This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version
« Previous Page Table of Contents Next Page »Часть четвертая. ЗЕМЛЯ РИШИ
43
смысл. Смысл прошедшейжизни, ставшей истоком всего, что я видела и наблюдала в Кашмирской долине. И те вопросы, которые я задавала себе, стоя на мягком травяном ковре древнего городища, которые вол новали меня еще час тому назад, както потускнели, увяли и потеряли свое значение перед чемто более важным и насущным, что увидел во всем этом великий художник и ученый. Но уйти полностью в истори ческое время в Кашмирской долине мне не удалось. Такая уж эта была долина. Мифическое время упорно появлялось на моем пути.
Самая ранняя историческая хроникаКашмира, дошедшая до наших дней, называлась «Раджатарангини» — «Река царей». Она была напи сана ученымпандитом Калханой в XII веке на санскрите. Многое из сообщенного Калханой подтвердили другие источники и позднейшие исследования. Но многое осталось и неясным. Калхана писал свою хронику, используя древние источники, которые до наших дней не дошли. Одни были безвозвратно утеряны, другие погибли во времена бедствий и вторжений. Если судить о «Реке царей» строго, с позиций исторического времени, то нужно признать, что проверке поддается только период, начинающийся с VII века нашей эры, когда в Кашмире воцарилась могущественная династия царей Каркота. То, что было до этого, несло на себе печать мифического времени. Летосчисление, которымпользовался ученыйпандит, не совпадало с нашим. Оно назы валось Саптариши, или «Семь мудрецов» 9 , и начиналось в 3076—3075 годах до нашей эры.
В этот период произошел ряд внеисторических событий, таких как Великая война между Пандавами и Кауравами, отраженная со всеми подробностями в эпосе «Махабхарата». От Пандавов будто бы и пошла династия древних царей Кашмира, тридцать пять из которых были по теряны гдето на перекрестке мифического и исторического времени. С этими «потерянными царями» были связаны таинственные легенды, повествующие о затонувших городах. «Река царей» как бы пересохла и прервалась на этих исчезнувших правителях. Апотом снова наполни лась водой, забурлилаипотекла уже кисторическому времени.Поэтому официальная история Кашмира начинается с III века до нашей эры, когда в Индии уже правил император Ашока.
Пестрый людской поток заполняет улицы кашмирских городов и его дороги. Дороги эти древние, как и кровь, которая течет в жилах тех, кто сегодня идет по ним. Люди здесь не похожи на живущих в остальной Индии. На них лежит печать какойто особенности, сохра ненной и пронесенной через века. Как удалось им это сделать — еще одна загадка Кашмирской долины. Время ставит загадки, но оно их и разгадывает.
«Физические и этнические особенности, которые так резко отлича ют кашмирцев от окружающих рас, всегда поражали наблюдательных путешественников в Долине» 10 . Это слова крупного археолога Аурелла Стейна, исследовавшего иИндию, иЦентральнуюАзию. Путешествен
This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version
« Previous Page Table of Contents Next Page »