Культурное наследие семьи Рерихов и Международный Центр Рерихов

К 15-летию МЦР

В.В.Фролов,
доктор философских наук,
ответственный секретарь МЦР,
Москва

Передача Святославом Николаевичем Рерихом наследия семьи Рерихов в дар России – событие огромного культурного значения, важность которого еще предстоит осмыслить. Сегодня это наследие притягивает многих, кому интересно художественное и философское творчество Рерихов, их космическое миропонимание. Культурное наследие великой семьи питает духовными токами Центр-Музей имени Н.К.Рериха, который является как бы сердцем Международного Центра Рерихов. МЦР проводит огромную работу по изучению, популяризации и защите наследия Рерихов. За 15 лет своей деятельности он превратился в мощный научно-культурный центр и стал известен не только в России, но и во многих странах мира.
В то же время вокруг наследия и Центра-Музея имени Н.К.Рериха, против которых вот уже более десяти лет проводится кампания клеветы (ее иначе как идеологической войной не назовешь), ситуация сложилась драматическая. Создается впечатление, что кто-то весьма профессионально управляет этой неблаговидной акцией, в которой принимают участие некоторые писатели, журналисты, лица, имеющие ученые степени, и даже служители Русской Православной Церкви. Последние, надо сказать, в нападках на Рерихов наиболее активны.
Не отстают от них и госчиновники, среди которых вот уже много лет в первых рядах представители Минкульта РФ. Их действия в конечном счете направлены на изъятие у Центра-Музея имени Н.К.Рериха наследия великой семьи и уничтожение самого Музея как общественной организации. Не последнее место в команде «топителей» занимает Счетная палата РФ. Ее чиновникам вменяется в обязанность вести строгий учет культурных ценностей, зарегистрированных в фондах государственных и общественных организаций. Однако при проверке состояния и качества хранения коллекции 288 картин Рерихов, принадлежащей МЦР и находящейся на временном хранении в Музее Востока, Счетная палата каким-то странным образом «не заметила» отсутствия в этой коллекции 46 полотен Н.К.Рериха и С.Н.Рериха. Вместо того чтобы произвести настоящую проверку коллекции картин, Счетная палата в заключении по итогам работы в Государственном музее Востока предложила Правительству РФ выполнить постановление № 1121 «О государственном Музее Н.К.Рериха», предписывающее вместо общественного Музея создать государственный Музей имени Н.К.Рериха. Но, несмотря на буквально военные действия, в условиях которых существует наш Центр-Музей, он плодотворно работает и успешно развивается.
В истории Центра-Музея имени Н.К.Рериха есть несколько знаменательных вех, таких, как: открытие в 1993 году первой экспозиции во флигеле усадьбы Лопухиных; затем в 1994 году открытие экспозиции на первом этаже главного здания усадьбы Лопухиных; наконец, в 1997 году, на втором этаже того же здания открылась третья экспозиция Музея. Концепция нынешнего Музея, выработанная в конце 1990-х годов, охватывает основные вехи жизненного и творческого пути Рерихов. «Вводный зал, – пишет Л.В.Шапошникова, – оформленный двумя талантливыми людьми – Ниной Георгиевной Волковой и Маргаритой Вячеславной Усинской, одна из которых художник, а другая архитектор, – служит как бы эпиграфом ко всей музейной экспозиции. На стенах этого зала – уникальные фрески, выполненные Н.Г.Волковой, в которых отражены важнейшие эволюционные моменты культурно-духовного развития человечества. Они теснейшим образом связаны с теми философскими идеями, которые пронизывают все творчество семьи Рерихов и составляют цель жизненных устремлений наших великих соотечественников. За этим залом следует Петербургский зал, где мы находим свидетельства жизни Рерихов того периода. Затем идут Русский зал, зал Живой Этики, зал Центрально-Азиатской экспедиции, зал Гималайской долины Кулу, в которой Рерихи провели большую часть своей жизни в Индии. И, наконец, зал Пакта Рериха. Здесь подводится итог деятельности великой семьи на благо Мировой Культуры» [1, с. 79]. В 2000 году был открыт зал Учителей. В залах Музея развернуты постоянные экспозиции картин Н.К. и С.Н. Рерихов, фотографий и личных вещей семьи Рерихов, книг из их библиотеки, предметов декоративно-прикладного искусства. По мере поступления новых музейных экспонатов экспозиции дополняются и расширяются.
Начиная с 1990 года благодаря помощи меценатов и дарителей в Музей поступило 169 полотен Н.К.Рериха, С.Н.Рериха и Ю.Н.Рериха. Наиболее значительные из них украсили залы Русский, Петербургский и зал Живой Этики.
Среди этих полотен внимание привлекает принадлежащий кисти Н.К.Рериха и посвященный теме учительства поистине шедевр – «Приказ Ригден-Джапо». На картине Н.К.Рериха на фоне языков алого пламени в прекрасных одеждах восседает напоминающий древнее божество могущественный Владыка Шамбалы Ригден-Джапо. От его трона скачут всадники, несущие кому-то приказы Учителя.
Теме Учителя посвящена и картина Н.К.Рериха «Сергий-строитель». Для всего русского народа св. Сергий был и остается духовным Наставником, Учителем. Его идеи не мог не воспринять и Н.К.Рерих. В этом он был не одинок. Е.И.Рерих, написавшая прекрасный очерк о св. Сергии, подчеркивала огромное значение подвижничества Преподобного для строительства Земли Русской. Любимый в России Преподобный Сергий Радонежский на картине Николая Константиновича предстает как подвижник духа – самоотверженный, деятельный, показывающий пример героизма.
Неизгладимое впечатление производит прекрасный портрет Н.К.Рериха, выполненный его сыном Святославом Николаевичем. На портрете Николай Константинович изображен в полный рост. Весь его облик – олицетворение мудрого спокойствия и внутренней силы…
Такой же притягательной силой обладает триптих Н.К.Рериха, посвященный Жанне д’Арк. Густо-синий цвет неба в верхней части картины удивительно нежно, плавно переходит к очень светлому, нежнейших оттенков горизонту, как бы еще более оттеняя величие подвига юной Жанны. Центральная часть триптиха – «Жанна д’Арк. Вечная Матерь» – сердце всего сюжета, пронизанного величием мудрости и красоты Вечной Матери. В правой части триптиха – «Жанна д’Арк. Молитва» – молящаяся Жанна и за ней воинство, готовое под ее предводительством идти на бой. Изображение в левой части триптиха – «Жанна д’Арк. На костре», – несмотря на трагизм всей ситуации, убеждает нас в том, что величие подвига Жанны из века в век будет возрастать.
При созерцании картины Николая Константиновича «Пасхальная ночь» возникает ощущение объединяющей всё и вся некой вселенской тайны, присутствие которой чувствуется во всем, – и в чарующем, пронизанном дыханием иных миров звездном небе, и в храме, где люди могут как бы услышать отзвуки инобытия, и в торжественности пасхального шествия. В числе других поступивших в Музей живописных шедевров Н.К.Рериха необходимо упомянуть его работы серии «Санкта» – «И мы видим», «И мы открываем врата», «И мы приносим Свет», «И мы трудимся». Все они пронизаны ощущением присутствия некоего Высшего Начала, мудрость и красота которого хотя и не поддаются человеческому пониманию, но вселяют силы для преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути человека. Не менее притягательны и такие шедевры художника, как «Знаки Христа», «Чаша Христа», «Будда-Победитель», «Магомет на горе Хира», «Змей. Рождение мистерий», «Дозор Гималаев», «Майтрейя-Победитель», «Матерь Мира».
Эти и другие замечательные полотна Н.К. и С.Н. Рерихов не могут не привлекать посетителей Музея, которые имеют счастливую возможность соприкасаться с высоким искусством великих мастеров, пробуждающим в их душах самые тонкие и прекрасные созвучия.
Художественное творчество Рерихов доступно не только тем, кто оказывается в прекрасных залах Музея имени Н.К.Рериха. Значительная часть коллекции Музея входит в передвижные выставки, проходящие как в российских регионах, так и в странах СНГ. Эти выставки играют важную роль в популяризации культурного наследия Рерихов. Идея таких выставок принадлежит Святославу Николаевичу, и еще при его жизни значительное их число прошло в городах СССР. В Центре-Музее имени Н.К.Рериха эта идея получила дальнейшее развитие. Основу передвижных выставок составляют «Гималайские этюды» Н.К.Рериха и «Индийские пейзажи» С.Н.Рериха. Наряду с картинами Рерихов на выставках экспонируются издания МЦР и фотокопии материалов из его архива, освещающих многогранную творческую деятельность семьи Рерихов. С 1991 года Центр-Музей при сотрудничестве с рериховскими организациями, музеями и культурными обществами организовал более 400 выставок в городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Латвии и Эстонии. Благодаря передвижным выставкам картины Н.К. и С.Н. Рерихов смогли увидеть более четырех миллионов человек. Этот факт является самым убедительным подтверждением высокого интереса к творчеству семьи Рерихов в современном обществе.
Начиная с 1998 года в Музее проводятся сменные выставки современных художников-космистов. Творчество художников, созвучное космическому мироощущению, имеет глубокие корни. У истоков этого направления в искусстве стояли Н.К.Рерих и М.К.Чюрлёнис. В 20-е годы прошлого столетия в России возникло объединение художников «Амаравелла». Члены этого объединения, преодолевая традиционные представления об искусстве, совершили прорыв к иному, космическому мироощущению. Эта традиция была продолжена С.Н.Рерихом. Он стал инициатором создания Музея имени Н.К.Рериха. «Космическое направление в искусстве, – пишет Л.В.Шапошникова, – объединяет очень разных художников – и по своему мастерству, и по своему философскому проникновению, и по качеству изображаемой реальности. Но для всех них является общим безграничная любовь к Красоте и Беспредельности» [2, с. 46].
С.Н.Рерих завещал изучать наследие семьи Рерихов и развивать заложенные в нем идеи. В Центре-Музее все эти годы бережно сохраняются и изучаются архив и рукописи Рерихов. Каждый член великой семьи был выдающимся ученым-мыслителем, внесшим огромный вклад в становление и развитие новой, одухотворенной науки. «Наука, – писал Н.К.Рерих, – если она хочет быть обновленной, должна быть, прежде всего, неограниченной, и тем самым бесстрашной. <…> Именно свободная, неограниченная наука опять открывает человечеству многие, давно забытые, полезные находки» [3, с. 5]. Подходы к научным исследованиям, к науке в целом, выработанные Рерихами, являются основой, на которой строится вся научная деятельность Центра-Музея.
Важную роль в этой работе играет отдел рукописей МЦР, где описывается и систематизируется архив Рерихов. Это делает его доступным для исследователей. Архив уникальной семьи представлен разнообразными и содержательными материалами. Они охватывают период с начала XIX века до 80-х годов ХХ века. Среди документов архива есть труды Рерихов, биографические документы, материалы, отражающие научно-организационную, педагогическую, общественную деятельность наших выдающихся соотечественников, переписка, фотографии, слайды картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха. Изучение этих материалов позволяет увидеть, насколько многогранной была творческая деятельность Рерихов и какой огромный вклад внесли эти удивительные люди в мировую культуру. Архив Рерихов открыт для изучения, с содержащимися в нем документами много и плодотворно работают представители различных научных учреждений, среди которых ученые Института востоковедения, Института мировой литературы РАН, научные сотрудники Русского музея Санкт-Петербурга и другие. Результаты научных исследований представлены в статьях и книгах, пользующихся большим спросом среди читателей. Это способствует тому, что наследие Рерихов и их идеи становятся достоянием сознания различных слоев общества.
Основные направления научной деятельности МЦР во многом определяются научными исследованиями, которые проводит Генеральный директор Центра-Музея имени Н.К.Рериха, крупный ученый-востоковед Л.В.Шапошникова, чья многолетняя работа в России и Индии, уникальная экспедиция в Гималаи заслужили признание ученых и сделали ее исследования одними из самых авторитетных в современном научном мире. Ее перу принадлежат книги «Тайна племени голубых гор», «Австролоиды живут в Индии», «Мы – курги», «Годы и дни Мадраса», «Град Светлый», «Мудрость веков», «Веления Космоса», «Великое путешествие. Книга первая. Мастер», «По маршруту Мастера. Книга вторая», «Тернистый путь Красоты». Главной темой, над которой Л.В.Шапошникова работала в 1950–1960-е годы, была история и культура народов Индии. В этот период она побывала в самых отдаленных уголках Индии, исследуя традиционную культуру малочисленных племен. Результатом ее исследований стали не только научные труды, но и блистательные документальные повести о захватывающих путешествиях и таинственных племенах. Правительство Индии высоко оценило научный и литературный труд нашей соотечественницы, присудив ей в 1967 году Международную премию имени Джавахарлала Неру.
Встреча в 1968 году со Святославом Николаевичем Рерихом изменила судьбу Л.В.Шапошниковой. С этого момента главным в ее творчестве становится изучение культурного наследия Рерихов, а философская система Живой Этики – концептуальной основой всех ее трудов. «В том, что Живая Этика, – пишет Л.В.Шапошникова, – представляет собой новую, синтетическую систему познания, вобравшую в себя реалии Космоса и отличающуюся от традиционных систем познания, вряд ли можно сомневаться. Название самой философии – Живая Этика – связывает земное и небесное, человека и Космос. Именно в ней мы находим новый подход к исследованию Мироздания, новую его модель. Можно определить Живую Этику как философию космической реальности, включающую в себя систему познания и практику действия» [4, с. 160].
Культурное наследие Рерихов и содержащиеся в нем идеи составляют предмет обсуждения на международных научных конференциях. С момента основания Центра-Музея имени Н.К.Рериха они организуются в сотрудничестве с авторитетными научными и культурными организациями, известными учеными и культурными деятелями. Участниками конференций являются крупные ученые России, стран СНГ, а также Германии, США, Италии, Испании, Франции, Канады, Мексики и других стран. На конференциях обсуждаются и исследуются прежде всего проблемы, связанные с культурным наследием семьи Рерихов, их философскими идеями, жизнью и творчеством. С 1992 года прошло тринадцать таких конференцийТематику конференций с 1992 по 2000г. См.: Шапошникова Л.В. Как это начиналось// Защитым имя и наследие Рерихов, Т.1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001.С.80..
В начале наступившего тысячелетия чрезвычайно актуальной оказалась тема сохранения национального культурного достояния, подвергшегося жестокому поношению. Поэтому в 2001 году в МЦР состоялась Международная научно-общественная конференция «Защитим имя и наследие Рерихов», в которой приняли участие историки, философы, культурологи, юристы, психологи, дипломаты из ряда регионов России и СНГ, Балтии, Болгарии, Индии, Италии, Ливана, Финляндии. Выступив в защиту наших великих соотечественников, ученые подчеркнули актуальность и непреходящее значение концепции Культуры, выработанной Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами, считавшими именно Культуру основой жизни человека.
Конференция 2002 года была посвящена 100-летию со дня рождения Ю.Н.Рериха. Юрий Николаевич, старший сын Н.К. и Е.И. Рерихов, был одним из крупнейших ученых и путешественников XX века, но его вклад в мировую науку оценен далеко не полностью. Его труды оказали огромное влияние на многие области науки – этнопсихологию, этнолингвистику, тибетологию, индологию, монголоведение и пр. Ученые-востоковеды, ученики Ю.Н.Рериха, приехавшие из семнадцати стран, осветили многие стороны жизни и деятельности выдающегося исследователя – его участие в Центрально-Азиатской и Маньчжурской экспедициях Н.К.Рериха, руководство Институтом Гималайских исследований «Урусвати», возрождение им школы российской тибетологии и многое другое.
В 2003 году состоялась научно-общественная конференция «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». Проведение этой конференции было вызвано насущными потребностями времени. В России на рубеже XIX–ХХ веков произошла Духовная революция, в результате которой началось формирование нового мышления. Его основой стало космическое мировоззрение. «Характерной особенностью нового космического мышления, – отмечается в резолюции конференции, – стал синтез научного, философского и религиозного опыта человечества, а также достижений искусства. Космическое мышление пронизывает и охватывает все области деятельности человека, особенно творческие, открывая новые возможности разным формам познания, в том числе считавшимся вненаучными» [5, с. 6].
На пленарном заседании конференции с докладами выступили известные ученые России, стран СНГ и дальнего зарубежья: первый вице-президент МЦР, Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН и РАКЦ Л.В.Шапошникова; академик РАН В.Н.Большаков; академик РАН В.М.Матросов; член-корр. РАН С.П.КурдюмовСергей Павлович Курдюмов скончался 2 декабря 2004 г.; вице-президент РАЕН, академик Г.Н.Фурсей; академик РАЕН Г.Н.Дульнев; академик РАО Ш.А.Амонашвили; доктор философских наук К.А.Кедров; профессор Калифорнийского университета США В.А.Лефевр; проректор Софийского университета им. Святого Климента Охридского, доктор филологических наук А.В.Федотов и другие. Истоки космического мировоззрения содержатся в работах ученых-космистов В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, П.А.Флоренского, в трудах философов В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, в искусстве художников, поэтов, музыкантов Серебряного века. Ведущую роль в формировании космического мышления играет Живая Этика, в которой содержится новая система познания, включающая как научные, так и метанаучные способы познания. Участники конференции высоко оценили вклад Живой Этики, идей мыслителей-космистов в становление новой одухотворенной науки.
Многие из ученых, выступавших на международных научных конференциях Центра-Музея имени Н.К.Рериха, являются участниками научного семинара, работающего при МЦР. На семинаре рассматриваются проблемы мировоззренческого и методологического характера, осмысление которых может открыть пути к новой, одухотворенной науке. Проблемами, связанными с новым космическим миропониманием, интересуются не только известные ученые, но и молодые исследователи, которые только начинают свой путь в науке. «Привлекайте к работе молодежь, – писал Н.К.Рерих. – Она любит, когда к ней относятся серьезно, по-настоящему. Во всех делах мы просили о допущении молодежи» [6, с. 370]. В осуществление завета Н.К.Рериха при научном семинаре работает творческая мастерская молодых ученых, где они имеют возможность сотрудничать с известными учеными – обсуждать с ними научные проблемы, обмениваться результатами опытов, исследований. Апробируя свои идеи, молодые ученые стремятся осмысливать результаты исследований с точки зрения космического миропонимания и методологических принципов новой науки.
Сегодня прогрессивные ученые, все больше осознавая ограниченность традиционного научного мышления, утратившего духовность, приходят к пониманию того, что для преодоления его ограниченности необходим постепенный переход к новому, космическому мышлению. Это отметили участники научно-общественной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века», в резолюцию которой внесен пункт: «учредить на базе МЦР комплексный научный центр по изучению космического мышления». Такой центр создан и называется «Объединенный научный центр проблем космического мышления». Этот Центр – организация общественная, а объединенным он называется потому, что в его создании приняли участие: Российская академия образования, Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики им. К.Э.Циолковского, Международный Центр Рерихов, Уральский филиал РАН, Национальная академия наук Кыргызской Республики, Кыргызско-Российский Славянский университет, Казахстанско-российский университет и др. Основная цель Центра – способствовать распространению идей космического мышления среди широкой научной и культурной общественности, активизировать научные исследования в этой области, разрабатывать и внедрять образовательные программы.
Огромным по своей значимости культурным событием стала Международная научно-общественная конференция 2004 года, посвященная 100-летию выдающегося художника, ученого и общественного деятеля Святослава Николаевича Рериха – основателя Центра-Музея имени Н.К.Рериха, Почетного Президента МЦР. Конференция также была посвящена 130-летию Николая Константиновича Рериха и 125-летию Елены Ивановны Рерих. В своих докладах философы, ученые, художники, общественные деятели рассказали о научном, нравственном и мировоззренческом содержании философско-литературного и художественного творчества семьи Рерихов. Была раскрыта огромная ценность естественнонаучных изысканий С.Н.Рериха для определения путей развития науки в будущем.
С 1992 года (столько времени в МЦР существует публикаторский отдел) Центром-Музеем было выпущено около 150 наименований книг и изобразительной продукции: от недорогих брошюр в мягкой обложке, рассчитанных на массового читателя, до роскошных альбомов, с успехом демонстрируемых на международных книжных ярмарках. Настоящим событием в культурной жизни России стал выход в свет таких изданий, как: полное собрание очерков Н.К.Рериха за период 1934–1947 годов. «Листы дневника» (в трех томах); уникальные записи Е.И.Рерих, составившие сборник «У порога Нового Мира»; первые две части трилогии Л.В.Шапошниковой «Великое путешествие», посвященные жизни и деятельности великого русского художника, философа и ученого Н.К.Рериха. С 1999 года МЦР издает полное собрание хранящихся в его отделе рукописей писем Елены Ивановны Рерих, бóльшая часть которых публикуется впервые. На страницах ее писем отражена история жизни семьи и становления мирового духовно-культурного движения, ныне носящего имя Рерихов.
Важнейшим событием в издательской деятельности Центра-Музея имени Н.К.Рериха без преувеличения можно считать публикацию в 2003–2004 годах первых трех книг Живой Этики. Этому изданию предпослана вводная статья Л.В.Шапошниковой «Философия космической реальности», в которой на огромном культурологическом и научном материале автор показывает, что Живая Этика – это синтез культурно-духовных накоплений человечества, и раскрывает основы нового космического миропонимания.
В 2002 году книги Ю.Н.Рериха «Тибетская живопись» и Л.В.Шапошниковой «Тернистый путь Красоты» стали лауреатами конкурса «Лучшая книга года», организованного Российской ассоциацией книгоиздателей. Необходимо отметить, что книга «Тернистый путь Красоты» отличается богатым изобразительным материалом, великолепным оформлением и глубоким содержанием.
К 100-летию С.Н.Рериха публикаторский отдел МЦР выпустил такие издания, как: С.Н.Рерих «Искусство и жизнь» (на русском и английском языках), С.Н.Рерих «Творческая мысль» (на английском языке), первый том писем С.Н.Рериха, а также биобиблиографический указатель его работ. Заметной вехой в ряду юбилейных публикаций стало издание книги П.Ф.Беликова «Святослав Рерих. Жизнь и творчество».
С 2001 года Центр-Музей имени Н.К.Рериха издает ежеквартальный журнал «Культура и время», особенностью которого является широкий взгляд на культуру. В журнале публикуются статьи о музеях, выдающихся художниках, мыслителях, представляющих различные культуры и страны. Большое место на его страницах отведено материалам о творческом наследии Рерихов, сохранении его целостности и защите от нападок деструктивных сил – вообще о защите культуры, которая сегодня подвергается настоящему разрушению. Важным для журнала является раскрытие культурно-просветительской деятельности Центра-Музея. Журнал богато иллюстрирован репродукциями картин выдающихся художников, фотографиями памятников культуры и культурных деятелей. К 100-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха редколлегия выпустила посвященный художнику юбилейный номер. Можно с уверенностью сказать, что журнал «Культура и время» вносит достойный вклад в современную культуру и, несмотря на свой молодой возраст, уже имеет свою читательскую аудиторию.
Центр-Музей также выпускает широкий ассортимент изобразительной продукции – каталоги, открытки, календари, постеры, а также комплекты открыток, знакомящие любителей искусства с коллекцией Музея, собраниями полотен Николая Рериха в различных музеях мира, с основными сериями его картин («Майтрейя», «Знамена Востока», «Санкта» и др.).
В Центре-Музее работают научная библиотека, лекторий, Оптический театр, в зале которого всегда много зрителей, проводятся концерты классической музыки, выступают певцы и музыканты. При Центре-Музее действует Международный центр гуманной педагогики, возглавляемый известным педагогом, академиком РАО Ш.А.Амонашвили. Этот центр ведет большую культурно-просветительскую работу с учителями России и стран ближнего зарубежья. Благодаря помощи меценатов и на заработанные Центром-Музеем средства отреставрирован флигель усадьбы Лопухиных, где разместились подразделения МЦР.
В последние годы заметно активизировалась работа отделений МЦР в городах России и странах СНГ: на Украине, в Белоруссии, Латвии. В 2003 году в МЦР на правах отделения вступило Болгарское общество Рерихов. МЦР поддерживает связи с рериховскими обществами и организациями России, стран СНГ, а также Англии, Израиля, Италии, Испании, Канады, Мексики, США, Финляндии, Франции и др.
Центр-Музей имени Н.К.Рериха, мировая общественность с огромным воодушевлением отметили столетний юбилей со дня рождения Святослава Николаевича Рериха – выдающегося ученого, мыслителя, художника, культурного и общественного деятеля. В Международном Центре Рерихов состоялась Международная научно-общественная конференция, посвященная 100-летию С.Н.Рериха. По инициативе МЦР Правительством РФ под председательством министра культуры и массовых коммуникаций РФ А.С.Соколова образован оргкомитет по празднованию юбилея С.Н.Рериха. 13 ноября 2004 года в честь этого события в Колонном зале Дома союзов состоится торжественный вечер.
В Болгарии и Латвии, где есть богатые коллекции картин Рерихов, при содействии зарубежных отделений МЦР состоялись юбилейные выставки картин наших выдающихся соотечественников. Выставки в этих странах объединили культурную общественность благодаря Красоте, аккумулированной в прекрасных полотнах Рерихов. В Болгарии, а также в двух городах Украины – Днепропетровске и Хмельницком состоялись общественно-научные конференции и чтения, на которых обсуждались различные аспекты творчества Рерихов. Чествования Николая Константиновича, Елены Ивановны и Святослава Николаевича Рерихов проходили в столице Украины – Киеве, в Автономной Республике Крым, Республике Беларусь, Кыргызской Республике, Узбекистане, Эстонии. Живой интерес к жизни и творчеству Рерихов в год юбилея С.Н.Рериха был проявлен на Кипре, в Германии, Италии, Израиле, Канаде, США. Особенно широко юбилей С.Н.Рериха отмечался в Индии. Святослав Николаевич, по праву считающийся великим сыном России и Индии, внес огромный вклад в развитие культуры обеих стран и индийско-российских отношений. В юбилейный для С.Н.Рериха год Индия отдала выдающемуся культурному деятелю дань признательности и уважения. В течение всего 2003 года юбилейные празднества проходили в Нью-Дели, Бангалоре, Наггаре, Ченнаи и других городах Индии. Представительная индийская делегация во главе с К.К.Мисра, главным секретарем правительства штата Карнатака, принимает участие в нашей юбилейной конференции, посвященной 100-летию С.Н.Рериха. На торжества, которые пройдут в усадьбах Рерихов Татагуни и в Кулу, приглашена делегация Международного Центра Рерихов во главе с его президентом Ю.М.Воронцовым и Генеральным директором Музея Л.В.Шапошниковой. Это – знак международного признания деятельности МЦР.
«Будем стремиться к Прекрасному!» – этот призыв Святослава Николаевича Рериха стал лейтмотивом юбилейных празднеств, которые еще более высветили огромное значение творчества как самого художника, так и культурного наследия великой семьи для строительства лучшего будущего, к которому устремлены народы всего мира.

Литература

1. См.: Шапошникова Л.В. Как это начиналось // Защитим имя и наследие Рерихов. Т. 1. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001.
2. Шапошникова Л.В. Неземные миры земных художников // Культура и время. 2003. № 2.
3. Рерих Н. Нерушимое. Рига: Виеда, 1991.
4. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Книга первая. Зов. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2003.
5. Материалы Международной научно-общественной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». Резолюция // Культура и время. М.: МЦР, 2004. № 1.
6. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.