Page 320 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

Часть пятая. ЗЕМЛЯ БОГОВ

343

ной оградой. Мощеные дорожки сходятся в ее центре, там, где стоит прямоугольный серый гранитный камень. На камне на языке хинди выбита надпись. Я читаю: «Самват 30, Магх 2004 Викрам эры. Вели­ кий друг Индии Махариши Николай Рерих. Последний ритуал был исполнен здесь. Ом Рам». Рядом с этим камнем лежат другие. На них высечена буддийская молитва — «Ом мани падме хум». 15 декабря 1947 года на этой площадке было кремировано тело Махариши Ре­ риха. Его положили на костер головой на север. Там, на севере, были видны снежные пики Великого Гималайского хребта и двуглавая вершина Гепанга — Горы «М». Так назвала эту вершину Елена Ива­ новна. Вокруг площадки росли гималайские кедры и сосны, а там, за снежными пиками и хребтами, на север отсюда, лежала Россия, откуда пришел Махариши. Теперь его имя встало в ряд с другими ришимудрецами долины. Со временем в Кулу сложат о нем леген­ ды. Таков закон творческого мышления народа. И будущий иссле­ дователь будет пытаться увидеть за этими легендами реальность.

Но пока этого не произошло и реальность остается реальностью, а великий мудрец — просто человеком, можно рассказать, как он жил здесь, в этой древней долине

Гималайских гор. Я гощу на вилле Рерихов уже вторую неделю. Живу в тех комнатах, где они жили, хожу по тем дорожкам и тропин­ кам, по которым они ходили, вижу то, что видели они. Дом, некогда купленный с таким трудом у раджи Манди, стоит на склоне выше поселка Наггара. Дом ста­ ринный, каменный, с высокими трубами на крыше. На второй этаж ведет деревян­ ная лестница с вощеными ступеньками. В гостиных лежат на полах ковры и тибетские бронзовые статуэт­ ки украшают интерьер. Многое здесь оставлено так, как было при жизни Елены Ивановны и Николая Константиновича. В кабинете Елены Ивановны стоит все тот же небольшой письменный стол и из окна видны снежные вершины Гималаев. Вечерами я работаю за этим письменным столом, просматриваю журналы, которые публи­ ковались Институтом Гималайских исследований. Внизу находится мастерская Николая Константиновича. В ее широкие окна льется свет горного солнца, по стенам висят гималайские этюды художни­ ка. Здесь он писал свои картины, здесь создавал свою знаменитую гималайскую серию. Здесь остался мольберт с недописанным полот­ ном «Приказ Учителя». Он начал серию в 1947 году и не успел до­

кончить. Святослав Николаевич превратил мастерскую в своеобразный

Page 320 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »