Декларация прав науки. Постановка проблемы

Г.Н.Фурсей,
академик, вице-президент РАЕН,
Санкт-Петербург

Найти путь к Творцу, охранить Род
И жить в согласии со Вселенной.

Кир Булычёв

НАУКА КАК ВИД ИСКУССТВА

Творческий труд воплощается и аккумулируется в культуре, одним из основных звеньев которой является наука. Наука ― важнейший компонент, от которого зависит развитие и сохранение цивилизации.
Как наиболее осознанная часть культуры наука располагает количественными критериями и объективными представлениями об окружающем нас мире. Она включает в себя накопленное человечеством систематизированное знание, носителей знания (учёных), систему передачи знания (образование) и основы нравственности, определяющие пути использования знания.
Помимо основных признаков, наука как высочайшее достижение человеческого духа, своими средствами отражающая и познающая природу, обладает присущей ей внутренней гармонией и красотой, эмоциональным содержанием и образным выражением, и в этих своих проявлениях способна производить глубокое впечатление на людей, даже не обладающих специальными профессиональными знаниями и навыками. Представление науки как самостоятельного вида искусства могло бы служить поднятию престижа научного знания во всём мире, среди всех слоев населения и тем самым способствовать утверждению авторитета науки и проникновению этого вида культуры в сознание широкого круга людей планеты.
В качестве примеров можно привести представление великих идей, гипотез, открытий, возникших в современном мире в результате развития научного знания, а также представление картин и образов науки:
• в микромире ― это замечательные картины вещества в масштабе атома, отражающие симметрию, гармонию и удивительную элегантность, свойственные природе. Это структуры живой материи ― структура гена, биологических молекул и т.д.;
• в макромире ― это картины, отражающие красоту явлений природы, динамику движения природных процессов, мгновенные слепки состояния вещества в различных условиях, замечательные модели явлений природы, созданные благодаря применению методов вычислительной математики и т.п.;
• в мегамире ― это отображение величественных картин космоса, звёздных образований, астрономических, космогонических объектов, космических явлений и процессов;
• и многое другое.
Отдельные элементы этого искусства науки время от времени возникают, появляются и демонстрируются, но столь же доступным достоянием людей, как традиционные произведения искусства, они до сих пор не стали. В этом смысле концентрированное понимание искусства науки как ветви культуры даёт возможность значительно повысить общий культурный уровень населения планеты.
Основным девизом этого вида искусства мог бы стать девиз: «Знание во благо человечества».

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ

Аспект, связанный с использованием и распространением знаний, является особым аспектом науки. Разработка специальных документов, соглашений, договорённостей, законов, регламентирующих использование результатов научных исследований, а также распространение знаний, которые могут представлять опасность для жизни, является одной из главных этических проблем современности. Дальше отступать практически некуда. Сейчас возможности бездумного использования знаний так расширились, что человечество может тысячью способов уничтожить не только себя, но и всё живое на Земле и разрушить саму планету. В то же время многие достижения человечества весьма полезны, например, созданные ядерные заряды могут оказаться чрезвычайно важными для защиты планеты от разрушения при столкновении с крупными метеоритами или возникновении других космических опасностей. Сказанное относится ко всем отраслям знания, в т.ч. к биологии, химии, физике, математике и др.
Развитие невозможно, да и нецелесообразно приостанавливать, но по мере возрастания мощи знания, появления нового знания и, соответственно, опасности его использования возникает актуальнейшая задача: как вести себя в бурном потоке экспоненциально возрастающих возможностей, как договориться, какие нравственные и базирующиеся на них политические решения необходимо принять, чтобы минимизировать эту опасность.

НАУКА И РЕЛИГИЯ

Сегодня соотношение науки и духовности, науки и религии приобрело особую актуальность. Этой проблеме, требующей конструктивного решения, посвящён ряд конференций, в результате проведения которых стало понятно, что между наукой и религией нет прямого противостояния. В своё время оно было искусно выдумано апологетами тех или иных религий. Не творцами, не апостолами ― апологетами, что воплощено в жуткой притче о великом инквизиторе в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Джордано Бруно, Коперник, Галилей... На протяжении нескольких веков тысячи и тысячи яростных столкновений пытливых умов с невежественными поборниками веры привели к невосполнимым потерям. Страшный удар по знанию был нанесён и воинствующим атеизмом. По идеологическим соображениям оказались затоптаны целые научные направления.
Сейчас совершенно ясно, что традиционная наука и религия ― это независимые каналы, способствующие более целостному осознанию мира. Эти пути взаимодополнительны и оба сходятся в человеке.

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Нельзя быть настолько невежественным, чтобы
запрещать развитие знания. Не человекоподобен,
кто преследует науку! Повторим эту укоризну несчётное
число раз, пока самое мохнатое мышление не устыдится.

Живая Этика. Аум

В век высокотехнологичной цивилизации парадоксально звучит утверждение, что технический прогресс наносит вред человеку. (Этот вопрос и прежде неоднократно возникал в истории человечества: например, в XVIII веке механизация производства встречала яростное сопротивление цеховых объединений из-за боязни рабочих потерять работу.) Пока мыслители всесторонне обсуждали ситуацию, а консерваторы неизменно говорили, что техника ― дело вредное и страшное, наука и техника шли вперёд и добивались выдающихся результатов, открывая человеку новые потрясающие возможности. В начале XX века выдающийся христианский философ Н.А.Бердяев, анализируя эту проблему, очень точно сформулировал ответ: «Этическое отношение к технике не может быть противоречивым и двойственным. Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире, она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть признана ценностью и благом».
«Оправдание техники в широком смысле слова есть оправдание культуры, и отрицание её есть желание возврата от состояния культурного к состоянию природному».
«Головокружительные успехи техники в ХІX―ХХ веках обозначают самую большую революцию в истории человечества, более глубокую, чем все революции политические».
«…Поразительные успехи физики и основанной на ней техники приводят к обнаружению в мире неведомой до того действительности».
«…Через человека, через человеческое знание и изобретение меняется космос».
«…Человеку даётся страшная разрушительная и созидательная власть. И от его духовного состояния зависит, направит ли он эту власть на созидание или на разрушение».
«…Она (техника) раскрывает возможности большего освобождения духа»
[1, с. 197-199].

НРАВСТВЕННЫЙ АСПЕКТ НАУКИ

…Духовное сознание отстало от физического.
Этика утерялась среди нагромождений формул.

Живая Этика. Мир Огненный

Знания как таковые по отношению к добру и злу индифферентны. И в этом заключается нравственная проблема ― проблема свободы выбора, проблема свободы воли.
Без глубоких знаний невозможно развитие ни одной цивилизации. Именно знание способствует движению человечества по пути восхождения. Но для того чтобы это восхождение было устойчивым, требуются чётко сформулированные договоренности, на основе которых должны быть приняты фундаментальные решения, многократно повышающие ответственность за использование знаний; необходим также анализ последствий применения новых знаний. Всё вышесказанное налагает особую ответственность на любое государство, в особенности на его учёных и правительство.
Неотвратимо назрела необходимость выработки фундаментальных, глобальных международных договоренностей ― документа, который мог бы быть назван «Декларация прав науки». Документ должен быть обязателен для всех государств и определять использование и распространение знания только во благо человека. Несомненно, создание такой декларации является чрезвычайно сложной задачей, требует фундаментальных исследований и концентрации усилий всего научного сообщества, но сделать это нужно, т.к. её создание абсолютно необходимо.

ТЕЗИСЫ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ. ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАУКИ

Приводим примерный текст статей, которые следовало бы включить в Декларацию прав науки.
Статья 1. Творчество и углубление знания о Вселенной постулируется как основное предназначение развивающегося человечества. Одной из главных задач в этом направлении является формирование и расширение сознания. Этой фундаментальной задаче в основной своей части должен быть подчинён процесс воспитания и образования, в том числе и процесс подготовки учёных.
Статья 2. Знания являются достоянием нации, народа страны, всего человечества. Терять знания или способствовать их утрате преступно.
Статья 3. Знания могут использоваться только во благо. Они не должны находиться в пассивной форме, если необходимо их применение для осуществления процесса развития, прорыва на пути восхождения, а также в случае необходимости преодоления опасных тенденций и ситуаций. Распространение и использование знания, могущего принести вред человеку, недопустимо.
Статья 4. Знания, последствия распространения которых не удовлетворяют научным критериям безопасности для жизни человека и планеты, не могут быть предложены к реализации.
Статья 5. Сокрытие пагубных последствий применения опасных знаний преступно.
Статья 6. Знание должно оберегать сознание, способствовать его расширению и формированию, ориентировать на восхождение к высшим духовным ценностям. Недопустимо использование знания для манипуляции сознанием и бесконтрольного проникновения во внутренний мир человека.
Статья 7. Увеличение энергетической мощи на основании развития новых знаний должно быть направлено на увеличение устойчивости жизни человеческого общества и не должно нарушать экологию планеты.
Статья 8. Наука как основная движущая сила прогресса, эволюции, творческого роста человека имеет право на всестороннюю поддержку государства и общества. Обязанностью государств является сохранение и приумножение знаний.
Статья 9. Знания, необходимые для сохранения, поддержания жизни, служащие охране здоровья человека и способствующие эволюции человека и общества, должны быть достоянием всего человечества. Сокрытие их недопустимо.
Статья 10. Распространение и использование знаний, способствующих массовому уничтожению людей и любых проявлений жизни на планете, преступно. Знания не могут быть использованы для сознательного уничтожения человека и природы.
Статья 11. Знания, несущие опасность при неправильном обращении с ними, не могут быть переданы лицам, не имеющим соответствующей квалификации, подтвержденной квалификационными документами.

…Тайна не есть преграда, но лишь охрана пути.
<…> Сокровенность есть сокровище нерасхищенное.
Утрата соизмеримости есть потеря пути.

Живая Этика. Аум

Статья 12. Знания (сокровенные), которые способны воспринять и безопасно употреблять только учёные и мыслители высочайшего уровня, не могут быть переданы людям более низкого уровня сознания и в этом смысле являются государственной и международной тайной, охраняемой соответствующими институтами и процедурами.
Статья 13. Каждый учёный имеет право свободно выражать свои взгляды на природу вещей. Он имеет право провозглашать любую идею, в т.ч. гипотезу, сведения о редком событии, наблюдении и т.п., но при этом обязан объективно характеризовать степень достоверности. Недостаточно осознанное знание представлять как достоверное недопустимо. Любое искажение и фальсификация знания преступны.
Статья 14. Присвоение чужих идей, научных достижений и открытий (плагиат) преступно.
Статья 15. Каждый учёный должен иметь доступ к информации, не составляющей тайну, связанную с опасностью её использования и распространения (см. ст. 11 и 12). Получение информации, отмеченной в ст. 11 и 12, возможно при прохождении специальных экзаменов и допуска.
Статья 16. Недопустимо, чтобы использование знания в интересах бизнеса опережало научное обоснование безопасности его использования.
Статья 17. Ответственность за развитие, сохранение научных знаний, науки как таковой лежит на государстве. Государство, в частности, отвечает за состояние науки, за образование, целенаправленный поиск талантов и предоставление им благоприятной среды для развития и реализации их идей, за преемственность передачи знаний от поколения к поколению, за сохранение научных школ во всех отраслях знания.

Наука не роскошь, а средство перемещения в будущее

Статья 18. Самоокупаемость науки может быть декретирована только на той завершающей стадии, когда результат исследований непосредственно воплощается в товар (технологию, устройство, средство производства и т.п.).
Принципиально: наука, в первую очередь фундаментальная, самоокупаема для общества всегда, так как на основании знаний, предоставляемых ею, намечается наиболее целесообразный путь в будущее, осуществляется оптимальный прогноз, конструирование, построение различного рода технических и технологических систем, развитие всех высоких технологий.
Статья 19. Наука, во всех её формах, имеет право на финансовую помощь со стороны государства, на поддержку воспроизводства научного образования в стране, поддержку одарённых детей и научных школ.
Статья 20. Государство ответственно за сохранение знаний (создание и сохранение банков данных, развитие и сохранение научных институтов, научных библиотек, уникальных установок, создание и сохранение музеев науки и техники, информационного обеспечения науки).

Государство ответственно за сохранение носителей знаний ― учёных.

Считаю необходимым подчеркнуть, что представленные соображения о правах науки являются предварительными и, несомненно, требуют развития и более глубоких и чётких формулировок.

* * *

В заключение считаю своим приятным долгом выразить глубокую благодарность всем тем, кто инициировал идею появления этого документа, за консультации, высказанные соображения, замечания и дополнения.
Я чрезвычайно благодарен советнику РАЕН, членкору Международной академии наук экологии и безопасности человека и природы (МАНЭБ) М.Н.Чирятьеву за многократные плодотворные дискуссии, ряд интересных идей и предоставление в моё распоряжение материалов, касающихся рассматриваемой проблемы: тезисов из Живой Этики, высказываний ряда выдающихся мыслителей, текста Декларации мирового этоса и т.д.
Я также сердечно благодарен академикам РАЕН проф. А.И.Лившицу и проф. Р.Г.Баранцеву за просмотр рукописи и ценные замечания.

Литература

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.