Page 6 - Urusvati_2007

This is a SEO version of Urusvati_2007. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

Н а с л е д и е

34

О . А . Л а в р е н о в а . И н с т и т у т Г и м а л а й с к и х и с с л е д о в а н и й « У р у с в а т и » . . .

35

в духовной жизни человека, в творческой ассими-ляции (трансмутации), аккумулировании и при-менении космических лучей-энергий, обозначал вехи науки будущего, данные в философии Жи-вой Этики. В письмах к русскому биологу Нико-лай Константинович достаточно подробно сооб-щал некоторые аспекты проводимых Институтом исследований: «Сейчас строим Биохимическую Ла-бораторию, и Вы можете себе представить, какие затруднения испытываем по нынешним обстоя-тельствам, не говоря уж о разных местных услови-ях, но, преодолевая необыкновенные трудности, шаг за шагом все-таки строим. Совершенно понят-но, почему строим именно здесь. Во-первых, все ес-тественные условия здешних горных высот совер-шенно необыкновенны. Кроме того, только здесь

возможно изучение древнейшей Аюр-Ведической и Тибетской меди-цины, которые, как Вы знаете, содер-жат в себе массу полезнейших дости-жений, совершенно еще не принятых во внимание Западной Наукою. <...> Пора, наконец, понять, что эта веко-вая мудрость (Йога. – О.Л. ) вовсе не должна находиться в так называемом оккультном тумане, но должна сде-латься достоянием непредубежден-ного познания. И для этого, конечно, прежде всего, нужны местные языки, со всеми тончайшими философски-ми, физическими и медицинскими понятиями. Западная Наука уже не-однократно страдала от неточности и неосведомленности переводчиков и толкователей. <...> Все дальнейшие [высшие] Йоги, конечно, построе-ны, на тончайшем изучении и при-менении к жизни нервной системы, обращая сугубое внимание на так на-зываемую симпатическую нервную систему. На Востоке Вам скажут: “Им-мунитет заключается в сердце”. <...> Восток говорит: “Сердце есть вели-чайший аккумулятор и трансмутатор всех космических энергий”. Восток говорит – что энергии и эманации ог-ненно очищенного сердца создают ту атмосферу, при которой сочетаются иначе не соединимые элементы. “Все величайшие открытия и примене-ния Космических лучей-энергий воз-можны при утончении сердца”. Сов-сем недавно местные Университеты наблюдали одного Хатха Йога, который без вреда принимал самые убийственные дозы смертельных ядов. Разгадку этого феномена нужно искать в тре-нировке сердечной энергии. <...> Разве возможны были бы многие чудеса без присутствия огненной энергии сердца? Может быть, можно назвать эту энергию психической энергией. Каждый восточ-ник, говоря о мысли, положит руку себе на сердце, а не на мозг, как это делалось на Западе. Индус зна-ет, где живет Манас. Восток необыкновенно зна-ет значение желез и их секреций для всех [духов-ных] 21 явлений. Шишковидная железа и так назы-ваемая мокротная железка особенно указаны для духовных комбинаций. <...> На Востоке Мысль яв-ляется самой потенциальной, самой мощной сози-дательной энергией» 22 . Николай Константинович

очень интересовался работами Бехтерева по изуче-нию феномена телепатии, но личный контакт меж-ду советским ученым и институтом, расположен-ным в колониальной Индии, по понятным причи-нам был невозможен.

Исследовательский подход Института, его ин-терес к передаче мысли на расстоянии, к духов-ным практикам индийских йогов был понятен не всем. Поэтому Ю.Н. Рерих писал в одном из сво-их писем: «Я не могу понять налет мистицизма в отношении нашего Института. Институт Гима-лайских исследований – это учреждение, занимаю-щееся исключительно научными исследованиями, и его программа была обозначена мной в Годовом отчете за 1929–30 гг., опубликованном в первом томе нашего журнала. Д-р Лозина 23 , сотрудник Института, проводил исследования современной практики индийских йогов с психологической и патологической точек зрения, но эта тема уже изучалась рядом хорошо известных ученых и едва ли может классифицироваться как “мистицизм”» 24 . Следует отметить, что в современной науке Индии в числе программ исследования пограничных со-стояний сознания немалое место занимает изуче-ние состояний медитации и транса индийских йо-гов, когда-то разрабатывавшихся в «Урусвати». К сожалению, биохимическая лаборатория, для которой было построено здание, частично за-куплено оборудование, в которую должны были входить лаборатории органики и фармакологии, раковых исследований, физиче­ ская лаборатория, так и не начала свою работу. Для ее функциони-рования нужна была электростан-ция, но из-за роста цен строи-тельство откладывалось. Пригла-шенный возглавить лабораторию биохимик из Гарвардского уни-верситета В.А. Перцов 25 , видя та-кую задержку в реализации пла-нов по созданию лаборатории, не приехал.

Медицинский отдел Институ-та сотрудничал с биохимиками Гарвардского университета. Отдел Института «Урусвати», работав-ший в Нью-Йорке, вел активную переписку с ведущими специалис-тами в области изучения раковых заболеваний. Создатели Институ-та предполагали, что изучение ти-

бетских медицинских трактатов и лекарственных средств в будущем поможет преодолеть эту «чуму ХХ века». Медицинский советник Института док-тор К.К. Лозина-Лозинский начал исследование местных лекарственных растений и их каталоги-зацию в соответствие с традициями местной фар-макопеи. Святослав Николаевич Рерих занимался составлением лекарственных препаратов и эмуль-сий, исследовал мускус, лекарственные свойства лития и минералов. Следует отметить, что эти ис-следования проводил человек, глубоко знакомый с восточной духовной традицией, поэтому «он не только использовал знания европейской и азиат-ской медицины и фармакопеи для своих исследо-ваний, но и расширял их, сообщая новое духов-ное измерение научным наработкам. Это в пер-вую очередь относится к изучению йогических растений, обладающих особыми энергетическими свойствами, о которых традиционная наука имеет весьма смутное представление, а отдельные сведу-щие ламы и йоги предпочитают не выдавать соби-равшиеся тысячелетиями секреты. В Наггаре про-водились работы по изучению подобных лекарст­ венных растительных, минеральных и животных препаратов, которые можно характеризовать как жизнедатели, охранители, очистители, поддержа-тели, восстановители» 26 .

Важным направлением деятельности Инсти-тута были экспедиции в горные районы. Рерихи писали о том, что Гималаи незаменимы для изу-

21 Слово вычеркнуто.

22 Рерих Н.К. Письмо Метальникову от 6.05.1932 // Культура и время. №2, 2003. С. 77–78.

23 Лозина-Лозинский Константин Константинович [Любич-Ярмолович-] (1894–1986), русский ученый, философ, доктор медицины, работал врачем в Канаде, Колумбии, Марокко и Эритрее.

24 Рерих Ю.Н. Письма. В 2 т. М., 2002. Т. 1. С. 191.

25 Перцов Владимир Александрович, биохимик, профессор Гарвардского университета, сокурсние Ю.Н. Рериха

26 Чирятьев М.Н. Естественнонаучные исследования С.Н. Рериха // Культура и время. №2, 2005. С. 34.

Профессор ВМА В.М. Бехтерев. 1912. Фотограф К.К. Булла

Кристаллы горного хрусталя из коллекции

Рерихов. Фото А. Клюева

Page 6 - Urusvati_2007

This is a SEO version of Urusvati_2007. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »