ДАРЫ ВОСТОКА

Перед нами старинная монгольская монета. На ней и солнце, и луна, и семизначное созвездие Большой Медведицы или Семи Старцев. Широкая мечта о поднебесье. Мечта о чудесах и красотах Чингизова Великого Синего Неба.
Широко охватно.
Разве не широко охватно, что монголы купали коней своих в Адриатике. Бывали монголы в Париже, в Лионе, в Валенсии. Мон­гол поставлял шлемы войску Филиппа Красивого. Алансон — от аланов. Аланы в ставках монгольских.
Широко охватно, как и все, проникновение Востока на Запад, под знаком Крестовых походов и по следам великих путников. Ча­сто Запад забывает, сколько наследий Востока он воспринял во все века, в века Марко Поло, Плано Карпини, Рубруквиса, Лонжима, д'Анселико и других смелых духом.
"В Блеске татарских мечей Русь слушала сказку Востока, кото­рую когда-то сказывали и хитрые арабские гости по пути из Варяг в Греки".
В 1202 году итальянец Леонардо да Пиза издает математический трактат "Либер абаци" с арабскими цифрами. У него же впер­вые и арабские зифир — нуль, пустота, арабские цифры. Но сами арабы называют их индийскими. Дары Востока безграничны. И сейчас хозары в Афганистане.
Алгебра, алидад, зенит, надир, азимут, наконец, Альдебаран, Алгол, Алтаир — все от арабов, все от Востока.
Оттуда же многое в медицине и естественных науках — алкоголь, аламбик, алкал, бура, амальгама — все от Востока. В Испании араб­ский университет в Кордове и на юге Италии в Салерно. Врач египет­ского султана излечивает Людовика IX. Слова: сироп, жулеп, эликсир, камфора и многие другие запечатлены в восточной медицине.
Даже в земледелии Восток дал полезные советы Западу. Ма­ис — из Азии. Сахарный тростник, рис, индиго, шафран, целый ряд фруктовых деревьев и овощей имели родину в Азии. Всякие пи­лигримы несли в заплечных мешках всевозможные семена и насы­щали ими родную землю. Абрикос именовался грушею Дамаска. Эшалот от Аскалона. Артишоки, шпинат, эстрагон — все это араб­ские имена. Вина Кипра, Газа, Аскалона, изюм Греции и Палести­ны — все дары восточные. Арабские кони — карабахи, карашары, ослы, мулы, наконец, гепарды, так прекрасно изображенные на картинах Гоццоли — все из глубин Азийских. Утверждают, что ветряные мельницы — из Азии.
Промышленность Востока издавна прельщала Европу. Сахар Антиохии и Трипполи. Хлопок Бейрута, Алеппо, Акры. Шелк Ти­ра, Тортозы, Тивериады. Муслин от Моссула. Муар, тафта, ши­фон — от арабов. Ковры иранские. Восточные составы красок. Кордуаская кожа, испано-маврские фаянсы.
Среди терминов мореплавания — буссоль, адмирал, арсенал, муссон фелюка, корвет, шаланда, тартана — все от Востока.
На полях битв войска Востока не были малым неприятелем. Не раз Запад, среди войн с Востоком, учился новым войсковым поряд­кам, дисциплине, бдительности, охранению и наблюдательности. Целые военные ордена создавались именно после приближения к Востоку. Западные войны заимствовали от Востока прекрасное ору­жие. Дамасские клинки и до сих пор звучат, как нарицательное лучшего качества. Малые щиты — торчи. Сарацинские кольчуги, зарцала и бахтерцы, — восточные шлемы мисюрки, и сколько дру­гого всевозможного и вооружения и конского снаряжения имеет свое происхождение на Востоке. Не забудем, что повсеместно при­нятое слово "улан" есть слово чисто монгольское. В русском обихо­де пестреет множество монгольских слов, глубоко угнездившихся: есаул, куяк, мерен, тамга, ям, ярлык, яр, караул, доха, чумбур, аргамак и множество других обычных для русского уха.
На Востоке крестоносцы, чтобы различаться в бою, начали на­чертать на щитах первые символические изображения, сохранив­шиеся потом как родовые гербы. Много из геральдических живо­тных имеют свою восточную основу: единороги, слоны, львы, грифоны. Сама раскраска щитов, даже в названиях своих, напоминает и Персию и другие страны Востока.
Бесчисленные благовония, духи, помады и косметика притека­ли с Востока. Названия мебели и обихода оттуда же: диван, балжахты, альков, сундук, графин, джар — все оттуда же, так же, как и названия многих драгоценных камней. Даже слово "галета" напо­минает нам Галату.
Часто восточные народы изображались нетерпимыми, жестоки­ми, безнравственными, предательскими. В то же время мы имеем несомненные доказательства их терпимости, человечности, благо­творительности. Мы восхищаемся храбростью и мужеством Чингис­хана и всех прочих воителей и Дальнего и Ближнего Востока. Сара­цины назывались невежественными варварами, а в то же время по школам их и по их цивилизации, по наукам и по искусству их мож­но было видеть, насколько иногда они превосходили гордый Запад. Соприкасание с народами Востока явилось одним из важнейших им­пульсов средневековья. Оно вызвало во всех областях неожиданное пробуждение. Это был первый расцвет, первый ренессанс.
Послушаем, что говорит о современных монголах Ларсен, по­святивший Монголии более сорока лет своей жизни. Конечно, Лар­сен встречался со всевозможными монгольскими родами и знает их в разных проявлениях основного характера. Такие свидетельства, почерпнутые из многолетнего опыта, всегда ценны. В книге своей о Монголии Ларсен замечает:
"Общие впечатления иностранца, проезжающего через Монго­лию, будут о безнадежности военной силы этой страны, но в дейст­вительности военная мощь Монголии вовсе не так мала, как слу­чайный наблюдатель может думать. Каждый монгол — хороший наездник и прекрасный стрелок. Все население увлекается охотой, как спортом. Монголы стреляют с седла, и с детства приучаются к луку и стрелам и к лассо на скачущих конях.
Лук и стрелы даже в недавнем прошлом были главным мон­гольским оружием. Соревнования в стрельбе из лука являются го­довым праздником во многих монгольских родах... Требуется вер­ный глаз и твердая рука, чтобы пустить стрелу в цель, обернув­шись во время скока лошади. Монголы, научившиеся этой верности со стрелами, оказываются чудесными стрелками из винтовок, с ко­торыми они научаются обращаться с неожиданной легкостью. Мон­голы, вооруженные винтовками, посланные в битву, редко минуют, чтобы не свалить врага каждым своим выстрелом.
Монголы любят свою страну, много превосходя в этом глубо­ком чувстве все народы, с которыми я встречался. В защите своей страны всегда имеют преимущества. Они испытаны в распозна­вании расстояний, приучены к чистому воздуху и к высотам, и мо­гут судить о дальности расстояний лучше посторонних. Монголы очень умны в маневрировании и испытаны в преследовании своего врага и в окружении его.
Монголы обладают необыкновенной выносливостью и могут про­ходить большие расстояния без пищи или воды и выдерживать пре­вратности погоды. Физически они необыкновенно приспособлены. И ламы и светские люди закалены всякими переходами и ежедневными продолжительными скачками на своих необъятных равнинах..." "В до­полнение к активному сопротивлению монголы обладают терпеливою мощью сопротивления пассивного, победить которое еще труднее".
"В течение моей жизни в Монголии многое случалось, которое убедило меня, что монголы вполне способны выдержать натиск вра­га, что и отмечено в летописях о днях Чингис-хана".
Показания таких свидетелей, не случайных проезжих, но по­святивших жизнь свою Монголии, чрезвычайно ценны. Швед Ларсен принадлежит к типу людей наблюдательных и сам знающий, что значит суровые условия природы. Ларсен совершенно верно от­мечает и активную и пассивную мощь монголов, эту же мощь можно отметить и на всем Востоке.
Запад действительно многое самое ценное воспринял от Восто­ка. И религия, и философия и многие другие ценнейшие нахожде­ния по справедливости должны быть отнесены именно к Востоку, к Азии. Почему это так, а не иначе — не нам судить. Историк лишь может считаться с действительностью. И никто никакими предпо­ложениями и доводами не может поколебать эту великую действи­тельность даров Востока.
В свое время я был рад получить книгу доктора Хара Давана о Чингас-хане. Автор сам принадлежит к народам Востока и потому его проникновенные оценки еще более убедительны. Он знает, о чем говорит. Также необыкновенно глубоко понимал великого воителя Азии и недавно скончавшийся Владимирцев. Как ценно встре­чать в жизни справедливые суждения.
Признательность есть качество Архатов. Следуя этому приме­ру – будем признательны о всех великих дарах, во всей их своеоб­разности и значительности.

Великое Синее Небо, 1935