Page 136 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

Часть четвертая. ЗЕМЛЯ РИШИ

136

храмы были давно, в VII—VIII веках. Развалины пяти из них были найдены и частично возвращены к жизни. Остальные еще дремлют под землей, покрытой зеленой веселой травой. Легенды повествуют о том, что когдато здесь был целый город храмов. Как выглядел этот город, можно только вообразить. Но даже зрелище оставшихся пяти храмов, вернее, их руин, было захватывающим. С высоких платформ, сложенных из крупных каменных блоков, уходили в безоблачное небо стройные колонны. К уцелевшим массивным стенам вели широкие лестницы. Полустертые, выветренные барельефы богов темнели в нишах полуразрушенных оснований и в проемах между колоннами. Они неожиданно возникали из резких теней, которые клало на древние храмы солнце, а потом снова уходили в темноту, как бы растворяясь в ней. Вдоль входов и сохранившихся стен вилось кружево каменного орнамента. Оно топрерывалось, уходя внебытие иразрушение, то вновь возникало на пощаженных Временем камнях. И сами храмы и баре­ льефы напоминали мне кашмирские храмы Авантипура и Мартанда. Те же колонны, похожие на греческие, те же массивные святилища, тот же мотив орнамента. В этой похожести не было ничего необычного и удивительного. Кашмирская долина была рядом, за снежным хреб­ том ПирПанджал. Через его перевалы шли дороги сюда, в Джамму. Так же как и в Мартанде и Авантипуре, здешние храмы украшали «романские» медальоны. Они явно были старше своих европейских собратьев и бросали вызов нашему представлению о прошлом. Рерих не проходил здесь. Но его мысль об общемисторическом«колодце» для стилей Востока и Запада жила здесь, среди погибших храмов горной гималайской долины.

Солнце прямо и резко освещало руины. Было пустынно и тихо. Грунтовая дорога, по которой я приехала, уходила кудато к горам. За дорогой виднелись крыши нескольких деревенских домов. Не­ ожиданно ктото окликнул меня. Я обернулась и увидела паренька в темном кашмирском перене. Жители Джамму таких перенов не носили. Не успела я удивиться этому обстоятельству, как паренек, застенчивый и серьезный, объяснил, что он археолог из Сринагара и зовут его Тахир. Вместе с ним мы обошли все остальные храмы. Еще раз вернулись к храму Шивы, где Тахир показал не замечен­ ные мной раскопы. Пересекли дорогу и за деревней, в лощине, остановились у храма, который Тахир называл Деви Бхагавати. Храм оказался в лучшем состоянии, чем все остальные. Каменные блоки его были тщательно очищены от мха и грязи. Барельефы, насколько это удалось Тахиру и его помощникам, были приведены в порядок. У входа, рядом с колонной, я увидела четырехрукую богиню в массивной драгоценной короне. У богини было тонкое нежное лицо и гибкий стан. Время и ветер разрушили нижнюю часть ее тела, сделали ее размытой и призрачной. Но в этой гибкости стана и размытости линий мне почудилась странная эластичность

Page 136 - Мастер2-21

This is a SEO version of Мастер2-21. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »