Значение Пакта Рериха и Знамени Мира в процессе воспитания и образования современной молодежи

К.Л.Кондратьева,
научный сотрудник отдела изобразительного
и мемориально-вещевого фонда Музея имени Н.К.Рериха,
Москва

Я хотела бы остановиться на значении Пакта Рериха и Знамени Мира в процессе воспитания и образования современной молодежи. Мои соображения и выводы основаны как на теоретических размышлениях, так и на практическом опыте проведения экскурсий в Музее имени Н.К.Рериха, а также на опыте преподавания в 5–7-х и 10-х классах средней школы.

* * *

Культура, по мнению Николая Константиновича Рериха, есть основа духовной эволюции человека, а значит, и основа таких важнейших процессов, связанных с эволюцией, как воспитание и образование. Пакт Рериха – международное соглашение, посвященное охране культурного наследия человечества, – подписанный в 1935 году, является выраженной в договоре квинтэссенцией идей многих мыслителей и культурных деятелей о сохранении основы эволюции для будущих поколений. Поэтому освещение и популяризация идей Пакта Рериха и его отличительного символа – Знамени Мира в образовательной среде являются не просто актуальными, а остро необходимыми в наше сложное время, когда молодые сердца с трудом могут найти те основы, на которые они могли бы опереться в своей жизни. В процессе воспитания и образования очень важно в нужный момент освещать светлые страницы истории, наполненные не только устремлением людей к высшим идеалам, но и их реализацией в сложнейших условиях жизни. Принятие Пакта Рериха и Знамени Мира является одним из примеров такой реализации.
Николай Константинович не раз говорил о необходимости приобщения молодого поколения к высокому понятию культуры: «…нужно именно сейчас спешно думать не только о Культуре как таковой, но прилагать этот источник жизни молодому поколению. Можете себе представить, во что превращается едва начавшее слагаться миросозерцание юношества, если оно будет слышать и в школах, и в семье своей лишь ужасы отчаяния. Если оно будет слышать лишь о том, что нужно отказаться от самого животворного, что нужно забыть о самих источниках жизни и прогресса» [1, с. 267].
Все мы являемся свидетелями такого безрадостного «превращения».
Н.К.Рерих полагал, что с самых ранних лет человек может начинать мыслить о культуре, пытаясь постичь ее глубокое и многогранное значение. К сожалению, в наше время в среде профессоров-культурологов распространено мнение, что культура является сложным понятием университетского уровня, не рассматриваемым в рамках школьной программы. В то же время в одной из книг Живой Этики мы находим слова: «…углубите курс начальных школ – это Мой совет для немедленного применения!» [2, 131].
Из опыта проведения экскурсий могу сказать, что на вопрос: «Как вы понимаете значение слова “культура”?» школьники, как правило, отвечают молчанием или с сомнением произносят: «Ну, это разные растительные культуры…» Реже встречается стремление интуитивного постижения понятия культуры и попытка облечения своего понимания в слова. А ведь, если задуматься, это противоречит самой эволюции человечества. Основа нашей жизни не может быть недоступна для понимания. Она понятна каждому, только говорить о ней можно по-разному. Вряд ли стоит пытаться одномоментно раскрыть все грани сложного понятия, гораздо целесообразнее постепенно, по принципу спирали «от простого к сложному» закрепляя уже пройденное, расширять сознание.
Дошкольникам можно рассказывать о культуре как о понятии, обозначающем самое прекрасное творчество человека, выражаемое и в мыслях, и в действии. История принятия Пакта Рериха и Знамени Мира может быть переведена на язык сказочного повествования о герое, который в самое грозное для мира время возглавил движение, направленное на защиту всего прекрасного на земле. Причем обратить внимание, что не с оружием в руках, а со Знаменем Мира. Герой хотел укрыть Знаменем все самое ценное и сохранить для будущего человечества. Дети очень любят героев и всегда стараются быть похожими на них, они с удовольствием будут пытаться определить значение символа Знамени Мира и в силу индивидуального восприятия каждого из них дадут расширенную трактовку символа, а значит, и понятия культуры, и тем самым даже на этом этапе обогатят миропонимание друг друга. Подобная практика знакомства детей дошкольного возраста с выдающимися личностями в истории человечества как с героями сказок существует давно, и накопленный опыт может служить хорошей базой для приобщения детей к пониманию культуры.
Как вам хорошо известно, Николай Константинович Рерих сам очень любил легенды и сказания, использовал их сюжеты при создании картин. Во многих из них выражены различные аспекты культуры, которые могут быть легко восприняты через эмоциональное постижение образа. В одном из залов нашего музея на выставке, посвященной 70-летию Пакта Рериха, можно увидеть репродукции картин Н.К.Рериха, на которых изображен знак Знамени Мира. Здесь и легенда о камне – Сокровище мира, который может хранить только самый достойный, и истории о необыкновенных личностях, знания и мудрость которых превышают все возможные представления человека, и многое другое. Хочу отметить, что идеи, взятые из легенд, по сюжетам которых писал картины Н.К.Рерих, уже давно используются и в современном кинематографе, и в компьютерных играх и вызывают огромный интерес у молодого зрителя, начиная с дошкольного возраста. Но содержащийся в них процент истинного знания все еще очень низок, тогда как легенды и сказания в творчестве Н.К.Рериха, впрочем, как и его удивительная жизнь, дышат реальностью, неподдельностью, а значит, представляют особую ценность не только в захватывающе-увлекательном, но и в познавательном смысле. Слова Людмилы Васильевны Шапошниковой о том, что новые космические энергии, приближающиеся к Земле, дадут мощный созидательный импульс только в том случае, если для них будет подготовлено соответствующее культурное поле, подтолкнули меня к следующим размышлениям. То, что мы наблюдаем в современных фильмах-фэнтази и всевозможных компьютерных играх, может быть следствием неподготовленного должным образом культурного поля, в результате чего истина (или энергия) проявляется в пространстве Земли в сильно искаженном, порою до неузнаваемости, виде. Это, в конце концов, приводит к разочарованию и даже к более глубоким депрессивным состояниям – ведь подсознательно каждый человек стремится к постижению истины, но, не находя ее, становится закрытым ко многим восприятиям.

Трудность, с которой сталкиваются преподаватели, заключается еще и в том, что для восприятия таких высоких понятий, как культура, необходимо, чтобы в ребенке были развиты определенные качества, отсутствие которых закрывает путь к осознанию этих высоких понятий. Так, например, в каждом ребенке потенциально заложены способности к обобщению и синтезу, но, чтобы развить эти качества, их нужно постоянно применять. В Учении Храма для развития данных качеств советуется часто менять угол зрения на одно и то же явление, что будет способствовать получению его комплексного восприятия: «…не удовлетворяйтесь исследованиями исключительно в одной плоскости, но для каждого наблюдаемого вами объекта или какой-то его части ищите соответствие во всех иных царствах природы» [3, с. 173].
Давая общие очертания наряду с более подробными описаниями (например, какого-либо одного аспекта понятия культуры), учитель предоставляет детям возможность дополнить эти наброски их личными соображениями. Так как моя основная специальность – искусствовед, в живописном произведении мне близка аналогия с non finite, или недосказанностью, благодаря которой зритель становится сотворцом художника. В данном случае ученик может стать сотворцом учителя-педагога.
Существует также проблема понимания символа и его значения. Опять обращаясь к Учению Храма, хочу процитировать: «Занимаясь изучением символизма, ученик, если он хочет добиться не одних только поверхностных знаний, должен стараться одновременно развивать силу концентрации. Он должен научиться улавливать и представлять себе идею или объект в целом по любой их составной части, и делать это мгновенно <…>» [3, с. 174]. Но, конечно, для достижения успеха в развитии у детей определенных качеств необходима, как отмечает Л.В.Шапошникова, иная система познания и иные методологические основы [4, с. 35]. В трудах современных философов, историков прослеживается мысль об их необходимости. Проблему новой методологии усиленно преодолевают и педагоги. Полагаю, что творчество Николая Константиновича, его жизнь, его метод исследования могут послужить отправной точкой в решении этих сложных задач.
Особый интерес вызывает историческая концепция Н.К.Рериха. В книге «Мастер» Л.В.Шапошникова пишет о том, что во время Центрально-Азиатской экспедиции у Николая Константиновича сформировалась своя историческая концепция, которой он придерживался в дальнейшем. «Основу концепции составлял диалектический метод подхода к истории человечества. Подвижность, быстрая изменчивость и противоречивость исторического процесса – все это нашло отражение в его концепции» [5, с. 307]. Но были в его концепции и ориентиры, так называемые «непреходящие элементы», в основе которых лежало «коллективное творчество народов, древних и современных, их культурный и нравственный опыт, их духовные ценности и многовековые накопления их труда» [5, с. 308] и которые формировали на протяжении веков механизм культурной преемственности.
Эта преемственность выражена и в знаке Знамени Мира, одно из значений которого, как уже было не раз отмечено в ходе конференции, раскрывается как прошлое, настоящее и будущее в кольце вечности. Непрерывность бытия, культурная преемственность наследия предков – если эти идеи, подкрепленные примерами из жизни, будут звучать основным лейтмотивом в преподавании исторических дисциплин, то мировоззрение детей значительно расширится, уйдет скука и непонимание: «А зачем нам это прошлое нужно, ведь мы живем совсем в другое время?» Николай Константинович обращал внимание на важность того, чтобы «мост между прошлым и будущим» сохранился без разрушений и насилия, так, как было заповедано во всех учениях древности. Важно дать понять детям, что, разрабатывая проект Пакта, Рерих стремился охранить не просто атрибуты древности, а реальность бытия во всех его проявлениях. Произведения искусства, памятники архитектуры, археологические находки часто являются свидетелями устремления людей прошлого в будущее, к более прекрасной и совершенной жизни, свидетелями высшего стремления «человечества утвердить смысл своего внутреннего Бытия» [цит. по: 6, с. 29]. Поэтому для нас они являются важнейшим этапом и в нашей собственной эволюции. Мы можем проследить, что реализовано, а что еще предстоит сделать. Только оценка должна быть не предвзятой, а исходить из понимания всего великого разнообразия проявлений культуры.

Внимание детей среднего и старшего школьного возраста важно обратить на проводимую в масштабе всей планеты общественную деятельность Н.К.Рериха накануне Второй мировой войны как на проявление созидательной мощи, направленной на погашение мировой агрессии, благодаря чему многие люди пополнили ряды миротворцев. Ведь, говоря словами Николая Константиновича, «не рука, но мысль и творит, и убивает» [1, с. 18].
Здесь хотелось бы привести пример недоумения одной девочки по поводу существования каких-либо объективных причин войны между людьми: «Если бы каждый солдат в армии понял, что война – это ужасно и не пошел бы воевать, войны бы не было».

В современном мире вера в торжество сил созидания и прогресса значительно подорвана. А вера в искреннее единение людей во имя светлой идеи и вовсе кажется утопической. Словно предвидя эту ситуацию, Николай Константинович в одном из очерков пишет о том, что так называемые абстракции, или мечты человечества, воплотятся в реальность только благодаря собиранию около них новых усилий, что будет способствовать напряжению созидательной энергии. И в этом Николай Константинович подает нам прекрасный пример. Ничто не складывается само собой. Созидание – это великое непрерывное напряжение, которое одно противостоит разрушению.
Необходимо обозначить факт принятия Пакта Рериха как этап на пути утончения человека, на пути расширения его сознания, утверждения в жизни основ Культуры и Красоты, как этап значительный, следствия которого еще проявятся в полной мере в будущем. Мировая история может быть представлена как в позитивном, так и в негативном аспекте. Важно лишь, чтобы она не воспринималась молодым поколением однобоко, как торжество грубой силы. От осознания этого может родиться только отчаяние! И опять обратимся к словам Живой Этики: «То воспитание будет лучшим, которое сможет возвеличить привлекательность блага» [2, 102].

* * *

Говоря об отличительном символе Пакта Рериха – Знамени Мира, нужно отметить, что такой знак был выбран Николем Константиновичем не случайно. Он писал: «Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских» [7, с. 277]. Николай Константинович удивительно тонко подметил, что символ трех малых кругов в единой окружности вмещает в себе всю глубину и многогранность понятия культуры, которое постепенно раскрывалось людьми на протяжении столетий и к ХХ веку засияло во всей своей полноте на Знамени Мира.
Позволю себе предположить, что в знаке Знамени Мира «зашифрована» и его историческая концепция. Наглядность всегда помогает, особенно детям, лучше усваивать сложные понятия, возможно в этом и состоит одна из задач символа. Так, историческая концепция Н.К.Рериха может быть представлена в виде спирали, разворачивающейся вокруг незыблемых устоев, таких, как Знание, Любовь и Красота или Наука, Искусство и Религия. На плоскости эта пространственная структура будет иметь форму окружности, описанной вокруг трех малых кругов.
Впервые идея того, что символ Знамени Мира выражает некую пространственную структуру, каким-то образом связанную с устройством Мироздания, пришла ко мне во время исследования иконы Андрея Рублева «Троица». На ней она явно прочитывается. Далее я обратила внимание на описанные и в Живой Этике, и в Учении Храма различные энергетические построения, связанные с символом Троицы. Вот, например, что говорится в Учении Храма: «Какую бы из троиц мы ни рассматривали: Отец, Мать, Сын, или Атма, Буддхи, Манас; Материя, Сила, Сознание; Желание, Воля, Мудрость или Тело, Душа, Дух – это не имеет значения, ибо в конечном счете все они являют Одно, и это Одно в Трех есть Абсолют, жизнь и бытие всего, что проявлено на всех планах Космоса. Следует понимать, что все эти троицы равнозначны и взаимозаменяемы, несмотря на то, что сами по себе, взятые в отдельности, они самодостаточны. И какой бы из аспектов Троицы <…> ни проявлялся во времени или вечности, он проявляется совершенным, то есть со всеми атрибутами двух других» [3, с. 41–42]. Смысл этих слов очень глубок и еще раз подчеркивает глубочайшее значение символа Знамени Мира.
Объяснений символа троичности, или триединства, в работах различных исследователей найдется немало, но меня больше интересовали именно пространственные структуры, о которых говорится в Живой Этике: «Упоминал о стержне духа посреди спирали – это построение запомните, ибо непреклонность, окруженная центробежным движением, может противостоять всем волнениям. Построение Нашей Общины напоминает такие же стержни, окруженные мощными спиралями» (выделено мной. – К.К.) [2, 90]. Это из книги «Община». Я думаю, если продолжить исследование в этом направлении, то перед нами откроется еще много удивительных значений знака Знамени Мира, каждое из которых может быть рассмотрено отдельно или как часть какой-либо общей темы, и все они будут объединены высоким понятием культуры.

В заключение хочу подвести небольшие итоги.
Символом Знамени Мира Николай Константинович дал наиболее емкое, выраженное в краткой формуле определение понятия культуры. Именно эта «сжатость» и создает то высокое напряжение, которое привлекает всеобщее внимание. Раскрыть детям и юношеству эту формулу, дать понимание различных аспектов культуры – одна из важнейших задач педагога. За помощью можно обратиться к литературным и живописным произведениям Николая Константиновича, посвященным культуре. В каждом из них он раскрывает различные грани высокого понятия Культура, а также основы, на которых оно базируется. Живописное и литературное наследие Н.К.Рериха может стать ярким идейным и образным дополнением к образовательной базе, на которой построено воспитание культурного человека.
Николай Константинович писал, что в наше время «три великих дара посланы человечеству. Познание Единого Духа вносит в бытие единство любви и религии. Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты. Познание космической энергии приносит идею о единой, всем доступной Мощи» [7, с. 26]. Думаю, что осознание этих даров вполне доступно современным детям. Они потенциально к этому готовы, и в этом случае наша неотложная обязанность, по словам Николая Константиновича, – «создавать для молодого поколения традиции Культуры. <…> Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания» [8, с. 76].

Литература

1. Рерих Николай. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992.
2. Учение Живой Этики. Община.
3. Учение Храма. Т. 1. Ч. 1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2003.
4. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Культура и время. М., 2003. № 3/4.
5. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 1. Мастер. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1998.
6. Знамя Мира. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2005.
7. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР; Мастер-Банк, 1997.
8. Рерих Николай. Твердыня Пламенная. Рига: Виеда, 1991.