Восток-Запад. Диалог ученых

В.П.АНУФРИЕВ,
Кандидат технических наук,
Уральский центр энергосбережения и экологии

Е.И.АНУФРИЕВА,
Кандидат физико-математических наук,
Институт физики металлов Уральского отделения РАН,
Екатеринбург

«Перед нашими глазами стоит так называемый Запад и так называемый Восток. Они смотрят проницательно друг на друга. <…> Они могут быть ближайшими друзьями и сотрудниками.
Запад может легко понять основные принципиальные идеи Востока и хранить вечную мудрость, которая исходит из той части мира, откуда фактически произошли все религии и все вероучения. А великий Восток следует открытиям Запада и ценит достижения этих творческих умов», – писал в статье «Радость творчества» Н.К.Рерих [11, с. 179].
Для Запада человек был и остается самой большой загадкой и тайной до сих пор, несмотря на бурное развитие науки в XIX–XX столетиях. Слова дельфийского оракула: «Человек, познай самого себя» – остаются актуальными и сейчас. Такое ощущение, что в научном плане Запад и Восток развивались каждый по своему направлению.
Восток изучал и бережно хранил древние Учения – Веды, Упанишады и т.д., напитывая себя их Мудростью. Крупнейший русский востоковед С.Ф.Ольденбург писал, что Восток «мощью ума своего проникал в тайны жизни, изучал и создавал понимание того, что ближе всего человеку, – самого человека. И тут мы видим на каждом шагу, как ничтожны наши достижения в этой важнейшей для нас области, мы чувствуем постоянно, что Восток здесь во многом сумел подойти ближе к человеку, понять его духовное творчество лучше, чем это делаем мы» [23, с. 6].
Запад же развивал интеллект, и при проведении эксперимента в основу полагал очевидность результата. Конечно, и на Западе встречались ученые, мысль которых была более раскрепощена, а мировоззрение более широким. Но, повинуясь общественному мнению (может быть, идущему со времен Инквизиции), они вынуждены были скрывать свои знания и прозрения, чтобы не быть сожженными на костре, как в буквальном, так и переносном смысле. Алхимия и возникла как наука, вынужденная скрываться от любопытных глаз и результаты своих исследований переводить в символы, непонятные непосвященным.
Так, Теофраст Парацельс – великий врач и величайший из алхимиков своего времени, в XVI столетии вернул к жизни некоторые утраченные секреты древности. Он был первым, кто в средние века открыто предложил использовать свойства магнита для лечения некоторых болезней. Ван Гельмонт, Роберт Флуд также лечили с помощью магнита. Антону Месмеру, родоначальнику животного магнетизма, в XVIII веке удалось вылечить очень многих людей. Не только за счет магнетизма, но и под воздействием электричества, металлов и различных пород деревьев. Основу своего учения он также заимствовал у алхимиков. Несмотря на большое противодействие, усилия алхимиков не прошли бесследно для западной науки. Сейчас лечение магнитами ни у кого не вызывает обвинений в ненаучности и шарлатанстве. Современная медицина широко использует лечение вибрациями, звуком и цветом, уходящее своими корнями далеко в глубь времен, к древним храмам Индии и Египта. Все эти методы лечения основываются на соответствии вибраций пациента и применяемого к нему лечения, о чем в свое время говорил Ф.Месмер [17].
Сопоставляя «восточную и западную науку, американский политолог и психолог Уолт Андерсон замечает: “Здесь, на Западе, мы почитаем механизмы, будто только с их помощью можно обнаружить истину. Немногим физикам приходило в голову, что реальность, которую открывают им их исследования и теории, может быть также и прочувствована”. На Западе, добавляет он, “космос исследуют циклотронами, лазерами и телескопами”, восточная же наука “в основном не техническая и использует в качестве инструмента дисциплинированное человеческое тело и ум”, например во время глубокой медитации» [22, с. 308].
Великий индийский философ Патанджали наставлял: «Сосредоточив сознание на мельчайших скрытых или удаленных объектах из любой области природы, аскет получает исчерпывающие знания о них. <…> В данном случае знание означает полное слияние сознания с тем предметом или объектом, на который оно направлено, и на такое время, какое необходимо» [22, с. 308–309]. Конечно, пока трудно представить современного западного ученого, занятого подобной практикой.
Но и Востоку есть чему учиться у Запада. Западная цивилизация, поставившая во главу угла волю и инициативу индивидуума, накопившая огромный опыт технического прогресса, вызывала уважение выдающегося мыслителя Индии и пламенного сторонника диалога Восток–Запад Свами Вивекананды. В его сознании оформляется идея, почти страсть – желание навести мост, соединяющий Восток и Запад, как он писал – «оплодотворить молодое тело Запада древним универсальным Духом Востока» [16, c. 12]. Позднее он растерял многие иллюзии в отношении Америки и признался, что Америка не сможет быть мостом, которому суждено соединить Запад и Восток. «Следующий сдвиг,– говорил он, – придет из России или из Китая» [16, с. 50].
Восток всегда притягивал Запад, как отдушина от чисто интеллектуальных решений, это мечта, будящая воображение, тревожащая сердце и ум. «Устремленность людей Запада к былым культурным эпохам или экзотическим культурам Востока означает восстание духа против окончательного перехода культуры в цивилизацию…», – писал Н.А.Бердяев [2, с. 163].
Те, кто посещали знаменитый Британский музей в Лондоне, могли убедиться, что 80–90% его экспонатов вывезены с Востока – из Индии, Египта, Ирака. В отделе манускриптов музея находится много уникальных свидетельств прошлого. Среди них – письма индийских Махатм. (Махатмы – люди высочайшего духовного развития, в дословном переводе – Великие Души.)
Письма Махатм – это, пожалуй, первая, на наш взгляд, попытка прямого научного диалога с Западом. Переписка велась с англичанами А.Синнетом и А.Хьюмом в течение пяти лет. В письмах рассказывалось о Космической эволюции, о роли человека и его взаимосвязи с Космосом, расшифровывались некоторые символы Древних Учений, и мифы превращались в научную реальность. Подчеркивалась неразрывность физического и духовного в человеке.
Одним из важных отличий мудрости Востока и научной мысли Запада, как пишут Махатмы, является следующее: «…мы усматриваем огромную разницу в качестве двух энергий, равных в количественном отношении и затраченных двумя людьми, один из которых, предположим, держит путь к месту своей ежедневной спокойной работы, а другой направляется предать своего собрата в полицейский участок, – тогда как представители науки не видят тут никакой разницы. И мы – но не они – видим определенную разницу между энергией движения ветра и вращающегося колеса. Почему же? Потому что каждая мысль человека при выявлении переходит во внутренний мир и становится активной сущностью…» [24, с. 14].
На основании этой переписки Синнетом были написаны собственные труды – «Эзотерический Буддизм» и «Оккультный мир», вызвавшие огромный интерес на Западе.
Следующая попытка научного диалога с Западом – «Тайная Доктрина» нашей великой соотечественницы Е.П.Блаватской – синтез религии, философии, науки. Она была написана на основе древних восточных Учений и под руководством Махатм. «Наука, в силу самой природы вещей, не может раскрыть тайну Вселенной, окружающей нас, – писала Е.П.Блаватская. – Наука, правда, может собирать, классифицировать и обобщать явления; но оккультист, основываясь на принятых метафизических данных, заявляет, что отважный исследователь, желающий проникнуть в самые тайны природы, должен преступить тесные ограничения чувств и перенести свое сознание в область Нуменов и в сферу Первоначальных причин» [5, с. 592].
«Тайную Доктрину» многие западные ученые стали использовать в своих научных разработках и теориях. Научный диалог продолжился. Многие из тех ученых, которые восприняли эти идеи и приняли участие в этом диалоге, достигли значительных успехов – среди них такие, как лауреаты Нобелевской премии Эйнштейн, Милликен, Джозефсон.
Сильвия Крэнстон пишет: «“Сайенс дайджест” (1982, июль) сообщает, что пожалуй, ни один из физиков с мировым именем не относится столь серьезно к индийской мистической философии, как Брайан Джозефсон из Кембриджского университета, получивший Нобелевскую премию по физике за 1978 год, и добавляет:Джозефсон ручается своей научной репутацией, что можно проникать в научную реальность с помощью традиционных индийских приемов медитации”» [22, с. 309]. Он считает, что «каждый атом материи может обладать элементами сознания и эволюционировать по направлению к высшим уровням подобно земным биологическим формам… Физики, склонные считать материю безжизненной и механистичной, находятся на ложном пути. <…> Вся материя, похоже, обладает таинственной целостностью, или единством, которое ученые не могут объяснить, но о котором часто говорится в разных восточных религиях» [22, с. 544].
Ученых, читавших «Тайную Доктрину», восхищала способность автора предвидеть грядущие открытия в тех областях науки, в которых работали они сами. Так, в то время физики и химики считали атом конечным строительным кирпичиком Вселенной, Е.П.Блаватская же говорила о его бесконечной делимости. Она считала, что атомы обладают энергией и, по-видимому, первой употребила столь привычное сегодня выражение атомическая энергия. Антропологи тех лет скупо отмеряли возраст человечества в пределах полумиллиона лет. Е.П.Блаватская, как и нынешние исследователи, говорила о миллионах лет, о взаимопревращаемости вещества и энергии; о трансмутации элементов; о том, что пустоты не существует даже в вакууме; что Луна старше Земли, и, стало быть, она не может быть ее осколком, что и подтвердили доставленные на Землю образцы лунных пород.
В настоящее время преподаватели и студенты Массачусетского технологического института составляют планы занятий по «Тайной Доктрине», связанных с их будущей специальностью. По свидетельству известного американского химика Филипа Перчена, он периодически обсуждает в нью-йоркском Гарвард-клубе этот труд Блаватской со своими коллегами, главным образом профессорами этого института.
В 1905 году Альберт Эйнштейн выводит свою знаменитую формулу Е = mc2. С открытием явления радиоактивности стал очевиден переход, хотя и постепенный, материи в энергию. Уравнение Эйнштейна дает основание говорить не только о превращении материи в энергию, но и, теоретически, об обратном процессе – превращении энергии в материю, то есть доказывает, что энергия и вещество являются двуединым проявлением одной и той же универсальной субстанции. Дух и материя едины, – говорит Восток. Материя есть лишь дифференциация Духа, это конденсированный Дух, а Дух – это разряженная материя.
В мировоззрении древних всегда жило представление о единой движущей силе Вселенной и о взаимосвязи всего живущего в Космосе. В разных веках и у разных народов эта всеначальная космическая энергия называлась по-разному: в Древнем Китае – Чи, в Древней Индии – Прана, или Жизненная сила. В современной науке – психическая энергия.
Понятие психическая энергия вошло в науку в XX столетии после выхода книг Учения Живой Этики Книги Учения Живой Этики были изданы в 1920-1930-е годы.. Это Учение, переданное Гималайскими Махатмами через Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов, – следующая попытка научного диалога с Западом, и прежде всего с Россией. Все книги Живой Этики проникнуты важностью осознания значимости мысли и ответственности за нее.
И ученые в XX веке подходят к изучению мысли с энергетической точки зрения. В 1920-х годах знаменитый индийский биолог Джагадис Боше изучал воздействие человеческой мысли на жизнедеятельность растений [9]. В 1930–1940 годах на Западе многие ученые занимались изучением мысли и опытами по ее передаче (профессора Адриан и Метиус в Англии; Рейн и Макдугл в Америке; Брюнлер в Германии, врач-психиатр Анита Мьюль из Калифорнии) [12].
Мы не знаем, был ли знаком известный русский врач-психиатр академик Бехтерев с книгами Живой Этики, но знаем, что он был другом семьи Рерихов. Видимо, поэтому его волновали такие вопросы, как бессмертие человеческой личности, возможность мысленных внушений и передачи мысли на расстояние.
Энергетическая концепция занимает важное место в системе научных взглядов В.М.Бехтерева. Суть ее заключается в утверждении энергетической природы психических явлений, имеющих своей первопричиной некую «мировую энергию».
«Мировой процесс есть проявление единой мировой энергии, и где бы и в каких бы формах последняя ни обнаруживалась, она проявляется везде и всюду одними и теми же соотношениями и подлежит одним и тем же зависимостям или законам», – считал В.М.Бехтерев. А «индивид есть результат воздействия внешних энергий, он сам есть скопление энергии, главным аккумулятором которой являются клеточные элементы и, в частности, нервная система вообще и центральные ее органы в особенности», – писал он [3].
В.М.Бехтерев одним из первых российских ученых занялся изучением мысли, результаты его исследований были изложены им в докладе на конференции Института по изучению мозга и психической деятельности в июле 1920 года.
«Приходится допустить, – пишет Бехтерев, возможность передачи мысленного воздействия одного индивида на другого с помощью какого-либо вида лучистой энергии <…> И есть основание полагать, что здесь мы имеем дело с проявлением электромагнитной энергии» [4].
В наши дни академик РАМН и РАН В.П.Казначеев проводит в Сибирском отделении РАН эксперименты по передаче мыслеобразов, а в это время в школах Новосибирска идут уроки рисования. В результате оказывается, что 40–60% школьников рисуют именно те картины, мыслеобразы которых были переданы в пространство. Эксперименты проводятся с использованием зеркал Козырева, ленинградского астрофизика, который изучал причинно-следственную связь в Космосе. По его гипотезе, время трехмерно и обладает таким свойством, как плотность, что позволяет путешествовать во времени [8].
Мы принимали участие в одном из таких международных экспериментов в 2000 году, проводя параллельно собственный опыт по передаче мысли любви и фиксации ее методом Кирлиан, на чем более подробно мы остановимся немного позже.
В 1995 году вышла книга известного английского врача, доктора медицины Ричарда Гербера «Вибрационная медицина». Так называется развивающаяся в настоящее время отрасль медицины, изучающаяся тонкие энергии, высокочастотные вибрации, их взаимодействие с молекулярными структурами и роль, которую они играют в поддержке гомеостаза всего организма. Ричард Гербер синтезирует знания древней Индии и Китая и рассматривает человека не только как «плоть, кровь, жиры и нуклеиновые кислоты, но и как совокупность взаимодополняющих энергетических полей, которые взаимодействуют с физическим телом на клеточном уровне» [6, с. 154]. Поэтому он изучает энергетические центры (чакры) человека, которые «ассоциируются с важнейшими функциями психики и восприятия; иначе говоря, они играют роль своеобразных органов тонкого психического восприятия» [6, с. 164]. По мнению Р.Гербера, чакры трансформируют космическую энергию высокой частоты в гормональные секреты, оказывающие значительное влияние на функционирование организма.
Таким образом, многие ученые стали подходить к человеку как к энергетической системе, которая не только производит собственную энергию, но и аккумулирует энергии извне, трансформируя их. «Человечество является аккумулятором и трансмутатором высокой энергии, которую мы условились называть психической», – сказано в Живой Этике [20, 296].
Наука продвигается по пути не только теоретического осмысления, но и экспериментального обнаружения тонких энергий. Сегодня ученые располагают экспериментальными данными излучений различных объектов природы, включая и человека. Это стало возможным благодаря эффекту Кирлиан, получившему свое название по имени его открывателей – российских изобретателей.
А возникающее излучение ученые так и называют сейчас, как и прежде – аурой. Изучая буддийские источники, можно найти много ценнейших указаний об излучениях человека. Указывается светящаяся, тончайшая материя, окружающая человека. «Материя эта необычайно тонка, подобна сиянию алмаза, невесома, несжигаема и исчезает без остатка после смерти. И, тем не менее, она атомична» [15, с. 114]. Об излучениях человека – его ауре, много говорится в книгах Живой Этики.
Изображение при методе Кирлиан формируется за счет свечения газового разряда, возникающего вблизи поверхности объекта, помещенного в электромагнитное поле высокой напряженности.
Свечение различных объектов, в том числе биологических, в электромагнитных полях высокой напряженности известно уже более двух столетий, начиная с фигур Лихтенберга на покрытом порошком изоляторе и опытов Николая Тесла, показавших возможность газоразрядной визуализации живых организмов. Тесла любил выступать на публичных лекциях и поражать воображение таким опытом. В зале гасили свет, Тесла включал генератор собственной конструкции, становился на платформу-электрод, и его тело окутывалось ярким светом, от кончиков пальцев расходились в пространство сияющие лучи.
В конце XIX столетия белорусский исследователь Я.О.Наркевич-Йодко научился фиксировать это свечение на фотопластинке. Затем эти работы были надолго забыты, и метод был открыт заново только в конце тридцатых годов XX века супругами Кирлиан.
Метод Кирлиан – это один из мостиков, соединяющих науку Востока и Запада. Он позволяет фиксировать, воспроизводить и изучать тонкие энергии, о которых так много говорится в восточных учениях. Как показывают проведенные исследования, кирлиановские снимки несут информацию о состоянии и качестве психической энергии человека [1, с. 4–5]. Под состоянием и качеством психической энергии мы, прежде всего, понимаем ее напряжение и силу, что на кирлиановских снимках отражается различной степенью яркости свечения, его площадью и равномерностью распределения вокруг контура объекта. И при мониторинге излучений пальцев можно уже сегодня составлять энергетический паспорт человека и смоделировать контуры и яркость его ауры.
Мысль, как высшее проявление психической деятельности человека, является и высшим проявлением его психической энергии. Поэтому неудивительно, что каждая искренняя мысль изменяет наши излучения и меняет картину кирлиановского свечения.
Методом Кирлиан нам многократно удалось зафиксировать энергетический обособленный кластер при посыле мысли любви, идущий от сердца посылающего к сердцу принимающего [25]. Характерными признаками зарегистрированной мысли является четкая оформленность энергетического кластера, отделившегося от основной ауры, и его подобие ей по цвету и форме. Кластер регистрируется в секторе сердца в разных его точках и на разном расстоянии от излучения пальца. Расстояние между посылающим мысль и принимающим не имеет значения. В экспериментах расстояние изменялось от 1 метра до 1500 километров. Была зафиксирована мысль любви, посланная из Москвы в Екатеринбург.
Одним из значительных качеств экспериментов с передачей мысли является мгновенность приема посланной мысли. Так, например, мысль, посланная из Москвы в 21-00, зафиксирована прибором в Екатеринбурге точно в 21-00 московского времени. До и после этого времени прибор не фиксировал никаких сигналов. Подобные временные феномены (а именно, мгновенность принимаемого мыслеобраза независимо от расстояния между посылающим и принимающим) были зарегистрированы в опытах по дальневидению (Рассел Тарг), а также сотрудниками Международного научно-исследовательского института космической антропоэкологии академиком В.П.Казначеевым и А.В.Трофимовым [7].
Вопрос о том, где зарождается мысль, занимает внимание многих видных ученых. Нобелевский лауреат Дж. Экклз считал, что мозг является акцептором мысли, а не ее продуцентом, то есть лишь принимает и обрабатывает чужие мысли, а не производит их самостоятельно [26]. Профессор Мельнбурнского университета доктор Херст в 1995 году сделал открытие, заявив, что сердце может мыслить самостоятельно, то есть менять свой ритм независимо от деятельности мозга [18].
Полученные результаты на кирлиановском приборе «Корона-ТВ» подтверждают эту точку зрения. Мысль, прочувствованная сердцем, зарождается в сердце, передается сердцем и принимается сердцем. И чем больше вкладывает человек сердечного чувства, то есть искренности, в посылку, тем заметнее увеличение пульса. Мысли как бы придается необходимая сердечная энергия, чтобы она имела жизнеспособность. В Живой Этике сказано: «Не мозговое вещество мыслит. Пора признать, что мысль рождается в огненных центрах. Мысль существует, как нечто весомое и незримое, но нужно понять, что рычаг не есть горнило» [21, 234]. И еще: «Мысль посылается через сердце и получается тоже через сердце» [19, 67].
Таким образом, метод Кирлиан дает возможность заглянуть за пределы нашего физического мира, позволяет инструментально наблюдать и изучать воздействие тонких энергий на различные объекты окружающей нас природы. Мы надеемся, что в будущем с помощью метода Кирлиан ученые различных областей науки в совместном сотрудничестве смогут разрешить многие загадки и подойти еще ближе к тайне самого человека и природы.
Синтез древних и современных знаний науки, религии и философии становится все более реальным. Сближение Востока и Запада приведет к возрождению того и другого – глубоко убежден был Н.К.Рерих (См., напр., [13, с. 256]).
Взаимный интерес приводит к сотрудничеству ученых разных стран, представителей Запада и Востока. Мы просто уверены, что именно российские ученые будут играть ведущую роль в этом процессе, поскольку это обусловлено как историческим развитием, так и географическим положением и экономическими условиями современной России.
Яркий пример такого сотрудничества – Институт Гималайских исследований «Урусвати», основанный Рерихами. Это был именно Институт нового типа, где «научные исследования Запада базируются на культуре Востока», – говорил директор Института известный востоковед Ю.Н.Рерих [14]. Само место, где был построен Институт – древняя долина Кулу, было необычным и по географии, и по истории, и по культуре.
В работе Института принимали участие как крупнейшие ученые Индии, так и западные ученые, в том числе и русские.
К сожалению, работа Института была прервана в 1939 году. Сейчас идут восстановительные работы, которые возглавляет Международный Трест Рерихов – совместное индийско-российское объединение. Уже полностью отреставрированы здания Института, разрабатывается программа его научного возрождения.
В декабре 2002 года в институте «Урусвати» состоялся научный семинар, посвященный столетию Ю.Н.Рериха, в работе которого приняли участие российские и индийские ученые. Нам посчастливилось участвовать в этом семинаре и сделать доклад о регистрации мысли любви методом Кирлиан. Нужно сказать, что индийские ученые восприняли это с большим пониманием и интересом.
По инициативе духовного руководителя Тибета – Далай-ламы – в последние годы проходят регулярные встречи-беседы и конференции совместно с западными учеными. Так, первая такая встреча состоялась в октябре 1987 года, на ней присутствовали пять западных ученых из Колумбии, Калифорнии и Франции.
Далай-лама в одном из своих выступлений подчеркнул, что «совместная работа очень важна для западной науки и развития традиции восточных знаний. На каком-то этапе у людей появилось впечатление, что эти две традиции очень различаются и несовместимы. Поэтому подобный диалог чрезвычайно важен, он дает возможность взаимообогащения. Это одна цель. Другая цель – буддистам очень важно понимать последние результаты научных исследований в отношении такого рода вещей, как природа разума и природа сознания, а также существование сознания как самостоятельного объекта» [27].
Процесс взаимопроникновения Востока и Запада имеет и свои опасности. В последние годы в России возникает много школ и проводятся семинары, на которых, используя приемы восточных методик, идет насильственное, механическое раскрытие энергетических центров человека, не считаясь с его духовным развитием. Особенно опасно, когда подобные подходы практикуют на детях, как, например, метод прямого видения Бронникова. Из трудов Е.П.Блаватской и Е.И.Рерих известно, что это ведет к сумасшествию и одержанию.
В заключение еще раз подчеркнем, что диалог западных и восточных ученых – это залог будущего расцвета науки, нового космического мышления, обогащенного мудростью Востока и знаниями Запада. Только ученый, обладающий синтезом знаний, может успешно творить, открывая новые законы, новые явления, новые энергии. И процесс слияния науки и метанауки, начатый русскими учеными-космистами в прошлом столетии, должен быть успешно продолжен в XIX веке, чтобы птица познания снова обрела два крыла.
И будем помнить, что «в науке мышления, в области философской, Восток был, есть и будет нашим Учителем», – как говорила Е.И.Рерих [10, с. 139].

Литература

1. Ануфриева Е.И., Ануфриев В.П., Старченко М.Г. Изучение психической энергии человека методом газоразрядной визуализации // Тезисы докладов IV Международного Конгресса по биоэлектрографии «Энергия Земли и человека». 11–17 июля 2000. СПб., 2000.
2. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
3. Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема. Петроград: тип. Кюгельген, Глин и Ко, 1918.
4. Бехтерев В.М. Об опытах над «мысленным» воздействием на поведение животных // Вопросы изучения и воспитания личности. 1920. № 2. С. 232–265.
5. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. В 2 т. Т. 1. Минск: Лотаць, 1997.
6. Гербер Р. Вибрационная медицина. М.: КОР, 1997.
7. Казначеев В.П. Проблемы живого вещества и интеллекта: этюды к теории и практике медицины III тысячелетия // Вестник МИКА. 1995. Вып. 2. С. 7–23.
8. Козырев Н.А. Избранные труды. Ленинград: ЛГУ, 1991. 444 с.
9. Наг К. Исследования и открытия сэра Дж.Ч.Боса // Ариаварта. Начальный выпуск. СПб., 1996. С. 136–153.
10. Рерих Е.И. Письма. Т. 5. М.: МЦР, 2003.
11. Рерих Н.К. Радость творчества / Шамбала. М.: МЦР, 1994.
12. Рерих Н.К. Следы мысли / Листы дневника. М.: МЦР, 1999.
13. Рерих Н.К. Сердце Азии / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
14. Рерих Ю.Н. Вершина современной науки (1929) // Ариаварта. Начальный выпуск. СПб., 1996. С. 116–122.
15. Рокотова Н. Основы буддизма. Рига: Угунс, 1997.
16. Свами Никхилананда. Вивекананда. СПб.: Петроградский и Ко, 1991.
17. См.: Блаватская Е.П. Черная магия в науке. Магнитогорск: Амрита– Урал, 1996.
18. См.: Sweet Melissa. Heart can rule the head // Sydney Herald, 1995.
19. Учение Живой Этики. Братство. М.: МЦР, 1996.
20. Учение Живой Этики. Иерархия. М.: МЦР, 1995.
21. Учение Живой Этики. Мир Огненный. Ч. 2. М.: МЦР, 1995.
22. Цит. по: Крэнстон С. Е.П.Блаватская. М.: Сирин, 1999.
23. Цит. по: Шапошникова Л.В. Магический мост синтеза // Восток–Запад. М.: МЦР, 1994.
24. Чаша Востока. Письма Махатм. Рига–Москва: Угунс, 1992.
25. Anufrieva E., Anufriev V., Starchenko M., Timofeev N. Thought’s Registration by means of Gas-Discharge Visualization. 3rd International Conference on Cognitive Science «New Science of Consciousness». 17–19 October 2000, Ljubljana, Slovennija. P. 81–85.
26. Eccles J. Facing Ready. New York, Heidelberg, Berlin. 1970. P. 150.
27. Беседа Далай-ламы с западными учеными // The 5th Mind and Life Conference. Dharamsala, 1995. P. 54–65.