Кривые зеркала черного пиара

О.А.Лавренова, В.Северный
«Экономическая газета», № 41(366), октябрь 2001 г.

В еженедельной «Экономической газете» № 34 в августе 2001 г. появилась заметка «ПРАВОСЛАВИЕ ЗАМАНИВАЮТ В КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ» некоего, считающего себя православным, А.В.Зенкина, в которой он откровенно пытается очернить имя выдающегося деятеля русской и мировой культуры Николая Константиновича Рериха. К сожалению, статья эта не единичная, а одна из общего хора лживых голосов, звучащих всё чаще и настойчивее.

Зенкин пытается говорить от имени православных и при этом показывает свое абсолютное незнание как православной традиции, так и традиций других конфессий и духовных организаций, которые упоминаются им с претензией на понимание основ.

Возмущение автора заметки вызвал показ на ОРТ картины Н.К.Рериха «Богородица» (так в тексте), на груди которой изображён знак Триединства. Вероятно, речь идёт о картине «Sancta Protectrix» или «Мадонна Орифламма». Ссылаясь на брошюру Ю.Н.Лукина «В мире символов», Зенкин утверждает, что «кощунство Рериха в том, что он метит этим чисто буддийским знаком персонажи христианских икон». Тут же, противореча себе, он утверждает, что знак Триединства относится к масонским символам. Упомянутая брошюра была издана в 1936 г. в маньчжурском городе Харбине — прибежище русской эмиграции на Дальнем Востоке. Вероятно, Зенкин не знал (или знал, но сознательно скрыл от читателей), что Ю.Н.Лукин был близок к фашистским эмигрантским кругам, что говорит о многом.

Именно в Харбине было положено начало той травли, которая продолжается и усиливается в наши дни. В изверившемся русском Харбине, метавшимся между прокоммунистическими и фашистскими настроениями, многосторонняя культурная деятельность Н.К.Рериха не была понята соотечественниками. В письме Грибановской 27 июня 1935 г. Е.И.Рерих писала: «…Меня очень огорчил Харбин. Конечно, я знаю, что все выпады против Н.К.[Рериха] шли от определенной кучки людей, могу представить себе все мотивы и истинные пружины за ними, но где же были лучшие? <…> Раздоры, нетерпимость и травля своих лучших представителей, своей национальной гордости недопустимы в культурном обществе, да еще окруженном со всех сторон разными влияниями! <…> Там где нужна величайшая сплоченность, там величайшее разъединение!»[1]

Николай Константинович в своё время достойно ответил на эту брошюру и на другие статьи Лукина. В этом на стороне Рериха были многие православные иерархи Харбина, так как ни для кого не был секретом заказной характер этих клеветнических обвинений, направленных против общественной и культурной деятельности великого русского художника и мыслителя. Не была секретом и обеспокоенность японских властей (под чьим протекторатом тогда находилась Маньчжурия) сплочением русской эмиграции вокруг Н.К.Рериха. В настоящее время мы снова видим, как легко можно очернить и оклеветать любое светлое созидание.

Что касается масонов, то в качестве знака Триединства ими использовался равносторонний треугольник. А символ Триединства (или Троицы), начертанный в форме трёх кругов, издревле встречается в культурах разных эпох и народов. Мы находим его изображение в древних петроглифах, в буддийской иконописи, на готических соборах Европы, на русских православных иконах. Мусульманский Самарканд имеет его до сих пор на своём городском гербе, он же на скалах Монголии. Следуя в глубины неолита, мы находим его на гончарных орнаментах. Этот знак всеобъединяющий, прошедший через многие века, вернее, через тысячелетия.

Знак Триединства находится на груди Христа знаменитой картины Мемлинга в Королевском музее Антверпена. Именно это послужило Н.К.Рериху прототипом для изображения этого знака на груди Богородицы на картине «Sancta protectrix».

Этот же знак на иконе Св. Сергия, помещённый на епитрахили Преподобного. В этом можно удостовериться, посмотрев на издание Киево-Печерской Лавры 1860 г. «Служба Преподобному Сергию Игумену Радонежскому Чудотворцу». Этот же знак находится на иконе Св. Николая Чудотворца в Бар-Граде, воспроизведение которой утверждено председателем Высшего Церковного управления Антонием, митрополитом Киевским, Карловцы-Сремские, 10 марта 1922 г.

Знак Триединства мы видим на головном уборе Св. Михаила Архистратига в Испании, и на изображениях Святой троицы и Богоматери в Страсбурге, и ещё на очень многих древних православных крестах и в иконных орнаментах.

И люди, причисляющие себя к Православию, должны это знать.

Весь мир знает, что Н.К.Рерих за несколько лет до Второй мировой войны, предвидя опасность её приближения и возможные страшные разрушения, предложил свой Пакт защиты культурных ценностей во время военных действий, и «Знамя Мира», на котором изображен знак Триединства, символизировало этот Пакт. Ряд стран, в том числе и США, подписали его, а наша страна в 1954 г. подписала Гаагскую конвенцию, созданную на основе Пакта Рериха.

Знамя Мира с этим же знаком Триединства было вознесено космонавтами на орбиту космической станции «Мир», оно путешествовало на американском космическом корабле «Шаттл», его подняли на самые высокие горные вершины мира: Тянь-Шаня, Памира, Алтая, Гималаев. Оно развевается на северном и на южном полюсах нашей планеты, его несут с собой наши отечественные путешественники. Сегодня это знамя можно увидеть во многих городах мира — Москве, Нью-Йорке, Гааге, Нью-Мехико, Риге, Париже и др.

Если собрать вместе все изображения этого знака, то, быть может, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Н.К.Рерих писал, что знак Триединства — три малых круга в большом — означают единство прошлого, настоящего и будущего в едином круге вечности.

О нашем великом соотечественнике, прославившем русскую культуру в мировом сообществе, Зенкин пишет: «Рерих давно известен в масонских кругах как свой, а в православных — как чужой». Вслед за своим печально известным харбинским предшественником наш современник пытается приклеить к Н.К.Рериху масонский ярлык. История свидетельствует, что Рерих никакого отношения к масонам не имел, и открыто заявлял об этом в ответ на обвинения все того же фашиста Лукина. «Вся эта масономания уже надоела»[2], — с горечью писал русский художник.

Изрядно продемонстрировав свое «глубокое» знание православной и масонской символики, Зенкин обращается к другому символу. Он пишет о недопустимости изображения Креста в искажённой линейной перспективе, ссылаясь на ту же брошюру Лукина «В мире символов».

В заметке приводится рисунок наклонённого Креста, который использовался в секте сайентистов, появившихся в Америке в конце прошлого века, духовными потомками которых являются последователи Р.Хаббарда — сайентологи. Но причём здесь Н.К.Рерих?

По поводу этого или подобного Креста, упомянутого в невежественной брошюре Лукина, в своём письме в Америку А.М.Асееву в конце октября 1936 г. Н.К.Рерих написал: «В той же брошюре говорится о каком-то Рериховском кресте. Что именно под этим подразумевается, мне неизвестно, ибо если на картинах, мозаиках и фресках моих были изображения креста, то все они представляли древнейшие, всем известные изображения. Никаких личных интерпретаций в это изображение я не вносил, и потому, говоря о каком-то особенном “Рериховском” кресте, составитель брошюрки намеренно произносит ещё одну заведомую ложь»[3].

Когда читаешь статьи людей, считающих себя православными и пытающихся выступать от имени Православия, которые знакомы с именем Н.К.Рериха по книгам дьякона Кураева и иже с ними, невольно становится больно. Неужели опять возвращается время средневековой инквизиции, невежественной, тупой и жестокой.

Те силы в нашем государстве и, к сожалению, в Церкви, которые сегодня по-прежнему являются носителями старого тоталитарного мышления, пытаются вывести имя Рериха и его идеи из поля русской культуры. С этой целью они делают всё: пишут книги, статьи, выступают в СМИ, в которых клевещут, очерняют, подтасовывают, совершают подмену и т.п. Таким образом они пытаются ввести в заблуждение граждан нашей страны, которые в большинстве своём не знакомы с многогранной культурной, общественной, научной, литературной деятельностью великого художника, философа, мыслителя Н.К.Рериха.

Рерих утверждал Культуру как основу будущей жизни человечества. Именно эти идеи обогащают и формируют новое мышление третьего тысячелетия и так необходимы сегодня миру, России и каждому человеку.

Мы сегодня видим, что старое мышление привело человечество к кризису, тупику, выйти из которого можно только с помощью нового мышления, основанного на знании Законов Бытия и на духовной Культуре.

Такие статейки, подобные заметке Зенкина, клевещущие на одну из самых светлых личностей XX века Н.К.Рериха, пишутся по заказу тех сил, которые хотят во что бы то ни стало сохранить за собой монополию на истину, смущая невежественные и слабые умы. Светлые образы великих людей, на чьих помыслах и делах зиждется русская культура, демонстрируются невзыскательной публике не иначе, как в кривых зеркалах черного пиара.

Вдумчивым читателям остаётся только сожалеть, что «Экономическая газета» оказалась в таком недостойном хоре лживых голосов. С прискорбием можно заметить, что национальное сознание мало изменилось со времен духовного кризиса русской эмиграции 30-х годов. В современной России по-прежнему актуальны слова, произнесенные Е.И.Рерих в связи с настроениями в русском харбинском сообществе: «Так обретем наше мужество, национальное достоинство и любовь к Родине, и отвергнем гнуснейший и невежественнейший обычай, внедренный в нас врагами Родины нашей, — обычай умалять, отвергать и очернять и всячески поносить свое родное. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. <…> Ибо великие возможности приходят с великими людьми»[4].

Примечания
1 Е.И.Рерих. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 367.
2 Письмо Н.К.Рериха А.М.Асееву от 19.01.1937 // М.Л.Дубаев. Харбинская тайна Рериха. М.: «Сфера», 2001. С. 227.
3 М.Л.Дубаев. Харбинская тайна Рериха. М.: Сфера, 2001. С. 224.
4 Е.И.Рерих. Письма. Т. 3. М.: МЦР, 2001. С. 163 - 164.