5 ГИБЕЛЬ БОГОВ

"И умерли боги там, в Теотиуакане".
Х.Л.Портильо. Кецалькоатль, М., 1982. С. 29.

Энергетический процесс взаимодействия духа и материи был крайне сложным и трудным и в космической эволюции, и в истории человечества, ибо сам человек, как мы знаем, был двойственен и нес в себе и дух и материю, и небо и землю. В мифологии эта двойственность, имевшая важнейшую философскую нагрузку, изображалась птицей и змеей. Птица-дух, змея-земля. Гаруда и Наг ― в индийской мифологии, Пернатый змей или Кецалькоатль в мексиканской и т. д. Неразрывно связанные между собой, они как бы все время сталкиваются, отвоевывая друг у друга энергетическое пространство.
Взаимодействие птицы и змеи, или духа и материи, в различных культурах понималось по-разному. С этой точки зрения, представляет большой интерес философское осмысление мифологического образа Кецалькоатля. "... дух должен не уничтожать материю, но так повлиять на нее, чтобы она могла эволюционировать и добиваться трансцендентности, то есть выйти за свои собственные пределы. Вот почему так важна эта сфера сочетания противоположностей, которую символизирует соединение птицы кецаля со змеей. Следуя земному стремлению к возвышению, все более укрепляя в человеке сознание, можно посредством созидательного труда одухотворить материальный мир"1.
В течение многих веков на планете формировался сложный и своеобразный культ нага или змеи, уходивший своими корнями к изначальному мифологическому образу. Этот культ имел немало аспектов, но нас будет интересовать только поклонение мудрым и всемогущим нагам, смысл которого тесно связан с понятием культурного героя. Того мифологического героя, который приносит людям знания, обучает их многим полезным вещам, подсказывает им, как обустроить социальную и духовную жизнь.
Во время моего гималайского путешествия мне удалось попасть в район, расположенный у подножья Великого гималайского хребта, где сохранился культ нагов, в очень незначительной степени задетый более поздней индуистской религией. В небольшом горном селении Бхадрава, в его окрестностях, на горных трактах стояли храмы и святилища, на алтарях возвышались изображения нагов. Это были божества, мудрецы и герои, над головами которых поднимались змеиные капюшоны. Местные легенды повествовали о том, что наги жили в подземных убежищах, куда простому смертному было трудно проникнуть. Об этом же рассказывали и легенды Кашмира, хотя ислам за несколько веков и размыл, а в некоторых случаях исказил содержание изначальных легенд и мифов.
Змея-наг в этих районах считалась знаком мудрости. Однако в трактовке этого знака была определенная, сформировавшаяся веками прямолинейность, которая подобно занавесу скрывала какой-то сложный духовно-энергетический процесс.
Николай Константинович Рерих создал за свою жизнь около 20 картин, посвященных "змеиной" тематике. Среди них было две, привлекающие внимание своей особой загадочностью ― "Змей" или " Рождение мистерий" и "Нагарджуна ― победитель змея". На последней был изображен Нагарджуна, один из крупнейших буддийских философов, на фоне

Богиня с капюшоном Нага.
Индия, Мохенджо-Даро. III тыс. до н.э.
Национальный музей. Карачи.

Наг Элапатра и его свита поклоняются месту Будды.
II в. до н.э. Индийский музей. Калькутта.

Н.К.Рерих «Нагарджуна ― победитель змея».

огромного, свернутого кольцами змея, поднявшего над собой многоглавый капюшон. Согласно легенде, змей передал Нагарджуне знания, которые тот как победитель справедливо заслужил. Но каким образом он одержал победу над этим сильным и неповоротливым чудовищем и в чем заключался смысл победы, об этом лишь оставалось догадываться.
Потом мне попалось в Индии нетрадиционное изображение Нагарджуны. У него над головой поднимался змеиный капюшон, который, без всяких сомнений, знаменовал собой мудрость. В одном из своих писем Елена Ивановна Рерих писала: "Урей ― священный символ, изображающий голову кобры, носимый на головном уборе Посвященными и Фараонами Египта, также украшающий Богов Индии. Так Урей есть символ посвящения и скрытой мудрости. Змий всегда был символом мудрости, и древние мудрецы Индии назывались Нагами"2. Иными словами, мифологический символ змеи или нага означает не столько мудрость самой змеи или материи, а мудрость того, кто одолел эту материю, сумел одухотворить ее и в силу этого получил доступ к источнику самой мудрости. Ибо мудрость - высшее внутреннее знание возникает лишь тогда, когда взаимодействие духа и материи переходит или в гармонию этих двух противоположных начал, или же на более высокую ступень - синтез. И тогда посвященного или победителя отмечают символом претворенной им материи - змеей. Египетские фараоны, изначально обожествляемые, еще долгое время носили на своих коронах голову кобры как знак победы, сделавшей кого-то из их предшественников мудрыми.
Мифы о нагах и сам культ нагов, имеющие глубокое философское значение, есть земной след тех неизвестных разумных сил Вселенной, о которых писал К. Э. Циолковский, и той одухотворенной Иерархии света, о которой повествуют книги Живой Этики.

Маска египетского фараона Тутанхамона.
На головном уборе знаки урея (нага) и птицы.

"История слагается Иерархией жизни. Лучшие ступени человечества строились Иерархией"3. Космические Иерархи и Учителя оказывали решающее влияние и на космическую эволюцию, и на исторический процесс земного человечества.
Среди космических Иерархов есть группа, которая в приемлемой для них энергетической форме находится на "дозоре эволюции" нашей планеты. Их убежища расположены в глубине Гималайских гор, и поэтому именно там, среди местного населения, сохраняется до сих пор во всей его свежести и чистоте культ мудрых нагов, героев, Учителей и богов. Но есть Иерархи, которые берут на себя вновь тяжесть земного воплощения, чтобы помочь человечеству, несмотря на то, что их земной круг уже окончен. Они приносят людям знания и создают необходимое для их дальнейшего продвижения энергетическое поле.
Жертвуя на какое-то время своим дальнейшим восхождением, Иерархи и Учителя входят в инволюцию и, погружаясь в грубую земную материю, теряют свою утонченную божественную энергетику, перестают быть богами в том смысле, который придает этому понятию земное человечество. В плотных слоях атмосферы сгорают их белые крылья, и они превращаются в смертных и грешных людей, отягощенных темной и косной материей или змием, которого им вновь предстоит в который уже раз победить. Боги умирают, чтобы вновь возродиться в тех, ради которых они спустились в преисподнюю. Бесконечное творчество эволюции отражено в мифологии гибелью и воскресением богов. "Отказ или, вернее, освобождение, ― писала Елена Ивановна Рерих, ― так радостно, но как тяжко обратное принятие, хотя бы и ради Общего блага! Ноша мира, чаша искупления и испитие яда мира, так называются поручения Света"4. Именно ей была хорошо знакома вся тяжесть инволюции "Когда цепь событий разрушает старые устои, насыщая пространство мятущимися энергиями, конечно, нужна мощь, которая может устремить все энергии на новое строительство. Иерархия есть утверждение миру космического измерения"5.
У тольтеков Мексики был миф о творении 5-го Солнца и 5-го вида человечества. Он начинается со слов: "И умерли боги там, в Теотиуакане". Мифические боги принесли себя в жертву, чтобы сдвинуть Солнце, создать жизнь и людей. Они умерли, чтобы появились люди. Эволюция 5-го вида человечества, согласно мудрому мифу, началась с инволюции богов, с вхождения их в материю.
На картине Н.К.Рериха "Змей" или "Рождение мистерий" изображено, как из волн бушующего океана выходит чудо ― золотоволосая Афродита. И над этим волнующимся водным пространством, в растревоженном грозовом небе извивается огромный, похожий на дракона змей. Дух богини вошел в инволюцию и принял форму земной женщины. Таков смысл картины и мифологический, и философский, и исторический. Небесный змей, вечный символ этого важнейшего эволюционного процесса, несет в своем мифологическом образе ту же космическую диалектику, которая подняла над головами земных мудрецов капюшоны кобр.
В космическом океане, под влиянием взаимодействующих энергетических потоков, все движется, все изменяется. Среди тех, кто добровольно возвратился на землю, есть и хорошо известные исторические личности и те, которые осуществляют свою миссию анонимно, работая в уединении и безвестности. Мы нередко восхищаемся великими людьми нашей истории, их мудростью, героизмом, их неувядаемыми деяниями во благо человечества. Но редко кому из нас приходит в голову, что большинство из них есть те погибшие боги, которые спустились на землю, чтобы облегчить земному человечеству его эволюцию. Никто из этих великих не удостоился легкой судьбы, никто из них не знал спокойной и безмятежной жизни. Но их подвижничество в полной мере оценивают не люди, соприкасавшиеся с ними, а сама история. Ее энергетика подобно лотку золотоискателя задерживает их имена, которые, как золотые крупинки, оседают на дне этого лотка. Среди таких подвижников были философы и поэты, художники и музыканты, полководцы и цари,

Император Акбар (на лошади) наблюдает за поимкой слонов.
Миниатюра. Национальный музей. Дели.

ученые и правители, святые и воины, иногда простые люди, а иногда неизвестно откуда пришедшие таинственные незнакомцы. Но все они действовали как сотворцы в земном историческом процессе, глубоко влияли на него своей деятельностью, руководили важнейшими событиями. Без учета их деятельности, трудно, а иногда и просто невозможно осмыслить энергетические и формообразующие особенности исторического процесса.
Их всех, в какое бы время они не появлялись, объединяет ряд общих качеств. Прежде всего, они обгоняют своих современников на века и по уровню мышления и по характеру деятельности.
Такое опережение дает возможность пробить энергетический тоннель, по которому пойдут за ними грядущие поколения. Среди высоких воплощений, обогнавших свое время, мы видим, например, индийского императора Акбара, жившего в XVI в. Его деятельность совпала с мировым периодом религиозной нетерпимости и религиозных войн, когда фанатизм приверженцев той или иной религии разросся до небывалых размеров. На этом фоне деяния Акбара в духовной жизни своей империи выглядели необычно и не были поняты его современниками. Будучи мусульманином по вероисповеданию, он отказался сделать ислам государственной религией в Индии и пытался создать религию, куда бы вошло все лучшее из мировых духовных учений. Он справедливо считал духовные учения объединяющим началом и тогда, в далеком XVI в., высказывал идеи, которые стали волновать по-настоящему культурное человечество только в XIX-XX вв. Акбаровская Индия за несколько десятков лет превратилась, вопреки всем историческим обстоятельствам, в страну религиозной терпимости. И когда в середине XX века, накануне предоставления колониальной Индии независимости, вспыхнули индусско-мусульманские погромы, столкновения и междоусобицы, сторонники духовно-политического единства не раз призывали на помощь имя императора Акбара, не раз поднимали над собой его знамя.

Н.К.Рерих «Змей» (Рождение мистерий).

Король Артур (с франц. гобелена XIV в.)

Скульптурный портрет Короля Артура.
Национальный музей. Нюрнберг.

Высокие сущности, в большинстве случаев, оставляют не только свой след в истории, но и прочную память в народе, среди которого они жили. В легендах, сказаниях, в других фольклорных произведениях мы находим интереснейшую информацию о жизни и деятельности тех немногих, кто поразил народное воображение и заставил сказителей, певцов, поэтов не раз обращаться к известным и неизвестным сюжетам их жизни. Сказания о легендарном короле Артуре, о том же Акбаре, о преподобном Сергии Радонежском и многих других подобных сущностях составляют целую духовную сокровищницу, которая складывалась веками, как говорил Рерих ― "помимо историков". Влияние высоких сущностей на исторический процесс, как правило, ощущалось в течение длительного времени. Они как бы программировали этот процесс и делали это так точно и так мудро, что заложенная ими энергетика, подобно стреле Благой вести, летела через столетия и определяла будущие исторические события. Особенно ярко это проявилось в деятельности преподобного Сергия Радонежского в XIV веке, который ввел в русских монастырях впервые монашескую общину. Общинное житие, хотя и не выдержало испытания временем, как и многое другое на земле, тем не менее заронило в народе то зерно, которое потом, через века, проросло идеей коммуны и мыслью о необходимости общинного устройства жизни.
Краткая и яркая жизнь Жанны д'Арк, похожая на вспышку звезды, закончилась пылающим костром и оказала влияние не только на ход изнурительной Столетней войны, но и предрешила некоторые результаты Второй мировой войны в европейском пространстве. Франция, вышедшая независимой из бурлящего котла Столетней войны, сыграла важную роль в борьбе с немецкой оккупацией Европы. Отсутствие же этой страны как независимой державы могло привести к иному раскладу событий и обстоятельств в середине XX века.
Высокие сущности не только энергетически складывали и предрешали будущие события, но иногда и вмешивались в ход текущих исторических процессов. Нам известно о предупреждениях различным правителям, которые передавались явным или скрытым образом, с целью удержать их от бессмысленных жертв и непоправимого ущерба. Среди предупреждавших были и знакомые нам исторические личности, но были и анонимные вестники, незаметно появлявшиеся и так же незаметно исчезавшие.
Накануне Великой Французской революции загадочный Сен-Жермен пытался уговорить Людовика XVI и королеву Марию-Антуанетту смягчить режим своего правления. Эта попытка чуть не стоила ему головы. Зато королевская чета за пренебрежение к советам Сен-Жермена заплатила своими жизнями. Так же не внял совету не ходить на Россию войной Наполеон. В 1938 г. его ошибку повторил Гитлер, отнесшийся с высокомерием к двум неизвестным посетителям, которые стремились его удержать от планированного им похода на Восток.

Н.К.Рерих
«Святой Сергий Радонежский».

Н.К.Рерих
Жанна Д′Арк. (Центральная часть триптиха).

Граф Сен-Жермен (гравюра).

В 1926 г., когда новая Россия стояла перед выбором дальнейшего пути, Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи привезли в Москву удивительную книгу, которая называлась "Община" и являлась как бы книгой-предупреждением. В ней анализировались последствия возможных отступлений от эволюционной концепции общины и указывалось на необходимость духовной и добровольной структуры нового государства. Учителя, создавшие книгу, предупреждали невежество о вреде насилия, своекорыстия в нарождавшейся тогда общине. "Из всех насилий, ― писали они, ― самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная коммуна. Каждое насилие обречено на реакцию, а самое худшее насилие обречено на реакцию самую худшую"6.
Предсказание это сбылось. Что же касается правителей новой России, то они не только не обратили внимания на книгу, но и препятствовали ее публикации.
Совсем иное отношение к советам и предупреждениям такого рода продемонстрировал президент США Франклин Рузвельт. Елена Ивановна Рерих написала ему накануне Второй мировой войны несколько писем, в которых советовала наладить сотрудничество и установить стабильные отношения с Россией. Судя по дальнейшим действиям президента, ее совет был принят.
Одушевленный Космос энергетически воздействует на исторический процесс именно через подвижническую деятельность и духовное творчество высоких сущностей. Последние, а упомянуты лишь несколько из них, выступают в этом случае, как проводники тех исторических идей и исторических действий, которые запрограммированы или уже сформированы в грандиозном энергетическом поле космической эволюции. Иными словами, они как бы несут в себе ту волю Вселенной, о которой писал русский ученый К.Э.Циолковский, или волю Космоса, и реализуют эту волю через себя. Без этой воли ни эволюция в Космосе, ни исторический процесс на земле существовать не могут.


1 Х.Л.Портильо. Кецалькоатль. С. 224.

2 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. С. 502.

3 Иерархия, 430.

4 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. С. 129.

5 Иерархия, 398.

6 Община. Улан-Батор, 1927. Ч. 3. II. 3.