Святой Сергий – строитель новой эпохи

Т.И.МУРАШКИНА
кандидат технических наук,
доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана,
Москва

Доклад с демонстрацией слайдов

1. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ О ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ

(Музыка: С.В.Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2.)

Слайд 1. Общий вид Лавры.

Павел Флоренский: «...Лавра есть художественный портрет России в ее целом, по сравнению с которым всякое другое место – не более как фотографическая карточка.

Ведь только тут, у ноуменального центра России, живешь в столице русской культуры, тогда как все остальное – ее провинция и окраины».

Слайд 2. Вид Лавры.

Неотразимость очарования [Лавры в ее] глубокой органичности. Тут не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности. Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьется пульс русской истории. <...> Здесь Россия ощущается как целое.

Слайд 3. Вид Лавры.

Около Лавры <...> в смысле средоточия культурной жизни, выкристаллизовывается культурное строительство русского народа.

Лавра – это мы, более, чем мы сами, это мы – в наиболее родных и наиболее сокровенных недрах нашего собственного бытия. <... > Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чюдного старца, святого Сергия», как свидетельствуют о нем современники.

Слайд 4. Покров со святых мощей Преп. Сергия Радонежского. XV в. Шитье. Фрагмент.

Если дом Преподобного Сергия есть лицо России, явленное мастерством высокого искусства, то основатель его есть первообраз <... > России, первоявление России <... > лик ее <... > под «ликом» мы разумеем чистейшее явление духовной формы, освобожденное от всех временных наслоений и оболочек.

Слайд 5. Преподобный Сергий Радонежский. Икона XVII в.

Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному.

Слайд 6. Преподобный Сергий Радонежский в житии. Икона XVII в.

В.О.Ключевский: «При имени Преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады Преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание».

Слайд 7. Средник иконы Преподобного Сергия Радонежского в житии.

Н.К.Рерих: «Как бы ни болело сердце русское, где бы оно ни искало решения правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа. <...> Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере».

Слайд 8. Картина Н.К.Рериха «Сергиева Пустынь».

Митрополит Московский Филарет, в течение сорока лет бывший настоятелем Лавры:

«Прости мне, великая Лавра Сергиева, если мысль моя с особенным желанием устремляется в древнюю пустыню Сергиеву. <...> Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятой Троицы? Вошел бы я в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свечи, и пламень их достигает до неба, и Ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной.

Отворите мне дверь тесной келии, чтобы я мог вздохнуть ее воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий Преподобного Сергия, который орошен дождем слез его, в котором впечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных».

Слайд 9. Преподобный Сергий Радонежский в житии. Икона XVI в.

Преп. Епифаний, составитель жития Преп. Сергия: «...На множество трудов старца и великих дел его взирая, я был как бы безгласен и безделен, находясь в недоумении от ужаса, не находя слов нужных, достойных деяний его. <... > Как не может маленькая лодка удержать большой и тяжкий груз, так не может вынести наше бессилие и ум этого рассказа».

2. СОЗДАНИЕ ОБИТЕЛИ

Запечатлеть служение Свету личным Подвигом может лишь тот дух, который знает свое назначение.

Надземное

Слайд 10. Клеймо иконы «Преподобный Сергий Радонежский в житии». XVIIIв. (лесная чаща).

Преподобный Сергий был первым, кто стал прославлять на Руси идею высшего триединства и построил первый храм во имя Святой и Живоначальной Троицы.

В лесной чаще, в 10 километрах от Хотькова, на горе Маковице Сергий с братом срубили малую церквушку. Со всех сторон Маковица окружена соснами и вековыми елями... Место, поразившее их величием и красотой. По летописи, место это особое: «глаголеть же древний, видяху на том месте прежде свет, а инии огнь, а инии благоухание слышаху». В 1337 году было заложено основание будущей Обители во имя Пресвятой Троицы.

Слайд 11. Картина М.В.Нестерова «Юность Преподобного Сергия».

Недолго прожили вместе Сергий и брат его Стефан; жизнь в отшельничестве была очень трудной, и Стефан быстро покинул Сергия, ушел в Москву в Богоявленский собор. Сергий остался один. Один он прожил около двух лет. Работал в огороде. Молился, преодолевал страхи. Совладал он и со страхом перед дикими зверями.

Слайд 12. Видение птиц Преп. Сергию. Икона XVII в.

Постепенно у Сергия стали появляться ученики. Сначала их было двенадцать, как и у Христа, все они жили отдельно, имели свою собственность. А потом, когда число их стало расти и между ними начались разногласия вследствие различия в возрасте, сословиях, духовном развитии, Сергий пришел к выводу, что в своей Обители он должен ввести общинную жизнь. Известен такой случай, который отражен на иконе «Видение птиц Преподобному Сергию». Летопись гласит, что «однажды ночью Преподобный в великой заботе о чадах своих бодрствовал на моливе и услышал голос: "...Смотри, какое множество иноков собрано тобою под твое руководство во имя Живоначальной Троицы. Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя они не оскудеют, а захотят стопам твоим последовать"».

Слайд 13. Картина Н.К.Рериха «И мы видим».

После этого видения Сергий утвердился в своем решении ввести монастырское общежитие. Он хотел приблизиться к жизни первых общин христианства. Сергиево-Троицкая Обитель в глазах всей Европы и Руси, порабощенной Ордой и собственными феодалами, являла собой чудо. Здесь не было эксплуатации человека человеком. Это был великий вклад Сергия Радонежского в сокровищницу духовной культуры, и не только Руси, но всего человечества.

Слайд 14. Картина Н.К.Рериха «Земля Славянская».

Преподобному Сергию принадлежит заслуга окончательного введения общежития в монастырях. Он был первым общинником на Руси. Идея общежития включает в себя жизнь в любви, единомыслии, экономическое единство...

3. ОСНОВЫ ЖИЗНИ В ОБИТЕЛИ. ТРУД. ДИСЦИПЛИНА МЫСЛИ

Слайд 15. Клеймо иконы «Преподобный Сергий Радонежский в житии». XVIII в. (труды братии).

Что было краеугольным камнем Учения Сергия, его правдой, его силой, его религией? – Труд. Ежедневный, напряженный, бескорыстный, во имя общего блага. Каждый работал с любовью, выбирая дело в меру своих способностей и сил, единственным мерилом качества работы была совесть, а качеством жизни – духовность, мерилом и двигателем которой являлось сердце, отзывающееся на чужую боль. Сергий любил наставлять своих учеников следующими словами: «Без трудностей подвигов не бывает», «Глазами сердца смотри!», «Дерзайте! Дерзайте, люди божии!»

Слайд 16. Картина Н.К.Рериха «И мы трудимся».

Глава общины был ее Учителем и настоящим слугой. На всю братию годами носил он воду и колол дрова, молол муку и выпекал хлеба, выращивал капусту и готовил квас. Раскраивал общинникам одежду, себе оставляя негодные куски ткани. И при этом успевал переписывать книги, обсуждал с иконописцем сюжеты икон, лечил людей, усмирял самых строптивых князей, приводя их под начало московского князя. Терпеливо и настойчиво, ежедневно и ежечасно учил он своих общинников дисциплине мысли. Потому что главнее всех дел считал он процесс мышления и призывал к бдительности, утверждая, что не только за поступки и слова несет человек ответственность, но прежде всего за мысли.

Слайд 17. Преподобный Сергий Радонежский. Икона XVв. Фрагмент.

Все, что говорил Сергий, обладало особой убедительностью, потому что собственным примером он воплощал в жизни те принципы, которые провозглашал. Сергий запрещал братии просить милостыню. Он говорил, что даже кусок хлеба должен быть заработан.

Слайд 18. Фото фелони Сергия.

Золотые ризы, одетые на Сергия церковью позднее, не смогли скрыть того факта, что он был простой человек и великий труженик. По внешнему виду невозможно было отличить, где игумен, а где его общинники. Сергий воплотил в образе своем завет первенства, указанный Христом: «Кто хочет среди вас быть первым, да будет всем слугою». Однажды один крестьянин пришел в Обитель побеседовать с Сергием, но не смог отличить игумена от других членов его Общины, так бедно и неприметно он был одет.

Это его одежда – фелонь, она хранится в музее Лавры.

Слайд 19. Фото трона.

А это для сравнения: фотография трона современного наместника Лавры. Как много изменилось в Обители, созданной Сергием. В чем ходил основатель Лавры, и как сейчас живут его последователи, служители официальной церкви.

Слайд 20. Картина Н.К.Рериха «Сергий – строитель».

«В подвижничестве Сергия плотничество очень знаменательно. "Сам рубил избу в лапу". Сергий вырос в сосновых лесах, выучился этому ремеслу. Через столетия сохранил образ плотника, святого, неустанного строителя сеней, церквей, келий. И в благоухании его святости так явствен аромат сосновой стружки. Поистине Сергий мог считаться покровителем этого великорусского ремесла», – так писал о Преподобном русский писатель Борис Зайцев.

4. ОТНОШЕНИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО С ЦЕРКОВЬЮ И ГОСУДАРСТВОМ. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

Слайд 21. Митрополит Московский Алексий. Икона XV в.

Как же складывались у Сергия отношения с официальной церковью?

Святой Алексий был митрополитом всея Руси. Он очень уважал и любил Сергия, часто ездил к нему в Обитель отдохнуть, посоветоваться. Вместе они занимались духовным просвещением, строительством и укреплением Московского государства. Именно Алексий поддержал Сергия во введении общежития. Почувствовав приближение своей кончины, Алексий хотел передать митру Преподобному Сергию, хотя было еще три претендента: митрополит, архимандрит и епископ. А Сергий был всего лишь игумен. Но Алексий знал, каким огромным уважением пользовался Сергий на Руси и хотел наместником своим сделать только Сергия. Вызвал он его к себе и вручил золотой крест с драгоценными камнями, символ митрополичьей власти. Но Сергий сказал: «Прости мне, Владыко, от юности не был я златоносцем и в старости подобает мне быть в нищете». Алексий не обиделся, не настаивал, он знал, что Сергий верит лишь водительству высшему.

Слайд 22. Преподобный Сергий Радонежский. Икона XVIII в.

Каковы были отношения Сергия и государства?

«Его канонизировали, возведя на церковный Олимп, и тем как бы умалили Его чисто общественную, политическую и государственную деятельность. А Он был именно выдающимся общественным деятелем. Он понял поворотный момент в истории Русской Земли и повернул ее ход в должном направлении, взяв на себя великую ответственность за исход битвы на Куликовском поле. Он благословил на нее князя Дмитрия и его рать. Надо было почувствовать и понять этот решающий поворотный момент и положить свой духовный авторитет на Чашу весов истории. И Он это сделал» – так сказано в «Гранях Агни Йоги».

Слайд 23. Картина М.Васнецова «Сергий Радонежский».

Вот стоит он перед нами во весь рост. Скромный человек в монашеской рясе. Это вся его личная собственность, другой за полвека неустанных трудов у него не было. На разоренной Руси не нашлось бы человека беднее. А он отказался от золотых одежд митрополита Московского. А вот всю полноту ответственности за судьбу Отчизны взял на себя.

Слайд 24. Князь Дмитрий с войском. Икона XVII в.

Великий князь Московский Дмитрий Иванович собирал войско на битву с Мамаем. Под знамена князя Дмитрия стекались войска почти всех русских княжеств. Именно Сергий усмирял строптивых князей, просил их подчиниться Дмитрию.

Дмитрий очень уважал Сергия и всегда советовался с ним. Просить благословения на битву с вековым врагом он отправился в Троицкую Обитель.

Слайд 25. Барельеф Храма Христа Спасителя «Благословение Св. Сергия».

Это был очень тяжелый момент. Князь пришел просить благословения у самого мирного и доброго человека на Руси. Прежде чем благословить Дмитрия, Сергий посоветовал ему испробовать все мирные пути, чтобы избежать войны. Дмитрий отвечал, что Мамай жаждет страшной битвы.

И тогда Сергий сказал князю: «Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном, но многим без числа сотрудникам твоим плетутся венки мученические».

Дмитрий опустился на колени. Сергий осенил его крестом: «Иди, не бойся, Бог тебе поможет». И, наклонившись, на самое ухо шепнул: «Ты победишь!»

Великий князь прослезился. Он действительно шел на смертный бой.

Слайд 26. Преп. Сергий Радонежский. Икона XVIII в. Фрагмент.

Этот мудрый человек не совершал необдуманных поступков. И тем более не был легкомысленным, уверовавшим в чудо. Он был реалистом. За полвека в его Обители побывала, пожалуй, вся Русь. Он не только говорил с ней добрыми словами утешения и одобрения. Личным примером, всей своей жизнью он возрождал в заскорбевшей и поникшей душе народной угасшие силы. Терпеливо, год за годом отогревал он сердца целых двух поколений своим пламенным прикосновением. И когда он увидел их под знаменами князя Дмитрия, он знал, что они созрели для подвига. Он твердо верил в победу.

Слайд 27. Благословение Преп. Сергием князя Дмитрия. Икона XVII в.

Когда Дмитрий с войском подошел к Дону, то возникла заминка. Он не знал, переходить Дон или нет. Все старшие воеводы советовали остановиться и не переходить. И в это время Преподобный Сергий, который находился в Лавре у престола пламенного и духом прозревал все, что происходило, почувствовал, что необходима помощь. Он послал вдогонку грамоту с двумя монахами – Александром Пересветом и Андреем Ослябей.

В грамоте писал: «Иди, Господин, вперед. Бог и Святая Троица тебе помогут».

Эта помощь в столь важную минуту повлияла на исход всей битвы. Дмитрий перешел Дон. Символично, что грамоту Преподобный послал с двумя монахами, которые пошли на татар без шлемов и панцирей. Защитой им были только белые кресты на монашеской одежде. Посылая на смертный бой двух богатырей-схимников, Сергий сказал им откровенно: «Мир вам, возлюбленные о Христе братия, мужайтесь, приспело время вашей купли... »

Слайд 28. Поединок Александра Пересвета с Челубеем. Икона XVII в.

«Витязь в схиме» – так называли Александра Пересвета. Воспитанный пламенным патриотическим словом Преподобного Сергия, он шел на врага с молитвой за Отечество. Битва началась поединком между двумя богатырями: монахом Александром Пересветом и татарским воином Челубеем. Они съехались на полном скаку и оба погибли. Этот момент запечатлен на иконе.

Справка. Мощи Александра Пересвета и Андрея Осляби сейчас находятся в Старо-Симоновом монастыре в Храме Рождества Богородицы, в Москве. Этот монастырь был построен при непосредственном участии Преп. Сергия и при помощи князя Дмитрия в 1378 году. Игуменом в этом монастыре был племянник Сергия – Преподобный Симон (сын Стефана).

Слайд 29. Преподобный Сергий. Икона XVIII в.

Этот подвижник силой своего духа поднял у последней черты угасающий дух своего народа, влил в него веру в собственные силы и подготовил к массовому Подвигу. Поэтому Сергий Радонежский – это человек и символ, это сфокусированная в одной конкретной исторической личности духовная мощь русского народа. И символ возрождения этой мощи.

Слайд 30. Церковь Преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле.

Хотя Сергий физически и не участвовал в битве, народ знал, каков был вклад его в эту победу. Именно в честь Сергия построена эта церковь.

Сергий, находясь в своей Обители, пребывал в молитве. Этим он сердечно сослужил, установив связь с Высшими силами. Во время молитвы он сразу же отпевал погибших и еще задолго до того, как прискакал гонец с поля, объявил братии: «Мы победили». Он знал исход битвы.

Слайд 31. Божья Матерь Донская. Икона XIV в.

С тех пор за Дмитрием закрепилось прозвище Донской, а икона, которой Дмитрий благословлял войска, – это икона XIV века «Божья Матерь Донская».

«За всю почти восьмидесятилетнюю жизнь его нигде, ни на одном горизонте не видна женщина. <...> В прохладных и суровых лесах позабыто само имя женщины. Приходят за благословением и укреплением князья, игумены, епископы, митрополиты и крестьяне. <...> Но ни одной княгини, монахини, крестьянки. Как будто Сергий-плотник лишь мужской святой. <...> Однако же в его духовной жизни культ Жены существовал. Культ Богоматери, Мадонны. <... > Глубокой ночью, ежедневно в келье он пел Акафист и молился Богородице. В закате земной жизни, на призыв стремлений многолетних Непорочная <...> сошла к нему», – так писал Борис Зайцев.

1. ЯВЛЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ. УХОД. ЛЕГЕНДЫ.

ЗНАЧЕНИЕ ТРОИЦКОЙ ОБИТЕЛИ

Слайд 32. Явление Богоматери Преподобному Сергию.Икона XVII в.

Посещение произошло Рождественским постом, в ночь с пятницы на субботу. После молитвы Сергий сел отдохнуть и сказал келейнику Михею: «Ободрись, сейчас будет чудесное». Он услышал голос: «Се Пречистая грядет». В ослепительном свете пред ним явилась Богоматерь с апостолами Петром и Иоанном. От потрясения Сергий пал на землю и поседел в одно мгновенье, келейник Михей от ужаса потерял сознание. Но Пречистая прикоснулась к Преподобному рукой и сказала: «Не ужасайся, избранник мой! Ведь я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя. О братьях же своих и о монастыре не скорби: отныне... неотлучна буду от обители твоей».

Слайд 33. Явление Богоматери Преп. Сергию. Икона XVIIIв.

Эта икона является одной из величайших Святынь Троице-Сергиевой Лавры. Она была написана на крышке гроба, в котором Преподобный Сергий пролежал 165 лет. Во время царсвования царя Федора Иоанновича, когда мощи Сергия были перенесены в серебряную раку, из крышки деревянного гроба была сделана основа для иконы с таким сюжетом. Она постоянно находилась в русской армии, начиная со времени царствования царя Алексея Михайловича (отца Петра I) и до Первой мировой войны. Этой иконой благословлялись русские воины на ратные подвиги. Это символично, поскольку Сергия называли Воеводой Земли Русской. Даже крышка его гроба была защитницей для русской армии.

Слайд 34. Рака Преподобного.

На протяжении столетий непрерывный поток людей разных положений и состояний со всех концов России стекался к гробу Сергия.

«Множество чудес и исцелений совершалось там, где в сердце нерушимо пребывала живая связь с великим Молитвенником и Печальником Земли Русской», – писала Елена Ивановна Рерих.

Слайд 35. Картина Н.К. Рериха «Обитель Сергия».

Различные события, связанные с жизнью Сергия, Сергиева Посада легли в основу местных легенд. Вокруг Лавры действительно нет змей, и местное предание объясняет это тем, что Преподобный Сергий заклял их. И там, где слышен звон колокола его Обители, змеи жить не могут. Лавра избежала всех ужасов чумы XVIII века и холерных эпидемий XIX века, а также нашествия французов в 1812 году. Первого декабря 1618 года близ Троице-Сергиевой Лавры был заключен мир между Россией и Польшей.

Слайд 36. Фото картины Н.К.Рериха «Сам вышел».

«Отойдя в Обитель Света, истинную родину свою, Преподобный не оставил заступничеством любимую им паству и Землю Русскую. Неоднократно являлся он кому-нибудь из братии. Видели его стоящим за всенощным бдением на своем месте, видели благословляющим братию», – писала Е.И.Рерих. На картине показан случай явления Сергия двум монахам.

Из книги старца Симона Азарьина известен такой исторический факт: Во времена Смуты в сонном видении троекратно «явился в Нижнем Новгороде Козьме Минину чудотворец Сергий, повелел ему казну собирати и воинских людей наделяти» и идти на очищение Московского государства. Избравши Воеводой князя Дмитрия Пожарского, Козьма Минин принялся собирать Московское ополчение.

Слайд 37. Белозерские чудотворцы. Икона XVIIIв.

Троицкая Обитель создавала бесстрашных, высокодуховных людей, выковывала будущих творцов народного сознания. Не боясь опасностей и никакого труда, со временем растекались они по Руси, по самым диким ее местам и повторяли подвиг своего Учителя, основывая новые очаги духовной культуры.

Слайд 38. Картина Н.К.Рериха «Звенигород».

«В тех исторических условиях церкви и монастыри были ближе всего к народу. И просветитель такого масштаба, каковым являлся Сергий, мог действовать только через эти средоточия духовной жизни народа», – писала Л.В.Шапошникова в книге «Град Светлый».

По почину Сергия началась колонизация глухих уголков России. Велико было историческое значение монастырей в деле строительства русского государства. Они привлекали к себе население, развивали земледелие, строительство, ремесла. Монастыри были рассадниками просвещения, там переписывались книги, создавались библиотеки. Духовное просвещение вело к подъему культуры народа.

Слайд 39. Картина Н.К.Рериха «Кирилло-Белозерский монастырь».

Всего учениками и последователями Сергия было создано около ста монастырей, ставших основой русской государственности. Примечательно, что места для обителей Сергий выбирал сам, совершая пешие многоверстные передвижения. При его личном участии было построено девять монастырей. Таким образом, Преподобный Сергий явился отцом северного русского монашества, основоположником Святой Руси, а также предтечею такого явления, как старчество.

Слайд 40. Фото памятника Преп. Сергию.

В подмосковном селе Радонеже, рядом с храмом, в том месте, где жила семья Сергия, стоит памятник Преподобному Сергию работы скульптора В.Клыкова. В одном из своих писем Елена Ивановна Рерих писала: «Нам, русским, уготовано спасение под Знаменем нашего Высокого Покровителя и Заступника – Преподобного Сергия Радонежского, о Нем поется в Акафисте: "От Бога данный России Воевода"».

6. ФИНАЛ

(Музыка. Рихард Вагнер. Увертюра к опере «Тангейзер».)

Слайд 41. Картина Н.К.Рериха «Мост Славы».

«Случайно ли, – писал Николай Константинович Рерих, – что на всех путях сужденных вырастают священные знамена Преподобного. <...> В Париже – Сергиева обитель, в Лондоне – Сергиева группа учащихся. В Южной Америке – Имя Святого Сергия. Под Нью-Йорком мы имеем радость освятить часовню Святого Сергия. В Нью-Йорке, в доме Музея – комната-часовня Преподобного. По Азии раскинуты зачатки часовен и храмов во Имя этого непобедимого Водителя ко Благу. Всюду благовестит это непобедимое Имя».

Слайд 42. Картина Н.К.Рериха «Учитель Учителей».

«Осиянный Светом Несказуемым, стоит Он, невидимо Видимый, на ступенях великой Лестницы Иерархии Света, готовый в указанный час устремить легионы Светлых Сил, готовый благословить народ свой и Вождя его земного на новый Подвиг» – писала Е.И.Рерих в своем очерке «Преподобный Сергий Радонежский».

Слайд 43. Эскиз к картине Н.К.Рериха «Святой Сергий».

И снова из очерков Николая Константиновича: «Он – Воевода ведущий. Он ведет неутомимо и непрестанно. Он со Знаменем, с утверждением ведет. Он доведет. Он построит. Он уже несет град сложенный».<

Слайд 44. Картина Н.К.Рериха «Тень Учителя».

«Он идет. И неслышно, и ветка не хрустнет. Он проходит, и скалы сокрушаются. Он поспешает ′ и гром гремит, и сияет молния. Он идет – Воевода».

Слайд 45. Средняя часть триптиха Н.К.Рериха «Да здравствует Владыка!».

«Уже занимается заря Эпохи небывалой, и воины выступают великим путем, а там, на горных высотах, стоит принявший ответственность за Землю, принявший все тяготы Земли, поручившийся за светлое строительство нового храма Человечества».

Слайд 46. Картина Н.К. Рериха «Святой Сергий».

«И реют внизу Знамена, устремленные к победе благословением Великого Вождя. И в самые трудные минуты, в самый разгар тяжелых битв забудем ли, что над нами колышется победное Знамя Преподобного?»

«Отче Сергие, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!»

Литература

1. Яровская Н. Знамя Преподобного Сергия Радонежского. М.: РИО «Денница», 1991.
2. Рерих Н.К. Листы дневника. Тт. 1–3. М.: МЦР, 1995–96.
3. Жизнь и житие Сергия Радонежского. М.: «Советская Россия», 1991.
4. Грани Агни Йоги. 1967. Новосибирск, «Алгим», 1995.
5. Шапошникова Л.В. Град Светлый. М.: МЦР, 1998.