Page 71 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

Часть четвертая. ЗЕМЛЯ РИШИ

71

редкими и чудесными образцами алмазов, изумрудов, рубинов, аме­ тистов, жемчугов.

Наги были не только королями, но и мудрецами, наставниками, магами, волшебниками и, наконец, культурными героями. Главный наг Кашмира — Нила создал книгу, которая всплыла из синей воды Ниламнага. В книге содержались мудрые советы, как жить, кому поклоняться, как вести себя в тех или иных случаях. Нила привил людямКашмира прочные культурные традиции. Наг Такшака принес из неизвестных краев семена ценного шафрана. Недалеко от Панд­ ретана, в деревне Джайявана, которая называется теперь Зеван, он показал жителям, как его сеять и выращивать, и шафран стал одним из богатств Кашмира. Кроме этого наги управляли погодой, обладали богатыми познаниями в медицине, а также были ясновидящими и яснослышащими.

Культ нага, четкие следы которого проглядываются в современной культуреКашмира, отличалсяудивительнойживучестью.Онвыдержал испытание различнымирелигиями: индуизмом, буддизмом, исламом. В этомкульте существовала какаято необъяснимая сила, неведомая при­ влекательность, можно сказать, очарование. Даже агрессивный ислам не смог вытравитьиз душинарода тысячелетнее уважение к священным источникам нагов, к их священным пещерам и убежищам.

Абул Фазл, придворный историк великого императора Акбара, с удивлением отмечал: «ВКашмире было сорок пять мест, посвященных Шиве, шестьдесят четыре — Вишну, три — Брахме и двадцать два — Дурге, но было семьсот мест в долине, где были высеченыизображения змей, которыммолилисьжители» 17 . Культ уходил корнями в глубокую древность, и ему сопутствовал какойто обязательный ассортимент верований и ритуалов, например поклонение солнцу, священным де­ ревьям и, наконец, богинямматерям.

Последние играли особую роль. Если озера и источники Кашмирской долины названы в честь нагов, то реки, вытекающие из них, носят имена древних богинь: Витаста, Трикоти, Харсапатха, Чан­ дравати, Висока. Сам Кашмир назван по имени богини гор Касмиры. В святилищах нагов молились и богиням. Это неразрывное сочетание сразу заметил Николай Константинович Рерих. Заметил, возможно, самую важную черту культа. Жена и змий. «Древность этого символа уже неисчислима» 18 , — писал он.

Знаменитый китайский путешественник Сюаньцзян в VII веке по­ сетил много мест, связанных с нагами. Это были озера, пруды и прочие водоемы. Сюаньцзян был однимиз первых, кто пытался в таинственном культе нагов увидеть элементы исторической реальности. Рерих высоко ценил достоверность старинных китайских хроник. «Вообще нужно отдать справедливость, — писал он, — старым китайцам за точность их описаний, в чем мы убеждались не раз» 19 .

Одна из ранних и блестящих династий царей Кашмира, правив­

Page 71 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »