Что такое - хорошо и что такое - плохо?

Этот вопрос каждый человек решает для себя сам на протяжении всей своей жизни
Александра Королева
Газета "Подмосковье", 26 мая 2001 г.

А что такое демократия? Каждый опять же решает для себя сам. Между прочим, величайшего мыслителя всех времен и народов Сократа (470–399 гг. до н.э.) казнило самое демократическое на свете общество Древней Греции на основе референдума и всенародного плебисцита. И за что?

***

За то, что Сократ считал добродетель и мудрость суть главными категориями человеческого бытия, ведущими к торжеству добра. Он критиковал философов-софистов (современных политологов?), превративших профессию в источник наживы. Сей исторический пример убедительно показал, что демократия и справедливость — далеко не одно и то же. Тем не менее…

30 мая в 11 часов в арбитражном суде будет слушаться дело, на первый взгляд могущее показаться безнадежным. Общественная организация подала в суд на государство. А точнее сказать, Международный Центр Рерихов — на Министерство культуры РФ.

Дело как будто простое. Святослав Николаевич Рерих хоть и прожил большую часть жизни на Востоке, был большой патриот России. Однажды он направил выставку произведений своих и своего отца в СССР. К Рерихам советская власть относилась хорошо. Выставки картин отца и сына побывали чуть ли не во всех городах и весях страны Советов, и возвращать их назад Святослав Николаевич не спешил. Ему хотелось, чтобы они остались в нашей стране. И тогда он написал завещание, согласно которому картины должны принадлежать негосударственной общественной организации — что-то вроде мемориального музея семьи Рерихов. Так появился на свет Советский Фонд Рерихов, впоследствии переименованный в Международный Центр Рерихов. У него долгое время не было приспособленного помещения, поэтому картины хранились в Музее Востока. Когда же усадьба Лопухиных была отреставрирована и окончательно закреплена за МЦР, когда в ней создали условия для экспозиции картин и закупили современное музейное оборудование, государство в лице Министерства культуры вдруг заявило: никогда не отдадим!

Трудности с возвращением картин возникли еще при жизни Святослава Николаевича, а после его смерти перешли в вялотекущую фазу, в коей и пребывают до сих пор. Министры культуры туманной чередой сменяли друг друга, как, впрочем, и вице-премьеры, отдающие им поручения по этому вопросу, а воз и ныне там. Для Минкульта правительства будто вовсе не существует. Хуже того, в завещании Святослава Николаевича значится 288 картин, которые он передал Советскому Фонду Рерихов, а уже в акте приема на хранение, подписанном министром культуры РФ В.Егоровым, значатся всего 282 картины. Разница невелика, конечно, но если вдуматься: всего-навсего шесть бесценных картин Рериха! Где они? Или, точнее, у кого? И потом — почему наследие семьи Рерихов должно храниться в Музее Востока? Рерихи — русские люди, этак и Василия Верещагина, и Льва Толстого за увлечение Востоком можно за уши притянуть туда же. Всего в государственном музее — 436 картин Рерихов, которые по логике вещей должны быть переданы МЦР, а также и по всем существующим нормам и законам, как международным, так и внутренним, не говоря уже о нравственном праве, поскольку воля дарителя — основной закон в этом деле. Он дарит то, что принадлежало лично ему и сделано лично им. При чем тут государство?

Эта история — ровесница нашей перестройки, и со всей очевидностью в ней как в зеркале отразились блеск и нищета отечественной культуры, да и самой затеи что-то изменить в стране, хоть чуть-чуть.

23 мая в Институте развития прессы состоялась пресс-конференция на тему «Выполнить волю Святослава Рериха — вернуть его коллекцию в музей Николая Рериха». У руководителя Центра содействия международной защите Карины Москаленко нет сомнений, что воля будет выполнена. Вопрос только — когда? Пока Министерство культуры чинит неимоверные препятствия. Советует МЦР обращаться в гражданский суд. По настойчивости такого предложения следует сделать вывод, что суд заранее предрешен. Вывод этот напрашивается и потому, что на открытое судебное заседание попасть всем желающим (в том числе и прессе) будет не так-то просто. А проще говоря, очень трудно, в лучшем случае удастся пройти только в здание суда. Юлий Воронцов, президент Международного Центра Рерихов, а еще чрезвычайный и полномочный посол России и специальный представитель генерального секретаря ООН, попросился на прием к Михаилу Швыдкому, министру культуры РФ, именно по этому делу. До сих пор не принят. Устав ждать, Юлий Михайлович обратился к президенту Владимиру Путину. С ним встретились помощники президента — юристы. Внимательно и доброжелательно, по словам Воронцова, выслушав его, они сказали: обращайтесь в суд. У вас все возможности его выиграть.

«Мы будем отстаивать принцип человека распоряжаться своим имуществом», — заявил на пресс-конференции юрист (по арбитражным делам) Владимир Третьяк. Тем более что право собственности по международной конвенции приравнивается к правам человека, а значит, несмотря на министерские интриги, в случае отрицательного решения московского арбитражного суда МЦР будет обращаться в Европейский суд по правам человека. Хочется верить, что до такого позора дело не дойдет.

Чего опасается государство в лице Министерства культуры? Что картины, попав в «частные» руки, исчезнут? Да нет. Они в этих руках как раз будут целее. Потому что, оказавшись в общественном музее, они все равно останутся на государственном учете, как и те, что есть в Музее Н.К.Рериха. МЦР уже осуществил 250 выставок этих картин во всех государствах Содружества и в Прибалтике. И на каждую выставку было получено разрешение Министерства культуры, и никаких претензий с его стороны до сих пор не последовало.

На недавнем заседании ИКОМа — международного совета музеев, Любовь Скрипкина, заведующая научно-методическим отделом Исторического музея, на мой вопрос, как она относится к идее частных музеев, ответила: «Очень хорошо! Частный музей порой показывает, как надо работать. У них нет проблем с финансированием, они могут покупать за границей самое современное музейное оборудование и работать по последнему слову музейного дела».

К слову сказать, 288 картин, некогда переданных С.Рерихом СССР с тем, чтобы они, разумеется, выставлялись и участвовали в передвижных выставках, томятся в сырых, протекающих хранилищах Музея Востока, у которого нет площадей для такого количества картин! «Темперу нельзя вывозить», — говорят там. «Конечно, нельзя, — соглашается Л.В.Шапошникова, генеральный директор Музея им. Н.К.Рериха и вице-президент Международного Центра Рерихов, — нельзя, потому что картины не остеклены, а у Музея Востока нет на это средств».

Что такое демократия по-древнегречески, мы вроде бы разобрались в начале этих заметок. Но что такое современное демократическое государство? Кто и что олицетворяют его мудрость и справедливость? Похоже, кто-то у нас тут вечно что-то путает.