Page 317 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

Часть пятая. ЗЕМЛЯ БОГОВ

340

поклоняются все. Долина наполнена легендами о них. Короткий период буддизма оставил в Кулу память о Гаутамериши, и храм, посвященный ему в Гошале, совсем не похож на буддийский. Авс­ трийский ученый Вогель, побывавший в Кулу в двадцатые годы нашего века и писавший о Гаутамериши, с удивлением отмечал, что риши, «странно сказать, считается нагом» 41 . Боги, наги, риши. Где та граница, которая отделяет одних от других? Ее просто не существует. Всемимприписываетсямудрость, чудесные способностии всемогущес­ тво. Ришижили в этой долине, являлись людям по их зову и помогали всегда тем, кто нуждался в их помощи. Бронзовые и серебряные маски риши несут по праздникам на паланкинах вместе с масками богинь и нагов. Места, где они проходили или жили, считаются священными. Около пещеры риши Пахари Баба построен небольшой храм. Вход в пещеру, под которой течет речной ручей, заложен камнями. Пахари Баба ушел, но его жилище остается неприкосновенным. Вокруг по­ кинутой пещеры шумят деодары и гималайские сосны. Солнечные лучи дрожат на хвое и делают ее синей, как сами горы.

— Ушел не значит умер, — объяснил мне както жрец Джаядева. —Риши не умирают. Они приходят и уходят, поступая так по однимим известным причинам. Они наполняют места своего обитания благода­ тью, поэтому люди всегда стремятся посетить их, даже еслиприходится преодолевать большие расстояния.

И действительно, летом в Кулу появляются паломники из всех уголков Индии, которые по пути к священным Гималаям заходят в долину, чтобы почтить риши, живших там. Риши принадлежат не только Кулу, они принадлежат всей Индии. Но в гималайской долине о них рассказывают больше, чем в других местах страны.

Риши Виаса, чье имя связано с «Махабхаратой», риши Васишта, риши Капила, риши Гаутама, риши Пахари Баба. И в одном ряду с ними Гуга Чохан и Нар Синг. В легендах боги и риши часто пред­ ставляли одно нераздельное целое. Эту особенность сразу заметил Николай Константинович Рерих. «Гур также рассказал много, — писал он, — о великих местных риши; боги в долине живут в процветании. У них много имущества и земли. Без их разрешения никто не может срубить даже дерево. Боги ходят друг к другу в гости. Многие люди видели путешествующих богов. Иногда они летают, иногда передвигаются большими скачками, опираясь на палки» 42 .

Среди жителей Кулу ходят легенды о том, что если уйти в горы и там вести какоето время уединенную жизнь и обращаться к риши с молитвой, то ктонибудь из них да появится. Среди риши Кулу су­ ществуют лица исторические и легендарные. Но и за легендарными опятьтаки стоят реальные люди, когдато жившие и оставившие о себе память в этой долине.

«Не в предании, но в яви жили Риши, — писал Рерих. — Их

Page 317 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »