Page 80 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

Часть четвертая. ЗЕМЛЯ РИШИ

80

Вишну снова взялся за работу. Кроме праздников были длительные паломничества к местам, связанным с нагами, богами и богинями. В те далекие времена, несмотря на обилие праздников, люди исправно пахали землю, растили ячмень, пшеницу и рис, строили храмы из ка­ менных блоков, украшали их изысканной скульптурой, ткали одежду и расшивали ее яркими узорами, создавали из серебра, золота и драго­ ценных камней тонкие и изящные украшения, строили дома и дворцы, писали книги и сочиняли стихи. Короче говоря, делали все, что делали другие народы, и не хуже остальных, а иногда и лучше.

Праздники несли в себе мифологическое время и память о свершен­ ном в его глубинах. История же Кашмира была иной, хотя и сопри­ касалась с мифологическим прошлым, как бы вытекала из него. Она была наполнена усобицами, враждой, предательством и убийствами. В ней были войны, справедливые и несправедливые, грабежи и наси­ лия. Ипоэтому книги «Ниламатпурана» («Наставления Синего нага») и «Раджатарангини» («Река царей») так не похожи друг на друга. Но как бы то ни было, их миры существовали рядом в пространстве этой удивительной долины.

«И мир роз и шалей кашмирских не похож на забытый и скры­ тый мир кашмирских клинков» 21 ,— писал Рерих в экспедиционном дневнике. В современном Кашмире Николай Константинович сумел увидеть эти два мира—мир кашмирской культурыимир кашмирской политики.

Потом, века спустя, унылый плач муэдзина на минаретах мечетей заглушил веселье древних праздников долины Синего нага. Похожие на мешки покрывала скрыли красоту женщин. Их прекрасные лица стали замкнутыми, в удлиненных глазах затаился испуг.Женская по­ ловина дома стала ихмироми уделом. Они разучились петь и танцевать и превратились из богинь и королев в людей второго сорта. В тех, кто ничего не может и не умеет. Древняя культура, в которой жили чудес­ ные мифы и легенды, царили красочные праздники, музыка и танцы, которая помнила о Великихмудрецах, Синемнаге и ученыхпандитах, обладавших тайными знаниями, гибла под сапогами мусульманских завоевателей.

Характер народа, прежде веселый и легкий, менялся. Исчезала бы­ лая утонченность, глаза теряли зоркость, уши— слух. Но культуру как таковую уничтожить нельзя. Ибо она находится в самих людях. И пока этилюдиживы,живаиона. Темнымизимнимивечерамикашмирцырас­ сказывали своимдетямчудесные истории о нагах, мудрецах и погибших богах.Те, вырастая, передавалиисториисвоимдетям.Итакизпоколения в поколение. Возвращаясь из мечети, люди приносили жертвы у источ­ ников, где затаились древние и могущественные наги. На шали, вазы и ковры,которыеразрисовывалипопрежнемуискусныерукикашмирских ремесленников, ложилисьузорывоспоминания.Онинарушалитрадици­ онный мусульманский орнамент. В них попрежнему царили сказочные

Page 80 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »