Женщина накануне XXI века

ЛЕЙЛЯ М. ШТРОБЛЬ,
директор Австрийского общества Рерихов,
Вена, Австрия

Новое эволюционное учение Живая Этика было дано в первой половине XX в. Среди прочих идей оно возвестило о наступлении эпохи Женщины. Как и каждое эволюционное действие, эта эпоха постепенно, шаг за шагом входит в нашу жизнь.

Известно, что в Европе, как и во всем мире, первые официальные документы по правам человека появились еще в конце XVIII в. Так, в 1789 г. во Франции, вскоре после победы Великой французской революции (1789–1794), была принята «Декларация прав человека и гражданина» (1789), но в ней, как и в других подобного рода документах, отсутствовало признание политических и гражданских прав женщин. Поэтому женщины стали активно бороться за свои права. И вскоре в ответ на эту Декларацию (название которой точнее было бы перевести как «Декларация прав мужчины и гражданина») появился манифест «Декларация прав женщины и гражданки» (1791). Этот манифест не был принят (женщинам все же были предоставлены некоторые гражданские права), но он, безусловно, стал большим достижением в деле борьбы за равноправие, хотя через 2 года автор [1] манифеста взошла на гильотину, а через 10 лет император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских и политических прав и находится под опекой мужчины [2]. Но первый шаг в сторону равновесия начал был сделан.

Очень интересны результаты исследований Гарвардской антропологической школы, проведенные в середине прошлого века. Исследователи обратили внимание на то, что межгосударственные конфликты положительным образом влияют на статус женщин в обществе. Это связанно с тем, что экстремальная военная ситуация заставляет отказаться от установившихся в обществе стереотипов подчинения женщины мужчине и подключить ее к активной жизни. Более того, из-за отсутствия мужчин женщины принимают практически все мужские функции на себя для обеспечения надежного тыла. Любая война напрягает усилия и мужчин и женщин. Мужчины воюют, а женщины помогают в обеспечении армии, создавая своими хрупкими руками крепкий тыл, а потом принимают самое активное участие в восстановлении страны. Такая активная позиция и деятельность помогла женщинам по­-новому определить свои силы. Возможно, опыт Первой и Второй мировых войн стал толчком для нового этапа борьбы за самоопределение женщин в 50–60-е годы ХХ века. И уже никакой император или режим не смог бы вернуть их в прежнее бесправное состояние, отнять завоеванные политические и гражданские права и свободы. Женщина стала полноправным членом общества.

И так, на протяжении 200 лет женщины, используя все возможности, утверждали себя в общественной и государственной жизни. В результате они достигли высокого уровня свободы и равноправия. Насколько он высок, можно судить, сравнивая положение европейских женщин с положением женщин в некоторых восточных странах. Можно сказать, что современные женщины сейчас пользуются наследием своих матерей, бабушек и прабабушек.

Теперь речь пойдет о женщине XXI века и о том, что она делает для равновесия начал, каким образом утверждает и развивает культуру становления женского начала, в каких рамках развивается женская идентичность. Сегодня вопросами поведения того или иного пола в социуме и взаимоотношениями представителей разных полов занимается гендерная наука. Проведено много исследований, которые помогают понять поведение и психологию женщины и мужчины. Собрано достаточное количество статистического материала, который помогает определить ситуацию с женскими правами и свободами. Но при всем этом окружающий мир остается мужским.

Немецкий философ Георг Зиммель, наряду с прочими исследователями, высказывает идею о том, что наша цивилизация является маскулинной (мужской). Государство, законы, наука, мораль и даже религиозные институты имеют маскулинный характер. Для нас это абсолютные понятия, и если мы определим их как «объективные», то увидим, что в истории нашей цивилизации «объективный» является синонимом «мужского». Объективность теоретических знаний в науке и их практическая реализация в жизни, фокусирование внимания на достижении внешних целей, активная позиция, реализм, материализм – все эти ценности являются основой нашего существования и принадлежат всему человечеству, но по своей исторической конфигурации – они насквозь мужские. Не случайно нашу цивилизацию называют техногенной. Поэтому стандарты, по которым человечество оценивает природу мужчины и женщины, не нейтральны, они не учитывают различия полов и по сути своей тоже мужские. И в результате наше существование, мышление и поведение приспособились к этим мужским, активным стандартам. Вопрос теперь в том, насколько и гендерная наука, и психология, занимающиеся вопросами эволюции женщин, находятся в плену такого маскулинного мышления и в какой мере их представления расходятся с истинной природой, психологией и назначением женщины.

На начальном этапе женщина должна была овладеть внешним равноправием с мужчиной, она была вынуждена подражать ему, так как живет в маскулинном мире. Лишь успешно овладев этой стороной своей независимости и свободы, женщина могла перейти к себе, обратиться к своей внутренней природе, развивать ее и шаг за шагом внедрять свое женское начало в окружающий мир. Конечно, для определения своей позиции, как внешней, так и внутренней, требуются не только время и опыт, но и знания, и соответствующие примеры для подражания. Одним из таких примеров может быть Елена Ивановна Рерих. Не случайно именно она, женщина, стала участником создания нового вида человечества и духовной матерью людей следующей расы. В Живой Этике неоднократно подчеркивается, что именно женщина может и должна включиться в активное духотворчество, поднимать мышление народов. Равновесие начал и их гармоничное сотрудничество, творчество являются основой проявленного космоса. Боги и Богини создают миры. Елена Ивановна неоднократно подчеркивала необходимость восстановления на Земле равновесия начал и говорила, что каждая женщина должна стремиться к раскрытию своего женского потенциала во имя этого равновесия. Этим она может внести вклад в эволюционное продвижение не только своей семьи, рода, народа, но и всего человечества. В письмах к сотрудникам Елена Ивановна пишет: «Да, в руках женщины сейчас спасение человечества и планеты. Женщина должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и в полной ответственности готовиться стать не только сотрудницей мужчины, но его вдохновительницей и истинной матерью» [3, с. 89]. Этот процесс может протекать гораздо быстрее и успешнее, а главное, в необходимом направлении, если подходить к нему осознанно.

Елена Ивановна не раз говорила, что добиться процветания могут лишь те народы, у которых почитание женского начала поднято на должную высоту. Ее слова подтверждает история, т.к. известно, что в древности процветали именно такие народы. Это можно проследить на примере Древнего Египта. Действительно, это государство просуществовало более 5000 лет, достигло высокого уровня развития. Несмотря на случавшиеся периоды смуты, оно всегда восстанавливало свои силы и продолжало успешно функционировать, а некоторые достижения древних египтян мы и сегодня не можем повторить. Ценность опыта Древнего Египта состоит в том, что в нем в полной мере женское начало было интегрировано в социальную, политическую, религиозную и другие области человеческого общежития. Это подтверждает вполне определившаяся база источников.

К сожалению, археология и историческое описание или статистика не проявляют большого внимания к эволюции женщины. Более того, периодически отрицается само наличие такой эволюции, утверждается, что «положение женщины в обществе оставалось на редкость постоянным на протяжении всей фараоновской истории». Для лучшего понимания женского вопроса можно взять на вооружение метод междисциплинарного дискурса: гендерной науки, египтологии, исторической психологии, археологии и ре­лигиоведения, которые помогают осветить это далекое от нас общество в более полной мере. Отказ от материалистического, маскулинного видения мира и погружение своего сознания в образ мышления предыдущих веков крайне необходим. Такой анализ поможет нам узнать, что с самого начала в обществе древних египтян важную роль играла как материальная, так и сакральная сторона жизни. Египтяне знали о космическом принципе равновесия начал, и этот сакральный принцип широко использовался при ведении государственных дел. Египтяне различали два вида энергии проявленного космоса, активный и пассивный, которые в природе выражались в разной форме: в смене дня и ночи, разливе Нила и вхождении его в свое русло, жизни и смерти, сне и бодрствовании, семени и всходах. И для них женское и мужское начала были проявлением этой космической силы: мужчина представлял активную часть, а женщина пассивную. Поэтому верховным правителем Египта был мужчина – фараон, но у него была верховная супруга, которая помогала ему справедливо управлять страной. Сама страна делилась на Верхний и Нижний Египет. Государство основывалось на маскулинном государственном аппарате и армии, но была жреческая каста, которая брала на себя сакральные функции. Поклонялись и мужским и женским богам, и при храмах были как жрецы, так и жрицы. Жизнь простого египтянина и египтянки могла в полной мере состояться, если он и она создавали семью. И, подражая богам, дарили жизнь новому человеку.

Если современное общество только подгоняет под себя и свои потребности формы и содержание законов, государства и т.д., то в древние времена механизм существования человека был иным. Человек наблюдал природу и как ее создание подчинялся ее законам. Древний человек в этом отношении был мудрее, так как понимал, что если он не сможет подстроиться под эволюционный ход природы и ее законы, то это негативно отразится на нем самом, его роде.

«Именно темная эпоха старалась сделать из женщины наложницу и няньку. И если высока роль женщины как Матери, то именно Матери не семьи только, но Матери и Великой Воспитательницы сознания народов», – читаем у Е.И.Рерих [4, с. 289]. И для того, чтобы своим сознанием женщина могла поднимать сознание народа, она должна понять, какую космическую силу она олицетворяет и какую несет на себе ответственность.

Литература и примечания

1. Олимпия де Гуж (1745–1793), истовая республиканка, основала несколько женских организаций в эпоху Великой французской революции, опубликовала более 30 политических памфлетов. Она поддерживала революцию, но активно выступала против кровопролития, против казни короля, против политики Робеспьера и Марата. Это в 1793 г. привело ее на эшафот: она была казнена как реакционная роялистка.
2. Во Франции женщины были уравнены в правах с мужчинами лишь после принятия Конституции Четвертой французской республики от 13 октября 1946 г., и «Декларация прав человека и гражданина» стала пониматься как относящаяся к каждому человеку, независимо от пола.
3. Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер­Банк, 1999.
4. Рерих Е.И. Письма. Т. 3. М.: МЦР; Благотворительный Фонд им. Е.И.Рерих; Мастер­Банк, 2001.