Место метаэкологии в структуре мироздания

А.Е.Акимов
академик, директор Международного института
теоретической и прикладной физики РАЕН,
Москва

Эта тема затрагивает сами потенциальные возможности существования человечества вообще, жизнеспособность, а следовательно, и затрагивает проблемы, связанные с фактом жизнеспособности нашей Земной Цивилизации. И не случайно этой проблеме придается столь большое значение.
Но прежде чем говорить о тех проблемах, которые связаны с глобальными задачами экологии как системного фактора, мне хотелось бы договориться о неких исходных понятиях и представлениях, для того чтобы было понятно, о чем идет речь. С позиции сегодняшнего дня сверхсистему, в которой существуют и человек и человечество не только на нашей Земле, но и в Космосе, представляет собой Вселенная. И как объект исследования науки Вселенная может быть рассмотрена с трех позиций, поскольку целостного взгляда на этот объект наука на сегодняшний день не имеет.
Если исходить из наиболее простой точки зрения, то можно сказать, что меня, как физика, могут интересовать только материальные процессы во Вселенной, и тогда я буду рассматривать Вселенную как физический объект — это будет Физическая Вселенная (рис.1).

Рис. 1

Я могу принять другую точку зрения и сказать, что меня не интересуют материальные процессы, а интересует Вселенная как объект, в котором имеет место информация и ее движение. И тогда я буду рассматривать ее как Информационную Вселенную, и это будет самостоятельный взгляд на этот глобальный объект (рис.1).
Наконец, я могу сказать, что меня не интересуют ни материальные процессы в этом объекте, ни потоки информации, а интересует этот сверхобъект — Вселенная, который обладает некой структурой. Например, ячеистые структуры Вселенной.
Это спиральные и другие виды галактик и так далее. И тогда, используя термин «семантика», в некотором обобщенном смысле, я могу рассматривать Вселенную как семантическую Вселенную (рис.1).
С позиции сегодняшнего взгляда на науку, в действительности, ситуация обстоит не так уж плохо, как это может показаться, исходя из того, о чем было сказано вначале, что в науке нет единого взгляда. В действительности то, что называется Вселенной, благодаря этим трем подходам может рассматриваться с неких единых позиций, ибо я могу через шенноновское определение информации на строго аналитическом уровне связать информацию и материю и тем самым установить количественные соотношения между подходом к информации и материи, а с другой стороны, через определение информации в соответствии с подходом Хартли я могу связать информацию со структурой и таким образом через информационную Вселенную связать это в некое единое целое.
Эти три подхода, базирующиеся на материи, информации и структуре, и дают возможность иметь некий целостный взгляд на объект.
Но при этом надо было бы картинку нарисовать трехмерной: в основании круг. На базе этого круга конус и в вершине этого конуса появился бы объект, который мы назвали бы Всемирным Разумом или Всемирным сознанием — Абсолютом, как некое духовное начало, которое определяет все это, вместе взятое.
Дальше я буду рассматривать Вселенную с точки зрения физики, через материальные процессы. И тогда у меня появляется возможность детализировать такого рода подход. Появляется достаточно ясная картина, которая базируется на представлениях, сформулированных в рамках теории физического вакуума Шипова на основе семи уровней реальности (рис.1).
Когда мы говорим о том, что материальная Вселенная, с одной стороны, имеет известный нам вещественный уровень своего существования, то подразумеваем объекты на уровне твердого тела, жидкости, газа, а также вещественного объекта плазмы, элементарных частиц. Это все вещественный уровень. Тут же представлен известный нам невещественный, хотя и материальный уровень. Это физический вакуум, который Ньютоном был назван эфиром, и он нам известен, поскольку через него выражаются проявления известных нам физических полей, таких, как электромагнитное поле, гравитационное поле и появившийся в последнее десятилетие новый физический объект — торсионное поле, которое также представлено на этом уровне. Это полевое существование материи.
Наряду с этим, появляются два новых объекта, которые тоже соотносятся с полями, с полевой формой существования материи. Это так называемое первичное торсионное поле, которое соотносится с уровнем сознания.
Я хотел бы напомнить всем вам представление о существовании любого биологического объекта на Земле согласно эзотерическим представлениям в виде семи планов: астрального, ментального и так далее.
Так вот, если первая половина этих планов связана с функционированием живого на уровне вещества, то вторая половина этих планов связана с существованием первичного торсионного поля.
И наконец, это то, что в физике получило название Абсолютное «Ничто», или с позиции ведического знания это в равной мере можно назвать Абсолютное «Все». Это то, что соотносится с уровнем Всемирного Духа, уровнем Абсолюта. Но при таком подходе оно имеет материальное, а следовательно, физическое содержание.

Рис. 2

Как только мы рассмотрели эту картину, появляется естественный вопрос: в каком соотношении находятся такие кардинальные факторы, как человек, сознание и природа? Соотношение между этими глобальными категориями может быть задано следующей структурой (рис.2). Все то, что находится здесь внутри схемы на рисунке, — это и есть Природа в ее глобальном понимании, это все виды реальности во Вселенной в любых их проявлениях. Земная природа сюда входит как составная часть, и это все то, что окружает нас как на Земле, так и за ее пределами.
И тогда оказывается, с одной стороны, как мы только что говорили, что человек, а в общем понятии мыслящие существа, имеет взаимосвязь со всеми уровнями этой реальности. Они представлены на уровне вещества. Они представлены на уровне известных нам физических полей. Это физический вакуум, это электромагнетизм, гравитация и торсионные поля. И через проблемы Сознания и Духа мы связаны с первичными торсионными полями и с Абсолютным Ничто. В то же самое время такой же общей категорией является проблема сознания, которая затрагивает полевые структуры, как на уровне вещества, так и на уровне Глобального Духа.
Понимая эти общие глобальные взаимосвязи, мы теперь перейдем к более частной проблеме, к проблеме, которая связана с нашей с вами жизнью на планете Земля. Наша с вами жизнь на планете Земля связана с неким обобщенно-теоретическим объектом, который можно было бы образно назвать пространством жизнедеятельности человека (рис.3). Что определяет сам факт нашего существования тогда, когда мы уже есть, а не тогда, когда эволюционно мы возникали на Земле? Вот мы уже есть. Что определяет нашу жизнь? С одной стороны, это совокупность сугубо земных природных факторов. Это такие параметры, как температура, влажность, атмосферное давление. Это природные явления, такие, как, например, цунами, землетрясение. Это такие факторы, как, например, озоновые дыры и радиационные пояса. Мы от всех этих факторов зависим. И выход за определенные пределы любого из данных факторов — это неотвратимая гибель не только каждого человека, но и человечества в целом, а в ряде случаев гибель всего живого.

Рис. 3

Наряду с этим, есть вторая параметрическая координата. Это техногенные факторы, которые связаны с земледелием, ирригацией, химией в сельском хозяйстве и в быту. Это промышленное строительство, это сбросы отходов, это электронный смог — радиоэлектронные излучения, радиоактивное загрязнение и т.д. В принципе, не составляет особого труда существенно расширить этот перечень и дать исчерпывающий перечень всех параметров, которые носят техногенный характер, то есть являются следствием технической деятельности человека.
И наконец, есть третья параметрическая координата — это космические факторы, которые лежат за пределами нашей Земли. Это такие физические параметры, как космическое ультрафиолетовое излучение, это корпускулярные потоки — космические лучи, это внешние электромагнитные поля, это торсионные внешние поля, это, наконец, такой материальный фактор, как ноосфера, и, наконец, это Иерархия Всемирного Разума, Всемирного Сознания, которые тоже составляют некий внешний фактор по отношению к нам.
Мы при таком подходе получаем исчерпывающую картину, которая показывает, что является определяющим для того, чтобы наша жизнь, с точки зрения условий существования нас как живых организмов и духовных сущностей, была бы возможна.
Забегая вперед, хочу сказать, что по той параметрической координате, которая связана с техногенной деятельностью человека, эти параметры жизнедеятельности есть, но их могло бы и не быть. Они не являются неизбежными с точки зрения существования некой космической цивилизации. Они просто отражают тот конкретный технократический путь развития, который избран нашей цивилизацией.
Это тема отдельного разговора, но я хочу сказать, что на сегодняшний день понятно, что нужно заменить и на какой технократической базе современной цивилизации, чтобы все эти факторы исчезли, чтобы эти технологии находились в гармонии с Природой и ничего не меняли бы во внутреннем балансе, который должен отвечать гармоничному существованию человека на Земле.
Теперь появилась возможность, понимая эти общие и частные закономерности, посмотреть в глобальном плане, какова структура того, что мы с вами называем экологией, то есть того, что связано с условиями существования. Мы с вами говорили, что в высшей иерархической структуре Вселенной является Высший Разум — Абсолют.

Рис. 4

Как только мы это сказали, у нас появляется необходимость осуществить некоторую грань раздела (рис. 4). С одной стороны, появляется глобальная проблема — Экологии Духа, которая включает в себя Экологию Сознания и Экологию Вселенной как материального объекта, связанная с теми процессами, которые происходят во Вселенной на материальном уровне. Как только мы осознаем, что существуют эти два взаимодополняющих направления, то становится понятно, что Экология Духа имеет выражение на нашем земном плане в Экологии Сознания. Эта проблема, которая уже является предметом традиционной науки на протяжении последних по меньшей мере 30 лет. В этой связи произошло уже несколько международных конгрессов, один из которых проходил 4 или 5 лет назад в Индии и был непосредственно посвящен Экологии Сознания.
И наконец, Экология Вселенной не только на нашем земном плане, но и на плане любой цивилизации, которая имеет технократический путь развития, распадается на Экологию Природы и Экологию Технологии. Экология Природы, в отсутствие технологического базиса, имеет некие собственные законы развития, некие внутренние природные закономерности, которые лежат за пределами человеческих возможностей с точки зрения вмешательства в это. (Человечество не может менять эти законы, но, несомненно, иногда с ними не считается.) И если мы понимаем, что любое вмешательство в гармонию природы недопустимо, то тогда оказывается, что этот фактор является фактором, с которым человек должен считаться. И проблема экологии здесь, в действительности, должна быть заменена терминологически, чтобы это было более правильно. Необходимо указание не на экологию природы, а на гармонию природы.
И тогда остаются две проблемы: это проблема Экологии Сознания, которая зависит только от нас, и Экология Технологии, которая тоже зависит от нас. И то и другое определяется уровнем нашего развития. Либо мы нарушаем Экологию Духа в глобальном плане, не следуя законам Экологии Сознания, либо мы нарушаем гармоничное и равновесное существование Вселенной, нарушая законы, которые вытекают из Гармонии Технологии, что должно было бы быть, но чего, к сожалению, глобально нет. Ни одна из ныне действующих технологий не является гармоничной с природой. И если только создается химический комбинат, который экологически чист за счет того, что там имеется сверхдорогая очистка, то это все равно паллиативное решение. В действительности, такого рода производства не должно быть, оно должно быть другим и основано на другой технологической базе.
И наконец, при таком подходе у нас появляется возможность такую структуру предельно детализировать. На структурной схеме (рис.5, «метаэкология») отражены все те уровни, о которых мы говорили: Экология Земли, Экология Солнечной Системы, Экология Галактики, Экология Вселенной.

Рис. 5

В подтверждение положений доклада академика А.Л.Яншина «Рерих и Вернадский», прозвучавших здесь, можно подчеркнуть, какое большое значение придавал в своих работах Вернадский глобальным связям, то есть связям Земли с другими планетами Солнечной системы и космическими объектами. Достаточно хотя бы вспомнить, какую роль для жизни на Земле играют приливные силы, вызываемые Луной, хотя она и не является планетой. С другой стороны, мы понимаем, что наша Солнечная система не является единственной в нашей Галактике.
Если учесть, что для тонких взаимодействий, Огненных энергий или торсионных полей, говоря языком современной физики, отсутствует зависимость взаимодействия от расстояния, то с позиции традиционной физики, даже с точки зрения такого физического подхода процессы, которые не зависят от расстояния, не учитывать было бы принципиально неправильно. И тогда оказывается, что я могу выделить в Экологии Земли некие самостоятельные блоки. Это Экология естественных процессов, Экология хозяйственных процессов, Экология человека — это наша личная экология, это Экология Сознания, это Экология Цивилизации в целом. Мы можем эти различные составляющие части экологии рассматривать и как самостоятельные, но должны постоянно помнить, что они все между собой взаимосвязаны. Поэтому не только происходит разбиение на эти составляющие, но и указывается, что имеются их совокупные действия в экологии Земли.
Но наряду с этим мы должны учитывать, что все то, что связано с Экологией Земли, действует на другие планеты точно так же, как другие планеты действуют на Землю. Мы должны учитывать, что Экология Земли действует на то, что мы называем Экологией Солнца, на его физическое состояние. Я хочу напомнить о тех работах, которые, к сожалению, не получили того внимания, которого они заслуживают.
Кандидат физико-математических наук, доктор геолого-минералогических наук А.Н.Дмитриев из Новосибирска еще 15 лет назад показал, что нарушения глобального равновесия на Земле, связанные с выбором грунта при открытых разработках, когда миллионы тонн грунта перемещаются из одного места на другое, по всей вероятности, вызывают некоторые возмущения на Солнце, которые выражаются в том, что именно в тех местах, где наблюдается это нарушение равновесия, появляются так называемые плазмоиды, которые генерируются Солнцем. Они появляются только в таких местах разработок, что говорит о солнечно-земных связях.
В то же время оказывается, что тогда, когда мы с вами говорим, например, об объекте «Солнце», мы должны учитывать влияние на Солнце и земных факторов, и факторов других планет, но одновременно с этим должны учитывать и влияние более высоких по структурному уровню образований галактических факторов и факторов Вселенной. При подобного рода подходе даже из приведенной структуры становится понятно, что экология на Земле не может рассматриваться только как локально земная задача.
В связи с этим я хотел бы привести пример из нашей с вами жизни. Представьте себе, что некоторое государство организует свою хозяйственную деятельность в соответствии с какими-то внутренними политическими или другими установками. Но может оказаться, что эти внутренние хозяйственные законы не соответствуют глобальным процессам хозяйствования мирового рынка. И тогда совершенно очевидно, что, начиная с некоторого этапа, хозяйственный механизм этой страны будет входить в противоречие с функционированием мирового рынка, и это может быть губительно для нее.
Поэтому с системных позиций понятно, что есть большое количество систем, в которых локальная часть не может функционировать, если только она не развивается в гармонии с той структурой, в которую она входит как некая часть.
Именно поэтому проблема экологии должна рассматриваться в любом ее частном проявлении как ее существование в рамках метаэкологии как глобального космического фактора.