«Огненное творчество Героя Духа». К 80-летию Л.В. Шапошниковой

О.А.Лавренова, А.В.Стеценко, В.В.Фролов

…Огненное творчество героя духа сравнимо лишь с Огнем самого высшего напряжения, ибо незримо высшее Пламя. Пространство так напрягает лучи творцов духа. Не есть ли образ Дающего — образ чудотворного Сердца?
Мир Огненный, III, 42

Зов Индии. Встреча со Святославом Николаевичем Рерихом

Индолог и историк, путешественник, писатель, фотохудожник, сценарист, талантливый организатор и руководитель, философ и ученый-космист… Все это сочетается в одном человеке – Людмиле Васильевне Шапошниковой, которой было доверено воплотить в реальность мечту старших Рерихов – Николая Константиновича и Елены Ивановны – о Музейоне, доме Муз, на их Родине.

Жизнь Людмилы Васильевны обладает всеми качествами Огня. Она стремительна и широкоохватна, созидательна и возвышенна, как пламя неопалимой купины. Ее жизнь – ярчайший пример силы и высоты человеческого духа. Той необоримой силы, которая делает невозможное возможным. Она принадлежит к блистательным и немногочисленным деятелям, которые в наше нелегкое время имеют мужество созидать Красоту и Культуру.

Людмила Шапошникова родилась 26 июля 1926 года в Новочеркасске. Говорят, что место рождения и первых лет жизни сильно влияет на характер и судьбу человека. Девочка, прошедшая потом тропами Центральной и Южной Азии, появилась на свет в доме известного русского путешественника Г.Н.Потанина, где жила ее бабушка, Мария Николаевна, из рода князей Трубецких, вольнодумцев, философов, защитников Отечества.

Детство Людмилы прошло в Таганроге, в степном краю, на берегу Азовского моря.

Будущую судьбу решила книга, однажды подаренная ей на день рождения. Отложив в сторону другие подарки, в том числе и долгожданный футбольный мяч, заядлая футболистка погрузилась в захватывающее чтение повести Н.С.Тихонова о странствиях венгерского ученого и путешественника А.Вамбери…

С той поры прошло немало лет, над ее девичьей судьбой прогрохотала великая война. В трудные послевоенные годы училась на восточном отделении исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, в 1950-м поступила в аспирантуру. Успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук и осталась работать в своей alma mater, на кафедре истории Индии – сначала младшим научным сотрудником, затем старшим преподавателем и доцентом. Она была и секретарем парторганизации, приверженным высоким идеалам, в основе которых значились честь и совесть…

Л.В.Шапошникова начала свою научную деятельность с разработки тем, характерных для советского востоковедения, – первые ее работы были посвящены рабочему движению, национальному самоопределению народов Индии, положению пролетариата в этой далекой стране, не так давно завоевавшей независимость. Ее научный руководитель и учитель – известный востоковед-индолог Алексей Михайлович Дьяков, знавший в совершенстве хинди и урду. Он передал ученице свои знания и любовь к Индии, познакомил ее заочно с загадочным племенем тода, у которого она побывала несколько лет спустя.

Научные интересы молодого индолога Шапошниковой круто изменились после первой поездки в Индию, стажировки в Хайдерабадском университете в 1958–1959 годах. Тогда Людмила Васильевна вплотную соприкоснулась с многовековой культурой, с древней традицией, и проблематика рабочего движения очень быстро начала отходить на второй план… В этом ее поддержал ее учитель А.М.Дьяков, и с тех пор на долгое время главной темой ее работ стали культура и этногенез народов Индии.

Она вернулась в эту страну в 1963 году, когда поняла, что нечто неуловимое, приобретенное в прошлую поездку, начинает истончаться в ее душе… На этот раз Л.В.Шапошникова приехала в Индию в качестве преподавателя русского языка в Мадрасском университете. В свободное от занятий время отпусков она путешествовала по Индии. Ее интересовали не столько великолепие и контрасты больших городов, сколько затерянные в джунглях и горах таинственные малочисленные племена, сохранившие первобытный уклад жизни, древние обычаи, мифы и легенды. Это были отнюдь не туристские поездки. Приходилось сталкиваться и с открытой враждебностью, и с риском заболеть тропическими болезнями. Во время одной из поездок к племени тода в горах Нильгири она оказалась в районе, где свирепствовала оспа. Помогала сестре милосердия отправлять людей, зависших между жизнью и смертью, в больницу – перетаскивала их из хижин в машину… Болезнь не тронула ее, обошла мимо, как подчас бывает с теми, кем во времена эпидемий руководило великое сострадание, а не страх за свою жизнь.

Результатом поездок Л.В.Шапошниковой стали не только научные труды, но и захватывающие документальные повести о путешествиях и племенах. Эти книги были написаны в жанре научно-художественной прозы – на их страницах нашлось место не только безупречному научному описанию этнографических и антропологических особенностей племен, их исторических корней и верований, но и живым людям с нелегкой судьбой, обитающим на островке древнего мира, омываемого со всех сторон океаном безжалостной цивилизации. Много десятилетий спустя Л.В.Шапошникова будет сотрудничать с Межрегиональной лигой малочисленных народов и этнических групп у себя на родине, используя свой авторитет и возможности вверенного ей Центра-Музея для того, чтобы помогать решать те же проблемы эвенкам, нанайцам и другим малым народностям России – сохранить свою культуру, сберечь свою душу.

А тогда, в 1967 году, правительство Индии высоко оценило ее научный и литературный труд, присудив за книгу «Дороги джунглей» Международную премию имени Джавахарлала Неру.

Год спустя, приехав в Индию с делегацией лауреатов этой премии, Л.В.Шапошникова впервые встретилась со Святославом Николаевичем Рерихом. Людмила Васильевна и раньше слышала о том, что в Бангалоре живет соотечественник из прославленной семьи, но повода нанести ему визит не было. Теперь же, в 1968 году, она вдруг почувствовала, что во что бы то ни стало должна посетить его. Это желание было необъяснимым, но очень настойчивым. График работы делегации был жестким, и через сутки был запланирован вылет из Мадраса в Тривандрум. Там должны были пройти встречи, о которых уже сообщили газеты. Но Людмила Васильевна отменила все протокольные дела и поехала в Бангалор, куда ее взялся сопровождать искусствовед С.И.Тюляев. В усадьбу Татагуни добрались поздно, потревоженный среди ночи Святослав Рерих вышел к гостям… Тогда лауреат премии, несколько дней назад встречавшаяся с Индирой Ганди на официальном приеме, в этой «неофициальной обстановке» сказала всего лишь одну фразу: «Здравствуйте, я – Шапошникова!» Мудрец и замечательный художник, о котором его матушка Е.И.Рерих писала: «Он у меня Махатма», приветствовал ее словами: «Входите, я Вас ждал». «И я вошла. Вошла в удивительный, волшебный мир, где продолжал царить дух двух Великих, давших жизнь тому, кто меня позвал. Вошла, чтобы никогда из этого мира не уйти»[1], – вспоминает Людмила Васильевна.

В ту же ночь состоялся долгий судьбоносный разговор. Годами позже она скажет: «Критерий правильности решения – отсутствие выбора, – когда другие варианты пути даже не рассматриваются».

С этого момента многогранное наследие семьи Рерихов стало центральной темой ее философского, научного, публицистического и общественного творчества, а философская система Живой Этики, созданная в сотрудничестве с Е.И.Рерих Мудрецами Востока, Учителями космической мудрости, – концептуальной основой всех ее трудов.

Первую книгу Живой Этики – «Беспредельность», томик которой ей дал Святослав Рерих, – она прочла взахлеб, не смогла оторваться, пока не перелистнула последнюю страницу. Многое было непонятно – «Космический Магнит», «космические энергии» и другие странные для советского человека слова и фразы… Эта книга была прочитана в два дня, после чего возникло множество вопросов, которые Людмила Васильевна записала с тем, чтобы задать их Святославу Рериху. Но за неделю, которая оставалась до следующей поездки в Бангалор, все эти вопросы были сняты – пришло понимание.

Это удивительное качество текста, написанного при непосредственном творческом участии Е.И.Рерих, показывает, насколько велико, насколько космично было сознание Елены Ивановны. Потом было много других встреч и много других вопросов, которые возникали по мере вхождения в мир Рерихов. Святослав Николаевич обстоятельно отвечал на них (не зря говорят, что в познании определяющую роль играет правильно заданный вопрос!). Художник и мудрец блестяще владел методом творческого развития идей Живой Этики и сполна передавал его тому, кто был способен его усвоить. Спустя годы именно Л.В.Шапошникова раскроет читателям Живой Этики сокровенный смысл этого Учения, показав во всем великолепии и простоте философию реального космоса.

В советское время Л.В.Шапошникова приложила немало усилий, чтобы вернуть Родине философско-художественное наследие Рерихов. В 1973–1974 годах по ее сценарию, написанному в соавторстве с Р.А.Григорьевой, режиссером Р.П.Сергиенко был снят полнометражный документальный фильм «Николай Рерих», в котором был воссоздан величественный образ русского художника и мыслителя, путешественника и общественного деятеля мирового масштаба. В 1974 году она стала членом Организационного комитета по наследию Рерихов и вместе с П.Ф.Беликовым, первым биографом Н.К.Рериха, приняла самое деятельное участие в организации празднования 100-летия Н.К.Рериха в Советском Союзе. Торжественный вечер прошел на правительственном уровне, были открыты выставки произведений Н.К.Рериха и С.Н.Рериха. В тот год многие наши соотечественники впервые познакомились с творчеством Рерихов, прикоснулись к космической философии, запечатленной на полотнах отца и сына.

В 1974–1980 годах Людмила Васильевна совершила несколько поездок на Алтай, в Монголию и Индию, в одиночку прошла маршрутом великой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Из-за напряженности международных отношений ей оказался недоступен только китайский участок маршрута. Первым результатом этого путешествия стала захватывающая панорама фото- и литературных образов многотысячелетней истории национальных культур – фотоальбом «От Алтая до Гималаев» с глубокой вступительной статьей автора. Альбом уже тогда помог многим понять грандиозность беспрецедентной экспедиции Н.К.Рериха по Центральной Азии. Личность Рериха в ее публикациях и выступлениях показывалась во всей полноте и многогранности. Это многим не нравилось. О.В.Румянцева, заведующая Мемориальным кабинетом Н.К.Рериха Государственного музея Востока, очень точно сформулировала причину такого недовольства: «Я столько лет положила на то, чтобы отделить философию Рериха от его искусства, а вы все испортили!» В своих публикациях Людмила Васильевна имела смелость сказать, что живопись Николая Рериха – не что иное, как философия Живой Этики, воплощенная в цвете и символе. Картины Н.К.Рериха, которые с восторгом репродуцировали журнал «Огонек» и другие издания, в большинстве своем были разбросаны по миру. Часть уже путешествовала по Советскому Союзу, многие из них хранились в имении С.Н.Рериха Татагуни под Бангалором, но эта космическая красота непременно должна была навсегда вернуться на Родину художника и обрести здесь свое постоянное пристанище.

«Вы будете препятствовать, а мы будем строить»

Эти слова Николая Константиновича Рериха в полной мере выражают пафос всей жизни Л.В.Шапошниковой и особенно того ее героического этапа, который посвящен главному делу жизни Людмилы Васильевны – созданию, развитию и защите Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Осуществление этого Великого Плана было в замыслах еще Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Огромную роль в его разработке и реализации сыграли Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи. Поэтому создание Музея имени Н.К.Рериха неразрывно связано с чаяниями, устремлениями и неустанными усилиями всей семьи Рерихов, младший из которой, Святослав Николаевич, счел необходимым доверить его практическую реализацию на этапе непосредственного создания музея именно Л.В.Шапошниковой.

После внезапной смерти Ю.Н.Рериха в мае 1960 года некоторые из привезенных им картин Рерихов были включены в собрание Государственного Русского музея. То же, что осталось в его квартире в Москве – архив Центрально-Азиатской экспедиции, ценнейшая коллекции бронзы, древнебуддийская живопись, картины и т.д., – оказалось в руках невежественных людей и сейчас находится на грани окончательного разорения. Трагедия, постигшая часть наследия наших великих соотечественников, принадлежавшую Юрию Николаевичу, усугублялась еще и тем, что Святослава Николаевича, единственного законного наследника имущества брата, обманным путем не допустили в права наследования.

Оставшись без поддержки брата, Святослав Николаевич был вынужден в одиночку преодолевать противодействие госчиновников, всеми способами мешавших ему выполнить волю родителей и создать в Москве Центр-Музей имени Н.К.Рериха. На это ушли долгие 29 лет. За это время Святослав Николаевич не раз приезжал в СССР, встречался с руководителями Министерства культуры, Академии художеств, Академии наук, многократно и настойчиво поднимал вопрос о судьбе наследия Рерихов.

В СССР трижды были организованы большие передвижные выставки из коллекции Святослава Николаевича. Первая – в 1960-м, вторая – в 1974-м и третья – в 1978 году.

Все это время Святослава Николаевича не покидала мысль о создании в Москве Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Для этого он был готов передать оставшуюся у него вторую, более значимую часть наследия. По этому поводу Святослав Николаевич писал П.Ф.Беликову: «Главное, хотелось бы все передать в надежные руки, а где они. Конечно, есть преданные друзья и работники, но их мало очень. Мало таких, кто был бы и знающим, ответственным сотрудником и мог бы вести дело по правильному Пути. Мало таких, кто сочетал бы реальность с внутренним устремлением – Служением. А без этого трудно мыслить о каком-то Продвижении»[2].

Таким образом, для передачи наследия и создания на его основе Центра-Музея имени Н.К.Рериха необходимо было выполнение двух основных условий – получить согласие руководителей государства создать такой музей на условиях С.Н.Рериха и, главное, найти человека, под ответственность которого Святослав Николаевич с легкой душой смог бы передать наследие.

29 июля 1989 года в газете «Советская культура» Святослав Николаевич опубликовал письмо «Медлить нельзя!», в котором он настаивал на организации общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха и назначении его директором Л.В.Шапошниковой. В этом же письме С.Н.Рерих сформулировал концепцию Центра-Музея. Святослав Николаевич считал необходимым создать такой музей в Москве. «Прежде всего, – писал С.Н.Рерих, – это должен быть живой центр. Не просто музейная экспозиция, а постоянно сменяющие друг друга выставки картин, ремесел, детских работ, причем не только с разных концов Советского Союза, но и интернационального характера. Конечно, наряду с этим работы Николая Константиновича должны быть представлены постоянно». Святослав Николаевич видел деятельность будущего Центра-Музея широкой и многообразной. Вот самые важные ее аспекты: «…всемирные духовные ценности, единство культуры человечества, ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия – все это так или иначе было, конечно, затронуто в трудах Н.К. и Е.И., но их подходы требуют развития в применении к нынешнему этапу всемирной эволюции». Обобщая, можно сказать, что главными в научных исследованиях Центра-Музея, по мнению С.Н.Рериха, должны стать проблемы космической эволюции человечества.

В письме определялся и статус будущего Центра-Музея: «…подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока привело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество». Иными словами, «суть концепции Центра-Музея, – подчеркивал Святослав Николаевич, – в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации». Для финансового обеспечения деятельности Центра-Музея имени Н.К.Рериха С.Н.Рерих предлагал создать Фонд имени Н.К.Рериха.

К этому времени Святослав Николаевич окончательно решил, кого он хотел бы видеть директором Центра-Музея. Об этом он сообщил в письме «Медлить нельзя!»: «Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный»[3].

Святослав Николаевич не ошибся в выборе: Людмила Васильевна с честью оправдала доверие своего Учителя. В борьбе за создание Центра-Музея и Советского Фонда Рерихов (СФР) Людмиле Васильевне пришлось преодолевать многие трудности, проявляя при этом уникальный организаторский талант. Из ее воспоминаний и архивных документов известно, как приходилось отстаивать независимость Советского Фонда Рерихов, который чиновники планировали сделать одним из придатков некоторых государственных структур. Ею были подготовлены проекты и Устава СФР, и Постановления Совета министров СССР, которые легли в основу этих документов почти без изменений.

4 ноября 1989 года вышло Постановление Совета министров СССР № 950 о создании в Москве по предложению С.Н.Рериха Центра-Музея имени Н.К.Рериха и Советского Фонда Рерихов – для развертывания научной, просветительской и культурной деятельности. Л.В.Шапошникова стала заместителем председателя фонда (председателем был избран президент Академии художеств Б.С.Угаров). В этом же году во время поездки в СССР Святослав Николаевич вручил заместителю председателя СФР официальное письмо – приглашение в Индию для работы с наследием Рерихов. В судьбе Людмилы Васильевны Шапошниковой началась новая эпоха – эпоха реального создания музея. Эта эпоха несла в себе два основных качества – созидание и противостояние. Созидание Красоты и Культуры, созидание того нового, чему всегда противостоит старый мир, погруженный во тьму корыстных интересов и политических интриг, зависти, самопожирающей злобы.

Как известно, Святослав Николаевич передал наследие на основании своего Завещания. Данное событие для СССР оказалось беспрецедентным, так как передача наследства произошла при жизни наследодателя. Она осуществилась с предоставлением МЦР всех исключительных прав на управление этим наследием. Ключевую роль в переправке наследия Рерихов в Москву для СФР сыграла Людмила Васильевна, доставившая наследие специальным самолетом из Индии в Россию.

Поездка в Индию за наследием Рерихов была полна осложнений и неожиданностей. Долго не давали визу, и помогло лишь личное вмешательство первого заместителя министра иностранных дел СССР и давнего друга С.Н.Рериха Ю.М.Воронцова (ныне – президента Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха). Описывали и паковали наследие полуголодные, так как денег на содержание выделено не было. Возникла проблема, как вывезти наследие. Спецрейс удалось «выбить» опять же только благодаря Ю.М.Воронцову, которому пришлось по этому вопросу обратиться к М.С.Горбачеву. Затем – история возвращения на Родину через все препятствия, чинимые на каждом шагу. По поводу многих из них, казалось бы, непреодолимых, Л.В.Шапошникова впоследствии говорила вскользь: «Мне удалось принять кое-какие меры…» Но никакие меры не могли помочь в воздухе, во время перелета по маршруту Дели – Карачи – Ташкент – Москва, когда пассажирам было отказано в отоплении салона. Одетые по-летнему Л.В.Шапошникова и сопровождавший ее ответственный секретарь СФР несколько часов провели в самолете, превратившемся в холодильную камеру... Но наследие, составлявшее более четырех тонн груза, было в целости и сохранности доставлено в Москву. Это была первая Победа.

С прибытием наследия Рерихов в Москву и началом формирования Центра-Музея имени Н.К.Рериха перед Людмилой Васильевной Шапошниковой очень остро встал вопрос не только о защите целостности наследия, но и об отстаивании самой возможности создания музея. Важнейшую роль в этом деле сыграли решительные действия Святослава Николаевича. Он обратился к президенту России с просьбой помочь возвратить незаконно удерживаемую Государственным музеем Востока (ГМВ) коллекцию картин, ранее участвовавших в выставках в СССР, которую Святослав Николаевич распорядился передать в МЦР. Нам известно и его обращение к рериховским организациям России и других независимых государств, в котором он подтвердил полномочия Людмилы Васильевны Шапошниковой как своего доверенного лица, которой переданы все необходимые инструкции по использованию наследия. Святослав Николаевич подтвердил права МЦР на переданное в СФР наследие великой семьи документом, заверенным нотариально 22 октября 1992 года.

Теперь необходимо было осуществить самое главное: выполнить волю С.Н.Рериха, Постановление Правления СФР и Решение Совета министров – создать Центр-Музей имени Н.К.Рериха. И это не только оказалось самым трудным, но и послужило началом продолжительной борьбы, ибо тех, кто этому стремился помешать, было немало. Эта борьба продолжается и сегодня, и завершения ее пока не предвидится.

Создание Центра-Музея и передача ему наследия Рерихов были великой победой Святослава Николаевича. В этой истории он выступил Прометеем, передавшим в Россию частицу Божественного огня.

Сохранность этого огня зависела от того человека, на которого Святослав Николаевич возложил всю полноту ответственности за создание Центра-Музея и использование наследия. От Людмилы Васильевны Шапошниковой.

Людмила Васильевна, будучи заместителем председателя СФР, сразу же заняла принципиальную позицию в отстаивании и осуществлении воли С.Н.Рериха по созданию общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Именно благодаря ее решительным и энергичным действиям СФР превратился в организацию, оказавшуюся способной начать конкретные действия по созданию такого музея.

То, что борьба началась и внутри Правления СФР, придает истории Центра-Музея особый драматизм. Причинами этого были, во-первых, непонимание рядом лиц основной идеи С.Н.Рериха о создании СФР и Центра-Музея; во-вторых, желание распорядиться наследием великой семьи по своему усмотрению, а не так, как повелел его владелец – С.Н.Рерих; в-третьих, нашлись в правлении и такие, которые пришли работать в СФР ради своих корыстных интересов. Назовем лишь трех бывших членов правления, враждебная деятельность которых способствовала привлечению к борьбе против Центра-Музея и наследия Рерихов многих государственных структур. Это заместитель председателя Правления СФР Р.Б.Рыбаков, ответственный секретарь Правления СФР С.Ю.Житенев и член Правления В.Н.Набатчиков, ныне директор Государственного музея Востока. Все они в свое время были наделены доверием Святослава Николаевича, но не вынесли этого бремени. В этой непростой ситуации Л.В.Шапошникова заняла твердую позицию, определявшуюся одним – необходимостью создания негосударственного Центра-Музея имени Н.К.Рериха и сохранения целостности наследия Рерихов.

Между тем Р.Б.Рыбаков активно противодействовал работе Бюро Правления СФР по созданию Центра-Музея. Понимая, что за это он будет снят с должности заместителя председателя Правления, он сам написал заявление об уходе. После смерти С.Н.Рериха именно Р.Б.Рыбакову по факсу было отправлено письмо от имени Девики Рани, сфальсифицированное бывшим секретарем С.Н.Рериха Мэри Пунача, которая в настоящее время обвиняется в уголовных преступлениях, в том числе и в подделке завещания Девики Рани Рерих. Письмо на имя Президента РФ Б.Н.Ельцина М.Пунача направила по факсу Р.Б.Рыбакову, который передал его в правительство. И этот документ через несколько месяцев стал основой для выхода в свет постановления правительства о создании государственного Музея Н.К.Рериха на базе уже начавшего действовать общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Фактически этим постановлением уничтожался учрежденный С.Н.Рерихом общественный музей, а на его месте и на его фондах должен был появиться филиал Государственного музея искусства народов Востока (ГМВ).

Против Центра-Музея имени Н.К.Рериха стал действовать и С.Ю.Житенев, после того как был уличен в противозаконных операциях с денежными средствами фонда и исключен из членов правления.

В.Н.Набатчиков, узнав, что С.Н.Рерих потребовал от ГМВ вернуть принадлежащие ему, законному владельцу, картины (которые там находились на временном хранении) и передать их созданному Центру-Музею, написал письмо заместителю министра культуры СССР Ю.У.Фохт-Бабушкину. В этом письме он подвергал сомнению статус Центра-Музея как общественной организации и высказывал пожелание, чтобы картины, принадлежащие С.Н.Рериху, остались в ГМВ. Благодаря принципиальной позиции Л.В.Шапошниковой за такое предательство (а по-другому поступок Набатчикова, члена Правления СФР, назвать нельзя) он также был исключен из членов Правления. В дальнейшем в ГМВ Набатчиков создал своеобразный штаб, который стал управлять враждебными действиями, направленными против Центра-Музея и его Генерального директора, доверенного лица С.Н.Рериха, Л.В.Шапошниковой.

Весь драматизм ситуации, сложившейся вокруг только начинающего вставать на ноги Центра-Музея, и весь накал борьбы за негосударственный музей, в которой Людмила Васильевна, как истинный воин, встала на пути противников воли и инициативы С.Н.Рериха, раскрывает следующий документ.

Это протокол заседания «Ученого Совета по наследию Рерихов» от 20 июня 1991 года, который проходил в ГМВ. Вот некоторые фамилии из состава членов этого «совета»: Г.П.Попов – бывший директор ГМВ, а в то время начальник отдела изобразительных искусств Министерства культуры; В.Н.Набатчиков – директор ГМВ и О.В.Румянцева – заведующая Мемориальным кабинетом Н.К.Рериха в ГМВ. Постановление этого «ученого совета» говорит само за себя: «Члены Ученого Совета выражают глубокую озабоченность кризисным состоянием дел в Советском Фонде Рериха». На основании этого члены «ученого совета» «делают совершенно справедливый вывод об отстранении от руководства Фондом В.Я.Лакшина (председатель Правления СФР. – Авт.) и Л.В.Шапошниковой. Необходимо сделать такой же вывод по руководству Л.В.Шапошниковой Центром-Музеем Н.К.Рериха». О цели этого заседания в ГМВ говорит следующий пункт данного постановления: «Ученый Совет категорически не рекомендует при сложившейся ситуации <…> передачу [Центру-Музею] картин из собрания С.Н.Рериха, находящихся на временном хранении в Государственном музее искусства народов Востока». Вот так, без стыда и совести восстала чиновничья рать против исполнения воли С.Н.Рериха.

Надо отметить, что это было еще при жизни Святослава Николаевича. Но как только его не стало, В.Н.Набатчиков стремительно, в нарушение всех законов, правил и норм перевел картины с временного на постоянное хранение и поставил коллекцию на государственный учет. Но и этого ему показалось мало, и 24 апреля 1993 года он пишет письмо в Правительство РФ – первому вице-премьеру РФ О.И.Лобову с просьбой «помочь в передаче наследия Рерихов и “Усадьбы Лопухиных” Государственному Музею Востока в бессрочное и безвозмездное пользование…»[4].

Над единственным тогда в стране общественным музеем нависла реальная угроза уничтожения – 4 ноября 1993 года на основании сфабрикованного письма Девики Рани было подписано Постановление правительства РФ № 1121 о создании в усадьбе Лопухиных Государственного музея имени Н.К.Рериха. Встала угроза захвата наследия Рерихов и усадьбы, и все, кому был дорог еще неокрепший, еще такой маленький (пять небольших залов!) общественный музей, оставляли здесь свои адреса и телефоны – чтобы по первому звонку стать живым щитом. И тогда по инициативе Л.В.Шапошниковой, в который раз проявившей качества настоящего воина, впервые в истории страны общественная организация подала в суд на государство и выиграла его! Решение Высшего арбитражного суда было окончательным и обжалованию не подлежало – это была еще одна Победа, и какая! Когда Людмила Васильевна Шапошникова объявила о ней с трибуны на международной общественно-научной конференции 1994 года, зал рукоплескал ей стоя, так как все понимали, что именно ее мужество и несломимое упорство были залогом этой Победы.

Но вскоре власть имущие опомнились, и спустя год (6 сентября 1995 года) председатель Высшего арбитражного суда В.Ф.Яковлев под неимоверным давлением «свыше» опротестовал это решение по кассационной жалобе Минкультуры РФ. С тех пор противостояние государственному произволу станет неотъемлемой стороной жизни музея и его руководителя Л.В. Шапошниковой. Против общественного музея госчиновники «используют государственную машину – Минюст, налоговую инспекцию и даже милицию. Не имея ни одного юридического документа, который хотя бы отдаленно подтверждал их право собственности на коллекцию, они через суды пытаются лишить нас прав наследования»[5]. Но шаг за шагом, последовательно и неуклонно, от одной судебной инстанции к другой Людмила Васильевна отстаивает права созданного ею действующего культурного центра, живущего и развивающегося согласно идеям С.Н.Рериха, – его право на жизнь, право наследства, по которому МЦР принадлежит не только та часть наследия, которая была доставлена в 1990 году спецрейсом в Москву, но также коллекция из 288 картин Н.К. и С.Н. Рерихов, когда-то путешествовавшая по Советскому Союзу, а теперь «осевшая» в запасниках Музея Востока. Драгоценная коллекция, как показывают инвентаризационные списки, с 1978 года, когда она была впервые привезена в Москву, утратила более шестидесяти картин. Хотя Министерство культуры, незаконно присвоившее эти картины, не собирается сдавать позиции, чтобы уйти от ответственности за утрату картин, общественный Центр-Музей будет добиваться возвращения коллекции и наказания виновных в ее расхищении.

Л.В.Шапошниковой и ближайшим ее помощникам пришлось вести напряженную борьбу для того, чтобы выполнить волю Святослава Николаевича – создать Центр-Музей имени Н.К.Рериха. И эта великая задача была выполнена благодаря самоотверженным усилиям Людмилы Васильевны по преодолению труднейших препятствий, постоянно возникающих на пути развития Центра-Музея имени Н.К.Рериха на основе концепции Святослава Николаевича Рериха.

Говоря об истории нашего Центра-Музея, нельзя обойти вниманием заслуги тех, кто выполнил обещание, данное С.Н.Рериху, и помог Л.В.Шапошниковой создать музей, достойный имени Рерихов. Это Юлий Михайлович Воронцов, хорошо знавший Святослава Николаевича и часто с ним встречавшийся еще в бытность свою послом СССР в Индии. Юлий Михайлович, будучи первым заместителем министра иностранных дел СССР и членом Правления СФР, организовал, как сказано, вывоз наследия Рерихов из Индии в Москву. Без его помощи это было бы весьма проблематично. Сейчас Юлий Михайлович – президент МЦР. Необходимо сказать и о помощи Анатолия Евгеньевича Карпова. Советский Фонд Мира (СФМ), возглавлявшийся Анатолием Евгеньевичем, был учредителем СФР. Советский Фонд Мира – единственная организация, которая помогла Советскому Фонду Рерихов в становлении и развитии, перечислив на его счет крупную сумму денег. Всегда в трудные времена, которых немало в истории Центра-Музея, Анатолий Евгеньевич помогал ему. И сейчас Анатолий Евгеньевич, как глава Попечительского Совета МЦР, продолжает оказывать Центру-Музею имени Н.К.Рериха огромную помощь.

Центр-Музей был создан вопреки всем препятствиям, которые чинились, как это ни странно, государственными учреждениями. Первое его открытие состоялось в 1993 году. Впереди еще были напряженные годы самоотверженного труда Генерального директора Л.В.Шапошниковой и коллектива единомышленников – сотрудников музея, чтобы состоялось его третье, окончательное открытие с постоянной экспозицией. С октября 1997 года Центр-Музей работает на полную мощь в ряду самых известных музеев не только России, но и всего мира..

Необходимо отметить еще одного из главных участников истории создания нашего музея – Бориса Ильича Булочника, самоотверженного мецената, стараниями и помощью которого музей обрел такой прекрасный вид.

Борьба вокруг Центра-Музея и наследия Рерихов в последние годы значительно обострилась. Бывший министр культуры М.Е.Швыдкой, который сегодня руководит Федеральным агентством по культуре и кинематографии, преподнес к юбилею С.Н.Рериха свой «подарок» – оспорил в президиуме Мосгорсуда исполнение завещания С.Н.Рериха. Не отстали от своего бывшего министра и его подчиненные в ГМВ. О.В.Румянцева летом этого года в Палате по патентным спорам пыталась оспорить волю С.Н.Рериха, выразившуюся в предоставлении МЦР права на Знак Знамени Мира. А директор ГМВ В.Н.Набатчиков подал в суд иск на Л.В.Шапошникову «о защите чести и достоинства» себя и ГМВ, пытаясь спасти свою сомнительную репутацию. Поэтому и в дальнейшем история нашего Центра-Музея будет нелегкой. Но богатейший опыт деятельности руководства музея свидетельствует, что нет таких трудностей и испытаний, которые невозможно было бы преодолеть ради высочайших целей, поставленных С.Н.Рерихом.

Через все бури Центру-Музею удалось не только пройти с достоинством, но окрепнуть и развиться до уровня современного музейного комплекса. В этом огромная доля труда Людмилы Васильевны Шапошниковой, которая, несмотря на, казалось бы, непреодолимые преграды, всегда устремлена к главному – осуществлению воли Святослава Николаевича Рериха и реализации его концепции общественного Музея имени Н.К.Рериха как «живого центра». В рабочем кабинете Людмилы Васильевны на видном месте висит высказывание Р.Тагора: «Если бросать камнем в каждую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели». По мере реставрации зданий усадьбы кабинеты его руководителя менялись, но это высказывание неизменно сопутствовало Л.В.Шапошниковой. Борьба за музей, сколько бы сил и энергии она ни отнимала, все же не в состоянии надолго отвлечь ее от литературного и научного творчества. Да и само созидание музея – от хозяйственных вопросов до решения широких концептуальных проблем – тоже творчество. Да еще какое! Музейон состоялся, и состоялся, прежде всего, благодаря вдохновенному творчеству, настойчивости, целеустремленности и бесстрашию его Генерального директора.

В 1991 году после распада СССР Советский Фонд Рерихов по инициативе Святослава Николаевича был переименован в Международный Центр Рерихов. Его первым вице-президентом стала Л.В.Шапошникова. Основной задачей центра была задача реального создания Музея имени Н.К.Рериха на основе полученного наследия. Святослав Николаевич прекрасно понимал, что даже для такого сильного и яркого человека, которого он выбрал своим доверенным лицом, путь созидания Культуры в наше непростое время будет очень нелегким. Поэтому он неоднократно подтверждал ее право доверенной, в котором пытались усомниться все, кому хотелось «получить кусок сладкого пирога» – разделить наследие или даже присвоить его целиком. Одним из последних его наказов руководителям рериховских организаций и почитателям Учения Живой Этики были слова: «Помогайте Международному Центру Рерихов».

Без привлечения бюджетных средств, на деньги меценатов и дарителей был поднят из руин выбранный С.Н.Рерихом и отведенный музею уникальный памятник архитектуры XVII–XIX веков – Усадьба Лопухиных. В обновленном и оборудованном по последнему слову музейной техники здании разместился музейный комплекс – в соответствии с пожеланиями С.Н.Рериха, высказанными в его письме «Медлить нельзя!». Перед зданием в 1999-м, юбилейном для семьи Рерихов году появился мемориал, посвященный Елене Ивановне и Николаю Константиновичу Рерихам. В 2004 году, в год столетия Святослава Николаевича, неподалеку были установлены скульптурные портреты Ю.Н. и С.Н. Рерихов.

Свершилось, казалось бы, невозможное – на территории России возник первый не государственный, а общественный музей, воплотивший мечту Н.К.Рериха о Музейоне – культурном и научном, просветительском центре. Над ним на высоком флагштоке развевается Знамя Мира, знамя Культуры.

Все начиналось с пяти залов, где в феврале 1993 года, в день рождения Елены Ивановны и через две недели после кончины Святослава Николаевича, была развернута первая экспозиция. На этом открытии присутствовал М.С.Горбачев, когда-то поддержавший идею возвращения наследия Рерихов на их Родину. А затем начались сражения за музей, в которых его руководителю, Л.В.Шапошниковой, теперь предстояло бороться одной, без поддержки Святослава Рериха – его основателя и навечно – Почетного Президента.

Противодействие общественной культуре было и остается чрезвычайно жестким в среде бесконтрольного чиновничьего произвола, в пост-тоталитарной стране, верной своим старым «традициям». Госчиновники и поддерживающие их журналисты, а также представители Русской Православной Церкви уже давно ведут войну с применением всех морально запрещенных видов «оружия» – лжи, клеветы и подлогов против незапятнанного имени Рерихов и негосударственного Центра-Музея имени Н.К.Рериха – этого очага свободной от политических интересов культуры. Поэтому на протяжении всего существования Центра-Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой вместе с коллективом приходится преодолевать противодействие, по существу, всей государственной системы.

В истории Центра-Музея имени Н.К.Рериха есть несколько знаменательных вех. Открытие в 1993 году первой экспозиции во флигеле усадьбы Лопухиных. В 1994 году начала работать экспозиция на первом этаже главного здания усадьбы Лопухиных. Наконец, в 1997 году на втором этаже усадьбы открылась третья экспозиция музея. Концепция ее, выработанная в 1990-х годах на основе идей С.Н.Рериха Людмилой Васильевной, охватывает основные вехи пути Рерихов. «На стенах вводного зала – уникальные полотна, выполненные Н.Г.Волковой, в которых отражены важнейшие эволюционные моменты культурно-духовного развития человечества. Они теснейшим образом связаны с теми философскими идеями, которые пронизывают все творчество семьи Рерихов и составляют цель жизненных устремлений наших великих соотечественников. За этим залом следует Петербургский зал, где мы находим свидетельства жизни Рерихов того периода. Затем идут Русский зал, зал Живой Этики, зал Центрально-Азиатской экспедиции, зал Гималайской долины Кулу, в которой Рерихи провели большую часть своей жизни в Индии. И, наконец, зал Пакта Рериха. Здесь подводится итог деятельности великой семьи на благо Мировой Культуры»[6]. В 2000 году был открыт зал Учителей. В залах музея развернуты постоянные экспозиции картин Н.К. и С.Н. Рерихов, фотографий и личных вещей семьи Рерихов, книг из их библиотеки, предметов декоративно-прикладного искусства. По мере пополнения музейных коллекций экспозиции дополняются и расширяются.

Экспозиции музея сочетают Красоту и Знание. Но его художественно-философское содержание прекрасными продуманными экспозициями не исчерпывается. Есть в музее нечто такое, что остается за гранью непосредственного впечатления. И за этим на первый взгляд неуловимым феноменом скрывается, пожалуй, самое главное достоинство музея – тончайшая энергетика высокого искусства, нашедшего воплощение в прекрасных живописных полотнах Рерихов.

Живопись Н.К. и С.Н. Рерихов – художественная форма выражения их космического миропонимания. Философия реального космоса на картинах Рерихов обнаруживает себя своей энергетикой, делающей созданные Рерихами художественные образы неповторимо прекрасными и устремленными в беспредельность Космоса. Ощущение незримого присутствия философии реального космоса возникает и при созерцании гималайских этюдов Н.К.Рериха, и при соприкосновении с полотнами С.Н.Рериха, на которых оживают образы Индии.

Философия космической реальности – естественна и органична для Центра-Музея имени Н.К.Рериха. В ее энергетическом пространстве формируются и разворачиваются экспозиции. Живописные шедевры наших великих соотечественников раскрывают свой подлинный, глубинный смысл.

Художественное творчество Рерихов доступно не только тем, кто оказывается в светлых залах музея. Значительную часть его коллекции составляют передвижные выставки, проходящие как в российских регионах, так и в странах СНГ. Эти выставки, реализуя культурно-просветительскую концепцию Центра-Музея, несут в себе философию реального космоса – философию, разработанную в трудах Рерихов и получившую современную интерпретацию и дальнейшее развитие в работах Л.В.Шапошниковой. Передвижные выставки МЦР, так же как и временные выставки в залах музея, всегда находятся в поле зрения Людмилы Васильевны, которая определяет основные вехи их организации и проведения. А ее выступления на открытии выставок и встречах с художниками содержат живой искусствоведческий анализ и глубокие философские обобщения.

Начиная с 1998 года в музее проводятся выставки современных художников-космистов. Космистами были еще и Н.К.Рерих, и М.К.Чюрлёнис. В 20-е годы прошлого столетия в России возникло объединение художников «Амаравелла». Члены этого объединения тоже совершили художественный прорыв в космос. Эта традиция была продолжена Святославом Николаевичем Рерихом. «Космическое направление в искусстве, – пишет Л.В.Шапошникова, – объединяет очень разных художников – и по своему мастерству, и по своему философскому проникновению, и по качеству изображаемой реальности. Но для всех них является общим безграничная любовь к Красоте и Беспредельности»[7].

Не менее важную, чем в организации выставок, роль играет непосредственное участие Людмилы Васильевны в издании философского и эпистолярного наследия Рерихов, хранящегося в отделе рукописей МЦР. Святослав Николаевич детально обсуждал с Людмилой Васильевной проблемы, касающиеся изучения трудов семьи Рерихов и сроков их издания.

В Центре-Музее все эти годы наследие Рерихов, основой которого является архив семьи, бережно сохраняют и изучают. Каждый член великой семьи был выдающимся ученым-мыслителем, много потрудившимся во имя становления и развития новой, одухотворенной науки. Подходы к научным исследованиям, к науке в целом, выработанные Рерихами, являются основой, на которой строится вся научная деятельность Центра-Музея.

Архив Рерихов с момента его доставки из Индии в Москву описывается и систематизируется. Это делает его доступным для исследователей. Содержание архива, охватывающего период с середины XIX века до 90-х годов ХХ века, составляют литературно-философские труды Рерихов, биографические документы, материалы, отражающие научно-организационную, педагогическую, общественную деятельность наших выдающихся соотечественников, переписка, фотографии, слайды картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха. Изучение этих материалов позволяет увидеть, насколько многогранным было творчество Рерихов и какой огромный вклад внесли они в мировую культуру.

Создание в Москве Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, основой которого стало переданное Святославом Николаевичем Рерихом в дар России творческое наследие семьи Рерихов, – событие огромного культурного значения, важность которого еще предстоит осознать. Сегодня Центр-Музей, воспринявший также и духовно-нравственное наследие семьи великих, притягивает многих, кто хочет больше знать о философско-художественном творчестве Рерихов, их космическом миропонимании, Живой Этике… Центр-Музей возник благодаря замыслу Е.И. и Н.К.Рерихов, ведомых Учителями, а также прозорливости и инициативе Святослава Николаевича Рериха. Одна из главных ролей в создании, становлении и развитии Центра-Музея по праву принадлежит его бессменному Генеральному директору, первому вице-президенту МЦР Людмиле Васильевне Шапошниковой.

Одним словом, под руководством Л.В.Шапошниковой сформированы и развиваются мощные направления научной, музейной и культурно-просветительской деятельности, которые в синтезе образуют духовное пространство Центра-Музея имени Н.К.Рериха – пространство нового космического мироощущения.

Творчество Л.В.Шапошниковой и новое космическое мышление

Под научным руководством Л.В.Шапошниковой сформировалось новое направление философских и историко-культурных исследований, связанное с изучением философско-художественного наследия семьи Рерихов. Наряду с П.Ф.Беликовым она фактически стала родоначальником новой научной школы рериховедения.

Как и многие выдающиеся ученые, Л.В.Шапошникова проявила себя как талантливый организатор науки. Особо надо отметить научно-общественные конференции, проводимые МЦР. В текстах Живой Этики много внимания уделено значению науки для формирования новой, энергетической картины мира, которая помогла бы человечеству подняться на новый эволюционный виток. Наследие Рерихов, не только переданное в Центр-Музей, но и ранее опубликованное, безусловно, требует глубочайшей научной разработки. Работы Людмилы Васильевны, написанные уже в эпоху строительства музея, создавались в русле той новой «одухотворенной» науки, которая вовлекает в круг своего внимания духовный мир человека, космические законы его развития. Ее научно-организационное творчество во многом наследовало принципы работы Института Гималайских исследований «Урусвати», созданного Рерихами в Кулу. «…Этот Институт не просто очередное научное учреждение, – говорил о нем С.Н.Рерих. – В нем заложено будущее нашей науки. Тогда, во время войны и после, судьба Института складывалась непросто, и прерывались те исследования и та научная методология, которая была заложена в нем. И заложена была не нами, Рерихами, а нашим Учителем, который создал Живую Этику и планы которого мы выполняли»[8]. Как и институт «Урусвати», МЦР начал свое вхождение в мир науки с международного научного сотрудничества, с объединения передовых ученых, работающих в самых разных направлениях и областях. Сейчас методология деятельности института «Урусвати» не только возрождается, но и развивается Л.В.Шапошниковой. Горизонты, которые она открыла перед современной наукой, опираясь на наследие Рерихов, еще будут осмысливаться исследователями.

«Наука, если она хочет быть обновленной, должна быть прежде всего неограниченной и тем самым — бесстрашной. Всякое условное ограничение уже будет свидетельством убожества, а тем самым станет непреоборимым препятствием на пути достижения»[9], – писал Н.К.Рерих, бывший не только мыслителем и художником, но одним из видных организаторов науки первой половины ХХ века. В память об этом в МЦР с 1992 года, 9 октября, в день рождения Николая Константиновича, проводятся международные научно-общественные конференции. Первая из них была посвящена 90-летию Юрия Николаевича Рериха и проходила в Ленинских горках. Она была немногочисленной, но представительной. Вторая – «Космическая эволюция человечества в свете энергетического мировоззрения Живой Этики» – имела уже совсем иной размах и привлекла внимание представителей самых разных научных направлений, общественности, прессы.

С тех пор в стенах Центра-Музея прошло еще много научно-общественных конференций, каждая из которых была событием и поднимала глубокие философские, исторические, искусствоведческие проблемы. В их организации принимали участие Российская академия естественных наук, Российская академия образования, Российская академия космонавтики имени К.Э.Циолковского, Федерация космонавтики России, Международная Ассоциация Фондов Мира и другие уважаемые научные и общественные организации. С высокой трибуны выступали легендарные ученые ХХ века – академики Б.В.Раушенбах, А.Л.Яншин, С.П.Курдюмов, к сожалению, теперь уже покинувшие этот мир. Но особого внимания заслуживает научный форум 2003 года, когда по инициативе Л.В.Шапошниковой и согласно ее концепции была организована международная научная конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХI века». Эта конференция, в отличие от предыдущих и последующих, продолжалась почти год как серьезная научная работа, – с февраля по октябрь прошли заседания восьми секций: «Историко-научные основы формирования космического мировоззрения», «Космизм в философии ХХ–XХI веков», «Идеи космизма в философии и образовании», «Космическое мировоззрение и религиозный опыт», «Космонавтика XXI века: безопасность и устойчивое развитие. Космос, человек, общество», «Наука и новая система познания», «Космическое мироощущение в искусстве», молодежная секция «Космическое мировоззрение: прошлое, настоящее, будущее». Многие доклады на конференции подтвердили с позиций современной науки основные положения теории познания Живой Этики, созданной задолго до новейших открытий, которые легли в основу изменения современной научной парадигмы. Философское учение Живой Этики как новая теория познания начало входить в научный оборот, раздвигая границы представлений традиционной науки. На пленарном заседании конференции, 9–11 октября, центральным событием был доклад Л.В.Шапошниковой «Космическое мышление и новая система познания». Конференция с особой четкостью показала, что пришло время синтеза в социальной и духовной сфере, время осознания космической природы человека и значения человеческой мысли и деятельности для судеб Вселенной.

По решению этой конференции и как итог многолетней научно-организационной деятельности Л.В.Шапошниковой на базе МЦР был основан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. В его программе охотно согласились участвовать такие видные ученые, как академики В.Н.Большаков, Е.М.Примаков, В.М.Плоских и другие. Этот широкий междисциплинарный проект уже начал работу. В декабре 2005 года состоялось первое заседание Ученого Совета, утвердившее план научно-исследовательской, издательской, просветительской работы секций научного центра.

Под руководством и при непосредственном участии Л.В.Шапошниковой разрабатывается тематика научных семинаров и лекционных циклов, ведется большая работа по реставрации картин, научно-музейной обработке документов и материалов рукописного наследия. Создан отдел развития музея, уже довольно ярко проявивший себя в музейном мире Москвы. При Центре-Музее успешно работает научно-общественное подразделение «Гуманная педагогика» под руководством академика РАО Ш.А.Амонашвили. Издательской группой МЦР выпущено свыше ста печатных изданий, разработчик концепции и автор предисловий к большинству из них – Л.В.Шапошникова. Она также является главным редактором общественно-научного и художественного журнала «Культура и Время», выпускаемого МЦР, – лучшего журнала в России, посвященного Культуре.

В Центре-Музее работают научная библиотека, лекторий, оптический театр, в зале которого всегда много зрителей, проводятся концерты классической музыки, выступают певцы и музыканты.

И если научно-организационная деятельность Людмилы Васильевны снискала безоговорочное признание в научном мире, то ее последние книги, в которых представлена уникальная авторская концепция философии истории, и по сей день среди ученых вызывают споры, которые сами по себе уже являются признанием вклада Л.В.Шапошниковой в современную философию. Перу Людмилы Васильевны Шапошниковой, члена Союза писателей РФ и Союза журналистов, принадлежат более трехсот печатных трудов, из них 16 монографий. Некоторые ее монографии переведены на иностранные языки и изданы в Германии, Венгрии, Литве, Румынии, Индии.

На страницах ее произведений оживают древние символы и легенды, становятся зримыми великие законы Мироздания и тайны мировой истории. Каждая ее книга – откровение для читателя. Особенно это относится к книгам, изданным в последние годы. Например, «Град Светлый» (1998) – историко-философское повествование о судьбах России, которое показывает, на какие духовные вершины вознеслось и в какие бездонные бездны обрушилось в ХХ веке самосознание народа, извечно взыскующего Светлый Град. В этом произведении была поднята проблема соотнесения и трагического взаимодействия совпавших во времени и пространстве духовной и социальной революций. Людмиле Васильевне со всей убедительностью удалось показать, что это совпадение, эта схлестка старого и нового мышления во многом определили ход дальнейшей истории. «Веления Космоса» (1996) – книга о космических истоках эволюции человечества и его истории. Здесь впервые в историческом контексте было показано эволюционное значение и неизбежность возникновения Живой Этики. Затем эта мысль развивалась, углублялась и получила свое концептуальное завершение в книгах и статьях, увидевших свет уже в XXI веке. Стройность и универсальность этой философской системы, как философии реального космоса, как методологической основы новой системы познания, нашла свое отражение в предисловии к новому, научному изданию книг Живой Этики, в статьях, опубликованных в журнале «Культура и время». И наконец, в третьей книге трилогии «Великое Путешествие» – «Вселенная Мастера» (2005), открывшей читателям воочию мир иных, более высоких измерений, в котором формировалась и раскрывалась, как чудесный огненный цветок, Великая Мысль, обретшая свою форму в Живой Этике, во всем творчестве Рерихов. Образность используемого Людмилой Васильевной языка ведет почти к физическому ощущению тонкой реальности. Как грани кристалла, она высвечивает новые аспекты знания, приближает к пониманию Живой Этики. Внутренний ритм текста настраивает читателя, дает возможность полноценного восприятия изложенных в ней проблем. В трудах Е.И.Рерих была сформулирована философия космической реальности, но эти знания были рассыпаны как звезды по небу, и не каждый ум мог соединить их в созвездия. В этой книге Л.В.Шапошниковой дано современное прочтение и систематизация этой философии, автор дает читателю возможность цельного восприятия мира в ключе космического мировоззрения. «Вселенная Мастера» – живая летопись Культуры, как важнейшего устоя космической эволюции, как самоорганизующейся системы духа. Проблема культурогенеза решается в книге с совершенно иной, нетрадиционной точки зрения – субъектами эволюции выступают Космические Иерархи, которые были с человечеством от начала времен, словно ведя его за руку. Через Культуру проявляются аспекты самой Вселенной: бесконечность, неуничтожимость, иерархия, развитие скачкообразно, взрывами, революциями… Культура одухотворяет земную косную материю, соединяет Небо и Землю.

Первые две книги трилогии «Великое Путешествие» – это удивительный мир географических, этнографических и философских образов, запечатленных и воссозданных путешественником и ученым, досконально изучившим Центрально-Азиатскую экспедицию Н.К.Рериха 1924–1928 годов, и прошедшим по ее маршруту. Подобно энергетическому полю Культуры, которое, ассимилируя космические энергии, также служит трамплином, отправной точкой для постижения надмирных истин, эти две книги готовят читателя к постижению той самой космической реальности, которая присутствует в книгах Живой Этики.

Из-под пера Людмилы Васильевны вышла целая серия статей о духовном подвиге Елены Ивановны Рерих, которая в сотрудничестве с Высокими Сущностями, космическими Учителями человечества, подготовила условия для прихода Новой Эпохи, наступления нового эволюционного витка в истории человечества. Впервые был научно осознан и описан Огненный опыт Елены Ивановны как уникальный космический эксперимент, в процессе которого преобразилась, одухотворилась материя всего ее существа, обрела иное качество. Ее самоотверженный подвиг помог Небу спуститься на Землю, «чтобы сделать последнюю лучше, тоньше и энергетичнее»[10].

Книга Л.В.Шапошниковой «Тернистый путь Красоты» была награждена Дипломом Российской ассоциации книгоиздателей. Это прекрасное произведение полиграфического искусства сочетает в себе фундаментальную философию творчества и художественный альбом (Людмила Васильевна в данном случае выступила не только как автор текста, но также как автор художественного оформления и макета). Шедевры мировой художественной культуры, собранные под единой обложкой, несут в себе свет духовных взлетов прошлого. И автор учит читателя новому видению, пониманию Красоты как радужного моста между мирами – земным и горним. Это отношение к художественному творчеству как воплощению в свет и цвет миров иных, более высоких измерений, выкристаллизовалось не только в результате глубокого изучения философии Серебряного века и Живой Этики. Например, рассказывая сотрудникам о творчестве художника-космиста В.Черноволенко, о том, как он очень точно подметил свойство тонкоматериальной реальности, Людмила Васильевна замечает, как бы созерцая ее: «Materia Matrix имеет ячеистую структуру», и задумчиво рисует на подвернувшемся под руку листке бумаги ячейки, похожие на чуть удлиненные пчелиные соты…

Из одной книги в другую, от выступления к выступлению, от свершения к свершению – через все творчество Л.В.Шапошниковой постепенно, с каждым шагом все более полно раскрывается тема Великих Учителей, направляющих эволюцию человечества. Так же как и в жизни Рерихов неизменно присутствовали Ведущие, так же неотделимы они и от ее жизни. Когда-то П.Ф.Беликов писал своим корреспондентам о том, что не стоит ехать искать таинственную страну духа Шамбалу в Гималаи – она может проявить себя в любом месте, в любое время, следует лишь устремиться к ней всем сердцем. В жизни Людмилы Васильевны был свой Ведущий, живший не в отдаленных ашрамах Гималайских гор, а в имении Татагуни под Бангалором, – творец и мыслитель, до последнего своего часа сохранявший связь с Высокими Сущностями – «более совершенными людьми», как он Их называл. Святослав Николаевич и сам был из Их числа – как и все Рерихи, сотрудники легендарных Мудрецов, принесшие на Землю философию космической реальности и неуклонно следовавшие ей в жизни. Бережно, уверенно и последовательно передавал он знания об Учителях в достойные руки, передал и серебряную нить... Об этом свидетельствуют немногие фразы, сказанные Людмилой Васильевной как бы невзначай, и многие события из жизни возглавляемого ею Центра-Музея, которые при серьезном осмыслении оказываются намного значительней, чем это может показаться на первый взгляд – их резонанс будет только усиливаться во времени, затрагивая новые пласты тонкой и плотной материи, принося новые, неожиданные следствия.

…Когда-то давно ей пришлось держать в руках Камень – осколок метеорита, посланный Рерихам из обителей Мудрецов, хранителей космического знания. Этот небольшой и внешне невзрачный камешек вызывал покалывание в кончиках пальцев... Она держала в руках дар Ориона, несущий в себе энергетику на порядок выше земной – не случайно ковчег с этим Камнем Рерихи пронесли по всему маршруту Центрально-Азиатской экспедиции, закладывая магниты нового культурного пространства будущего человечества. До последних дней своей жизни Святослав Николаевич носил его с собой.

Передавая наследие Рерихов в Россию, Святослав Николаевич особо заботился о сроках издания дневников Елены Ивановны Рерих, в которых содержались сокровенные записи ее бесед с Учителями. На этот счет Людмила Васильевна получила четкие указания, одно из которых заключалось в том, что «когда придет срок, Вам сообщат».

На одной из конференций кто-то из выступающих высокопарно воскликнул: «Если бы Учителя присутствовали здесь…», на что Людмила Васильевна спокойно, как о данности, возразила: «Они присутствуют на каждой нашей конференции».

Они присутствуют и в залах Музея имени Н.К.Рериха. Матерь Мира, Будда, Христос, Нагарджуна, Жанна д’Арк – посвященные этим Высоким Сущностям картины Н.К.Рериха пришли сюда из Америки, из коллекции Боллинга, благодаря энергии и мужеству Л.В.Шапошниковой и Ю.М.Воронцова и помощи меценатов, давних друзей музея. В зале Учителей, под стеклом витрины – предметы, когда-то подаренные Елене Ивановне Рерих ее Ведущим, Махатмой М. Письмо на бересте, написанное на санскрите, которое начинается словами: «Урусвати, в той стране ты построишь Храм…», кольцо с печаткой царицы Нефертити, две сердоликовые птички… На стене – триптих Н.К.Рериха «Fiat Rex!», посвященный тому же Учителю. Окруженный синим сиянием, Он бережно держит в руках Камень – дар Ориона, его оплечья горят лучами подвига. Много лет назад, когда музей только начал превращаться из мечты в реальность, именно Его портрет был подарен Святославом Рерихом Людмиле Васильевне – будущему созидателю Музейона.

Связь с иной, более высокой реальностью побуждает человека на широкоохватное творчество, воплощается в самых различных формах, в том числе и в культурных проектах, поскольку призывать людей мыслить о мире и Красоте – значит создавать то самое упругое поле Культуры, воспринимающее Высшие Веяния.

Л.В.Шапошникова – заслуженный деятель искусств РФ, сопрезидент международных культурных проектов «Знамя Мира», «День Земли», «Колокол Мира» и «Флаг Земли», осуществляемых под эгидой ООН, член жюри Международных конкурсов детского рисунка. Она – инициатор проведения «круглых столов» совместно с Государственной Думой РФ, посвященных наследию Рерихов. В 1996 году в Госдуме прошли рериховские чтения «Наследие Рерихов. Мифы и реальность», «Эволюционное учение Живой Этики», «Новое мышление и Россия», основным докладчиком была Л.В.Шапошникова. Она принимала участие в «круглом столе» Московской Хельсинской группы «Индия и Россия: традиции миролюбия и ненасилия». МЦР уже много лет тесно сотрудничает с Федерацией космонавтики РФ. Воплощено в жизнь много совместных проектов.

За заслуги перед отечественной наукой и культурой Российская академия естественных наук присвоила Людмиле Васильевне звание академика РАЕН, вручила почетный знак «Рыцарь науки и искусства». Список ее наград и званий вряд ли уместится на одной странице, поэтому следует лишь добавить, что она – действительный член еще двух академий: Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского и Российской экологической академии, созданной А.Л.Яншиным.

Недавно Президент России В.В.Путин наградил Л.В.Шапошникову орденом Дружбы. Награда справедливая, более чем заслуженная!

И наконец, в честь Людмилы Васильевны была названа открытая астрономом Н.С.Черных малая планета № 9717 – «Lyudvasilia».

Пламя ее жизни, яркое и мощное, взметнулось до небес, оставив там свою искру – малую планету, которая, наряду с планетой «Рерих», для многих будет путеводной звездой. Так же, как героический труд Людмилы Васильевны, ее умение бережно и торжественно нести доверенное, сила и магнетическая красота ее личности для многих сейчас являются примером непрестанного подвига духа и жизненным ориентиром. Людмила Васильевна Шапошникова – достойный последователь созидательных идей великой семьи Рерихов, одна из немногих, кто действительно реализовал эти идеи в своей жизни, показав неисчерпаемость творческих возможностей человека, вдохновленного космической Красотой.

Примечания
1. Шапошникова Л.В. Вестник Красоты // Культура и время. 2004. № 3/4. С. 14.
2. Непрерывное восхождение. М.: МЦР, 2001. Т. 1. С. 195.
3. Защитим имя и наследие Рерихов. М.: МЦР, 2001. Т. 1. С. 91–92.
4. Там же. С. 130.
5. Газета «Комсомольская правда», 19 февраля 2004 г.
6. Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. С. 79.
7. Шапошникова Л.В. Неземные миры земных художников // Культура и время. 2003. № 2. С. 46.
8. Шапошникова Л.В. Вестник Красоты // Культура и время. 2004. № 3/4. С. 13.
9. Рерих Н.К. Листы дневника. М., 1995. Т.1. С. 64.
10. Шапошникова Л.В. Огненное творчество космической эволюции / Рерих Елена. У порога Нового Мира. М., 2000. С. 16.