Page 105 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

Часть четвертая. ЗЕМЛЯ РИШИ

105

его королевы. Лица королевской четы были повреждены. Носы и рты разбиты. И только продолговатые глаза под тяжелыми каменными веками смотрели печально и отрешенно на то, что осталось от знамени­ того храмаШивы. Бог, которому был посвящен храм, был древним, его корни глубоко уходили в раннююкультуру долиныИнда. Он считался покровителем таинственной тантры и мастером йоги.

УдеревниШирянаткнулась на древнее святилищеШивы. Оно было много старше прекрасных гранитных храмов царяАвантивармана. Это былменгирлинга, в котором высекли четыре статуи. Святилище тоже пытались разрушить. Но сдвинуть многотонную глыбу камня не уда­ лось. Зато рука варвара уничтожила статуи. Из четырех сохранилась лишь одна. Это былаженская фигура. Локоныкаменных волос падали на покатые плечи, тяжелое ожерелье лежало на груди. Черты лица стерлись и выветрились. И лишь продолжали жить резко очерченные глаза. Торс статуи был покрыт пятнами цветного мха. И казалось, что некогда прекрасное тело поражено страшной проказой. Когдато эта женщина была богиней, которой поклонялись здесь, на холме, стояв­ шем у синих гор. Поклонялись созидательному началу — богу Шиве и ей. Вокруг менгира росли кряжистые деревья, часть из которых уже была вырублена. Но оставшиеся еще образовывали правильный круг. Круг, которым отмечали когдато святилища.

Говорят, загадочные пишача, пришедшие измифического времени, тоже поклонялись этому же древнему богу. Может быть, они и соору­ дили это святилище, подобное многим, потерянным в бесконечном времени. Возможно, из этих святилищ и выросли позже прекрасные гранитные храмы, посвященные Шиве. Но какие бы ниточки преемс­ твенности, соединяющие эти грандиозные храмы с предшествующей культурой, мы ни пытались найти, всетаки тайна продолжает оста­ ваться тайной. Создавалось впечатление, что храмы возникали как бы внезапно, сразу. У них не было явных предшественников, по крайней мере, среди тех древних памятников, которые оказались на поверхнос­ ти Кашмирской земли. Храмы возникали неожиданно, как будто по чьемуто вдохновениюи неодолимому замыслу. Иоднаждывозникнув, они не менялись, не перестраивались, но порождали лишь подобных себе. И только невежественная рука шаха Сикандара прервала в ХV веке эту нить странного самовоспроизводства.

«Древние храмы Кашмира, — писал индийский археолог Дебала Митра, — образуют гомогенную группу, без особых эволюционных изменений законсервировавших в себе форму и традицию, которая уже развилась к восьмому веку или даже раньше» 23 .

Когда я осматривала руины этих уникальных храмов, мне каза­ лось, что в силу какихто неизвестных мне обстоятельств, прорвав толщу веков, откудато из глубины Времени однажды забил неведо­ мый источник и вынес на поверхность драгоценные кристаллы этих удивительных храмов — воспоминаний о чемто более значительном,

Page 105 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »