Page 79 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

Часть четвертая. ЗЕМЛЯ РИШИ

79

ными — с музыкой, танцами, песнями, цветами, яркими огнями, с обязательными благовониями, пирами, на которых пили вино, и, наконец, с различными молитвами. Содержание молитв зависело от характера праздника. Были праздники цветов, первого снега, первой виноградной лозы, первого зерна, собранного осенью, первой борозды, проведенной весной. И конечно, были праздники в честь нагов, когда молились им и сверкающим снежным вершинам Гималаев. Устраива­ лись праздники в честь богини земли, богини дома, богини виноградной лозы, богинь рек. Были также праздники, когда поклонялись солнцу, луне, планете Венере, созвездиям... Синий наг, предписавший эти ри­ туалы, напоминал людям об их таинственной связи с космосом, о том, что они, как солнце, луна, планеты и созвездия, являются частицами Великой Беспредельности.

Он также не давал забыть им о том, что произошло в глубочайшей древности в ГималаяхиКашмирскойдолине.Праздновался, например, первый день творения или, вернее, «Новый день творения»—Навасам­ ватсара. Одно только перечисление объектов поклонения может дать вполне ясную картину того «Нового дня творения», который выплы­ вал из глубин мифического времени и становился реальностью на уди­ вительномпразднике.Поклонялись индуистской троице богов: Брахме, Вишну и Шиве. Кроме них этого удостаивались: планеты, созвездия; божества, управляющиеВременем; все четырнадцатьМану—прошлые, будущие и настоящие; все риши — Великие мудрецы; богиниматери; семь континентов; семь миров, в том числе и нижние; девять земель Бхараты (Индии), пять стихий, человеческий ум и душа, всемогущий Пуруша, горы, реки и почти все божества, которые содержатся в свя­ щенных книгах начиная от Вед и кончая Пуранами. Торжественно отмечалась дата извлечения земли Кашмира из вод Великого потопа. Отмечали начало новой Критаюги, дни рождения семи Ману и появ­ ление самой большой реки Кашмира — Джелама. В ней омывались, ей молились, приносили цветы. И голубая река еще много дней после праздника несла на своих водах гирлянды цветов и изысканные куша­ ния, предложенные ей благодарными людьми.

Праздникипорождалив людяхдолиныСинего нага чувство причас­ тности ко всему совершающемуся на земле, в космосе и у богов. Даже бог Вишну, своим выдохом создающий каждый раз новуюВселенную, а вдохом погружающий ее в длинную ночь Пралайи, а затем отдыхаю­ щий на космическом змее Сеше, имел непосредственное отношение к людям долины. ВКашмире существовало твердое убеждение, что если не устроить праздника в честь засыпающего Вишну, то бог не уснет. Бог засыпал, но иногда ворочался на своем ложе, и тогда шел подземный гул и сотрясались окрестные горы.

Когда его будили, то пять дней все танцевали, пели и играли на музыкальных инструментах. К концу пятого дня Вишну не выдержи­ вал этого шума, просыпался, и люди успокаивались. Они знали, что

Page 79 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »