засыпающего Вишну, то бог не уснет. Бог засыпал, но иногда ворочался на своем ложе, и тогда шел подземный гул и сотрясались окрестные горы.
Когда его будили, то пять дней все танцевали, пели и играли на музыкальных инструментах. К концу пятого дня Вишну не выдержи вал этого шума, просыпался, и люди успокаивались. Они знали, что
This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version
« Previous Page Table of Contents Next Page »