Итальянская культура: прошлое и современность

Фауст Таперджи,
профессор университета «Второе Возрождение»,
Милан, Италия

Вклад итальянской культуры в мировую и западную культуру

Защита культуры и сохранность ее памятников является одной из самых неотложных жизненно важных проблем интеллектуальной и социальной сфер жизни современного общества, испытывающего сложности в связи с идущим всемирным процессом переоценки ценностей.
Необходимо помочь культуре подняться и выйти из того упадочного состояния, в котором она находится. Среди прочих причин такого состояния назовем большой урон, нанесенный мировой культуре двумя последними, беспрецедентными по силе своего разрушения мировыми войнами.
Для наилучшего понимания того, как именно произошел расцвет культуры в зоне Средиземноморья и каковы причины, по которым культура Италии на протяжении нескольких веков занимала одно из центральных мест в истории мирового искусства, вдохновляла формирование европейской и мировой культуры, необходимо напомнить следующее. С древности в Средиземноморье обитали многочисленные народности со своими обычаями и вероисповеданием, их сотрудничество вело к взаимопроникновению культур. Поэтому, когда в Древней Греции произошел бурный расцвет в поэзии, архитектуре, изобразительном искусстве, математике, философии, историографииВремя наивысшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры – годы правления Перикла (443–429 до н.э.)., эти знания быстро проникли в культуру всех соседних народов. Однако после поражения в войне с Филиппом, царем МакедонииФилипп II (ок. 382–336 до н.э.), царь Македонии с 359 г. до н.э.
Отец Александра Македонского. Завершил объединение Македонии. В 359–336 завоевал Фессалию, часть Иллирии, Эпир, Фракию и др. К 338 г. до н.э. (после битвы при Херонее) установил гегемонию над Грецией.
, Греция перестала играть ведущую роль в мировой истории.
На Апеннинском полуострове, который занимал выгодное географическое положение между Адриатикой и остальным Средиземноморьем, принадлежавшие к группе италийских племен латины и сабины основали государство – Древний РимПо преданию, Рим основан в 754–753 гг. до н.э. (название первого поселения – Рим – дошло до наших дней). Часть населения Древнего Рима, обладавшая сильным, сформировавшимся в суровых условиях характером, восстала против более цивилизованных, но обленившихся этрусков и образовала республикуВ 510–509 гг. до н.э. после изгнания последнего царя Тарквиния Гордого в Древнем Риме была установлена республика.. Обозначив ее границы, древние римляне усилили охрану, построили сеть каналов для осушения болот, получив на их месте хорошие пастбища, соорудили мосты через реку Тибр и вымостили главные дороги.
Самым гениальным изобретением древних римлян был способ подвода воды от окружающих гор к жилым помещениям, фонтанам, термам при помощи водопровода с использованием труб разного диаметра, расположенных под разными углами наклона. К достижениям римской цивилизации также можно отнести способность придавать большое значение практической стороне жизни и правильной ее оценке для удовлетворения ежедневных потребностей. Цельность немногословной и сдержанной натуры, острое желание преуспеть во всех начинаниях – как в быту, так и в военных действиях – создали в результате стройную функциональную систему управления обществом, которая при правильной переоценке и сегодня смогла бы дать неплохие результаты.
С окончательным установлением господства РимаАпеннинский полуостров был завоеван Римом в V–III вв. до н.э., с распространением его власти и усложнением решаемых задач в римском обществе начался расцвет культуры, которая в области таких наук, как философия, математика, история, развивалась на основе великих учений Греции. В поэзии же это проявилось созданием собственного самобытного стиля и оригинальностью образного отображения. Беспрецедентное развитие получили гражданское и социальное право, которые по некоторым разделам и в наше время регулируют принципы практической жизни и законодательства современного общества.
В искусстве скульптуры римляне полностью следовали воспроизведению имманентного греческого стиля. В архитектуре основным нововведением стало изобретение облегченного круглоарочного стиля, придающего строению изысканную элегантность, сочетающуюся с прочностью и надежностью конструкции. В период позднего правления Римской Империи римские архитекторы сумели смягчить резкость геометрического рисунка и объемных форм византийского мозаичного архитектурного стиля введением дугообразных удлиненных конструкций и тем самым проложили путь стройной динамичной эпохе «золотого» арабского стиля.
Охватившая страну коррупция и бесконечные вторжения варваров из Северной Европы и Азии привели к падению Римской ИмперииВ III в. восстания местного населения в завоеванных землях в сочетании с вторжениями варваров привели к разделу империи на Восточную и Западную (395 г. н.э.). В 476 г. вождем германских наемников Одоакром был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул. Восточная Римская империя (Византия) просуществовала еще ок. 1000 лет. и, как результат, к огрублению нравов, снижению уровня культуры; в Италии и Европе вошли в употребление простонародные выражения. В противовес процессам варваризации католическая церковь, используя различные формы неприятия любого проявления язычества, занималась в основном формированием интеллектуальной прослойки общества на базе религиозных школ, чем способствовала распространению в Европе латинского языка (поэтому все дошедшие до нас средневековые тексты написаны на латинском языке) и подъему культуры населения.
Следующим знаменательным шагом в развитии культуры можно назвать появление в XII–XIII вв. во Франции, Испании, Италии «сочинителей сонетов» – менестрелей, которые при дворах европейской знати под аккомпанемент мандолины воспевали красоту и достоинства той или иной дамы и храбрость и доблесть придворных кавалеров, выполняя тем самым важнейшую задачу – совершенствование оборотов народной, так называемой вульгарной речи.
Просвещение Италии этого периода характеризуется возникновением поэтической школы «дольче стиль нуово» «Dolce stil nuovo» (итал.) – «новый сладостный стиль» – итальянская поэтическая школа конца XIII в. Г.Гвиницелли (глава школы), Г.Кавальканти, молодой Данте и др. воспевали в изящных стихах возвышенную любовь к женщине., способствовавшей созданию современного итальянского языка, которым мы пользуемся сегодня во славу и гордость того времени и его культурного центра – Флоренции.
В качестве создателей итальянского языка назовем имена некоторых представителей той эпохи: Гвидо КавалькантиКавальканти Гвидо (1255 или 1259–1300), итальянский поэт, представитель «дольче стиль нуово». Учитель и друг Данте., Лапо ДжанниДжанни Лаппо, итальянский поэт второй половины XIII и начала XIV в., флорентийский нотариус., Данте АлигьериДанте Алигьери (1265–1321), итальянский поэт, представитель школы «дольче стиль нуово», создатель итальянского литературного языка. Оказал большое влияние на развитие европейской культуры., Франческо ПетраркаПетрарка Франческо (1304–1374), итальянский поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения. Оказал значительное влияние на развитие европейской поэзии., Джованни БоккаччоБокаччо Джованни (1313–1375), итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. (он впервые использовал народную речь в контексте латинского синтаксиса и неожиданно получил новый безукоризненный артистический языковой стиль). Следует упомянуть поэтов Лудовико АриостоАриосто Лудовико (1474–1533), итальянский поэт. В своих произведениях воплощал идеи эпохи Возрождения. и Торквато ТассоТассо Торквато (1544–1595), итальянский поэт Возрождения и барокко. Прозаические сочинения по теории поэзии., в поэмах которых элегантность строфы итальянского языка переплеталась с богатой фантазией, а характерные линии персонажей выведены как совершенные личности, достойные подражания. Этот период можно обозначить как время расцвета итальянской культуры. МакиавеллиМакиавелли Николо (1469–1527), итальянский политический мыслитель, писатель. Ради упрочения государства считал допустимыми любые средства. – учитель, постигший секрет управления государством, ГвиччардиниГвиччардини (Гуиччардини) Франческо (1483–1540), итальянский историк, философ-гуманист. Выступал за национальное и государственное объединение Италии в форме федерации государств; сторонник олигархическо-республиканского правления. Критиковал католическую церковь. – придворный историограф. КастильонеКастильоне Бальдассарре (1478–1529), итальянский поэт, писатель. – писатель, в своем трактате «Придворный» воссоздавший картины придворной жизни как искусства, выявляющего разнообразные грани человеческой личности. Пико делла МирандолаПико делла Мирандола Джованни (1463–1494), итальянский мыслитель эпохи Возрождения. – мыслитель, обладавший феноменальной памятью, которая способствовала развитию его блестящей эрудиции, и ставший непревзойденным собеседником своего времени. Лудовико Антонио МураториМуратори Лудовико Антонио (1672–1750), итальянский историк. Муратори называют «отцом итальянской истории». – великий историк, написавший всем (в том числе и себе) стремящимся принести пользу обществу следующую эпиграмму: «Лучший отдых есть смена одного вида деятельности другим»; был радушно принят в самых элитарных литературных салонах, поскольку мог ответить на любые вопросы. В этот же период работали такие ученые, как ТорричеллиТорричелли Эванджелиста (1608–1647), итальянский физик и математик. Ученик Г.Галилея., ГальваниГальвани Луиджи (1737–1798), итальянский анатом и физиолог, один из основателей учения об электричестве, основоположник экспериментальной электрофизиологии., ВольтаВольта Алессандро (1745–1827), итальянский физик и физиолог, один из основателей учения об электричестве.. Джамбаттиста ВикоВико Джамбаттиста (1668–1744), итальянский философ, один из основоположников историзма. – впервые выявил цикличность в развитии человечества. Галилео ГалилейГалилео Галилей (1564–1642), итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. – собственноручно усовершенствовал имеющиеся оптические приборы для изучения небесных тел и создал исчерпывающую картину гелиоцентрической системы мира. И наконец, триумфальными являются имена гениев – создателей прекрасных живописных и архитектурных творений: ЧимабуэЧимабуэ (ок. 1240 – ок. 1302), итальянский живописец., ДжоттоДжотто ди Бондоне (1266/67–1337), итальянский живописец., МантеньиМантенья Андреа (1431–1506), итальянский живописец., ПеруджиноПеруджино Пьетро (1445/52–1523), итальянский живописец., ТицианаТициан (Тициано Вечеллио) (1476/77 или 1489/90–1576), итальянский живописец., ВеронезеВеронезе Паоло (1528–1588), итальянский живописец Возрождения., ТинтореттоТинторетто Якопо (1518–1594), итальянский живописец., ЛеонардоЛеонардо да Винчи (1452–1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер.. С их помощью итальянская культура переняла пальмовую ветвь у Греции и подарила миру чудо Возрождения и Гуманизма (XIV–XVI вв.).
Но политически раздробленная страна не смогла противостоять нашествиям мощных монархий – испанской и французской, оспаривавших друг у друга власть над Италией. И скоро на два с лишним века почти вся Италия оказалась под властью испанцев. Культуре Италии этого периода свойственны особо резкие контрасты, обусловленные глубочайшим экономическим и политическим упадком страны. В стране воцарилась феодальная тирания, которая будила национальное самосознание, мечты об освобождении.
Возникшее в конце XVI века в Западной и Центральной Европе прогрессивное идейное течение (эпоха Просвещения), связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма, послужило идеологической подготовкой ряда буржуазных революций. Оно затронуло в XVI веке Германию и Нидерланды, в XVII докатилось до Англии; в Америке привело к Войне за независимость и образованию США (1775–1783), а во Франции – к Великой французской революции (1789–1794) и, наконец, в конце XVIII века и в Италии вызвало ответные демократические движения. Национально-освободительное движение итальянского народа (Рисорджименто) против иноземного господства, за объединение раздробленной Италии завершилось объединением страны.
В период образования Итальянского государства (вторая половина 1800-х гг.) в искусстве управления страной отметим стиль осторожного, но настойчивого и при этом весьма импульсивного Джузеппе МадзиниМадзини Джузеппе (1805–1872), активный участник революции 1848–1849 гг. Призывал к национальному освобождению Италии и ее объединению революционно-демократическим путем. и народного героя Италии находчивого Джузеппе ГарибальдиГарибальди Джузеппе (1807–1882), народный герой Италии. Участник итальянской революции 1848–1849 гг. и 1859–1860 гг. Приветствовал Парижскую Коммуну 1871 г; а в 1900-х гг. также безукоризненное, эффективное правление ДжолиттиДжолитти Джованни (1842–1928), лидер итальянской либеральной партии, премьер-министр Италии в 1892–1921 гг. (с перерывами)..
Появление патриотических движений ознаменовалось рождением великих писателей и поэтов, таких, как Витторио АльфьериАльфьери Витторио (1749–1803), итальянский драматург, создатель национальной трагедии классицизма., Джузеппе ПариниПарини Джузеппе (1729–1799), итальянский поэт., Винченцо МонтиМонти Винченцо (1754–1828), итальянский поэт., Уго ФосколоФосколо Уго (1778–1827), итальянский писатель., Джакомо ЛеопардиЛеопарди Джакомо (1798–1837), итальянский поэт-романтик., Алессандро МандзониМандзони Алессандро (1785–1873), итальянский писатель, глава романтической школы., лауреата Нобелевской премии Джозуэ КардуччиКардуччи Джозуэ (1835–1907), итальянский поэт, общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии (1906)., Габриеле Д’АннунциоД’Аннунцио Габриеле (1863–1938), итальянский писатель, политический деятель и Джованни ПасколиПасколи Джованни (1855–1912), итальянский поэт..
В изобразительном искусстве этого периода несомненное первенство новаторства принадлежит французским мастерам. Но и итальянские свободные художники смогли сказать свое слово и создать характерный итальянский стиль (их вклад в итальянскую культуру был оценен лишь в последние годы). Среди них: МанчиниМанчини Антонио (1852–1930), итальянский живописец., ФатториФаттори Джованни (1825–1908), итальянский живописец., БолдиниБолдини Джованни (1842–1931), итальянский живописец., Де НиттисДе Ниттис Джузеппе (1846–1884), итальянский художник-импрессионист, прославившийся утонченной игрой цветовых оттенков в своих полотнах., КремонаКремона Т. (1837–1878), итальянский живописец., МикеттиМикетти Франческо (1851–1929), итальянский живописец. и многие другие.
В искусстве скульптуры отмечена элегантность и изысканность стиля КановыКанова Антонио (1757–1822), итальянский скульптор. Представитель классицизма., сила средств самовыражения – ДжемитоДжемито Винченцио, итальянский скульптор XIX века. и, наконец, последние работы МессиныМессина Франческо (р. 1900), итальянский скульптор, профессор Академии художеств в Милане..
В философии – итальянский философ Бенедетто КрочеКроче Бенедетто (1866–1952), итальянский философ-идеалист, историк, литературовед, политический деятель. продолжил традиции великих немецких философов Канта и Гегеля – основателей идеализма, внеся существенные изменения, названные «неогегельянством», или «философией духа». В ней он конкретно определил четыре основных вида деятельности по самовыражению духа: эстетика, логика, практическое действие, имеющее утилитарные цели, и практическое действие, имеющее этическую цель. Он решительно осудил синтез противоположностей в философии Гегеля (хорошо – плохо, правильно – неправильно, добрый – злой), недостатком которой называл непременное условие создания негатива как противовеса позитиву. Кроче заменил ее синтезом отличий – положительных в стремлении к взаимодополняемости.

Упадок культуры в современном итальянском обществе

Основной причиной существующего состояния культуры в Италии, утери культурных ценностей является все более возрастающее безразличие общества, которое в свою очередь берет начало во всеобщем процессе замены ценностей и одновременно предвзятом отношении к такому философскому понятию, как истина – объективной движущей силе науки и жизни в целом. Этот процесс проходит при всеобщей убежденности, что раз культура не приносит благосостояния, то в современных условиях человек вынужден осуществлять вложения в дела менее «бесполезные» и более доходные.
Общей тенденцией, связанной с вышеперечисленными процессами является, например, получение образования не с целью приобретения знаний в определенном секторе науки с последующим углублением их в практической деятельности, а с целью получения диплома, способствующего достижению престижного положения в обществе, ускоренного продвижения по службе и достижения экономического благополучия с меньшей потерей сил и времени.
Засилье поверхностного отношения к приобретению знаний и пристрастных мнений и суждений выражается в игнорировании и отстранении от деятельности тех немногих ученых, кто, следуя зову совести, рассчитывает лишь на собственные способности и на функциональность существующих методов в достижении результатов. Культура тем временем все больше превращается в область по изучению музейных экспонатов недавнего прошлого и античности, а ее деятели совершенно не заботятся о развитии культуры как способа познания и мировосприятия. В результате в современном итальянском обществе наблюдается упадок культуры в таких ее областях, как искусство и литература, а также и так называемой «культуры в науке».
Какие шаги необходимо предпринять? Необходимо оказывать самую серьезную, непосредственную помощь тем деятелям культуры и исследователям, которые хотя бы частично добились положительных результатов на пути преодоления всех вышеперечисленных недостатков.
Каким образом и по каким критериям возможно оценить заслуги одних и неуспех других? Кому поручить осуществление данной задачи? Существует следующий выход: талантливые исследователи, обладающие сильным характером и настойчивостью в ведении научного поиска, должны, несмотря на лишения и неимоверные усилия, с честью переносить презрение и недоверие и продолжать действовать в выбранном направлении исследования, потому что без этого будет навсегда утерян плод их исследований.
Греция на протяжении последних 2000 лет на фоне всеобщего падения нравственности и снижения интеллекта утеряла роль музы-вдохновительницы искусств и наук, но созданные ею бессмертные шедевры внесли неоценимый вклад в дело просвещения. Благодаря греческой культуре передовые умы периода культурного застоя в Италии подготовили и воплотили чудо Возрождения, а период Возрождения в свою очередь послужил основой расцвета мировой культуры в XVII–XIX вв. Нет иного пути: мысль порождает мысль, пример порождает пример.
Вполне возможно, что те немногие, кто добился определенного признания, привлекут (и примеры этому мы находим в истории) самые обширные знания и интеллекты через своих последователей с целью создания общей культуры, так как только с ее помощью могут возникнуть наиболее эффективные решения сложнейших вопросов и проблем современного общества.
Современное общество через приобщение к искусству, черпая в нем вдохновение путем изучения произведений литературы, живописи, ежедневно созерцая исторические памятники и архитектурные сооружения, научится извлекать и оценивать уроки прошлого для построения светлого будущего.

Перспективы развития современного общества и современной культуры

Имеет смысл говорить о культуре только в контексте общей эволюции человеческого общества. Что делается в этом направлении в Италии? Кроме того, возникла острая необходимость признать появление науки, открывающей путь всем способам познания…
Философия Бенедетто Кроче содержала следующую ошибку – она исключила из изучения наукой (философией) функционирование такого аппарата, как нервная система, при помощи которой информация и о внешнем мире, и о состоянии внутренних органов человека попадает в его мозг. Необычайно важным является факт, что нервная система составляет с мозгом единое целое, а точнее, является его продолжением, компонентом деятельности, направленной на познание окружающего бытия. Все вышеперечисленные поправки, базирующиеся на моих собственных наблюдениях и размышлениях, изложены в книге «Познание», в которой я впервые подвергаю сомнению философию Локка и Канта и даю новый научный взгляд на теорию научного познания. На русском языке эта книга вышла в издательстве Уральского университета (Екатеринбург).
В книге «Философия – наука жизни» я с полной ответственностью отвергаю идею, что философия играет роль всего лишь блестящего научного трактата, хотя и обладающего собственным мнением, но уходящего от ответа. По-моему, как говорит само за себя название книги, философия – это серьезная, систематическая наука, имеющая целью выработать нормы конкретного объективного мышления и полезного практического действия.
Среди других крупных ошибок физиков и философов подчеркну разделение научно-исследовательского поиска на два основных направления. По этой причине не только познания, но и ошибки одного из направлений полностью игнорируются другим, тогда как для верного объяснения реальности требуется единство в научно-исследовательском поиске.
Данный вывод считаю наиважнейшей констатацией, которая натолкнула меня на мысль приступить к внимательному изучению общих и отличительных особенностей мира плотного, материального, и мира тонкого, мира духа, а также причин и способов их возникновения, бытия и взаимодействия.
Результатом этих исследований являются книги: «Уроки папы Симплицио», «Свобода», «Физический мир» и «Физические явления».
Основным объектом изучения последней книги стали явление гравитации и закон всемирного тяготения. К этому открытию Ньютона мной было сделано следующее дополнение: необходимо наряду с силой притяжения признать наличие силы отталкивания, без действия которой было бы сложно поддержание равновесия во Вселенной. В этой книге я также рассматриваю с новой точки зрения многие другие законы природы.
В своем докладе я постарался наиболее полно изложить те этапы, благодаря которым удается поддержать истинную культуру, исправляя там, где это необходимо, ошибки прошлого.
Принимая на себя обязательства, мы обретаем право признавать ошибки и не допускать к ним попустительского отношения. Мы также осознаем, что культуру можно защитить лишь одним способом: серьезным отношением и развитием научно-исследовательского поиска, основными составляющими которого являются внимательное наблюдение и правильные выводы.
______________
* В связи с отсутствием на конференции в силу преклонного возраста профессора Ф.Таперджи по просьбе автора доклад был прочитан переводчицей его книг Т.Филиппони. Доклад публикуется с сокращениями. – Ред.