Веданта и современность

СВАМИ ДЖОТИРУПАНАНДА,
руководитель «Общества Рамакришны - Центра Веданты»,
Москва

Прежде чем говорить о Веданте, я бы хотел объяснить, как я понимаю современное состояние мира. В настоящее время над его улучшением помимо религии работают многие силы. Это культурные, политические, широкие социальные движения и т.д. И возникает вопрос: нужна ли вообще религия в современном мире, когда человек и без нее испытывает столь мощное, разностороннее давление? Может быть, религия стала чем-то отжившим, вышедшим из моды? Однако при внимательном анализе мы придем к выводу, что именно религия играет решающую, жизненно важную роль на пути человека к счастью и безопасности.
В современном мире очень много проблем. Как религия может их разрешить? Одна из главных проблем – как избежать ядерной войны, которая приведет к уничтожению всего человечества. Рискованные, бесчеловечные методы борьбы за справедливость не стоят того, чтобы их вообще обдумывать. Цивилизация не может во имя собственного спасения прибегать к дьявольским методам. Методы должны быть разумны и безопасны. Используя их, человечество должно продвигаться вперед. Современные мировые лидеры хотят избежать войны с помощью переговоров, но при этом слишком полагаются на военные силы и талант дипломатов своих стран. Однако истинный успех заключается в нравственной общности людей, в достижении ее путем развития. Именно здесь мы видим, сколь необходима религия. Страны могут, конечно, вести переговоры, но воинственный менталитет должен быть заменен миролюбивым подходом, общим миролюбивым подходом.
Общественные и политические лидеры стремятся разрешить ситуацию путем развития науки и техники. Для того чтобы как-то объединить людей и установить между ними мирные отношения, открываются исследовательские институты, технические центры, больницы, и количество их растет. Разрабатываются широкие социальные программы, создаются рабочие места, чтобы как-то помочь слоям населения с низким уровнем доходов и тем самым установить своего рода равновесие между странами. Все это, конечно, хорошо, но на деле ведет к улучшению лишь внешних условий жизни и по самой своей природе мало способствует разрешению ситуации, потому что не затрагивает корней проблемы. Пока мы не сможем сделать человека лучше изнутри, и в мире ситуация радикально не изменится. Слишком часто мы отмечаем, что основа проблем человека – в его внутренней слабости, внутренней сложности, а вовсе не во внешних обстоятельствах его жизни. Именно отсутствие верного понимания истинного положения вещей и самоконтроля, умения управлять собой усложняет человеческую жизнь и ведет к кризисным ситуациям. Пока в человеке есть внутренние темные силы, такие, как ненависть, зависть, ревность, жадность, алчность, себялюбие, как можно ожидать, что условия, внешние обстоятельства его жизни изменятся? И где бы ни находился человек, которым владеют низменные мотивы, вокруг него создается обстановка, которую можно сравнить с адом. Мир, счастье, гармония в этом мире зависят только от внутреннего состояния человека. Именно поэтому все зависит от доброты, от того внутреннего добра, которое есть в человеке, кем бы он ни был. И если он – политический лидер, человек, от действий и решений которого зависит многое, то тем важнее то внутреннее добро, которое должно быть в нем. Но это качество необходимо развивать.
Духовное возрождение человека является тем поворотным моментом, в котором решающая роль принадлежит религии. Религия воздействует непосредственно на внутренний мир человека. Развитие его взглядов, его духовного мировоззрения, внутреннего человека – это и есть цель и задача всех религий. И чем больше будет возрастать духовный уровень человека, тем больше и в лучшую сторону будут изменяться и внешние условия жизни всех людей. Это ясно, и с этим вряд ли кто-то будет спорить. Но можно задать встречный вопрос: «В каком состоянии находятся сейчас сами религии?» Ведь они, заключая в себе способность преобразить внутреннего человека, тем не менее не смогут изменить ситуацию, разрешить проблему, если во всем своем множестве не будут придерживаться некой общей платформы, общего подхода к человеку. И именно поэтому сейчас во всем мире обращают внимание на Веданту.
Веданта способна объединить все религии и выступить с решением мировых проблем. Только та религия, которая занимается изменением внутреннего облика человека, старается сделать его лучше, достойна называться религией. На это способна всякая истинная религия, утверждает Веданта. Несмотря на различия в доктринах, верованиях, принципах и догматах, разные религии объединяет очень мощная общая платформа, общий фундамент. Веданта делает ударение именно на эту общую для всех религий базу, с тем чтобы они могли работать на стабилизацию мира, на упрочение прогресса.
Согласно Веданте, все религии мира основаны на трех основных принципах.
Во-первых, за всеми мировоззрениями стоит одна общая идеальная реальность, которая отвечает представлениям человека о совершенстве, и именно ее религии называют Высшим Существованием, Высшим Существом. Это Высшее Существо описывается также как духовная реальность, которая и заключает в себе, и проявляет из себя Вселенную. Вот первый принцип, первый пункт, который принимается всеми религиями.
Во-вторых, все религии, прямо или косвенно, принимают как факт наличие внутренней, глубинной связи между человеком и этим Высшим Существом, что в конечном счете означает тождественность человека и духа. Человек – это дух, отличный от собственного ума или комплекса «ум – тело». С этим также согласны все религии.
В-третьих, цель всех религий – реализация этой внутренней связи. Наивысшая цель каждого человека – осуществление своей собственной связи с Всевышним. Большинство религий высшей целью считает реализацию человека в Высшем Существе. Веданта же утверждает, что кульминация этого процесса заключается в отождествлении человека и Бога.
Если различные религии согласятся с тем, что они сходятся по этим трем пунктам, то между ними не будет разногласий и их совместная работа на благо мира станет возможной. При этом человек, избрав для себя такую великую цель, получит двойную пользу. С одной стороны, он поймет, в чем заключается высший смысл его жизни, с другой – и его жизнь станет безопасной, укрепится в своей основе, как бы изменчив и противоречив ни был внешний, окружающий мир. Это единственное решение, способное сегодня спасти человечество, и к нему люди должны будут рано или поздно прийти.
Я начал с того, что ни сами внешние обстоятельства, ни их изменение не могут разрешить противоречий современного мира. Если в человеке не развивается внутренняя доброта, если не растет доверие людей друг к другу, чувство братства, если между людьми нет ощущения внутреннего единства, тогда эти противоречия не смогут получить своего разрешения. До сих пор не было других систем, кроме религиозных, которые способствовали бы преображению нравственной природы человека в сторону добра. Религии развивают именно это качество. Поэтому мы должны обращать внимание каждого человека на внутренние, базовые принципы каждой веры – ведь именно в них заключена общность различных мировых религий. Опираясь на эти общие принципы, человечество получит возможность двигаться дальше и совершенствовать наш мир.
Несмотря на все несовершенство мира, популярность Веданты растет с каждым днем благодаря трем присущим ей качествам: универсальности, рациональности и практичности. Последователи Веданты стойко придерживаются этих принципов.
Первое. Универсальность Веданты в том, что она охватывает самые разные религии. Кроме того, в качестве способов развития внутреннего мира человека она так же принимает культуру и науку. При этом Веданта опирается на такое положение: Бог – высшая реальность – бесконечен. Бог самосущ, он познает сам себя. Именно поэтому в Веданте Бог – это абсолютное существование, абсолютное знание и абсолютное блаженство. Это не три различных качества, а внутренняя природа высшей реальности. За этой Вселенной стоит единство. Это высшая, как я уже сказал, по своей природе реальность: вечное существование, вечное знание, вечное блаженство.
Наука со своей стороны пытается достичь своей высшей цели, то есть найти тот единый принцип, который объединяет мир. Она принимает эту целостность, это единство мира, но при этом предполагает, что оно имеет материальную природу. Только в середине прошлого века всемирно известный немецкий физик Вернер Карл ГейзенбергГейзенберг (Хайзенберг) Вернер (1901–1976) – немецкий физик-теоретик (ФРГ), один из создателей квантовой механики. Предложил (1925) матричный вариант квантовой механики; сформулировал (1927) принцип неопределенности; ввел концепцию матрицы рассеяния (1943). Труды по структуре атомного ядра, единой теории поля, теории ферромагнетизма, философии естествознания. Нобелевская премия (1932). (Прим.ред.) сформулировал принцип «соотношения неопределенностей», чем несколько пошатнул научные представления о мире, показав, что мир не есть нечто только материальное. Сейчас крупнейшие ученые мира, многие лауреаты Нобелевских премий высказывают робкие догадки о том, что это двуединство материи и энергии полностью не исчерпывает представлений о сущности бытия, что за этим стоит нечто еще не познанное. А красота Веданты еще и в том, что на протяжении многих-многих тысячелетий она придерживается своего изначального постулата, что есть высшая сущность бытия, сознания и блаженства – Абсолют. Сделанное в глубокой древности и на протяжении тысячелетий периодически подтверждаемое религиозным опытом, такое утверждение само по себе красиво. К тому же оно может объединить людей, внести в человеческие отношения внутреннюю гармонию и помочь преодолеть неустроенность внешнего мира.
И еще одну важную вещь утверждает Веданта – будучи вездесущим, эта Высшая Сущность включает в себя и самого человека, проникает в человека. А если человек по своей сути един с Высшим, то, значит, и различия между людьми не существенны. Но Веданта считает, что внешнего равенства быть не может – люди различаются по своим силам, талантам, внешнему виду. А равенство или единство возможно только во внутреннем человеке. Именно внутренний человек – источник достижения Высшей реальности для каждого. Иными словами, любая душа потенциально божественна. И это – основа человеческого достоинства. Нельзя думать о ком-то, как о человеке низком. На этом должно быть основано равенство взаимоотношений между людьми.
Второе. Веданта очень рациональна. С ее позиций вырабатываются гармония и равенство. Она учит, что нельзя все сразу принимать, не осмыслив этого предварительно. Любой вопрос нужно обдумывать, любой самый маленький пункт.
Разум спасает человека от предрассудков, от предубеждений. И Высшую Истину можно анализировать рационально. Единственно, при этом нужно учитывать, что ум сам по себе дойти до Высшей Истины не может. И с этим согласны все религии: постичь Высшую Истину умом нельзя, так как, не сомневаясь, он не может представить себе истину. В качестве примера Веданта приводит такое выражение: нет дыма без огня. Делается умозаключение: там, где дым, должен быть и огонь. Дым подразумевает под собою огонь. Но этот пример хорош так же и тем, что ясно дает понять: за дымом нельзя определить, где горит, нельзя понять, откуда огонь. Так и Высшая Истина – она находится вне тела, ума и чувств. Разумом до нее не дойти, это факт. И Веданта утверждает, что Вселенная не может объяснить сама себя. Для этого нужно выйти за ее пределы.
Наш разум, как и бытие, заключен в тиски пространства, времени и причинности, а Бесконечность этому подчиняться не может. Поэтому, чтобы познать Высшую реальность, разуму нужно выйти за свои пределы. Веданта утверждает, что в нас есть нечто помимо тела, ума и чувств. Проблема западного мира в том, что ученые не могут четко разграничить понятия «ум» и «сознание», для них это одно и то же. Веданта же изначально занималась тем, что логически определила точки различия между этими категориями и пришла к утверждению: разум, который, по определению, не есть сознание, тоже материален. Следовательно, утверждает Веданта, разум не может вывести человека в Высшую реальность, но он и не противоречит ей. Можно сказать, что можно выйти за пределы разума, пользуясь тем же разумом.
Веданта так же хорошо определяет термин «вера». Что есть вера? Веданта говорит, что вера – это принятие такого человека, разум которого свободен от заблуждений и неточностей. Это ум возвышенный. И когда его утверждения принимаются – это и называется верой, верой в этого человека. Такого рода вера присутствует не только в области религии, но и в науке, и в культуре. По существу все, что принимает человек как правду, есть вера такого рода – вера определенным людям. И в этом смысле Веданта, принимая как откровения, так и утверждения достойных людей, очень рациональна.
И третье – система Веданты очень практична. Каждый человек в своей жизни стремится к достижению высшей цели, то есть свой потенциал вы должны найти внутри себя. Кем бы вы ни были: человеком низкого происхождения или высокого, талантливым или бездарным, какой бы ни была ваша профессия – из любой точки, где вы находитесь, вы можете начать это путешествие к высшей цели. При этом вам нет нужды отказываться от мирской жизни, от общих устремлений. Просто это положение Веданты определяет общий подход к работе, чтобы таким образом достичь своей высшей цели.
Веданта не требует, чтобы для достижения духовности человек уходил от мира. Отшельничество вовсе не есть непременное условие для этого. Но Веданта говорит, что религиозные силы, объединившись, могут способствовать разрешению мировых проблем. Мировые проблемы разрешаются отношением к ним человека. А религии, если возьмут на себя такую ответственность, прежде должны достичь взаимопонимания, основываясь на внутренних базовых принципах. Лицемерие, двуличие, узость мышления не есть производные религиозного подхода к миру. Религии всегда стремились сделать человека внутренне более свободным. Но со временем любая эзотерическая доктрина становится косной. И именно поэтому религия теряет свою способность встречать лицом к лицу те проблемы, которые ставит перед ней современный мир. Это должны понимать современные религиозные лидеры. Веданта же тем и хороша, что представляет собой способ, с помощью которого каждый человек может изменить собственную внутреннюю жизнь. В наше время Рамакришна доказал на собственном опыте, что религия может сделать решающий вклад в улучшение современного мира. Опираясь на собственный религиозный опыт, он показал: сколько религий – столько и путей достижения человечеством общей цели – познания Высшей Истины.