Page 372 - Мастер2-1

This is a SEO version of Мастер2-1. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »

Часть третья. СТРАНА ГОР И СНЕГОВ

373

Вода медленно вращала мельницу и вытекала из святилища по трубе. Женщины окрестных деревень брали там воду. Чуть ниже за прудом росли фруктовые деревья, но за ними никто не ухаживал, и деревья одичали. Отсюда по берегу Инда дорога шла на Ше мимо барельефов Майтрейи, высеченных в придорожных скалах, туда, к «перепутью Будды и Христа». Там, в храме, у этого перепутья, рядом со статуей Падмасамбхавы стояло изображение основателя монастыря Хемис. Того, кто написал книгу о Шамбале. У него было спокойное лицо му-дреца, оранжево-черная тога и плоская белая шляпа. Изображение ламыпоявилось здесь много веков спустя после того, как в этих скалах переплелись пути двух Великих Учителей. Один из них оставил после себя золоченую статую, другой — предания и сказания. Но пути эти были знакомы ламе в оранжево-черной тоге...

11. «Танцы богов»

Самые большие и красочные праздники в Ладакхе происходят в монастырях. И среди них знаменитые танцевальные мистерии в ма-сках занимают, пожалуй, первое место по многолюдности и популяр-ности. Яприехала в Ладакх в октябре и поняла, что увидеть эти танцы мне не удастся. В Хемисе они прошли в июне, когда отмечали день рождениямогущественногоМахасиддхиПадмасамбхавы. Следующие должны были состояться только в феврале—в дни тибетского Нового года. Осень оказалась самой безнадежной в этом отношении. И я уже смирилась с тем, что не увижу «танцев богов», и довольствовалась тем, что осмотрела в некоторых монастырях ритуальные маски и по-говорила с теми, кто обучал лам этим сакральным танцам. Ученый лама Палден также кое-что мне поведал.

— «Танцы богов», — сказал он, поудобнее усаживаясь в кресле в моем гостиничном номере, — очень древняя мистерия. Никто тол-ком не знает, когда она зародилась. Одни говорят, что их придумал Падмасамбхава, великий волшебник и тантрист, когда боролся с демонами и превращал их в добрых богов, другие утверждают, что такие танцы знали еще жрецы бона. Может быть, последние и правы. В Тибете до сих пор простой народ называет эту мистерию «танцами демона Красного тигра». Такое божество существовало еще в боне. До сих пор в его храмах хранятся маски для таких танцев. Но существу-ет разница между танцами в храмах бона и в буддийских. Говорят, что во время танцев приносились жертвы, даже человеческие, чтобы ублажить грозных демонов. В VIII веке Падмасамбхава запретил такие жертвоприношения и велел заменить живого человека его фигуркой, сделанной из теста. — Палден остановился, задумался, а потом снова продолжил: — «Танец богов» — тантрическое таинство. Каждое движение в нем имеет свой глубокий священный смысл, каждая мудра сообщает истину. Чтобы овладеть искусством мудр, надо долго и упорно учиться. Учителя, которые обучают лам этому искусству, являются посвященными. Те же, кто этому обучаются,

Page 372 - Мастер2-1

This is a SEO version of Мастер2-1. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »